Необычные патриотические игры для школьников. Сценарий военно-спортивной игры патриотической направленности «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста. Ход игры «Зарница»

Маленькие патриоты!

Цель: Создание условий для формирования у учащихся патриотических чувств к своей Родине и нравственно - духовного развития личности на основе исторических ценностей.

Задачи:

    Воспитание любви и уважения к родной культуре и истории

    Развитие коммуникативных навыков

    Создание благоприятной атмосферы, психологического комфорта.

ПЛАН

Приветствие участников и гостей.

Вступительное слово педагогов:

Вступительное слово педагогов:

Познавательно - игровая программа.

Сценарий

Педагог: Здравствуйте дети! Сегодня у нас праздник. Какой? Да никакой, просто у нас хорошее настроение, и мы хотим поиграть и узнать что-то новое. Правда? Ответы детей.

В старину русские люди были сильными и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли. В те далёкие времена иностранные путешественники писали о наших предках: «Они любят свою родину и свободу, не склонны к рабству. Они храбры, отважны и сильны, особенно в своей земле».

Мы же тоже любим свою Родину? (Да). Знаем её историю? (Да)У каждого из нас есть свой любимый уголок в нашей огромной и многонациональной стране. Россия славится не только своими героями, но и славной историей, богатой культурой, песнями, праздниками, ремёслами, а самое главное богатство нашей Родины – это её люди.

Русские люди побеждали своих врагов только дружно, всем миром и в нашей игре победа достанется тем, кто будет играть честно, дружно и весело.

Договорились дети? (Ответы детей).

Условия игры: Участвуют дети 6-11 класс. Создается жюри из 3-х, 4-х человек, которые оценивают детей. В каждом классе выбирается капитан. Капитаны участвуют во всех конкурсах, помогая своей команде. Конкурс состоит из 6 заданий.

1-ый конкурс: «Капитаны»

В начале игры дети совещаясь, выбирают капитана. В первом конкурсе капитаны выходят на сцену.

Уважаемые капитаны. Я сейчас вам буду задавать вопросы, которые касаются нашей великой, могучей страны. Вы по очереди будите отвечать на вопросы. А наше многоуважаемое жюри будет оценивать ваши правильные ответы.

    Из каких цветов состоит государственный флаг РФ? (белый, голубой, красный)

    Как зовут президента РФ? (Путин В.В.)

    В какой стране впервые был осуществлен полет в космос? (Россия, СССР).

    Как зовут первого космонавта? (Ю.Гагарин).

    Как зовут первую женщину космонавта?(В. Терешкова)

    Какой город был столицей первого русского государства (Киев)-

    Какой праздник в России посвящён проводам зимы? ( Масленица)

    Назовите главную достопримечательность города Москвы? (Кремль)

    Как называется жилой дом у русского народа? (Изба)

    Как выглядит герб РФ? (двуглавый Орел)

    Какой город называют северной, культурной столицей России? (Санкт-Петербург)

    Какой день считается днем победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками? (9 мая)

    Как зовут премьер-министра РФ? (Медведев Д.А.)

    Какая музыка в Росси звучит в особо торжественных случаях? (Гимн РФ)..

    Какими блюдами славится старинная русская кухня? (Щи, блины).

    Как называется главная река России? (Волга).

    Как называется основной закон РФ или любого другого государства? (Конституция).

    В какой день в России принято праздновать Новый Год? (в ночь с 31 на первое).

2 конкурс «Загадки»

Детям загадываются загадки. За каждый правильный ответ дети получают балл.

Загадки:

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный... (ФЛАГ!)

Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава.

На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)

Он звучит торжественно,
Все встают приветственно –
Песню главную страны
Уважать мы все должны. (ГИМН)

Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
В окруженье диких скал,
Это – озеро … (БАЙКАЛ)

Стоит Таня
В белом сарафане.
На стройной ножке,
В ушах – серёжки. (БЕРЁЗА )

По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой. (БЕРЁЗА)

Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева... (МАТРЁШКА)

На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это… (САМОВАР )

Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну. (БЛИНЫ)

Как хлеба и калачи,
Мы тебя пекли в печи.
Вот теперь гостей встречай,
Пышный русский... (КАРАВАЙ)

3 конкурс «Моя Россия»

Каждой команде дается набор слов. Детям нужно выбрать те слова, которые относятся к нашей стране

1.Какая из этих сказок русская?

-) Снегурочка,

-) Красная шапочка.

2.Какой город является столицей России?

3.Какой город был столицей первого русского государства

-Киев,

4.Какой из названых праздников посвящён проводам зимы?

Рождество,

- Масленица

5. От какого слова произошло слово Родина?

6.Назовите русского поэта?

Александр Сергеевич Пушкин

Фридрих Готлиб Клопшток

7.Какой город есть в России?

Краснодар

8. Что относится к достопримечательностям РФ?

Эйфелева Башня

9. К какой религии относится наша страна?

Мусульманство

Христианство

10. Назовите президента Российской Федерации?

Владимир Владимирович Путин

Серге́й Кужуге́тович Шойгу́

11. Когда в нашей стране празднуется день единства?

12. Назовите народного артиста России?

Лев Валерьянович Лещенко

Сильвестр Сталоне.

4«Барыня»

Дети танцуют барыню. (Жюри выбирает кто лучше).

5 конкурс «Нарисуй Россию»

Команде дается время посовещаться. Капитан оглашает того человека, который будет участвовать в данном конкурсе. На листе бумаги, формата а 4 детям предлагается изобразить все то, что у них ассоциируется с Россией.

Ведущий говорит:

У кого то Россия ассоциируется с замечательной и красивой природой. У кого то с символами России. У кого то с великими людьми. Наша страна прекрасна и могуча. И каждый представляет ее по- своему. Поэтому сейчас у вас будет возможность на листе бумаги изобразить все то, с чем связана у вас наша родина. Жюри будет оценивать внешний вид изображаемого, ну и конечно насколько точно и правильно вы поняли задание. (Дети рисуют, рисунки в конце конкурса передаются жюри).

6-ый конкурс « Я люблю Россию за то…»

Наша конкурсная программа идет к завершению. Напоследок хотелось бы услышать красивые слова о своей родине. Вам всем дается время посовещаться. Затем командир команды выберет человека, который продолжит фразу: «Я люблю Россию за то…» Вы сейчас подумаете и скажите, за что же вы любите нашу страну. А наше многоуважаемое жюри выберет самое красивое изречение. Победитель будет один, который получит балл.

6 конкурс «Флаг»

Ну а пока жюри совещается, на сцену приглашаются капитаны команд. Перед вами представлены разрезные пазлы. Вам нужно их собрать. Ну а что получится, мы увидим в конце.

Итог игры:

Вам понравилась игра? Сложно было отвечать на вопросы?

Все вопросы были посвящены истории нашей Родины. Я надеюсь, вы узнали что-то новое и интересное о России.

Оглашается победитель. Победитель получает приз.

Всем спасибо за игру, спасибо гостям за помощь и поддержку. До новых встреч!

Сценарий военно-патриотической игры, посвящённой

Дню Защитника Отечества «Зарница»

Пояснительная записка

Военно-патриотическая игра «Зарница» – является одним из элементов патриотического воспитания школьников, проводится зимой и посвящена празднику День защитника Отечества. Игра проходит на стадионе или спортивной площадке. Маршрут готовится за неделю до игры.

В «Зарнице» помимо детей задействованы: педагоги–организаторы и педагоги дополнительного образования (два педагога сопровождают команды, остальные находятся на станциях).

При проведении игры следует учитывать опыт организаторов, возможности материально-технического обеспечения, меры безопасности и погодные условия.

Проведение военно-патриотической игры «Зарница» очень интересное и трудное дело, требующее большой предварительной подготовки.

Для успешной подготовки и проведения игры, необходимо составить план, включающий следующие вопросы:

    Подготовка и издание приказа о проведении военно-спортивной игры «Зарница».

    Создание штаба по подготовке и проведению военно-спортивной игры «Зарница» с определением функций каждого члена штаба.

    Принятие необходимых мер по поддержанию общественного порядка в ходе проведения игры, назначение дежурных.

    Проведение инструктажа по ТБ всех участников.

    Обеспечение фотографирования наиболее интересных моментов игры.

    Протоколирование итогов состязаний (члены штаба).

    Награждение победителя.

Цель:

- воспитание положительных эмоций к Российской Армии. Изучение элементарных знаний о службе в вооружённых силах.

Задачи:

- пропагандировать здоровый образ жизни, физкультуру и спорт, развивать физическую активность обучающихся в игровой деятельности;

Сплачивать коллектив, воспитывать у молодого поколения дух патриотизма;

Формировать стремление к победе;

Формировать навыки быстрой реакции в нестандартных ситуациях

Область применения: учащиеся начальной школы.

Возраст обучающихся: 8-10 лет.

Ожидаемые результаты :

Интерес детей к занятиям спортом и подвижным играм;

Проявление коллективной ответственности за общее дело, чувства любви к стране и армии;

Проявление духа соперничества и стремление к победе;

Проявление чувства самостоятельности и навыков быстрого реагирования в разных ситуациях.

Форма проведения – путешествие по станциям.

Старт командам даётся одновременно. Время прохождения этапов фиксируется по последнему участнику, прибывшему на финиш. В маршрутных листах отмечается только количество набранных баллов.

Оформление площадки : разноцветные флажки, транспаранты с надписями: «Старт», «Финиш».

Место проведения мероприятия: стадион или спортивная площадка.

Дата проведения: февраль.

Условия определения победителя:

На открытии игры команды-участницы получают маршрутные листы с указанием станций-заданий. Каждая команда направляется на станцию. Игра начинается по сигналу. После выполнения задания команда передвигается на следующую станцию (по круговой системе). На каждой станции команда зарабатывает баллы, которые заносятся в маршрутный лист. По окончании игры баллы суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает 1 место.

Действующие лица:

Ведущий;

- руководитель штаба;

Педагоги;

Дети.

Программа мероприятия:

- торжественное открытие игры;

- прохождение станций-заданий игры;

- подведение итогов и награждение победителя.

Организация проведения мероприятия:

В подготовке и проведении игры принимает участие педагогический коллектив.

Форма одежды:

единая форма, не стесняющая передвижения и выполнение специальных заданий на этапах;

обязательным элементом формы одежды является однообразный знак (эмблема) команды;

форма одежды не должна содержать незаслуженных знаков воинской доблести и государственных наград.

Тематическое содержание игры:

I этап - Построение у штаба;

II этап - Путешествие по станциям;

III этап - Поиск флага;

IV этап - Награждение победителей .

Перед началом игры, командиры команд докладывают главному судье о готовности, по форме: «Товарищ капитан. Команда «________» в количестве ___ человек к игре готова. Командир команды ____________________».

После доклада всех командиров происходит жеребьевка старта, т.е. определяется этап, на котором команда стартует. Командиры получают маршрутные листы у руководителя штаба и вместе с командой выдвигаются самостоятельно на первый этап, выпавший по жеребьевке.

По общему сигналу (звонок) начинается игра.

Прибыв на этап, командир докладывает судье на станции и действует по его указанию.

Каждая команда передвигается строго по маршруту.

Пройдя все станции, команда прибывает к руководителю штаба, командир докладывает о завершении игры, сдает маршрутный лист, уводит команду в выделенное помещение для обогрева, приведения внешнего вида в порядок и ожидает приглашения в спортивный зал для участия в торжествах и подведении итогов.

Ход игры «Зарница»

I этап. Построение у штаба

Ведущий: Итак, начинаем военно-патриотическую игру «Зарница», посвящённые тем, кто служил и будет служить в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, кто охраняет и кому предстоит охранять покой граждан и мирное небо над головой!

Прошу команды на построение!

Звучит военная музыка. На спортивной площадке строятся дети. Они имеют эмблемы, элементы военной формы (погоны).

Ведущий:

Одной семьёй живут народы,

Крепка Россия как гранит.

На страже мира, счастья и свободы

Солдат Российской армии стоит!

Кто умеет состязаться,

Кто без дела не сидит,

Кто хочет силой потягаться,-

Для тех наш праздник открыт!

Руководитель штаба: Здравствуйте товарищи бойцы!

Дети: Здравствуйте!

Руководитель штаба: Поздравляю Вас с началом спортивно - патриотической игры «Зарница».

Дети: Ура! Ура! Ура!

Руководитель штаба: Командирам отрядов сдать рапорты.

Командиры отрядов по одному сдают рапорт.

Командир отряда: «Товарищ руководитель штаба, отряд «________» в количестве … человек для участия в военно-спортивной игре «Зарница» построен. Командир отряда «__________»

Руководитель штаба: Сегодня, как в былые времена, наша армия славится своими воинами. У неё славное прошлое, и надеемся достойное будущее. А будущее нашей Армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии. Поздравляю вас с Днём Защитника Отечества. Сегодня наш Центр переводится на «военное положение». Наша задача – пользуясь маршрутным листом, пройти все этапы, набрать наибольшее количество баллов, в кратчайшие сроки вернуться в штаб с флагом вашей команды. Команда, которая больше всех наберёт баллов и за самое короткое время вернётся в штаб, будет являться победителем. Военно-патриотическую игру «Зарница» прошу считать открытой.

Каждый отряд получает маршрутный лист (Приложение № 1)

II этап. Путешествие по станциям

Станция 1 «Меткий стрелок»

Задания:

Каждому участнику даётся одна попытка, каждое попадание один балл (снежок в корзину). В маршрутный лист заносится общее количество баллов.

Каждому участнику добежать до старта и мячом сбить кеглю, вернуться на место, передать эстафету, количество попаданий = количеству баллов.

Пролезь через тоннель и попади в мишень. В качестве мишени используется корзина, которую держит в руках командир. Учащиеся выстраиваются в колонну друг за другом и по команде «Огонь» выполняют метание гранат с расстояния 8 – 10 м. За каждое попадание отряд получает 1 балл. Итоговый результат записывается в маршрутный лист. Командир старается поймать гранату.

Станция 2 «Патриотическая»

Задания:

    Исполнить песню военной тематики

    Викторина «Вопрос-ответ

( нужно дать правильный ответ «да» или «нет»)

1. Окоп – это вырытая яма? (да)

2. Компас – прибор для измерения времени? (нет)

3. Гимнастерка – рубашка для занятий гимнастикой? (нет)

4. Танки могут плавать? (да)

5. Бескозырка – это головной убор без козырька? (да)

6. У звезды пять лучей? (да)

7. Солдат служит 10 месяцев? (нет)

8. Боевые гранаты растут на дереве? (нет)

9. Два сапога пара? (да)

10.Танк меньше пушки? (нет)

11. Парашют сделан из бумаги? (нет)

12. Якорь – это лишний груз, который выбрасывают за борт? (нет)

13. Бинокль – это прибор, который помогает рассмотреть врага? (да)

14. Моряк – это то же самое, что и матрос? (да)

15. Лейтенант старше генерала? (нет)

16. «Катюша» - это личный автомобиль девушки Кати? (нет)

17. Отделение – это 7 человек? (да)

18. На погонах моряков изображены самолеты? (нет)

19. Компас показывает направление? (да)

20. Магазин - место для патронов? (да)

3. Собери картинку, объясни, что на ней изображено. (картинка прилагается) (Приложение № 2)

Станция 3 «На привале»

Задания:

    Верхом на коне (верхом на гимнастической палке добежать до метки и назад)

    По кочкам

    Викторина

    Про кого говорят, что он ошибается один раз? (Сапёр)

    Какие войска ушли в отставку? (Кавалерия)

    Какие виды холодного оружия вы знаете? (булава, меч, шпага, нож, штык, сабля)

    Что означает слово «таран»? (прямой удар самолёта, танка, корабля)

    Как называются наплечные знаки? (погоны)

    Какой год является годом рождения Красной Армии? (1918)

    Что можно использовать в лесу для заварки чая? (листья брусники, земляники, малины)

    Как называется подросток, изучающий морское дело? (юнга).

    Что общего между деревом и винтовкой? (ствол)

Станция 4 «Сапёры»

Задания:

1. Минное поле

Задание для этого этапа готовится заранее. В снегу на отдельных территориях – по количеству участвующих команд – прячутся отдельные предметы разного размера (например, 3 шт. больших кирпичей и 3 шт. половинок кирпичей), изображающие мины. Задача сапёров заключается в том, чтобы как можно быстрее и безопаснее отыскать 3 «мины» большего размера. Если найдены «мины» меньшего размера, то считается, что они взорвались при разминировании и сапёр, нашедший их, ранен.

2. Первая медицинская помощь

Ожог руки (наложить стерильную повязку);

Перелом ноги;

3 .«Переправь раненого »

Командир поочерёдно перевозит всю команду на ледянке

Станция 5 «Воинские звания». (Приложение № 3)

Задания:

Командам раздаются чистые листы и ручки. Команда должна за определённое время вспомнить и записать войсковые звания, от «рядового» до «генерал армии». Лучший балл - за правильность последовательности званий и большее количество званий.

III этап Поиск флага

Каждый команда получает конверт с координатами спрятанного флага. Задача всей команды– обнаружить флаг. Флаги каждого отряда прячутся заранее.

Пример координат :

1.Встать лицом к зданию школы в отправной точке. 2.Сделать 10 шагов вперёд. 3. Повернуться влево. 4. Сделать 6 шагов. 5. Повернуться вправо. 6.Сделать 10 шагов. 7.Искать знамя здесь.

Пока подводятся итоги, командам предлагается проследовать на станцию «Полевая кухня», где каждый получает чашку горячего чая и солдатскую кашу.

IV этап . Награждение победителей.

Объявляется победитель в командном первенстве, победитель в личном первенстве.

Перечень использованной литературы

1. Воспитание школьников //2014 г, № 2.

2. Последний звонок // 2013г. № 2.

3. Практика административной работы в школе // 2014г. №3

4. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс ] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В.; Web -мастер Козлова Н.В. – Электрон.дан- М.: Рос. гос. б-ка, 1997 – режим доступа: http // www / rsl

2. Станция «Сапёры»

3. Станция «Меткий стрелок»

4. Станция «Воинские звания»

5. Станция « На привале »

Приложение № 2

Приложение № 3

«Воинские звания»

"Юные защитники Отечества"

Цели и задачи:

    Укрепление здоровья подрастающего поколения, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

    Формирование здорового образа жизни у учащихся.

    Воспитание патриотизма и чувства товарищества.

Участники:

Дети 1-4-х классов, в состав команды входят 10 человек.
Условия определения зачета и определения победителей и призеров:

    На открытие праздника команды-участники получают “Маршрутные листы” с указанием станций-заданий. Каждая из команд направляется на станцию. После выполнения задания команда передвигается на следующую станцию (по круговой системе). На каждой станции команда зарабатывает баллы, которые заносятся в “Маршрутный лист”. По окончании игры баллы суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает I место. Победители и призеры награждаются дипломами разных степеней

Ход мероприятия:

Торжественное открытие военно-патриотической игры “Юные защитники Отечества”
23 Февраля – День Защитника Отечества. Этому знаменательному дню посвящается наша игра.
Сегодня, как в былые времена, наша Армия славится своими воинами. У неё славное прошлое и, надеемся достойное будущее.
А будущее нашей Армии – это вы, сегодняшние наши мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии. Военно-патриотическую игру “Юные Защитники Отечества” считать открытой!

Мальчики показывают строевые упражнения.

Стройся!

Нале-во!

Напра-во!

Кру-гом!

На первый – второй рассчитайсь!

В две шеренги стройся!

Шагом марш!

Песню запевай!

Стой раз- два!

Разойдись!

По командам стройся!

Станция “Мозговая атака”.

Викторина:

    Про кого говорят, что он ошибается только один раз? (Сапер)

    Какие войска ушли в отставку? (Кавалерия)

    Как называются наплечные знаки военного? (Погоны)

    Что означает слово “таран”? (Таран – прямой удар самолета, танка, корабля)

    Какие виды холодного оружия вы знаете? (Булава, меч, шпага, нож, штык, сабля)

    Какой год считается годом рождения Красной Армии? (1918)

    Какое лекарственное растение можно использовать при ушибах и ссадинах? (Подорожник)

    Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники)

    Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга)

    Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)

За каждый правильный ответ команде дается 1 балл. Результат викторины заносится в Маршрутный лист.

Инвентарь: листы бумаги и карандаши.
Задание: За определенное время назвать воинские звания и рода войск. Оценивается количество и правильность названия воинских званий и родов войск. Время выполнения задания 3-4 минуты. Команда, давшая наиболее полный ответ, получает 5 баллов. Результат заносится в Маршрутный лист.
Для справки: рода войск – Военная Авиация (ВВС – штурмовая, истребительная, армейская, стратегическая), Военно-Морской Флот (ВМФ – надводный, подводный), Сухопутные Войска (танковые, артиллерийские, инженерные, спецназ, десант ВДВ), Ракетные Войска Стратегического Назначения (РВСН, Войска Противовоздушной Обороны ПВО).
Воинские звания – рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, младший прапорщик, прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал - Армии, Маршал, Генералисимус, Верховный Главнокомандующий – Президент России. (расставить по-порядку)

ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА!!! (быстро одеться и выскочить на улицу, пересчитаться, построиться по командам)

«Товарищ главнокомандующий! Отряд (название) к игре «Зарница» готов. Командир (имя командира). Рапорт сдан!» - «Рапорт принят, вольно!»

Главнокомандующий объясняет правила игры:

«Сейчас каждая команда получит военный пакет с указанием маршрута, по которому вы должны двигаться. На каждом перевалочном пункте вас будет ждать постовой. Он и объяснит вам вашу задачу, проконтролирует то, как вы выполните задания и оценит их... Дойдя до последнего пункта, вы получаете пакет с секретной информацией. В этом пакете – последнее, самое важное задание.

Командирам, получить военные пакеты!»

    Получив военные пакеты с заданиями, команды разбегаются по своим маршрутам.

Станция “Патриотическая”.

Инвентарь: листы бумаги, кисти и краски (фломастеры или цветные карандаши).
Ход: 1. Назвать государственную символику Российской Федерации.

    Государственный гимн РФ.

    Государственный герб РФ.

    Государственный флаг РФ.

2. Нарисовать флаг Российской Федерации. Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов. Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет – Богородицу (покровительницу России). Красный цвет – державность (смелость, великодушие). Время выполнения задания 3-4 минуты. Флаг рисуем на снегу бутылки разбрызгиватели воды с красной и синей краской.

Станция “Меткий стрелок”.

Ход: каждое попадание – 1 балл. Один человек может сделать одну попытку. Метание проводится с определенного места, по очереди.

Стрельба из пневматической винтовки

стол, винтовки, пульки, ручка, бутылки

В маршрутном листе записывается количество баллов, набранных командой.

Станция “Силачи” .

Оборудование: двое санок с игроками подтягиваются друг к другу, заматывая верёвку, кто быстрее дойдёт до середины.

Станция « Сапёры»

Проползти лёжа на санках через минное поле, не задеть кегли.

Станция “Медсанчасть”.

Инвентарь: бинты и вата.
Место проведения: медицинский кабинет.
Задание: За определенное время команда должна забинтовать палец. Оценивается правильность и аккуратность выполнения задания по 5-бальной шкале. За неправильное и неаккуратное выполнение задания снимается 1 балл.

Перевезти раненого на санках (плюшке).

Станция « Переправа!»

Переправиться на другую сторону реки. Двоё натягивают канатную переправу (держат верёвку), остальные переправляются. В шлюпке (плюшка) ухватиться за верёвку и перетягиваться.

« Разведчики

Расшифровать донесение.

А ♪ Б ☼ В ☻ Г◄

Д ▼ Её. _ Ж ▲ З□

Ий ■ К ╬ Л ╪ М⌡

Н ⌠ О ⌂ П ≡ Р ∩

С ∑ Т ↕ У Ω Ф ♫

Х & Ц ≤ Ч « Ш ®

Щ ¿ Ъ ¶ Ы Õ Ь

Э √ Ю ђ Я ≈


Вскройте конверт, кода расшифруете шифр.

В конверте « Беги на детскую площадку к школе, ищи клад!»

Станция “Мозговая атака”.

ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА

Станция “Патриотическая”.

Станция “Меткий стрелок”.

Станция “Силачи” .

Станция « Сапёры»

Станция “Медсанчасть”.

Станция « Переправа!»

« Разведчики»

Найди клад!

Военно-патриотическая игра

"Юные защитники Отечества"

Маршрутный лист

Класс 4б

Баллы

Станция 6 “Медсанчасть”.

Станция 4 “На плацу”.

Станция 8 “На привале” .

Станция 7 “Военно-патриотической песни”.

Станция 1 “Меткий стрелок”.

Станция 2 “Патриотическая”.

Станция 3 “Силачи” .

Станция 5 Мозговая атака”.

Цель: Способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием школьников в рамках военно-спортивных игр.
Задачи:

  • Формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях. (навыки гражданской обороны)
  • Обучение школьников оказанию первой медицинской помощи в экстремальной ситуации.
  • Развитие и укрепление физической подготовки школь­ников.

Условия проведения и требования к участникам

Военно-спортивная игра «Зарница» проводится для учащихся МБОУ «Густомойская средняя общеобразовательная школа» на территории школы с. Густомой.

Для участия в школе сформированы 2 команды по 16 человек в каждой. В игре принимают участие дети 2 – 8 класса + классные руководители. Требования по форме одежды - закрытая обувь, соответствующая времени года (кроссовки, ботинки).

Основные этапы игры и их содержание

Игра построена в форме военно-спортивной эстафеты, где команды, продвигаясь по трассе, маршрут которой указан на карте. На маршруте находятся контрольные пункты — КП. На КП находится ведущий этапа, который сообщает содержание этапа и фиксирует правильность его выполнения. Отметку о выполнении этапа посредник заносит в маршрутный лист.

Построение

Участники военно-спортивной игры «Зарница» строятся перед центральным входом в школу под звуки торжественного марша. Поздравительные слова директора школы, приглашенных на «Зарницу.

Из истории : Во время холодной войны в СССР в школах шло военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ежегодно организовывались смотры песни и строя, военизированные игры, уроки военного дела, военно-спортивные лагеря.

Этап 1. «Поиск карты» (Ветчинов Н.В.)

3 разведчика от каждой команды ведут поиск спрятанных пакетов по азимуту. Их цель — найти пакет с шифровкой и вернувшись в расположение команды разгадать ее согласно шифру по номеру буквы алфавита (1-А, 2-Б, …, 33-Я). Если все выполнено правильно, то команда получает карту маршрута.

Алфавит русский нумерованный (пронумерованный) по порядку.
А 1 Б 2 В 3 Г 4 Д 5 Е 6 Ё 7
Ж 8 З 9 И 10 Й 11 К 12 Л 13 М 14
Н 15 О 16 П 17 Р 18 С 19 Т 20 У 21
Ф 22 Х 23 Ц 24 Ч 25 Ш 26 Щ 27 Ъ 28
Ы 29 Ь 30 Э 31 Ю 32 Я 33

Этап 2. Туристическое многоборье «Один за всех, все за одного» (Восков А.А.)

(время и правильность выполнения этапа)

  • переправа по бревну;
  • преодоление рва;
  • преодоление «болота» по кочкам;
  • паутина — каждый участник по очереди проползает по участку 6 метров по-пластунски под натянутыми веревками.
  • бег 60 метров с туристическими рюкзаками
  • завязывание туристических узлов (прямой, встречный, восьмерка, схватывающий)
  • перетягивание каната
  • установка туристической палатки

Этап 3. «Меткий стрелок» (Латкина Л.В.)

Стрельба из пневматической винтовки, стоя по мишеням №6, /расстояние 8 -10м. Оценивается среднеарифметическим из набранных очков.

Этап 4. «Топография»

Принимают участие вся команда. Участникам дают карту с топографическими знаками. За определенное время надо написать их название.

Этап 5. «Подносчики боеприпасов» (Воскова Л.М.)

На поле отмечается флажками стартовая линия и в 45 м от нее флажки. Для данного этапа заблаговременно подготовлены 2 «патронных» ящика весом 8 кг каждый. С каждого отделения соревнуются группа по 4 человека. 1 гр. тащит «патронный» ящик 15 м, затем их сменяет 2 гр. /15м/, затем третья. Выигрывает команда, первая доставшая «боеприпасы» на линию финиша. За нарушение правил участники штрафуются очками.

Этап 6. «Химическая атака» (Несинова М.В.)

Соревнование начинается с надевания противогазов. Каждый участник имеет противогаз с собой. Далее дается команда «Внимание, газы» и, надев противогазы, участники команд по очереди бегут до флажка, расположенного на расстоянии 15 метров и возвращаются передать эстафету следующему участнику команды.

Этап 7. «Санитарные посты» (Горченко И.В.)

В конкурсе участвуют все члены команды. Конкурс проходит в 3 этапа. Команда выходит на старт с оснащением, необходимым для оказания ПМП.
1 этап. Санитары. Рассказать, какую первую помощь нужно оказать, если у вашего товарища:

  • Разбитый нос.
  • Ссадина на колене.
  • Синяк или «шишка» на лбу.
  • Легкий обморок.

2 этап. Оказание ПМП при переломе бедра. Транспортировка больных в пункт сбора.
3 этап. Оказание ПМП при венозном кровотечении .

Этап 8. «Метание гранаты на дальность» (Восков А.А.)

Этот пост проходят бойцы обеих команд (3 парня, 3 девушки). Учитывается лучший результат (юноши — 500гр., девушки-500гр.)

Этап 9. «Гранатой в цель» (Восков А.А.)

Для игры используются гранаты 200 г.. Метание проводят по двум квадратам, вычерченным на земле один в другом, размером — внутренний -1 * 1 м и внешний 3*3 м. расстояние для метания гранаты 15 м. Каждый участник бросает одну гранату в цель с положения «стоя».

Этап 10. «Кто быстрее и вкуснее» (Сычева А.В.)

Правильно организовать место для кострища. Разжигание костра и вскипячение воды в котелке.В соревновании участвуют по 4 повара из каждой команды.

Оцениваются:

  • быстрота разжигания костра;
  • время закипания воды.

Этап 11. «Боевой листок» и «Символы России» (Рязанцева В.Н.)

1. Команды создают«Боевой листок».

2. Участникам команд необходимо написать основные государственные символы Российской Федерации.

  • Государственный гимн Российской Федерации
  • Государственный герб Российской Федерации
  • Государственный флаг Российской Федерации

3. Нарисовать флаг Российской Федерации. Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет – Богородицу (покровительницу России) . Красный цвет – державность (смелость, великодушие) . Время выполнения задания 5 — 6 минут.

Этап 12. «Войсковые звания» (Холмакова А.В.)

Командам раздаются чистые листы и ручки. Команда должна за определённое время вспомнить и записать войсковые звания, от «рядового» до «генерал армии». Лучший балл — за правильность последовательности званий и большее количество званий.

Этап 1 3 . «Военный эрудит» (Турчанинова Е.Н.)

Принимают участие вся команда. Участником за определенное время нужно ответить на вопросы связанные с военной службой.

Этап 1 4 . Музыкальный — «Инсценировка военной песни» (Бормотова С.И.)

Каждая команда готовит домашнее задание – это песня военных лет. Песню нужно представить, обыграть.

Жюри судит конкурс по следующим критериям:

  • оригинальность оформления;
  • массовка;
  • аранжировка;
  • качество выступления
  • выбор песни.

Подведение итогов конкурса

Судьи в составе трех преподавателей оценивают результат каждого конкурса и подводят итог. Победители определяются по наибольшей сумме баллов. Команды-призеры награждаются дипломами, ценными подарками, команды, не занявшие призовых мест – грамотами и сладкими подарками. Также награждаются команды-победители каждого этапа конкурса.

Игра и война - две древних, постоянных спутницы человечества.

Игровая деятельность является важным средством воспитания детей и юношества. А война, конфликт, противостояние - суровая реальность даже сегодня, тем более, в древности, средневековье и милитаризованных XVII-XX веках.

Потому неудивительно и исторически обусловлено формирование специфичного вида военно-патриотических игр для детей и молодежи. Об истории и сущности этого явления рассказывает данная статья.

Военно-патриотические игра (ВПИ) - это игра спортивного типа с элементами ролевого, театрального изображения военных действий или маневров. В ней широко используются элементы “военизации”, употребляются термины и понятия, применяемые в военном деле, в некоторых родах войск или силовых ведомств, и с их учетом организуется деятельность детей и подростков, взаимоотношения между ними.

Зарница

Самой распространенной ВПИ в России была и остается “Зарница” .

Основные цели Зарницы:

  • воспитание у детей и подростков гражданской сознательности и патриотизма;
  • обучение прикладным (практическим) навыкам военного и походного дела;
  • воспитание командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества;
  • подготовка к предстоящей службе в армии.

Все эти цели правильно организованная “Зарница” выполняет - не “для галочки”, а на самом деле эффективно готовит молодежь к организованным действиям в сложных ситуациях, повышает чувство гражданской ответственности за себя и товарищей, за свою страну.

В отличие от политизированных игр СССР, главной целью которых было воспитание нужной идеологии, в современных ВПИ больше внимания уделяется воспитанию командного духа и других универсальных ценностей.

Впрочем, современные ВПИ проводятся с куда меньшим накалом, чем советские аналоги.

Поэтому нет повода воспринимать военно-патриотические игры как мероприятие неоднозначное, или даже опасное для детей и подростков. Напротив, профессионально организованная игра очень полезна, так как проводится в атмосфере высокого спортивного духа, соревнования и товарищества, а не войны, поиска врагов и подвига любой ценой.

Принципом “Зарницы” остается олимпийское правило: Главное не победа, а участие!

Кадры из фильма “До первой крови”, в 1989 году потрясшего всю страну не меньше чем “Чучело”.

Принцип “добровольно-обязательного” участия сделал ”Зарницу” массовой игрой. Только за первые пять лет проведения в ней поучаствовало более 20 млн. детей!

Практически весь спектр игр военно-патриотического характера в СССР: “Победа”, “Патриот”, “Юнармеец”, “Защитник” и другие, так или иначе, попадает под определения “Зарница” или “Орленок”, ставшие со временем именами собственными.

В период развала СССР государство уже не уделяло такого внимания патриотическому воспитанию - и на какое-то время “Зарницы” были практически забыты. Но сегодня игра, казалось бы, безнадежно канувшая в Лету в начале 90-х, получила новую жизнь.

Мы едем на “Зарницу”!

Сегодня ВПИ в школах и общественных объединениях - довольно распространенное военно-спортивное мероприятие.

Этапы игры

Структура “Зарницы”.
В игре соревнуются две (и более) команд. Результаты каждого участника на отдельном этапе идут в зачет его команде. В игре побеждает команда, имеющая большее количество побед на этапах.

Каждая команда подбирает или придумывает себе название, девиз, изготавливает атрибутику - знамя, знаки отличия.

Конкретные этапы и конкурсы могут варьироваться в разных играх, мы указываем все основные варианты.

  • Общие нормативы. Участники соревнуются в беге, подтягивании на перекладине, отжимании, прыжках и иных физических дисциплинах. По некоторым оценкам, слабые, поверхностно организованные ВПИ - те, в которых этот “физкультурный” этап преобладает и является основным видом деятельности.
  • Технический. Сборка-разборка автомата и снаряжение магазина на время.
  • Огневой. Стрельба из пневматической винтовки либо пистолета. Если игра проходит на специальном полигоне, то стрельба может проводиться из огнестрельного оружия. Метание учебной гранаты на точность и дальность.
  • Походный. Установка палатки на скорость. Разведение костра в различных погодных условиях. Санитарные нормы лагеря. Знание местной флоры и фауны. Прохождение заданного маршрута по карте на время.

“Тяжело в учении…”

  • Медицинский. Перевязка раненого, изготовление носилок, переноска раненого и другие действия по оказанию первой помощи.

Будни военных санитаров.

  • Чрезвычайная ситуация. Действия при катастрофах и стихийных бедствиях; поведение при общей панике, в случае терактов; оказание помощи пострадавшим.
  • Полоса препятствий. Преодоление естественной или искусственной полосы препятствий на скорость.

Полоса препятствий, конечно же, облегченная. Но для школьников - в самый раз!

  • Тактический. Марш-бросок и выход на заданную позицию в указанное время.
  • Химзащита. Знание основных видов отравляющих веществ. Надевание костюма химзащиты и противогаза на скорость.

Костюмы химзащиты - урок ОБЖ на практике. А потом еще и кросс бежать...

  • Игровой. В основном, это формы игры в захват флага команды противника. Основная цель - захватить флаг соперников и продержать его какое-то время на своей территории, не потеряв при этом свой. Каждый игрок имеет повязку (или погоны) цветов своей команды. Если эту повязку с него срывают - игрок считается “убитым”. В каждой команде есть также доктор, который может “оживить” некоторое количество игроков своей команды. Применять физическую силу категорически запрещено - наблюдатели тут же дисквалифицируют не соблюдающих правила игроков.
  • Викторины по теории. Проверяется знание истории России, Вооруженных Сил, знание действующего законодательства.
  • Конкурс боевых листков. Освещение хода соревнования каждой командой, выявление и награждение полевых корреспондентов.

Один из самых приятных этапов - церемония награждения.

Форматы игры

"Зарницы" можно разделить на “домашние” и “полевые”.

В домашнем варианте игра проводится один день и не требует создания особых условий. Для ее проведения вполне подойдет школьный двор или спортзал. В программу обычно входят этапы, не требующие полевых условий - огневой, сдача нормативов, викторины и конкурсы.

Полевой вариант “Зарницы” намного разнообразнее. Игра проводится за городом - в лесу или на специальном полигоне. Участники получают форму армейского образца, питаются пищей, приготовленной на походной армейской кухне, т.е. проводят игру в гораздо более интенсивно-обучающих условиях.

Игровой процесс занимает от одного до нескольких дней. В последнем случае участники живут в палатках. Программа полевой ВПИ может включать в себя прохождение полосы препятствий, ориентирование на местности, преодоление естественных водных преград, бой с условным противником, игру в захват флага команды ”противника”, стрельбы из боевого оружия и т.д.

В каждом конкретном случае организаторы игры выбирают из вышеописанных этапов отдельные виды и включают их в свою программу. Иногда “Зарницы” проходят на территории воинских частей, и организацией игр занимаются профессиональные военные.

Проводятся и чисто развлекательные, юмористические игры по мотивам “Зарницы”. Их главная задача - дать участникам возможность выплеснуть свою энергию на свежем воздухе, побегать и повеселиться, почувствовать командных дух. Одна из таких игр, по мотивам викингов, как раз будет проводится в этом году в Томске

Хорошее настроение - это главное! Участникам профессионально организованной “Зарницы” всегда будет что вспомнить - с улыбкой, радостью, с гордостью.

Пейнтбол В последнее время в программу “Зарниц” нередко включают пейнтбол - одну из самых зрелищных и увлекательных составляющих в играх армейской тематики. Он используется как эффективная механика моделирования боевых действий в военно-патриотической игре.

Сам по себе пейнтбол - военно-техническая игра из разряда экстремальных, имитирующая скоротечные огневые контакты на ограниченном пространстве. В игре используется специальное пневматическое оружие - маркеры, стреляющие шариками с краской. Цель игры - захватить флаг другой команды и принести его на свою базу.

Благодаря специально разработанному защитному снаряжению, пейнтбол считается одним из самых безопасных видов спорта.

На вид маркер не менее грозен, чем настоящее оружие.

Военно-патриотические клубы Во многих городах России существуют военно-патриотические клубы и межклубные ассоциации.

Обычно ими руководят люди, на собственном опыте знакомые с военными действиями.

Посещающая эти клубы молодежь проходит школу подготовки к предстоящей службе в армии.

Получая помимо военных еще и практические знания по основам туризма, оказанию медпомощи, действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

Помимо официальных клубов, существуют еще и подпольные - так называемые “черные следопыты” (ЧС).

Это группы молодежи, самостоятельно занимающиеся раскопками на местах боев Великой Отечественной Войны. Их добычей становится оружие, боеприпасы, форма и документы погибших солдат. Все это сбывается либо коллекционерам, либо криминальным структурам. Кроме этого, ЧС подвергают свои жизни и жизни окружающих людей немалой опасности - пролежавшие десятки лет в земле боеприпасы “капризны” и могут взорваться в любой момент.

Коллаж о “Черных следопытах” выполнен в весьма романтичном стиле. Однако, ничего романтического в осквернении памяти погибших нет - мародеры просто зарабатывают деньги.

Игровые военно-патриотические шоу

Военно-патриотические шоу - театрализованные костюмированные выступления, проводящиеся по мотивам (и в местах) крупных исторических сражений. Главная особенность действа в том, что каждый участник изготавливает костюм своими силами, стремясь к наибольшей исторической достоверности. Примерами этих ярких зрелищ, являются традиционные шоу «Куликово поле» и «Бородино», собирающие сотни участников из реконструкторских клубов со всей России и многие тысячи зрителей.

Бородинское поле… в 2006 году.

История ВПИ

Потребность в патриотическом воспитании была актуальна там, где велись войны, а значит - везде и всегда. Специфика времени и политики не могли не отразиться и на ВПИ. Многое в играх минувших дней может показаться современному цивилизованному человеку диким и варварским, а порой даже бесчеловечным, но История порой жестока, и у каждого времени свои законы и нравы.

Весьма показательны в этом отношении примеры Афин и Спарты, государств, которые шли к схожим целям разными методами, диктовавшимися их политикой - спартанцы культивировали исключительно воинские умения и доблести, в то время как афиняне делали упор на гармоничное развитие личности. Древняя Греция В своем труде “Анахарсис”, Лукиан об афинской системе подготовки молодежи писал так:
“...более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье” .

Основной структурой, занимающейся подготовкой молодежи к гражданской жизни в Древней Греции, являлась эфебия (от греческого ephebos - “юноша”), занятия в которой включали в себя гимнастические тренировки, военные упражнения с боевым оружием, театральные репетиции и изучение философии.

В конце первого года обучения эфебы демонстрировали воинские навыки и технику владения оружием перед гражданами Афин в государственном театре. Хорошая акустика и сценические возможности здания позволяли каждому из 25-30 тысяч зрителей отчетливо видеть и слышать все, что происходило на подиуме. Юноши приносили клятву-присягу, начинающуюся со слов: “Я не опозорю моего священного оружия и не покину моего друга, где бы я ни находился..."

По завершении этого ритуала каждый эфеб получал личные копье и щит, которые афиняне считали священными и с гордостью хранили до конца жизни.

Спарта

Подобно Афинам, Спарта имела свою эфебию. Однако различия в подходе к воспитанию были огромны. Так что военные игры молодых афинян не шли ни в какое сравнение с тем, во что «играли» молодые спартанцы, сразу же после рождения толкаемые государством на жестокий путь воинов.

В связи с напряженной исторической обстановкой в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания. В основу ее легла концепция воинской доблести как наивысшего идеала.

Аристотель писал: “…в Лакедемоне (Спарте) ... почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели”.

С 7 лет мальчики проходили военно-физическую подготовку в интернатах. Формировались выносливость, привычка к лишениям и боли. В Древней Спарте рукопашный бой был настолько неотъемлем от физического воспитания, что именовался не иначе как "спартанской гимнастикой".

В 15 лет мальчики должны были выдержать ряд испытаний. Одним из них было групповое сражение друг с другом в присутствии зрителей, с целью вывести из строя как можно больше противников. Оружие не применялось, но и, сражаясь кулаками, зубами, ногтями, подростки наносили порой друг другу тяжелые увечья. Некоторые погибали.

Оставшиеся же переходили к следующему экзамену - их секли у алтаря на празднике Артемиды Орфии. Порка была жестокой, и молодой спартанец должен был ее выдержать без единого стона.

Грамоте мальчиков обучали только в пределах необходимости: чтобы могли прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее обучение считалось роскошью и не проводилось.

“Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине” . Девушек также учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики.

Спартанские девушки вызывают юношей на бой.

Третий Рейх

Гитлерюгенд (нем. Hitler-Jugend , сокращение HJ ) — молодежная нацистская организация.

Организация Гитлерюгенд была основана в 1926 в Веймаре. Вся молодежь в возрасте от 6 до 18 обязана была вступать в различные формирования, существовавшие при гитлеровском рейхе.

HJ представляла собой организацию военизированного типа. Подростки получали здесь систематизированную подготовку - овладевали навыками жизни в полевых условиях, занимались спортом, приобщались к нацистской идеологии в преддверии военной службы.

С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания Рейха. Проводились соревнования по легкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту. С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия.

В военных играх участвовали и девушки. Торжественные марши, пропагандистские шествия и парады, военные игры и совместная жизнь делали Гитлерюгенд очень привлекательной для молодежи.

Вот как оценивает деятельность HJ один из ее бывших членов Дитер Хильдебранд:
“Детский труд - не самая лучшая вещь, и детский героизм нам вовсе не нужен. Я не желаю увидеть это ещё раз. Надо учиться на ошибках прошлого. И делать выводы, чтобы уберечь будущее поколение и чтобы никогда больше никто не смог сказать: «Нас учили петь, маршировать и убивать” .

Плакат Гитлерюгенд.

Скаутское движение

В переводе с английского слово “скаут” означает “разведчик”.
Скаутское движение было основано англичанином, лордом Баден-Пауэллом, родившимся в 1857 году. Баден-Пауэлл отличился в боях в Южной Африке и был одним из национальных героев.

В 1901 году закончил книгу “Скаутинг для мальчиков” ("Scouting for boys"), перед написанием которой проработал массу литературы о воспитании молодежи - начиная от древней Спарты и заканчивая нашими днями. В 1907 году на острове Браунси был организован пробный скаутский лагерь, в котором лорд провел более недели с группой из 22 мальчиков.

В первые два дня производилось размещение, распределение обязанностей, изучение основ лагерного дела. Следующие два дня были посвящены ознакомлению с окружающей средой. Программа последующих дней включала в себя постижение основ географии, истории, уделялось внимание действиям в чрезвычайных ситуациях. Не осталось без внимания духовное развитие - Баден-Пауэлл учил юных разведчиков рыцарскому поведению, рассказывал им об обязанностях настоящего гражданина. Перед отъездом проводились игры и соревнования. Свой опыт Баден-Пауэлл передавал детям в занимательной, игровой форме.

На сегодня скаутизм - самое массовое молодежное движение в мире.

ВПИ в дореволюционной России и СССР

Первый скаутский отряд в России был основан 30 апреля 1909 г. гвардейским офицером Олегом Ивановичем Пантюховым. Скауты просуществовали в России до 1923 г., когда они насильно были разогнаны в угоду созданным на их месте пионерским отрядам.

19 мая 1922 года в Советской России появилась Пионерская организация (ПО), немало позаимствовавшая у своей предшественницы - скаутской. Главное отличие было в том, что пионер воспитывался как защитник социалистического Отечества и с юных лет подготавливался к борьбе с классовыми и идейными врагами.

В 1936 году были проведены первые Всесоюзные военно-спортивные соревнования пионеров и школьников, а в 1937-1940 годах проводились Всесоюзные соревнования по оборонной работе, массовые военно-спортивные игры. Пионеры соревновались за право носить оборонные значки: ЮВС (юный Ворошиловский стрелок), БГТО (будь готов к труду и обороне), БГСО (будь готов к санитарной обороне).

Структура ПО во многом повторяла структуру старшую - коммунистическую: отчеты, слеты, выборы, лозунги, слава, позор. Такое воспитание принесло свои плоды. В годы Великой Отечественной Войны подростки воевали против фашистов наравне со взрослыми.

Пионерский значок.

Не только детям в СССР прививалось чувство патриотизма.

23 января 1927 года было создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ, сейчас ДОСААФ-РОСТО). Под его эгидой возникали всевозможные кружки военных знаний, в которых гражданское население овладевало стрелковым оружием, изучало армейское вооружение. Проводились игры-учения, имитирующие военную обстановку.

От таких игр “страдали” порой и совершенно случайные люди: вспоминается эпизод из старого советского фильма, когда спешивший по своим делам прохожий во время учебной воздушной тревоги был насильно сделан “потенциально раненым”, уложен на носилки и перевязан по всем правилам медицинской науки.

Эмблема ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ-РОСТО. Заключение Главная цель современных ВПИ - пропаганда здорового образа жизни, разностороннее развитие молодых людей, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам личной и общественной безопасности, подготовка к службе в армии.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов так видит будущее ВПИ (и подобных мероприятий) в России:

“Каждый молодой человек должен быть мужчиной, защитником, борцом. Эти качества очень пригодятся в жизни… Военные сборы, могли бы стать обязательной частью образовательной программы по военно-патриотическому воспитанию для школ, ПТУ и техникумов”.

Помимо этих, несомненно важных государственных задач, увлекающиеся ВПИ получат от процесса игры массу удовольствия и хорошего настроения, приобретут полезные знания, опыт и конечно - новые знакомства.

Годы идут, а “Зарницы” не стареют.



Пасьянс Солитер