Музыкальные игры в старшей группе. Музыкальные игры в доу Летние музыкальные игры в детском саду

Елена Приходько
Музыкально-дидактические игры на ритм, старшая группа

Старшая группа.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма.

«Слушай и повтори».

Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.

«Песня гриба».

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.

Текст песни: Дождь идет…дождь идет,

Дождь грибной…дождь грибной.

Я расту…я расту

Под сосной…под сосной.

Лес притих…. Лес притих

Под дождем… под дождем.

Еж сидит…еж сидит

Под кустом … под кустом.

«По какому предмету стучу?»

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровай и ритмический слух.

Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

Надо музыку послушать, инструменты подобрать.

Их звучание запомнить и по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду».

При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, втряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.

«Передай ритм».

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

«Музыкальные стульчики».

Цель: Развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

«Барабанщики».

Цель: Развивать творческую активность детей, слуховую память, чувство ритма.

Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлапывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.

«С кем дружит зайчонок?»

Цель: Формировать у детей слуховые ощущения фразы, ее начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры, развивать чувство ритма.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом друг к другу (в руках у детей музыкальные инструменты). Педагог держит зайчонка в руках и со словами идет по кругу с внешней стороны.

Зайка – верный, добрый друг, к нам пришел играть он в круг.

С кем он дружит, назовите, никого не пропустите.

В конце первого предложения педагог останавливается напротив кого-нибудь из детей и лапкой зайчонка дотрагивается до одного игрока. Остальные называют его имя (например, «с Сашей»). Ребенок отстукивает на инструменте ритм, дети его повторяют. На второе предложение по кругу с игрушкой идет «Саша» и лапкой зайчонка дотрагивается до одного из игроков. Дети называют имя этого участника игры и т. д.

«Какая бывает зима».

Цель: Развивать творческую активность детей, учить передавать на музыкальном инструменте простой ритмический рисунок, одновременно пропевая слова.

Ход игры: В центре круга на детском стуле стоит игрушечный слон и колокольчик. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу со словами:

Слон совсем не знает, какой зима бывает.

К кому колокольчик придет, тот ответ слону дает.

Ребенок, остановившись напротив слона, берет колокольчик и передает ее по кругу на сильную долю музыкального произведения в четырехдольном размере и умеренном темпе. При этом он пропевает приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая и т. д.», одновременно играя на колокольчике.

Разучивание игры начинается с подготовительного упражнения на развитие метра, в дальнейшем – перейти к пропеванию признаков существительного.

«Ритмический оркестр».

Цель: Формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах). Основываясь на полученные ранее знания.

Ход игры: Педагог разбивает детей на 4 равные подгруппы (по 4-6 человек, каждая их которых образует сторону квадрата. В руках у каждой группы однородные ударные инструменты (1-я – бубны, 2-я – ложки, 3-я – маракасы, 4-я – трещотки). В центре квадрата из подгрупп стоит дирижер.

Все дети исполняют песню «Андрей-воробей». По указанию дирижера, обращенному к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах. Усложнять игру можно ускорением темпа, а также использованием одновременного звучания всего оркестра.

Педагог должен обратить внимание на то, чтобы пение детей было протяжным, спокойным. При сочетании пения с игрой, игра не должна заглушать пение. В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой ребенок по желанию.

«Шаг и бег».

Цель: Дать детям представление долгих и коротких звуках.

Ход игры: Педагог дает детям прослушать марш и предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку. После ответа детей педагог предлагает им прослушать под эту же музыку, произнося слово «шаг-шаг-шаг». Детям предлагается повторить то же самое, заменив «шаг» более удобным слогом «та». Далее педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «та».

Звучит аудиозапись с музыкой для легкого бега, и педагог предлагает детям определить, что удобнее всего делать под музыку. После ответа педагог предлагает детям пробежать на носочках, говоря слово «бег-бег-бег». Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «бег» на короткие слоги «ти-ти». Затем педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «ти-ти».

Примечание: Графические обозначения звуков по длительности по усмотрению педагога. Музыкальные фрагменты в аудиозаписи должны звучать не более 30 с. Движения шагом и бегом можно заменить хлопками, шлепками или притопами.

«Имена и ритмы».

Цель: Развитие у детей чувства ритма.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено. Педагог: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.

Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков)».

Педагог предлагает детям прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям предлагается пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.

«Прогулка».

Цель: Развитие чувства ритма.

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.

«Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень» - педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. «Испугались ребята, побежали домой».

Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.

«Веселый паровозик».

Цель: закреплять у детей знания о длительности звуков.

Демонстрационный материал: паровозик с вагончиками, в каждом окошечке изображен ребенок. Окна прорезаны по контуру справа, слева, внизу и по верхнему сгибу отгибаются вверх. Открывается изображение ноты по длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая).

Ход игры: Педагог: Вот – смотрите паровоз, он вагончики повез.

Путь у него дальний, ведь поезд музыкальный.

Вызванный ребенок открывает любое окошко, показывает ноту, называет ее и пропевает. Все дети повторяют задание. Или все поют попевку, называя имя ребенка, который будет выполнять задание. «Ноту Катенька везет, Свою песенку поет». Названный ребенок открывает выбранное им окошко, определяет и называет по длительности. Все отхлапывают и пропевают на слоги «ля» длительности нот.

«Сладкое дерево».

Цель: Закреплять знания детей о длительности звука.

Демонстрационный материал: Фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты различной длительности.

Ход игры: Педагог: На большой зеленой ветке – музыкальные конфетки.

Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.

Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слоги «ля».

Педагог: Посмотрите, наша детки, - это сладкие конфетки.

Дкти отхлапывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.

«Сосульки».

Цель: Развивать слуховую память, тембровый, ритмический слух.

Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносят слова «кап-кап-кап-кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.

Примечание: Можно использовать музыкальное сопровождение.

Сюжетная музыкальная игра

«Музыкальные картинки»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.77.

Возраст: от 5 до 6 лет

Оборудование: музыкальные фрагменты иллюстрации с изображением грустной и веселой девочки, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски, отражающие эмоции грусти, радости; бумага.

Образ: грустной и веселой девочки.

Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать рассказ;

б)выявить сенсорные особенности музыки;

в)выбрать эмоциональные открытки, соответствующие характеру музыки;

г)рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции грусти и радости;

е)нарисовать картину за окном;

Сюжетно-игровая интонация: Г.А.Никашина «Малыш и музыка» стр.78.

Музыкально-дидактическая игра

«Громко - тихо запоём»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель : развитие диатонического слуха.

Оборудование : любая игрушка.

Ход игры : Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Игру можно провести, как развлечение.

«Громко - тихо»

Н.Г. Конова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.

Цель: з акреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание дидактического пособия: Карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бардового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета - громкому звучанию музыки.

Ход игры: Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) - третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей проводится музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

(на развитие музыкальной памяти, песенного творчества, знакомство с новым музыкальным материалом, закрепление знакомого музыкального материала)

Цель: формирование умения придумывать простейшие мелодии на рифмованные строчки в разных ритмах.

Материал и оборудование: фланелеграф, конверт с письмом, разрезанная на части карточка.

Дети заранее в группе разучивают стихотворные строчки для исполнения роли почтальона:

Я - веселый почтальон, приношу я письма в дом!

Саше я письмо отдам, прочитай скорее нам!

Во время проведения игры выбирается почтальон. Он должен на стихотворные строчки придумать мелодию и спеть песенкой. После этого отдаёт конверт с письмом тому ребёнку, чьё имя он спел.

Музыкальный руководитель говорит, что письмо необычное, музыкальное.

В конверте находится карточка, разрезанная на части. Ребёнок, которому отдали письмо, складывает её на фланелеграфе. Дети по сюжету карточки вспоминают, какому музыкальному материалу она предназначается. После этого исполняют знакомый музыкальный материал (песню, танец или музыкальную игру) или знакомятся с новым музыкальным материалом.

Маленький композитор

(дидактическая игра на развитие образного мышления, творческих способностей в вокальной деятельности, звуковысотного слуха, по закреплению знаний о длительности музыкальных звуков)

Цель: развития умения выкладывать карточками разный ритмический рисунок, пропевая его звуками разными по высоте и длительности.

Материал и оборудование: фланелеграф, большие и маленькие карточки.

Музыкальный руководитель знакомит детей с разными по размеру карточками: большими и маленькими. Большая карточка обозначает долгий звук, маленькая - короткий. Затем выкладывает на фланелеграфе эти карточки, (например, цветы) ритмическим рисунком. После этого предлагает пропеть долгими и короткими звуками ритмический рисунок, используя слово «цветок».

Когда дети хорошо усвоят длительности звуков, музыкальный руководитель усложняет им задание, предложив спеть ещё высокими и низкими звуками. При этом располагает карточки цветов высоко и низко.

В игре могут использоваться любые карточки: листья, рыбки, птички, ягоды, грибы, зверята и т.д.

Музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубик»

(на развитие музыкально-сенсорных способностей)

Цель: формирование умения выделять в песне составные части: музыка вступления, количество куплетов, музыка заключения, запев, припев, ; развивать умение отображать карточкой эмоциональное настроение музыкального материала.

Материал и оборудование: фланелеграф, разноцветные квадратики, эмблемы.

Музыкальный руководитель показывает детям разноцветные квадратики и говорит: «Эти квадратики-карточки необычные, с ними можно поиграть, раскладывая их на фланелеграфе. Сейчас я вам расскажу, что они обозначают». Затем знакомит детей с эмблемами, отображающими составные части в песне, динамические оттенки, виды музыкальной деятельности, эмоциональное настроение человека. Объясняет, как можно применять эти квадратики-карточки, рассказывая про песню или про музыкальное произведение.

Педагог предлагает детям вспомнить знакомую песню и спеть её. После этого они с помощью взрослого определяют части в песне, её динамическое звучание, эмоциональное настроение, выкладывая на фланелеграфе соответствующие карточки-квадратики.

Сколько нас поёт?

(дидактическая игра на закрепление знаний детей о количественном составе исполнителей-вокалистов: солист, дуэт, трио, ансамбль, хор)

Цель: , используемых в исполнительской музыкальной деятельности.

Материал: кубик, на сторонах которого - карточки с изображением певцов с разным количественным составом.

Музыкальный руководитель показывает детям кубик, на сторонах которого - карточки с изображением певцов с разным количественным составом. Затем вместе с детьми повторяет музыкальные термины: «солист», «дуэт», «хор», «ансамбль», «трио». После предлагает детям спеть знакомую песню, но перед этим прокатить кубик и уточнить, каким певческим коллективом будет исполняться песня.

Предлагает кому-нибудь из детей прокатить кубик. Как только кубик остановится, посмотреть, какая карточка будет наверху, таким составом и необходимо исполнить знакомую песню по выбору детей.

Музыкально-дидактическая игра «Музыка и движении»

(на развитие ритмического слуха, музыкальной памяти, закрепление музыкальных жанров)

Цель: , передавая его характерным движением: марш, полька, вальс, колыбельная.

Материал: кубик с характерными карточками.

Музыкальный руководитель показывает детям кубик с характерными карточками. Дети рассматривают их и называют действие: танцуют вальс, польку, бегают, спят, маршируют, прыгают.

Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение и найти на кубике карточку, соответствующую звучанию музыки, например: «Военный марш» (муз. Г. Свиридова), «Колыбельная» (муз. Н. Римского-Корсакова), «Полька» (муз. С. Рахманинова), «Попрыгаем» (муз. А. Сатулина) и т.д. Дети находят карточку и выполняют соответствующее движение.

Эту игру можно применить для знакомства с новым музыкальным материалом по всем видам музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактическая игра «Кто как гудит?»

(на развитие чувства ритма, ритмического и звуковысотного слуха)

Цель : развитие умения правильно пропевать долгие и короткие звуки разными словами в конкретной игровой ситуации, используя также звуки разной высоты: высокие и низкие.

Материал и оборудование: фланелеграф, карточки с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход), значки, обозначающие длительности звуков.

Музыкальный руководитель показывает детям карточки для фланелеграфа с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход) и говорит: «С этим транспортом вы все хорошо знакомы и, конечно, слышали, как он подаёт сигнал».

Дети вспоминают, как гудит каждый транспорт.

Педагог-водитель говорит: «Транспорт не просто сигнал подаёт. Это у него песенка такая. Давайте попробуем спеть эти песенки». Затем предлагает ребятам выбрать себе карточку транспорта, установить её на фланелеграфе, а рядом из значков, обозначающих длительности звуков, выложить ритмический рисунок. Музыкальный руководитель напоминает детям, что петь песенку можно не только долгими и короткими звуками, но и высокими и низкими звуками, выложив их по высоте на фланелеграфе. Дети выполняют игровое задание.

Для этой игры с детьми нужно закрепить знания о высоком и низком, о долгом и коротком звуках.

Музыкальные сказки

(на закрепление знакомого музыкального материала, знакомство с новым музыкальным материалом)

Цель: развитие умения детей сопоставлять, характеризовать, анализировать звучание музыкального произведения со сказочным образом.

Музыкальный руководитель показывает детям большую красочную книгу и говорит: « Это книга сказок! Но сказки в ней все музыкальные! Одни герои сказок любят танцевать, другие - песни петь, а третьи - играть на музыкальных инструментах. Сейчас мы откроем книгу и всё увидим! На первой страничке живёт сказка про Золушку». Показывает страничку с изображением Золушки.

Музыкальный руководитель: «Послушайте и скажите, какую песню поёт Золушка: весёлую или грустную? Какое у неё сегодня настроение?».

Дети слушают музыкальную пьесу П. Чайковского «Старинная французская песенка», а затем анализируют звучание пьесы.

Аналогично можно использовать эту игру по всем видам музыкальной деятельности.

Телевичок

(дидактическая игра на закрепление выученного музыкального материала, знакомство с новым музыкальным материалом)

Цель: для запоминания выученного музыкального материала, творческих способностей детей для артистичного исполнения музыкального номера.

Материал и оборудование: маленький телевизор, карточка с изображением музыкального материала.

Музыкальный руководитель показывает детям маленький телевизор и говорит: «Это телевизор для маленьких детей, поэтому он называется телевичок. Сегодня по нашему телевичку мы посмотрим детские музыкальные передачи. Мы не только будем смотреть, но и сами поучаствуем в этих передачах».

Педагог вставляет в телевизор заставку-карточку с изображением нужного музыкального материала. Дети рассматривают карточку (например, дети танцуют). Музыкальный руководитель говорит: « По телевизору идёт передача «Будем танцевать!» Мы, ребята, будем не просто зрители, мы тоже потанцуем!» Дети исполняют знакомый танец.

Эта игра может быть использована по всем видам музыкальной деятельности как со знакомым музыкальным материалом, так и во время знакомства с новым музыкальным материалом.

Благотворное воздействие музыки на всестороннее гармоничное развитие детей является основой обязательного включения музыкальных занятий в учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Постижение эстетики искусства звуков наиболее продуктивно происходит в игровой форме, получившей определение музыкальная игра, которая может проводиться на занятиях любой образовательной направленности. Остановимся на методике проведения музыкальных игр в старшей группе (дети 5–6 лет).

Цели и задачи проведения музыкальных игр в старшей группе детского сада

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), миссия проведения музыкальных игр в старшей группе состоит в:

  • создании благоприятных условий для запоминания учебного материала (в игре с музыкальным сопровождением ребята легче воспринимают материал, содержание которого в старшей группе усложняется);
  • развитии речи, логического мышления, памяти, внимания;
  • стимуляции двигательной активности;
  • воспитании эстетического вкуса.

Занятия музыкой формируют у дошкольников эстетический вкус и воспитывают чувство товарищества

Задачами проведения музыкальных игр в ДОУ являются:

  • отработка навыков пения и соблюдения ритма (в отличие от воспитанников средней группы, у ребят 5–6 лет уже сформирована речь, то есть вокальные партии им удаются лучше, к тому же у детей есть базовые представления о ритмике, поэтому они могут воспроизводить более сложные ритмические рисунки);
  • дополнение имеющихся знаний о музыкальных инструментах (в старшей группе ребята осваивают азы классификации инструментов на струнные, народные);
  • развитие скорости реакции (за счёт увеличения числа подвижных музыкальных игр, в том числе и в качестве физкультпаузы на занятиях), воображения, образности восприятия мира;
  • создание эмоционально положительной атмосферы в группе (к примеру, не особо контактные дети в музыкальных играх раскрепощаются);
  • оздоровление организма малыша (вокальные упражнения в играх укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, улучшают артикуляцию звуков, а танцевальные элементы помогают снять мышечное напряжение).

Игры и музыка помогают детям раскрепоститься

Классификация музыкальных игр для детей 5–6 лет

Существует несколько подходов к классификации музыкальных игр в зависимости от базового принципа, положенного в основу их разделения на виды.

Таблица: виды музыкальных игр для воспитанников старшей группы

Принцип классификации Вид Суть Пример
По содержанию игрового материала Дидактические Усвоение материала по теме. «Третий лишний».
Цель: учить классифицировать музыкальные инструменты по видам.
Дети получают по 3 карточки с изображениями музыкальных инструментов (например, фортепиано, скрипка и виолончель) и определяют критерий, по которому один будет лишним (фортепиано не смычковый).
Подвижные, сюжетно-ролевые Дети инсценируют содержание песен, потешек, проявляя свой творческий потенциал. «Репетиция оркестра».
Один воспитанник выбирается дирижёром, остальные распределяют роли первой скрипки, ударника, трубача и пр.
Дети показывают репетицию оркестра, используя мимику, жесты.
Подвижные, соревнования Воспитывают в детях чувство здоровой конкуренции. «Кто король?».
Цель: тренировать скорость реакции.
Дети под песенку «Дуэт Короля и Принцессы» из мультфильма «Бременские музыканты» идут вокруг стула, на котором лежит игрушечная корона. Педагог останавливает музыку, дети стараются схватить корону. Кто успел, становится Королём.
Примечание: чтобы избежать конфликтов, игра проводится несколько раз.
Xороводные Их проведение закреплено народной традицией: дети держатся за руки и идут по кругу, напевая слова песен (колядок, веснянок, прибауток). «Солнышко-вёдрышко».
Цели:
  • развивать реакцию;
  • тренировать внимание.

Дети стоят в хороводе, в середине - Солнышко. С первыми словами песни ребята делают 3 шага внутрь круга и возвращаются назад.

  • Солнышко - вёдрышко,
    Выгляди в окошечко,
    Где твои детки?
    Сидят на загнетке,
    Лепёшки валяют!
    Тебя дожидают!
    Солнышко - вёдрышко!
    Выгляни в окошечко!
    Солнышко - вёдрышко!
    Солнышко - вёдрышко!

Примечание: загнетка - это место в русской печи, куда сгребали жар.
Завершив пение, ребята разбегаются, а Солнышко пытается их догнать и осалить. Если удалось, этот игрок становится Солнышком.

«Кто скорее гриб возьмёт».
Цели идентичны тем, что обозначены в предыдущей игре.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. На полу лежат три обруча с грибочками внутри, причём грибов на один меньше, чем участников игры.
  • Вот корзиночки мы взяли,
    В лес пошли мы за грибами.
    Мы идём, идём, идём, (Идут по кругу)
    Мы грибы сейчас найдём.
    Под листочком, под травинкой,
    На пенёчке, под осинкой.
    Вот и гриб! Не зевай
    И быстрей его хватай.

Дети хлопают в ладоши, хватают грибы из обручей.

По характеру участия детей Игры на восприятие музыкального материала Дети учатся соотносить музыкальные произведения с теми или иными явлениями, событиями. «Солнце и дождь».
Цель: различать оттенки музыкальных произведений.
Дети слушают два произведения (Шопен «Вальс дождя», Чайковский «Лето. Баркарола» из цикла «Времена года») и определяют, каким из них можно охарактеризовать солнце, а каким дождь.
Примечание: музыкальный материал может быть универсальным для нескольких игр.
Самостоятельное исполнение музыки или ритмическая игра Дошкольники воспроизводят заданный или произвольный ритм на деревянных ложках, колокольчиками или хлопками в ладошки. «Мишки и мышки».
Цель: учить показывать внешние характеристики объектов звуками.
Педагог показывает детям животное, а малыши деревянными ложками выстукивают звуки его шагов (тяжёлые у медведя, крадущиеся у тигра, вкрадчивые у зайца и пр.).
Творческие музыкальные игры Дети проявляют свои творческие способности на основе музыкального материала, изображая свои переживания в рисунках, аппликациях. «Нарисуй настроение».
Цель: учить соотносить настроение с конкретным визуальным образом.
Дети слушают отрывок музыкального произведения (например, «Танец цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик») и рисуют своё настроение после прослушивания.

Дидактические игры на музыкальную тематику проводятся не только музработником на занятии, но и воспитателем, например, для организации самостоятельной деятельности ребят

Как составить картотеку музыкальных игр для старшей группы

При составлении картотеки игр педагог руководствуется тематикой отдельных отрезков учебно-воспитательного процесса, а также исходит из актуальных задач для воспитанников конкретной группы. При этом воспитатель стремится включить в картотеку игры разных видов.

В старшей группе акцент делается на:

  • развитии творческих способностей, поэтому активно используются творческие музыкальные игры;
  • совершенствовании физического развития, поэтому включаются подвижные;
  • патриотическом воспитании, поэтому в контексте воспитания уважения к традициям своего народа дети приобщаются к хороводным играм.

На своём опыте убедилась, что картотеку музыкальных игр удобно систематизировать под общую тематику образовательного процесса. Например, под темы «Осень», «Зима. Новый год», «Праздник мам» и т. д.

Картотека музыкально-дидактических игр

(для старшей группы)

Цель:

1) Музыкальное лото

2) Ступеньки

3) Музыкальные птенчики

4) Домик - крошечка

5) Птичий концерт

Цель: развитие чувства ритма.

1) Прогулка

2) Определи по ритму

3) Учитесь танцевать

4) Выполни задание

5) Что прогудел пароход?

6) Глашенька учит танцевать

Цель: развитие тембрового слуха.

1) Определи инструмент

2) На чём играю

3) Музыкальные загадки

Цель: развитие динамического слуха.

1) Громко - тихо запоём

Цель:

1) Песня - танец - марш

2) Слушаем музыку

3) Наши песни

4) Какая музыка?

5) Сколько птичек поёт?

6) Музыкальный магазин

Цель:

1)Сладкий колпачок

2) Музыкальный секрет

3) Поможем Дюймовочке

Цель:

1) Три цветка

2) Удивительный светофор

3) На лугу

Цель: развитие детского творчества.

1) Музыкальная шкатулка

«Музыкальное лото»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки - ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры:

Ребёнок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой или от пятой до первой, или на одной линейке.

«Ступеньки»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры:

Ребёнок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодии вверх, вниз, или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает по одной ступеньке. Следующий ребёнок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

«Музыкальные птенчики»

Цель : закрепление знаний о высоте звука (высокий и низкий), развитие детского творчества.

Игровой материал .

Демонстрационный: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички - 5 шт., набор шапочек для «птичек».

Раздаточный: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички - 5 шт. комплект готовится на каждого ребёнка.

Ход игры:

Педагог

Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что научились летать, и стали летать с веточки на веточку порхать, песенки петь.

Педагог выбирает маму-птичку и птенчиков. Надевает на них шапочки и даёт им в руки изображения птиц.

Дети (поют попевку):

Мы птенчики весёлые,

Умеем мы летать

И с веточки на веточку

Нам весело порхать.

Дети - птенчики, поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам дерева, называя по их именам: птенчик РЕ, птенчик СИ и т. д.

Не хочу к тебе лететь,

Буду здесь я песни петь.

Затем свою песенку поёт мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малышей.

А мамочка волнуется:

Лети-ка птенчик, вниз!

Спою я колыбельную,

И ты уснёшь, малыш!

Каждый птенчик поочерёдно пропевает свой звук, слетает с дерева и садится рядом с мамой. По окончании игры все дети пропевают имена (названия нот) птенчиков и возвращают их на веточки.

«Домик - крошечка»

Цель: закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз.

Игровой материал:

Демонстрационный: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.

Ход игры:

Педагог:

Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, да высок.

По ступенькам мы идёи, все идём.

Свою песенку поём, да поём.

Приходите в теремок, в теремок.

Будем печь большой пирог, да пирог.

С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку зверюшки.

Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу:

- По ступенькам я иду…

Затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу:

- В дом чудесный захожу!

Придумывая свой мотив,- и «заходит» в дом.

Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив.

Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поёт:

- По ступенькам вниз иду…

Затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу:

- По тропиночке уйду.

Также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

«Птичий концерт»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано, флейта).

Ход игры:

Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.

Дети сидят полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.

Ведущий

На березовой верхушке

Целый день поет кукушка:

Дети

Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Ведущий

А синица целый день

Поет громко:

Дети

Тень-тень, тень-тень!

Ведущий

Вторит дятел им:

Тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.

Дети

Тук-тук-тук!

Для создания игрового момента можно использо-вать шапочки-маски с изображением птиц. Игру можно выполнять по ролям: одни дети имитируют голосом кукушку, другие — синицу, третьи — дятла. Тот, кто лучше выполнил имитацию, исполняет свободную пляску. В игру можно играть индивидуально с каждым ребенком.

«Прогулка»

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек наклеена фланель).

Ход игры:

Дети должны передать ритмический рисунок - выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие - частым. Таня взяла мяч, - говорит воспитатель, - и стала медленно ударять им о землю». Ребёнок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошёл частый, сильный дождь», - продолжает воспитатель. Ребёнок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Игра проводится в свободное от занятий время.

«Определи по ритму»

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2 - 3 карточки.

Ход игры:

Ребёнок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают, пустую половину карточки, (картинку после правильного ответа даёт ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребёнку можно дать большее число карточек (3-4).

«Учитесь танцевать»

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: большая матрёшка и маленькие по числу играющих.

Ход игры:

Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей - маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» - говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками.

При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание.

«Выполни задание»

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

Ход игры:

Музыкальный руководитель - ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребёнок должен выложить его карточками на фланелеграфе.

Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.

«Что прогудел пароход?»

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал.

Демонстрационный: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода.

Раздаточный: карточки (30х9см) и по три полоски из картона: широкие (3х6см) - долгий звук, узкие (1,5х6см) - короткий. Один комплект готовится на каждого ребёнка.

Ход игры:

Педагог:

Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывёт по морю. Он хочет вас поприветствовать своим весёлым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф). Вот так! (изображает на фортепиано ритмический рисунок).

Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.

Аналогично игра проводится с паровозом.

«Глашенька учит танцевать»

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал:

Демонстрационный: большая куколка, разрисованная в русском стиле. Она вырезана из фанеры в закреплена на подставке, высота ее 65 см. Одна рука прикреплена так, что может двигаться вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик, так, чтобы он стучал по краю сарафана. Можно также сделать и другую руку, чтобы работать ими одновременно или поочередно.

Ход игры:

Звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза».

Педагог:

Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взять в руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.

«Определи инструмент»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал: металлофон, колокольчики, ложки, палочки…

Ход игры:

Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты.

Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку.

Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

«На чём играю?»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры:

Детям раздают несколько карточек (3 - 4). Ребёнок - ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком - либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделённой на 4 - 6 квадратов, даётся изображение различных инструментов (4 - 6) . маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребёнку дают по одной большой карте и 4 - 6 маленьких.

Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

«Музыкальные загадки»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры :

Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок - ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком - либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее количество фишек.

Игра проводится в свободное от занятий время

«Громко, тихо запоём»

Цель: развитие динамического слуха.

Игровой материал: любая игрушка

Ход игры:

Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

«Песня - танец - марш»

Цель: развитие памяти и музыкального слуха.

Игровой материал: на планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Проигрыватель с пластинками и поощрительные значки.

Ход игры:

Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит мелодия в грамзаписи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М.Глинки. Ребёнок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

«Слушаем музыку»

Цель: развитие памяти и музыкального слуха.

Игровой материал: 4-5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), магнитофон.

Ход игры:

Дети сидят полукругом.

Перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они были видны всем играющим. Проигрывают какое - либо музыкальное произведение. Вызванный ребёнок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный все хлопают.

Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.

«Наши песни»

Цель: развитие памяти и музыкального слуха.

Игровой материал: карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, магнитофон, фишки.

Ход игры:

Детям раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в аудиозаписи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.

Игра проводится в свободное от занятий время.

«Какая музыка?»

Цель: развитие памяти и музыкального слуха.

Игровой материал: магнитофон, записи вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

Ход игры:

Детям раздают карточки. Педагог проигрывает аудиозапись музыкальных пьес, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.

«Сколько птичек поет»

Цель: развитие у детей музыкального слуха.

Игровой материал: Большая карточка размером 5x15 см и три маленькие карточки размером 5x5 см с изображением птичек (на каждого ре-бенка).

Ход игры:

Дети сидят за столами. Когда звучит один звук, ребенок выклады-вает на большую карточку одну птичку; когда звучит два звука, выкла-дывает две карточки и т.д.

Для создания игрового момента деятельности можно рассказать детям сказку, в которой ставится задача-стимул. Ее решение способствует выполнению дидактической цели игры. Например: «В одном сказочном лесу жили маленькие гномы. Они любили приходить к большому раскидистому дубу и слушать пение птиц. Однажды вместе с ними пришел самый маленький гном и стал слушать пение птиц. Когда пела одна птичка, он ее хорошо слышал. Но вдруг запело несколько птиц, и он не смог услышать и определить, сколько птиц поет. Он очень расстроился и даже стал плакать от досады». Давайте все вместе поможем ему отгадать, сколько поет птичек.

«Музыкальный магазин»

Цель: развитие восприятия музыки и музыкальной памяти.

Игровой материал: игрушечный проигрыватель с вращающимся диском, пластинки с иллюстрациями к знакомым песням, инструменты (металлофон, арфа, аккордеон, баян, губная гармошка и т. д.).

Ход игры:

Покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребёнок - продавец должен сыграть на этом инструменте несложный ритмический рисунок или мелодию знакомой песни. Если же покупают пластинку, то продавец ставит её на вращающийся диск проигрывателя и голосом воспроизводит мелодию. От его исполнения зависит, будет ли куплена данная пластинка. Иногда сами покупатели могут попробовать звучание инструмента.

Игра помогает развитию самостоятельной деятельности детей и проводится в свободное от занятий время.

«Сладкий колпачок»

Цель: закрепление пройденного музыкального материала.

Игровой материал:

Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и ещё один - для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках - рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты на каждого ребёнка.

Ход игры:

Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки.

Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой - забыл. Надо колпачок обязательно найти! Педагог предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание. Найденное под ним. Под последним колпачком - угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей. Но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

«Музыкальный секрет»

Цель: закрепление пройденного материала по пению, слушанию музыки и определение жанров (танец, марш, песня) и характера музыкальных произведений.

Игровой материал:

Демонстрационный: игровое панно, изображающее карту местности «камни», прикрепленные на липучке, с обратной стороны которых написано задание; колокольчик.

Ход игры:

Педагог рассказывает детям об интересном путешествии, которое сегодня им предстоит совершить. Только нужно взять с собой волшебный колокольчик. Он будет указывать путь. Музыкальный руководитель переносит колокольчик вдоль по тропинке на игровом поле, над определенным «камнем» он звенит. Сняв и перевернув «камень», музыкальный руководитель читает задание и исполняет его. Дети определяют жанр, характер, называют произведение и имя композитора.

Затем в конце пути колокольчик находит корзинку с угощением, открытками или небольшими сувенирами, спрятанную в помещении группы.

Эту игру предлагается проводить в свободное от занятий время.

«Поможем Дюймовочке»

Цель: закрепление пройденного музыкального материала.

Игровой материал:

Демонстрационный: цветок — тюльпан оригами или бумаж-ный объемный цветок, лепестки которого разрезаны и соединены наверху. Внутри него находится маленькая куколка. Это — Дюймовочка. Плоские небольшие бумажные цветочки, на обратной стороне каждого — музыкальное задание и нарисованная куколка — эльф с крылышками). Эльф прикрепляется так, что, когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.

Ход игры:

Тихо звучит музыка Э. Грига «Утро»

Педагог:

Вы помните, ребята, чудесную сказку про Дюймовочку? (Дети отвечают.) Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдем ее там, внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку.) Вот иона! (Сажает ее между цветами, которые лежат врассыпную на столе.)

Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.

Переворачивая каждый цветок, детям предлагают исполнить знакомый танец, песню или оркестровое произведение, стихи. В кон-це игры Дюймовочка оказывается среди эльфов и выбирает себе из них принца.

Эту игру хорошо проводить после утренника, в свободное вечернее время. В задания включаются произведения прошедшего утренника.

Можно включить в задание определение характера музыки незнакомых произведений. Дети могут рассказать о своих чувствах и фантазиях, возникающих при прослушивании произведения.

«Три цветка»

Цель: определение характера музыки.

Игровой материал:

Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображаю-щих три типа характера музыки:

  • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
  • грустная, жалобная;
  • веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д. Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры:

I вариант.

Педагог проигрывает произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.

II вариант.

Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Педагог проигрывает произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«Удивительный светофор»

Цель: определение характера музыки.

Игровой материал:

Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.

Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

Ход игры:

Педагог (показывает большой светофор)

Вот горит светофор.

С ним, дружок мой, ты не спорь!

Что покажет он — узнай,

А захочешь — выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Педагог проигрывает произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.

Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии или в свободное время.

«На лугу»

Цель: учить детей реагировать на характер музы-кального произведения; передавать движениями музыкальный образ на-секомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки.

Игровой материал: Трафареты полевых цветов и различных трав. Шапочки разных насекомых (на каждого ребенка).

Ход игры:

На полу разложены трафареты полевых цветов и различных трав. Под музыку дети изображают, как летают бабочки, стрекозы, шмели. С окончанием музыки каждый ребенок должен закончить движение и «опуститься на цветок».

Для того чтобы вызвать интерес к игре, целесообразно создать образную игровую ситуацию: предложить детям вспомнить лето и представить поляну, на которой растут разные цветы, куда всегда прилетают насекомые, чтобы весело порхать с цветка на цветок. Например: «Жарким летним утром на полянке расцвели сразу разные красивые полевые цветы. Здесь были красавица ромашка, ароматная ярко- красная розочка и звонкий синий колокольчик. Все цветы просыпались рано утром и умывались росой. Нежный ветерок раскачивал их головки из стороны в сторону. Цветы ждали, когда же проснутся и прилетят шмели, стрекозы, красавицы бабочки, а также прискачет музыкант-кузнечик. Самыми нетерпеливыми были гвоздички. Они воз-мущенно говорили своим соседкам-ромашкам: "Когда же прилетят шмели, стрекозы, бабочки? Ведь очень весело, когда вокруг тебя кружатся красивые насекомые". Самым первым на полянке появился кузнечик и стал играть веселую мелодию на своей скрипке. И сразу же прилетели бабочки, стрекозы и шмели. Насекомые кружились, порхали, жужжали. Но неожиданно кузнечик перестал играть, и музыка смолкла. Тут же насекомые опустились на цветы. Но стоило кузнечику заиграть снова, как все вокруг приходило в движение». Давайте, ребята, представим себя насекомыми и изобразим, как они веселятся, ле-тают на цветочной полянке.

«Музыкальная шкатулка»

Цель: развитие детского творчества.

Игровой материал: Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор).

Ход игры:

В шкатулке помещаются 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально.

В дальнейшем игра проводится как концерт.



Индийский Пасьянс