«Ваффентрагеры. Оборудование, перки экипажа и расходники

Как уже говорилось выше, 4 октября 1944 года была принята так называемая «кризисная» программа производства танков, предполагавшая, помимо всего прочего, снятия с производства шасси Pz.IV. в результате, встал вопрос о том, чем заменить самоходные установки «Хуммель» и «На-схорн». Выход был найден в использовании для этого так называемых «ваффентра-геров» (Waffentrager) - специальных артиллерийских транспортеров или носителей .








Опытный образец Waffentrager фирмы Steyr-Daimler-Puch. Весна 1945 года

Разработка машин данного класса началась в Германии еще в конце 1942 года. Предполагалось спроектировать два варианта «ваффентрагеров»: первый, на котором планировалось установить 75-мм орудие L/70, 105-мм гаубицу FH 18 или 37-мм зенитку Flak 18, и второй, более тяжелый, для 88-мм орудия РаК 43, 150-мм гаубицы FH 43 или 128-мм пушки К 43.

Предполагалось, что для «ваффентрагеров» будет разработана единая ходовая часть специальной конструкции, в качестве силовой установки предполагалось использовать один из двигателей, находившихся в серийном производстве и обеспечивающим маршевую скорость машины не ниже 17 км/ч. Орудие должно было иметь горизонтальный обстрел в 360 градусов, а также легко сниматься с ходовой части силами экипажа и переставляться на обычный полевой лафет.

К созданию «ваффентрагеров» привлекались фирмы Krupp, Rheinmetall-Borsig и Steyr-Daimler-Puch. Но первые проекты, представленные на рассмотрение отдела испытаний артиллерийского вооружения (WaPruf 4) управления вооружений сухопутных войск в конце 1943 года, не получили одобрения - было ясно, что разработанные машины получаются слишком сложными и тяжелыми.

После пересмотра тактико-технических требований и уточнения ряда параметров «ваффентрагеров», с 7 по 15 февраля 1944 года прошло совещание представителей отделов испытаний танкового и артиллерийского вооружения, на котором рассматривались различные варианты этих машин, предложенные компаниями Krupp, Steyr и Rheinmetall.

Krupp представил три различных проекта «ваффентрагеров» (с 88-мм орудиями РаК 43), разработанных тремя конструкторскими бюро: группой Вельферта, группой Эгена и группой Бургера. Кроме того, на совещании рассматривался вопрос о «ваффен-трагере» для 105-мм гаубицы FH 18/40, проект которого также предложила компания Krupp. В этой установке предусматривалось использование шасси танка 38 (t) со съемной установкой гаубицы. Последняя имела небольшую высоту линии огня и монтировалась в поворотной броневой рубке, обеспечивающей круговой обстрел. В данном проекте также учитывался и возможный вариант использования 75-мм орудия KwK 42.


Второй опытный образец Waffentrager конструкции Ардельта с 88-мм пушкой РаК 43

24 февраля 1944 года в отделе испытаний артиллерийского вооружения (WaPruf 4) в Берлине заслушали результаты проведенного предварительного проектирования «ваффентрагеров» и их согласование с ранее выдвинутыми тактико-техническими требованиями.

Было решено в первую очередь использовать для вооружения этих машин 88-мм пушку РаК 43 L/71 с ее основными узлами. Предполагалось переконструировать стопор крепления ствола по-походному, механизм горизонтальной наводки и броневую защиту расчета. Кроме того, ставилась задача по возможности упростить и удешевить конструкцию «ваффентрагеров». Например, в проектах фирмы Krupp для транспортировки частей полевого лафета, подъемно-погрузочных и опорных приспособлений, а также большей части боекомплекта предусматривалось применение специального транспортера.

Наряду с этим, отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) настаивал на использовании при конструировании «ваффентрагеров» уже имеющихся в производстве и проверенных в эксплуатации узлов и агрегатов танков или тягачей. В первую очередь речь шла о ходовой части Jagdpanzer 38 и двигателя Praga мощностью 160 л. с. Также предполагалось изучить возможность использования для «ваффентрагеров» проходившего в тот момент испытания 8-цилиндрового дизельного двигателя Klockner-Humboldt-Deitz мощностью 140 л.с, а также коробки передач и механизма поворота с тяжелых тягачей компании Bussing-NAG.

В донесении от 4 мая 1944 года указывалось, что сборка первых образцов «ваффентрагеров» компаний Rheinmetall и Steyr-Daimler-Puch затягивается. Тем не менее, к концу лета машины удалось собрать.

«Ваффентрагер» фирмы Steyr оснащался новым 12-цилиндровым карбюраторным двигателем Steyr-Boxer, а также имел коробку перемены передач, элементы ходовой части и гусеницы от тягача RSO. Машина вооружалась 88-мм противотанковым орудием РАК 43 в шестигранной броневой рубке кругового вращения. При этом углы возвышения составляли от -8 до +45 градусов, возимый боекомплект - 15 выстрелов. Машина защищалась броней толщиной 10-20 мм, и развивала скорость до 35 км/ч по шоссе.

«Ваффентрагер» компании Rheinmetall конструктивно был похож на «штейеров-ский», но отличался от него использованием ходовой части самоходки Jagdpanzer 38 (t) и двигателя Praga.

Однако наиболее удачным образом «ваф-фентрагера» военные признали машину, спроектированную компанией Ardeltwerke в городе Эберсвальде. Ее разработкой руководил Г. Ардельт, хозяин фирмы. К сожалению, известно о нем немного.

Например, известный исследователь немецкой бронетехники В. Шпильбергер писал, что будучи на советско-германском фронте Ардельт был свидетелем того, как 70 новых 88-мм орудий РаК 43 были брошены и достались противнику из-за отсутствия артиллерийских тягачей. В конце 1943 года он сконструировал самодвижущееся орудие, установив двигатель на 75-мм пушку РаК 40. Эта система прошла испытание на полигоне сухопутных войск в Куммерсдорфе, но была признана неудачной.

В конце 1943 года отдел испытания артиллерийского вооружения (WaPruf 4) заключил с Ардельтом договор на проектирование и изготовление на Ardeltwerke «ваффентра-гера», который должен был легко подходить для установки 105-мм гаубицы, 75-мм пушки KwK42h88-mm РаК 43.


Второй опытный образец Waffentrager конструкции Ардельта с 88-мм пушкой РаК 43, вид слева

В начале 1944 года Ардельт предоставил на рассмотрение «комиссии по развитию танков» проект своей машины, вооруженной 88-мм пушкой РаК 43. Разработка получила одобрение, и 17 апреля 1944 года отдел испытаний артиллерийского вооружения попросил инженеров компании Крупп помочь фирме Ардельта в дальнейшей разработке «ваффентрагера» и изготовлении опытного образца. Поэтому в некоторых источниках эту машину называют «ваффентрагер Ардельт - Крупп».

Опытный образец машины, который иногда называют «Ваффентрагер Ардельт I», собрали быстро - в течение месяца. 30 мая 1944 года самоходку продемонстрировали военным на полигоне в Куммерсдорфе. Самоходка была довольно простой - она имела ходовую часть и двигатель от «Хетцера», а вооружение (88-мм пушка РаК 43) устанавливалась на тумбе в кормовой части машины. Орудие имело круговой обстрел и защищалось броневым щитом спереди и частично с боков.

Машина очень понравилась, и тут же было принято решение об изготовлении так называемой «нулевой» серии из 100 единиц для фронтовых испытаний, причем 82 из них должны были вооружаться 88-мм пушкой, а 12 предполагалось собрать в качестве транспортеров боеприпасов. Сборку должна была осуществлять компания Ardeltwerke, ряд деталей предполагалось поставлять с заводов других фирм. Параллельно с этим шло изготовление второго экземпляра «ваффентрагера», в конструкцию которого внесли ряд изменений. Летом 1944 года эта машина прошла успешные испытания пробегом и стрельбой на полигоне сухопутных войск в Хиллерслебене.

В августе 1944 года опытные образцы «ваффентрагеров» были продемонстрированы Гитлеру. Из всех них машина Ардельта была самой легкой и дешевой. Вместе с тем, этот образец соответствовал необходимым требованиям по мобильности и тактическому использованию, а также был очень простым по конструкции.


Общий вид серийного образца «ваффентрагера» Ардельта, прибывшего на испытания в подмосковную Кубинку. Весна 1946 года (ЦМВС)

Однако изготовление машин «нулевой» серии затягивалось. Так, 31 июля 1944 года отдел испытаний артиллерийского вооружения сообщил следующий график выпуска: 34 в августе, и по 33 в сентябре и октябре. Однако ничего сделано не было, и 6 октября сообщалось, что первые 20 «ваффентрагеров» будут собраны до конца месяца.

На совещании по вопросам изготовления этих самоходок, прошедшем в Берлине 12 декабря 1944 года, сообщалось, что первые 10 «ваффентрагеров» будут собраны до конца месяца, и еще 10 - до 15 января 1945 года. Кроме того, была практически завершена работа по изготовлению и доставке деталей для сборки остальных 80 машин.

Однако на 9 января 1945 года было собрано две машины, и еще 18 находились в полузаконченном виде и не были укомплектованы элементами ходовой части.

Сколько же всего было изготовлено «ваффентрагеров» Ардельта, автору неизвестно. Достоверно можно сказать лишь то, что 16 февраля 1945 года штаб группы армий «Висла» направил руководителю фирмы Ardelt в Эберсвальде следующее:

«По распоряжению генерала-инспектора танковых войск формируется рота истребителей танков «Эберсвальде», которая будет использоваться по распоряжению штаба группы армий «Висла». В состав роты включаются семь готовых «ваффентрагеров» с 8,8-см пушкой L/71. Оберлейтенант Ардельт назначается командиром этой роты. Орудийные расчеты будут направлены из группы армий «Висла». Рота истребителей танков «Эберсвальде» будет использоваться в районе Эберсвальде. Боевые задачи будут ставиться штабом группы армий «Висла».

Таким образом, можно говорить не менее чем о семи собранных серийных «ваффен-трагерах» Ардельта. Кроме того, известно, что один серийный образец машины ис-пытывался на полигоне в Хиллерслебене 27 апреля 1945 года. Как минимум две таких самоходки были захвачены весной 1945 года частями 3-й армии генерала А. Горбатова (1-й Белорусский фронт): одна в районе Вандиш-Бухгольц (юго-восточнее Берлина), другая в Бранденбурге, юго-западнее Берлина. Одна такая машина (возможно, из числа двух захваченных) летом 1945 года находилась на выставке трофейного вооружения и техники в парке культуры и отдыха имени Горького в Москве. На борту машины была надпись: «Из Берлина». Сам оберлейтенант Ардельт, по сведениям немецкого исследователя В. Шпильбергера, «погиб на одном из своих «ваффентрагеров», защищая свой родной город Эберсвальде».


Серийный образец «ваффентрагера» Ардельта, прибывший для испытаний в подмосковную Кубинку. Весна 1946 года. На правом борту корпуса видна надпись «Из Берлина» (ЦМВС)

Следует сказать, что в начале 1945 года управление вооружений сухопутных войск приняло решение о развертывании серийного изготовления «ваффентрагеров». Для организации производства создали рабочую группу под руководством оберинжене-ра Крахта из компании Auto-Union, в которую также вошли представители фирм Krupp и Ardelt. Объем производства устанавливался следующий: март - 5 машин, апрель - 15, май - 30, июнь - 50, июль - 80, август - 120, сентябрь - 170, октябрь - 250, ноябрь - 300, и начиная с декабря по 350 штук в месяц.

При этом помимо «ваффентрагеров» Ардельта с 88-мм орудием, предполагалось запустить в производство аналогичные машины, но с более мощными артсистемами. В конце 1944 года компания Krupp спроектировала несколько образцов, вооруженных 105 и 150-мм гаубицами, а также 128-мм противотанковой пушкой. В их конструкции использовались уже отработанные элементы «ваффентрагера» Ардельта, но с усиленной ходовой частью (по шесть опорных катков на борт). По схеме размещения вооружения (в корме машины за шитом) они также напоминали конструкцию Ардельта. В перспективе планировалось использовать в конструкции этих самоходок элементы от Jagdpanzer 38 D - элементы ходовой части и дизельный двигатель Tatra 103. Однако до конца войны завершить проектирование не удалось.

Таким образом, можно сказать, что «вафферн-трагеры» вполне могли заменить на поле боя самоходки на танковых шасси с орудиями калибра 88, 105, 128 и 150 мм. Причем машины с 88-мм противотанковыми пушками в последние месяцы войны уже находились в производстве.

Небезынтересно привести данные об устройстве «ваффентрагера» Ардельтаа также данные о его испытании в Советском Союзе, проведенные весной 1946 года.


Серийный образец «ваффентрагера» Ардельта, вид слева. НИБТ полигон, весна 1946 года. На щите и корпусе видны надписи с указанием толщин брони (ЦМВС)

Устройство машины

Корпус самоходки был довольно прост по конструкции и изготавливался из листов катаной брони толщиной 8- 20 мм, соединенной заклепками и сваркой. Он мог противостоять попаданиям простых (не бронебойных) пуль нормального калибра и мелких осколков. Вооружение состояло из 88-мм противотанковой пушки РаК 43, смонтированной на тумбовой установке в задней части корпуса. Тумба крепилась к специальной балке П-образного профиля, установленной поперек корпуса. Пушка имела штатные верхний станок, подъемные и поворотные механизмы, прицельные приспособления и спусковое устройство. Орудие имело круговой обстрел по горизонту. Спереди и частично с боков расчет прикрывался броневым щитом толщиной 5 мм. В походном положении ствол фиксировался при помоши специальной ножницеобразной опоры, закрепленной на переднем листе корпуса. Боеукладка размешалась в трех местах - в яшике, укрепленном на внутренней стороне щита (6 снарядов) и в двух ящиках (по 12 снарядов) в кормовой части корпуса.

Силовая установка состояла из карбюраторного четырехтактного шестицилиндрового двигателя Maybach HL-42, установленного в передней части корпуса справа по ходу (такие двигатели мощностью в 100 л. с. использовались на немецких бронетранспортерах Sd. Kfz. 250 и 251). Охлаждение двигателя - жидкостное, циркуляция охлаждающей жидкости производилась центробежным насосом. Система питания двигателя состояла из топливоподкачиваю-шего насоса, карбюратора «Солекс», впускного коллектора, воздухоочистителя и двух топливных баков емкостью по 60 л, расположенных справа и слева от тумбовой установки орудия.

Трансмиссия «ваффентрагера» включала промежуточный редуктор (гитара), главный фрикцион, коробку перемены передач, механизм поворота и бортовые передачи. Главный фрикцион - сухой, многодисковый, автомобильный. Коробка передач - автомобильная, четырехступенчатая, с механическим приводом переключения передач, четыре вперед и одна назад. Механизм поворота - двойной дифференциал, снабженный дополнительными остановочными тормозами с приводом от специальной педали.


«Ваффентрагер» Ардельта, захваченный частями Красной Армии в районе Вандиш-Бухгольц (юго-восточнее Берлина). Апрель 1945 года (АСКМ)

Поворот самоходки осуществлялся подтор-маживанием соответствующего тормозного барабана, при этом одна гусеница не могла быть полностью заторможена, в результате чего развернуть машину на месте было нельзя. Бортовая передача представляла собой одноступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями.

В ходовой части использовались цельнометаллические опорные катки, конструктивно похожие на катки самоходки «Хетцер», но без резиновых бандажей. Подвеска и гусеницы использовались «хетцеровские».

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме и состояло из генератора с реле-регулятором, одной аккумуляторной батареи (устанавливалась в специальном ящике за спинкой сиденья механика-водителя), электростартера и дорожной фары.

Экипаж машины состоял из четырех человек. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева на автомобильном сиденье. Управление машиной осуществлял при помощи рычагов и трех педалей, усилия на которых составляли 20-25 и 15-20 кг соответственно. Контроль за работой агрегатов осуществлялся при помощи только трех приборов - тахометра, манометра масла и аэротермометра жидкости в системе охлаждения. Наблюдение за дорогой в походном положении механик-водитель осуществлял непосредственно из передней части корпуса, в боевом положении - через смотровую щель в откидном броневом щитке. Отопление, освещение и вентиляция места механика-водителя отсутствовали.

Наводчик располагался слева от пушки, у прицела и механизмов наведения, на специальном сиденье, которое вращалось вместе со станком орудия. Командир и заряжающий размещались на сиденьях в задней части машины. При стрельбе командир находился рядом с машиной и корректировал огонь. «Ваффентрагер» снабжался переговорным устройством между водителем и командиром.


Серийный вариант «ваффентрагера» Ардельта, оставленный на улице города Бранденбург. Май 1945 года (АСКМ)

Следует отметить, что стрельба с хода была невозможна из-за отсутствия ограждения для расчета. В то же время для стрельбы с места имелись отличные условия, так как из-за невысокой линии огня можно было заряжать орудие, даже находясь на земле.

Испытания машины

Весной 1946 года «ваффентрагер», до этого находившийся на выставке трофейной техники, доставили на полигон в подмосковной Кубинке. В наших документах он именовался «открытой немецкой самоходной установкой с 88-мм пушкой РаК 43». Из-за «недостаточной надежности самоходной установки, обусловленной конструктивной и технологической недоработкой, а также неудовлетворительным техническим состоянием» провести испытания в полном объеме не удалось. Всего машина прошла 200 километров, а из орудия было сделано 56 выстрелов. Причем из-за отсутствия штатного немецкого прицела стрельба производилась при помощи японского телескопического прицела, установленного на прицельное приспособление с помощью специально изготовленного кронштейна. Небезынтересно привести выводы, сделанные в отчете нашими испытателями. Судя по всему, они не знали к какому классу отнести эту машину - по массе она была легкой, а по вооружению соответствовала средним или тяжелым самоходкам:

«Немецкая самоходная артиллерийская установка с пушкой РаК-43 относится к классу открытых самоходных установок с круговым обстрелом. По весу (11,2 т) она может быть отнесена к легким самоходным установкам типа ЗСУ-37 и СУ-76; по мощности выстрела (52500 кгм) к тяжелым самоходным установкам типа ИСУ-152 и «Фердинанд» и уступает в этом отношении установкам СУ-100иИСУ-122.

При ее создании были использованы:
- 88-мм противотанковая пушка РаК-43, ранее устанавливавшаяся на САУ «Hornisse»;
- двигатель HL-42, главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота и бортовые передачи с немецких легких полугусеничных тягачей;
- гусеницы с танка «Прага» 38-Т.

Указанная унификация большинства основных агрегатов свидетельствует о стремлении к удешевлению и массовости производства нового образца самоходной установки.

Однако ряд слабых мест установки - система охлаждения двигателя, механизм переключения передач, отсутствие зашиты экипажа от пыли, грязи и атмосферных осадков, крепление крышек опорных катков - свидетельствуют о сжатых сроках проектирования, разработки и изготовления первой партии машин.

Принципиальная идея конструкции установки - открытое размещение артиллерийской системы с круговым обстрелом - целиком себя оправдала. Этим мероприятием удалось обеспечить хорошие условия работы расчета, по существу не отличающиеся от условий работы расчетов полевых артиллерийских систем».



Заряжание орудия «ваффентрагера» Ардельта при курсовом угле О градусов. Второй номер расчета берет выстрелы из ящика на броневом щите. Удобство работы первого номера достигалось за счет откидывания кормовой площадки, на которой стоит правая нога заряжающего. НИБТ полигон, весна 1946 года (АСКМ)

В ходе испытаний нашими специалистами была проведена оценка вооружения, динамических и эксплуатационных показателей и рабочих мест экипажа. В частности, отмечалось, что кучность боя орудия при стрельбе с места (на дистанции 1000 м) вполне удовлетворительна, вероятные отклонения по высоте и направлению не превышали 0,22 м. Скорострельность (при стрельбе с места по неподвижной цели) составляла 7,4 выстрела в минуту, что тоже считалось хорошим показателем. Отмечалось, что гидропневматический уравновешивающий механизм обеспечивает постоянные усилия на рукоятке маховика подъемного механизма при углах возвышения от -8 до +40 градусов. Вместе с тем, подъемный механизм обеспечивал невысокую скорость наведения по вертикали и создавал большие усилия на рукоятке маховика. Поворотный механизм, напротив, обеспечивал достаточную скорость наведения по горизонту и нормальные усилия на рукоятке маховика. А вынос цапф качающейся части орудия назад относительно центра тумбовой установки, уменьшал величину вылета ствола, способствовал уравновешиванию огневой платформы и увеличивал угол возвышения орудия.

По динамическим показателям отмечалась хорошая плавность хода машины, неудовлетворительная маневренность (вследствие применения в качестве механизма поворота двойного дифференциала) и малый запас хода (111 км по асфальтовому шоссе и 62 км по грунтовой дороге).

В оценке рабочих мест говорилось, что нахождение командира во время стрельбы вне машины обеспечивает ему удобство наблюдения. Наводчик размещался на сиденье слева от орудия, у механизмов наведения и прицела, пользоваться которыми ему было удобно. Заряжающий во время стрельбы мог быть справа или слева от орудия. Удобство его работы обеспечивалось откидыванием кормовой площадки. Во время движения заряжающий и командир находились на задних сиденьях огневой платформы, которые были очень неудобными - жесткими и недостаточных размеров.

Механик-водитель во время стрельбы выполнял роль подносчика боеприпасов. Отмечалось, что недостатком места водителя было значительное удаление педалей управления от сиденья, недостаточное количество контрольных приборов и высокая температура (до 70 градусов) из-за выбрасывания воздуха, нагретого двигателем, в отделение управления. Общим недостатком всех рабочих мест при движении являлось отсутствие защиты от дождя, снега, пыли и грязи. К достоинствам машины были отнесены:

«1. Мощная артиллерийская система, обеспечивающая бронебойному снаряду живую силу 52500 кгм при начальной скорости 1000 м/с.

2. Открытое размещение орудия, обеспечивающее хорошие условия работы расчета.

3. Удовлетворительная устойчивость установки, достигнутая применением дульного тормоза, большой длиной отката и удачным размещением центра тяжести.

4. Высокая маневренность огня, обеспеченная круговым обстрелом и унитарным выстрелом.

5. Быстрая переброска огня при любом секторе обстрела, достигаемая разворотом орудия при выключенном поворотном механизме.

6. Быстрый переход из походного положения в боевое.

7. Удачный стопор орудия по-походному, надежно и просто закрепляющий орудие.

8. Компактное размещение агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, достигнутое введением промежуточного редуктора между двигателем и главным фрикционом».

Однако количество недостатков превышало число достоинств. Среди основных в отчете по испытаниям назывались следующие:

«1. Удельная мощность - 9 л.с./т - недостаточна.

2. Незащищенность механика-водителя от взрывной волны при артобстреле и отсутствие ограждений для расчета исключают стрельбу с хода и коротких остановок.

3. Корректировка огня наводчиком через прицел и через люк броневого щитка невозможна вследствие закрывания пороховыми газами цели и трассера.

4. Отсутствие легкосъемного тента над огневой платформой и защитного колпака над отделением управления. В результате этого экипаж совершенно не защищен от пыли, грязи и атмосферных осадков.

5. Недоработка системы охлаждения двигателя, заключающаяся в следующем: отсутствует натяжное приспособление для ремня привода к вентилятору, образование встречных потоков воздуха, нагретого двигателем и выбрасываемого вентилятором через жалюзи в лобовом листе и наружного (особенно при встречном ветре), поступающего через жалюзи в моторное отделение.

6. Недостаточная надежность механизма переключения передач.

7. Ненадежное крепление крышек опорных катков подвески.

8. Значительное удаление педалей управления от сиденья механика-водителя.

9. Неудачная конструкция сидений огневой платформы.

10. Вылет впереди гусениц буксирных петель, в результате чего ограничена высота преодолеваемого вертикального препятствия.

11. Недостаточный возимый запас снарядов».


Схема компоновки «ваффентрагера» Ардельта: 1 - вентилятор и радиатор, 2 - двигатель, 3 - воздухоочиститель, 4 - промежуточный редуктор, 5 - главный фрикцион, 6 - блок подвески, 7 - направляющее колесо, 8 - боеукладка, 9 - топливные баки, 10 - аккумулятор, 11 - коробка перемены передач, 12- сиденье водителя, 13 - кулиса коробки перемены передач, 14- щиток приборов, 15 - двойной дифференциал, 16 - остановочный тормоз, 17- бортовая передача, 18- ведущее колесо, 19- ось тумбовой установки, 20 - сиденья расчета

В заключении отчета об испытаниях «ваффентрагера» Ардельта было сказано следующее:

«К особенностям конструкции САУ может быть в первую очередь отнесена ее специальная база. По результатам исследования конструкции можно предполагать, что при создании данного объекта была поставлена задача максимального использования агрегатов и узлов, производившихся немецким автомобиле и танкостроением и размещение их в специальном корпусе.

Наряду с этим, ряд конструктивных недостатков и недостаточная надежность, указывают на то, что разработка и создание машины не доведены до конца и, вероятно, проводились в сжатые сроки.

Также необходимо отметить компактное размещение агрегатов моторно-трансмис-сионного отделения. Этого удалось достигнуть введением промежуточного редуктора (гитары) между двигателем и коробкой передач, позволившим избегнуть их обычное со-осное расположение.

Обращает на себя внимание обеспечение свободного доступа к боекомплекту и орудию при заряжании за счет отсутствия бортов, кормы и крыши у огневой площадки, наличия откидной кормовой площадки и размещения боекомплекта в местах, удобных для доставания.

Наиболее характерной особенностью испытанной самоходной установки с точки зрения веса является то, что на долю установки вооружения и боекомплекта приходится до 30% от общего веса. По мощности выстрела испытанная САУ далеко выходит из класса легких (по весу) и равноценна средним и тяжелым самоходкам.


Размещение экипажа «ваффентрагера» Ардельта на марше. НИБТ полигон, весна 1946 года (АСКМ)

В то же время данная машина по удельной мощности выстрела (отношение мощности выстрела к боевому весу) значительно превосходит все известные до сих пор машины.

В целом, данная самоходная установка имеет ряд существенных недостатков вследствие конструктивной недоработки и поэтому не может быть использована как образец для создания отечественной установки данного типа. Практический интерес в данной САУ представляют следующие данные: схема компоновки машины в целом и идея сочетания мощного вооружения и легкой базы специального типа.

За основу для проектирования опытного образца отечественной САУ открытого типа (истребитель танков) должна быть взята пушка калибра 100 мм с начальной скоростью 1000 м/с, устанавливаемая на специальной базе, созданной из агрегатов танка Т-44 или Т-54».

Проходивший испытания образец «ваффентрагера» конструкции Ардельта сохранился до наших дней, и в настоящее время находится на экспозиции военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

На данный момент мы получили доступ к целой линейке немецких ПТ-САУ, которые, по сути, являются носителями орудий и их никак нельзя назвать штурмовыми орудиями. В данной статье мы рассматриваем ПТ 8-го уровня, которая запоминается своим низким профилем и по форме напоминает болид из гонок типа «Формула-1» и имеет сложное для понимания отечественным читателем название — «Rhm-Borsig Waffentrager». Для простоты чтения мы сократим это название до RBW, минув, как культурные люди, популярного в «школьных» кругах поклонников игры названия мучного блюда, с которым «они» ассоциируют этот танк.

Рисунок 1. Rhm-Borsig Waffentrager

Итак, приступим к обзору – что за ПТ-САУ и кому стоит его качать, зачем или что делать, если вы уже выкачали его, но совсем растерялись и не знаете как на этом «картонном чуде» воевать.

Историческая справка

По части истории танка информации действительно немного, впрочем, кое-что наскрести удалось:

Rheinmetall-Borsig был разработан в рамках конкурса по созданию специального артиллерийского транспортера. Машина позволяла не только перевозить артиллерийскую систему, но и вести огонь с шасси. В конструкции предполагалось широко использовать детали ходовой части Hetzer. Разработка велась с конца 1942 года до середины 1944, но из-за сложности конструкции, высокой стоимости и большой массы шасси предпочтение было отдано проекту фирмы Ardelt.
К сожалению, о проектировании данной ПТ-САУ существует очень мало данных (они или засекречены или были совевременно уничтожены). Игровая модель практически идентична эскизу Дойла, используется измененная расширенная и удлиненная ходовая ПТ-САУ Hetzer, на котором расположено тяжелое противотанковое орудие, которое прикрыто бронелистами спереди и по бокам и формально представляет собой подобие башни, хотя таковым и не является.

Историческое наследие

От предшествующих танков этой ПТ-САУ достались два орудиями, которые нам хорошо знакомы – калибр 128 и 150-мм соответственно. Первое нам хорошо знакомо по ПТ-САУ «Фердинант», а второе — по тяжелому танку «Е-100». Оба орудия себя хорошо зарекомендовали и являются одними из самых лучших орудий в игре. Следовательно, по части огневой мощи у нас все в порядке и насколько все хорошо по части огня, также все плохо по части металла – брони у нас почти нет, только противпулевое бронирование. Зато у нас отличная маскировка – машина малозаметная и обнаружить ее трудно даже на открытой местности, не говоря уже о различных зарослях от густого кустарника, до лесных чащей Мурованки – вот в таких джунглях эта машина настоящий хищник, просто удав из берегов Амазонки – ползает медленно, защищен плохо, но атакует неожиданно и очень сильно.

Плюсы и минусы

Природа танка важна во всех отношениях и складывается из всех факторов – важны ее плюсы, равно как и их минусы.

Плюсы:

  1. Низкий профиль и малозаметность;
  2. Мощное орудие с высокой альфой и пробитием голдой (150-мм) и мощное сбалансированное орудие 128-мм с великолепной точностью;
  3. Высокая маневренность (но низкая скорость);

Минусы:

  1. Плохая проходимость и слабый двигатель;
  2. Слабое противпулевое бронирование;
  3. Небольшие углы вертикальной наводки (вниз/вверх) делают проблемной стрельбу как с высот, так и по противникам которые находятся на возвышенности;
  4. Высокий уровень боев – вплоть до 10-го уровня, предполагает большой расход голды, что негативно сказывается на доходах (особенно для 150-мм орудия), кроме того бои против 10-к напряженные, поскольку пара попаданий может отправить нас в ангар

Это основные черты, которые вкратце характеризуют эту ПТ-САУ, а теперь перейдем к детальному обзору.

Обзор основных орудий

Орудие калибра 128-мм

K44/L55 – данное 128-мм орудие нам прекрасно знакомо по таким мастодонтам WoT как «Ferdinand» и «Maus». Эти машины ужа давно в игре и их основные орудия хорошо знакомы ветеранам танков от Варгейминг. Скажем прямо – орудие замечательное и нисколько не вызывало лично у меня нареканий, ни на огневую мощь, ни на точность, скорость сведения или уровень бронепробития – 246-мм обычным ББ и 311-мм голдой – что еще нужно? Мне сложно понять игроков, которым «вечно не хватает» — ребята вы шутите? Да с таким пробитием, уроном и точностью можно побеждать даже на 10-х уровнях. Хотя по части фугасов мы значительно уступаем старшему брату (150-мм), но для критования французских танков и схожих с ними легкобронированных целей их мощности вполне достаточно – 630 единиц урона и 65-мм бронепробития.

Орудие калибра 150-мм

Мощнее своего собрата, но куда медленнее и значительно уступает в точности, зато обладает могучими фугасами, а также неплохими кумулятивами, хотя и бэбэшками можно уверенно работать по большинству целей. С апом точности и если вы используете приводы наводки – сведение на цель не будет столь острой проблемой, как могло показаться на первый взгляд. С другой стороны, даже повышение точности не спасает от рандомности разлета снарядов этого орудия. В этом отношении 128-мм орудие куда приятнее и эффективно на всех дистанциях. А вот 150-мм больше рекомендуется для городских боев или же для работы по целям фугасами с больших (и не очень) дистанций.

В целом это орудие неплохое, но требует неспешности и рассудительности от владельца, так как скорость перезарядки обязывает хорошенько подумать и о путях отступления и о выборе целей. Все дело в том, что это орудие изначально предназначалось для «Е-100», но он то «толстокожий» в отличие от нас и может выдержать массу попаданий, а нам хватит и пары плюшек от ТТ9. С другой стороны, шанс влепить ТТ8 могучий снаряд на половину его запаса прочности – это еще то искушение и игра со 150-мм орудием затягивает, причем низкая точность не особенно то и отпугивает. Кроме того, данное орудие на пару тонн легче и позволит нашему болиду с очень слабым двигателем быть немного динамичнее, что с такой броней ну очень важно.

Точность орудия относительно невысока – 0,48 составляет разброс, но с повышением точности в патче 086 это не столь уж большая проблема, куда больше напрягает скорость сведения – 3,4 секунды, это действительно долго. Это значит, что придется озаботиться установкой усиленных приводов наводки или стабилизатора вертикальной наводки. Также не будет лишним изучить навыки:

  • «Плавный ход» – для уменьшения разброса при движении;
  • «Плавный поворот башни» — для снижения разброса при повороте башни

Скорострельность орудия – 4,29 в/м, что почти аналогично советскому орудию 122-мм «D2-5T», которое хорошо знакомо владельцам танков «КВ-1С», которые с этим орудием несут разрушение всем на 6-м уровне и выше, причем куда более опустошительное, нежели на 10-м несет могучий британец «FV215b(183)» своим ураганным 183-мм орудием.

Итак, подытоживая все можно сказать что орудие мощное, с высоким AS и мощными кумулятивами, но неточное и медленно сводится/перезаряжается. Соответственно, тактика будет примерно такая же, как и на «Е-100» (только без брони) — атака из-за укрытий и уход на перезарядку.

Сравнение орудий

Теперь проведем краткий сравнительный анализ этих двух орудий

  1. У «К44» выше скорострельность – 5,5 в/м против 3 в/м;
  2. Немного меньше разброс – 0,35 против 0,4;
  3. Меньше время сведения – 2,3 против 2,7;
  4. Чуть больше масса – 7795 кг против 5625 кг

На стороне 128-мм орудия точность, скорострельность и пробитие обычными бронебойными, на стороне 150-мм орудия – урон фугасами, меньшая масса и высокая альфа, плюс высокое пробитие голдой.

Броня

Броня «Rhm-Borsig Waff» значительно уступает броне коллеги по цеху, которая наиболее схожа с нами по характеристикам орудий и уровню – «ИСУ-152»

Тип брони ИСУ-152 Rhm- Borsig Waffentrager
Броня корпуса 90/90/60 20/10/8
Броня башни NA 20/20/0

Как видите, за сверхмощные орудия и возможность кругового обстрела, мы платим очень слабым бронированием – лоб 20-мм, то есть этой брони едва хватит против огня тяжелых пулеметов, но не более того, зато «ИСУ-152» выглядит просто монстром каким-то по сравнению с нами.

Хотя брони почти нет, но она расположена под острыми углами и в случае «поигрывания» корпусом и при должной лояльности ВБРа может вам обеспечить редкие непробития и даже рикошеты. Так что не опускайте руки от факта что бронирование исключительно противпулевое, вспомните сказку про лягушку, которая попала в бочку с молоком и благодаря своей настойчивости и воле к жизни смогла выбраться из почти безвыходной ситуации.

Башня, профиль, обзор и УГН

Углы вертикальной наводки просто отвратительные, особенно с длинным 128-мм орудием. Вверх ствол подымается более-менее, но это число не превышает 30 градусов, так что не рассчитывайте, что сможете пострелять по горке на маяке, находясь от него на дистанции менее 200-м. Стрельба по целям, которые стоят ниже, еще более затруднительное занятие — придется буквально «свешиваться», чтобы попасть в танк, стоящий внизу, в непосредственной близости от вас (в этом отношении мы схожи с «СУ-122-44»).

Такие маленькие УВН обусловлены тем, что «башня» и корпус достаточно низкие, а запаса глубины, в которую могла бы опускаться казенная часть орудия, как на том же «Насхорне», нет. Так что за малозаметность и низкий профиль мы платим отвратительными УВН, которые очень ощутимы на неровной местности.

УГН у нас все 360 градусов, правда башня поворачивается медленно, так что учитывайте эту особенность при выходе на огневую позицию.

Броня башни

Башня, если так можно назвать открытую броневую рубку, в которой орудие прикрыто, как и расчет лишь лобовым и бортовыми листами брони, подобно полевым ПТО, имеет подобное корпусу бронирование, исключение – отсутствие заднего бронелиста. В этом отношении наш старший брат – «пазик-ваффен» несколько лучше, как по качеству бронирования, так и по форме бронелистов, которые расположены так, чтобы более эффективно защищать экипаж и способствовать уходу снаряда в рикошет.

Обзор

Обзор у нас отличный – 400 метров, этого более чем достаточно и больший обзор имеют лишь топы и то не все. Собственно, такой обзор обусловлен открытой рубкой танка, и по идее его должно хватать. Но ПТ на то и ПТ, что его выживание зачастую обусловлено двумя факторами:

  1. Как можно раньше обнаружить соперника;
  2. Как можно позже быть обнаруженными соперником

Поэтому, наряду с маскировкой, остро стоит вопрос улучшения обзора – оптика, стереотруба и соответствующие навыки тут играют действительно важную роль, а не второстепенную, как на других моделях танков этого класса.

Скорость и маневренность

Слабый двигатель – это одна из самых острых проблем для данной ПТ-САУ – 180 и 207 л.с. это совсем немного для машины весом около 23-х тонн и накладывает серьезные ограничения на динамику танка в целом. Причем улучшить ее будет сложно, полезными будут здесь и высокооктановый бензин и навык «Король бездорожья».

Скорость поворота ходовой составляет 38 град/сек, что делает эту ПТ одной из самых маневренных в игре. К примеру, наши ближайшие «коллеги» по немецкому лагерю ПТ-САУ – «Фердинанд» и «Ягдтигр» имеют такие значения:

  1. Даже «Ягпантера», которая славится своей маневренностью, имеет 30 град/сек;
  2. «Ягпантера 2» — 34 град/сек;
  3. «Фердинанд» — 18 град/сек

То есть, мы превосходим всех одноуровневых «коллег по цеху» по показателям маневренности.

Стоковый двигатель от «Прага» имеет всего 180 л.с. и высокую вероятность пожара – 20%.

Вероятность пожара топового двигателя от «Татра» -15% (мощность – 207 л.с.) и это достаточно низкий показатель, но исключать вероятность не стоит, особенно учитывая, что нас могут легко поразить в лоб корпуса и поджечь. Так что выбор автоматических огнетушителей будет вполне разумной мерой, которая и снизит вероятность пожара и потушит его за секунду, сохранив для нас драгоценные HP.

Рисунок 5. Выбор двигателя

Радиостанции

На танке будет использоваться радиостанция типа «А-220» с дальностью связи в 600-метров и этой величины достаточно для оценки всей полноты ситуации на большинстве карт. Если же изучить «Изобретателя», то дальность связи возрастет до 720 метров, что соответствует уровню лучших РС в игре.

Рисунок 6. Выбор радиостанции

Модули и навыки

Первостепенные

К первостепенным модулям я бы отнес:

  1. Досылатель
  2. Усиленные приводы наводки
  3. Просветленную оптику

Эти три модуля наиболее оправданы для нашей низкой, медленной и малозаметной ПТ, чья главная задача – надамажить по максимуму, оставаясь при этом незаметной, замечая противников издалека и стреляя как можно точнее. Поэтому для нас важны точность, DPM и обзор – чем выше эти показатели, тем выше наша результативность. Соответственно, чтобы усилить эффект от модулей, стоит выучить соответствующие навыки:

«Плавный ход/поворот башни» — чтобы еще точнее стрелять, выкатываясь для выстрела на противника и как можно меньше оставаться в зоне поражения во время прицеливания;

«Орлиный глаз/радиоперехват» — чтобы еще более усилить дальность эффективного обнаружения противника, минуя понижающие модификаторы типа кустарников или выкачанного у противника навыка «Маскировка»;

«Ремонт» — из-за отсутствия брони мы вынуждены играть от укрытий и в ряде случаев приходится выезжать на противника для выстрела по нему, в эти моменты мы рискуем подставить под удар наш длинный корпус. Помимо риска повреждения боеукладки есть вероятность попадания в каток и фиксации танка под огнем противника. Так как отбиваться нам нечем, то все попадания будут проходить с уроном, то есть нам крайне опасно «стоять на гусле» под огнем и важно быстро чиниться, чтобы уйти под защиту преград (камней, домов). Поэтому изучить навык «Ремонт» хотя бы 3-м танкистам будет не лишним;

«Маскировка» — если вы даже на картах типа «Химмельсдорф» предпочитаете занимать позиции, с которых вас обнаружить крайне сложно и стараетесь вести «партизанский» бой, то навык маскировки будет как нельзя кстати. Более того, благодаря низкому профилю, плюс покупка камуфляжной покраски и вы можете быть невидимкой большую часть боя. Стоит только учесть, что стрельба из 150-мм орудия очень быстро демаскирует танк, ввиду большого калибра орудия и как следствия – вспышки, дыма и грохота что оно издает. Для чистокровных «партизан» имеет смысл использовать «масксеть» — у нас же башня с поворотом на 360, так что мы можем спокойно отслеживать любую цель, стоя в кустах. Вообще сетап «масксеть + навык маскировка + камуфляж + навыки и модули для обзора» делает эту ПТ-САУ лидером по эффективность дальнего «засадного» боя, так как ее очень трудно обнаружить, а сама она очень хорошо видит поле боя

«Заполнение баков СО2» — особенности конструкции приводят к тому, что при попадании в лоб корпуса танк загорается (и критуется двигатель), что характерно для этой линейки немецких танков. Частично проблемы можно решить за счет использования автоматических огнетушителей, но если вы хотите совсем избавиться от этой проблемы, тогда используйте их совместно. Также имеет смысл прокачать билд «Чистота и порядок + Пожаротушение» — это еще на 25% снизит риск возгорания и даже в случае пожара он будет достаточно быстро ликвидирован усилиями танкистов;

«Большая аптечка + мастер на все руки» — повышает живучесть экипажа и позволяет командиру компенсировать потери от контузии членов экипажа за счет собственной подготовки. Полностью изученный навык позволяет практически без потерь в эффективности заменить одного члена экипажа, а аптечка снизит вероятность ранения на 15%. Для того чтобы еще дополнительно усилить этот показатель, можете поставить «Противоосколочный подбой», но он пригодиться только против фугасов, хешей и тарана, впрочем угроза фугасов достаточна ощутима для нас из-за открытой рубки (и картонной брони), так что этот модуль заслуживает право на жизнь;

«Мокрая боеукладка + Бесконтактная боеукладка» — в сумме понижают шанс крита БК на 62,5%. Это также важно, поскольку любое (почти) попадание в борт может закончится повреждением боеукладки. Брони нет, экранов особых тоже, так что озаботиться снижением риска выхода из строя этого важного модуля стоит, особенно если вы не хотите от следующего попадания взлететь на воздух или же стрелять с черепашьей скоростью остаток боя;

На этом обзор наиболее важных навыков и модулей закончим и перейдем к второстепенным, которые могут также оказаться полезными в различных боевых ситуациях.

Второстепенные

«Король бездорожья/виртуоз» — они позволяют повысить маневренность танка и его проходимость по различным грунтам. Размер полезной нагрузки этих навыков невелик, но будет полезен в случае попадания на трудные грунта (мягкие, болотистые, преодоление брода и т.п.), а также позволит быстрее разворачивать самоходку, что будет ощутимо, так как «RBW» итак является маневренной машиной, а бонус от навыка «Виртуоз» будет еще больше усиливать наши сильные стороны.

Для настоящих фрагодрочеров стоит изучить «Снайпера» и «Злопамятного» — первый позволяет чаще наносить критические повреждения, а второй – держать противника в прицеле на 2 секунды дольше. Польза от «Злопамятного» больше ощутима на скорострельном и точном 128-мм орудии, которое почти всегда имеет шанс послать еще один снаряд вдогонку удаляющемуся противнику и при этом имеет высочайшие шансы попасть по цели. Зато навык «Снайпер» особенно полезен со 150-мм орудием, тяжелые снаряды которого итак часто несут боль и критические повреждения противнику, а с этим навыком это становится просто «Немезидой» для беспечных врагов, которые решились подставиться нам под удар, например:

  • Попадание в НБЛ «Льву» — удар на 800хп и мощный пожар еще на 400 хп – как итог, премиумный ТТ остается с минимумом прочности и кучей накопленных пожаром критов 9мы за этом получаем приличный бонус серебра и опыта);
  • Попадание в башню «Т-44» и взрыв БК – ваншот, такие ситуации бывают, особенно при попадании в борт башни и «Снайпер» только усиливает вероятность серьезного критического повреждения;
  • «КВ-4» — попадание в область двигателя сбоку – крит двигателя и пожар, вероятность при пробитии такого крита высокая, главное не стрелять кумулятивами под острым углом (экраны сожрут урон);
  • «Объект 704/Тортойзе» — попадание с пробитием в фронтальную правую часть корпуса заканчивается критом наводчика и/или заряжающего;
  • «Ягдтигр» — пробитие в лоб НБЛ – пожар и вероятный крит двигателя, в борт – крит боеукладки и контузия 1-2 членов экипажа;
  • «Е-100» — попадание в борт и НБЛ имеет схожие последствия, как и у «Ягдтигра», только пробить его сложнее, особенно сбоку. Тем более что почти все владельцы Е-100 умеют ставить ромб, который сводит большинство попаданий на нет

Список этот можно продолжить, но ситуация итак понятная и говорит о чрезвычайной полезности этого навыка вкупе со 150-мм орудием, есть только одно «НО» — изучайте этот навык вторым (хотя можете и первым, но на свой страх и риск), так как тот же «Ремонт» и «Маскировка» в целом будут более полезны ка базовые навыки;

«Противоосколочный таран и мастер тарана» — открытая рубка предполагает слабую защищенность от ударов ОФ снарядами, например от коллеги «RBW» мы можем получить плюшку на 700-900 хп при попадании фугаса в рубку с высокой вероятностью критов модулей и ранений экипажа. Тут есть два выхода – аккуратно играть из засады и не подставляться, ну или поставить противоосколочный подбой – что-что а здесь он как нельзя оправдан, ведь это не могучий «Торт» или «Е-100», которые способны держать удар за счет родных экранов и толстой брони. Также учтите тот факт, что такую малозащищенную машину любят таранить все кому не лень, даже разряженные «Бетшаты» грешат этим. Так что стоит изучить «Мастер тарана», но только 2-м, а еще лучше – 3-м навыком, так как вероятность тарана все же значительно ниже вероятности поражения фугасом. В общем, предпочтение в этом сетапе стоит отдать подбою, благодаря его универсальности и доступности, а уже потом, в качестве дополнительного навыка, выучить «Мастер тарана».

Доходность

Доходность всех танков 8-го уровня, в том числе и ПТ-САУ колеблется на уровне «уже плохо, но еще не так заметно». Дело в том, что без премиум-аккаунта стабильная доходность танков заканчивается на ТТ 7-го уровня, это своего рода «Рубикон». На восьмом уровне фармить без ПА могут только самые опытные игроки, которые входят в число «золотой двадцатки», то есть 20% от общего числа игроков, которые имеют высокие навыки в этой игре. Так что не ждите особой доходности если вы не входите в состав этой элиты, скорее всего вы сможете держать на уровне точки безубыточности по сумме, например, десяти рандомных боев. Впрочем, и тут есть свои подводные камни – чем больше длится ваша сессия (чем дольше вы в игре сегодня), тем выше вероятность подкидывания в вашу команду откровенно слабых игроков, с которыми вытянуть бой невозможно в 90% случаев, таковы особенности «характера» игры. Несколько повысить результативность и заодно доходность танка позволит игра в хорошем взводе или командные бои с хорошим коллективом и толковым командиром. Например, мне удавалось выводить в командном бою свою команду из 7-8 танков на уровень 70-80% побед в сессии на 15-20 боев в сегменте «Командный бой». Конечно, в этих условиях вряд ли удастся собирать урожай фрагов из наивных нубов, которыми пестрит соло-рандом, но по сумме доходов и низких затрат (так как побеждаем часто) в командном бою можно иметь рентабельность на уровне 20-25%, что для игры без ПА совсем неплохо.

С премиум-аккаунтом ситуация становится куда проще и вы будете получать доход даже в не очень удачных боях и иногда даже можете откровенно валять дурака и все равно будете в плюсах. С одной стороны ПА снимает с вас психологическую нагрузку, с другой стороны делает вас немного ленивыми. Зато игроки с ПА не бояться рисковать, что также неплохо, поскольку вытянуть в атаку «Бориску» на обычном аккаунте очень сложно, тебя тут же пошлют с формулировкой, мол, у него итак высокие затраты. В итоге они стоят в кустах до конца боя и их сливают за считанные секунды выжившие противники, когда все самые способные союзники погибли и осталась лишь горстка «осторожных».

Ну а теперь перейдем к конкретным цифрам, сколько «RBW» может заработать на обычном и премиумном аккаунте?

Итак, мы заработали за час боев, которых было 10-ть всего – 239494 серебра без ПА и премиум-аккаунтом – 359241, при этом разница составила 119747.Сумма затрат составила 32197+24000+186630=242827. Имея в запасе лишних сто тысяч дохода за счет ПА можно себя чувствовать увереннее, но все же рассмотрим цифры дохода для обоих типов аккаунтов:

Обычный аккаунт 239494-242827 = (-3333) серебра – то есть мы вошли в минуса, хотя, если не увлекаться стрельбой голд-снарядами за серебро, то спокойно можно держаться на уровне безубыточности
Премиум-аккаунт 359241-242827 = 116414 серебра
То есть, разница с премиум-аккаунтом более чем заметна – без Па мы ушли в убытки, а с ним мы получили прибыль более 100 тысяч за 10-ть боев.
По части опыта все просто – 582 единицы опыта без ПА в среднем и 873 единицы опыта с ним (с премиум-аккаунтом). Правда эти цифры могут колебаться в зависимости от уровня мастерства игрока, а приведенная статистика соответствует игроку высокого уровня.

Тактика

На самом деле описывать тактику боя для «RBW» очень просто – машина медленная, брони считай нет, зато низкая, малозаметная, маневренная и обладает могучими орудиями. Естественно, что такие характеристики предполагают использовать эту ПТ-САУ исключительно из засад и укрытий. Тактика «спрятался-подождал-выстрелил» или «выехал из-за укрытия-выстрелил-спрятался» — это два столпа, на которых держится эффективная стратегия для данного «мобильной противотанковой установки». Ведь, по сути, эти ПТ-САУ и разрабатывались для сдерживания наступающих танков союзников и их задача была в том, чтобы поражать наступающие броневойска с больших дистанций и быстро отступать, меняя дислокацию, при угрозе сближения. Так что, наши «стеклянные пушки», как сказал М. Живец, нужно беречь и использовать аккуратно, с расчетом.

На больших открытых картах:

Занимаем возвышенности, наиболее закрытые от обнаружения места (с густой растительностью) и поджидаем подхода противников. В случае продвижения союзных танков идем вслед за ними до следующего укрытия. Там останавливаемся и снова прикрываем их, ждем прохода вперед и устремляемся вслед. Проще говоря – суппортим союзникам, а в случае провала наступления, откатываемся на оборонительные позиции и стараемся остановить наступающие танки. Приоритет – быстрые средние и легкие танки, которые могут подъехать достаточно близко и засветить наши позиции. Например, горку на верхнем респе карты «Хайвэй» или балкон на нижнем респе карты «Рудники». По крупным и медленным целям следует работать в последнюю очередь, потому что они:

  1. Светятся с больших дистанций;
  2. Едут медленно и не могут точно стрелять на ходу;
  3. Имеют большие габариты и представляют собой отличную мишень

А вот засвет от картонного «Бетшата» куда опаснее, ведь для нас главное – оставаться незамеченными, это главное условие успешной игры, так как, обладая огромной огневой мощью, мы совершенно не можем рассчитывать на броню.

На картах городского типа:

На таких картах мы уже не можем рассчитывать на безнаказанную стрельбу из кустов – местность предполагает совсем другую тактику. Здесь мы должны занять вторую линию за более крепкими союзниками и работать как сапорт оттуда. Если же союзники «делают вещи», типа похода стада «Е-100» на горку «Химмельсдорфа», то следует занимать укрытия, так чтобы выглядывала только маска орудия и работать из таких вот укрытий. Например, на том же Химмельсдорфе отлично подойдут насыпи из полуразрушенных зданий, которые отлично скрывают наш уязвимый корпус и позволяют на короткое время выставлять «башню», делать залп и уходить за укрытие. Самое важное – старайтесь не подставлять борта – корпус длинный и уязвимый, поставят на каток и все, бой для вас закончен. В этом отношении я опять нахожу сходства с ИСУ-152, которая также обладает могучим орудием и посредственной броней и которую также очень легко разбирать, стоит поставить ее на гуслю. В общем, задача – работать из-за укрытий, ну а если приходится выезжать для выстрела, то делайте это как можно быстрее и желательно с разность во времени, чтобы противник не был уверен в том, когда именно вы выедите для удара и не был готов тут же послать в вас снаряд.

Заключение

«Rhm-Borsig Waffentrager» или просто «RBW» — это первая ПТ-САУ немецкой ветки, которая имеет полностью поворачивающуюся башню и два отличных орудия, способных воевать даже с ТТ10. Наряду с великолепной огневой мощью нам приходится считаться с отсутствием серьезного бронирования, а также скорости, что изначально предрасполагает использовать эту самоходку от обороны. Благодаря маневренности и низкому профилю мы можем занимать наиболее эффективные укрытия и в случае угрозы уходить на новые позиции, хотя нехватка скорости несколько усложняет эту задачу и в этом отношении старший брат – «Waffentrager auf Pz-IV» куда сильнее, он обладает хорошей скоростью, проходимостью, но значительно уступает нам в малозаметности. Исходя из вышесказанного можно подытожить и сказать, что «Rhm-Borsig Waffentrager» идеальная машина для засад, чья боевая эффективность напрямую зависит от правильно занятой позиции и того фактора, насколько долго ей будет удаваться оставаться незамеченной. Будучи хорошо замаскированными и при наличии под боком укрытия, всего парочка этих ПТ в топе способны от обороны затащить уже проигранный бой, а такого противника глупо недооценивать, даже несмотря на посредственную скорость и слабое бронирование.

Видеообзор танка «Rhm-Borsig Waffentrager»

Ссылка на официальную тему на форуме World of Tanks.


ПТ-САУ 8 уровня немецкой ветки – Rhm.-Borsig Waffenträger. Является ярким представителем немецких ПТ-САУ и стоит на 8 уровне. Игроками прозвана «борщом» благодаря созвучному названию.

Описание Rhm Borsig Waffenträger.

Но никто не застрахован от риска быть обнаруженным и как следствие возможно получение критического урона от противника. Поэтому следующим на очереди навыком экипажа должен стать ремонт, он даст шанс максимально быстро сменить позицию или произвести ответный удар.Затем можно обратить свое внимание на бесконтактную боеукладку, увеличить плавность машины плавным ходом и поворотом башни, а в дополнение прокачать радиоперехват. Стоит отметить, что навык боевое братство лишь незначительно повышает показатели, и его наличие остаётся лишь на ваше усмотрение.

Оборудование для Rhm Borsig Waffenträger

Снаряжение для борща может быть стандартным, а вот дополнительное оборудование зависит от типа орудия. В любом случае на Rhm.-Borsig Waffenträger необходимо устанавливать маскировочную сеть и досылатель. Они помогут улучшить показатели маскировки, и сократить время перезарядки.Но для 128-миллиметрового орудия третья ячейка оборудования должна быть занята стереотрубой, которая позволит обнаружить противника гораздо раньше.

Борщ полюбился игрокам, но не каждый сразу сможет привыкнуть к тактике игры на нем. Но проявив терпение, и прокатившись около двух десятков боев, можно без труда тащить бой на этой машине, наводя страх на противника.

Всем привет! Сегодня в продолжение нашего разговора о второй ветке немецких ПТ-САУ в гостях Rhm.-Borsig Waffenträger.


Итак, Rhm.-Borsig Waffenträger или же просто Борщик, как его любят называть игроки. Уверен, что это название закрепится на очень длительное время. Назвать борщика полноценной ПТ - нельзя, ведь одно из главных достоинств это машины - наличие вращающейся башни на 360 градусов. Начнем с сравнения борщика с другими ПТ-САУ 8 уровня.

Прочность: составляет всего 1100 единиц. Самый маленький показатель в этом плане у СУ-101, самый большой - АТ-15А. При условии, что у нас отсутствует броня - количества здоровья очень мало.

Динамика(удельная мощность) : удельная мощность борща составляет 10.35 л/с, не скажу, что это очень мало, скорее приемлимо. Но при этом поворотливость очень хорошая, а прибавив к этому хорошую проходимость по грунтам, мы получаем вполне комфортную в этом плане ПТ, которая способна успеть занять хорошую позицию.

Незаметность: Rhm.-Borsig Waffenträger имеет САМУЮ лучшую незаметность среди всех ПТ-САУ 8 уровня - 22.5 коэффициент незаметности у борща. Во всей игре борщик занимает 4 место по незаметности среди всех танков игры. Стоит также обратить внимание на маскировку. Можно вкачать экипажу перк маскировка, но при этом, на 10 уровне нас ждет самый заметный танк всей игры - Waffentrager E100, и тогда будет в пору задуматься о том, как избавиться от этого перка. Тогда вам нужно будет снять этот перк за серебро. Я бы не стал вкачивать этот перк, ведь борщик и без этого один из самых незаметных танков игры.


Орудие: у нас есть выбор из двух орудий. Я бы посоветовал вам поставить орудие Маус ган. Преимущества выбора этого орудия:
1) Больший ДПМ - 2697 урона в минуту
2) Скорострельность
3) Пробитие 246 против 215 в пользу Маус гана
3) Лучшее сведение и точность
4) Быстрее полет снаряда на 275 метров

Обратите внимание на то, что у борща медленно летят снаряды, если исключить ИСУ-152, это худший показатель среди всех ПТ-САУ 8 уровня. Вам понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к этому.


Итак, из вышесказанного распишу плюсы и минусы Rhm.-Borsig Waffenträger:

Плюсы:
● 2 отличных орудия на выбор, одно из них имеет хорошую точность, а другое альфа-страйк
● Башня вращается на 360°
● Хорошая поворотливость
Отличный обзор - 400 м
● Прекрасная незаметность
● Низкий силуэт

Минусы:
● Полнейшее отсутствие бронирования
● Слабый двигатель - плохая подвижность

Мы видим, в этом плане в борщика все хорошо, количество плюсов в 3 раза превышает количество минусов.

Что качать экипажу?

Командир - лампочка, боевое братство, маскировка;
Мехвод - маскировка, боевое братство, плавный ход;
Наводчик - маскировка, боевое братство, плавный поворот башни;
Радист - маскировка, боевое братство, ремонт;
Заряжающие - маскировка, боевое братство, ремонт.
Оборудования: просветленная оптика, орудийный досылатель, маскировочная сеть(или же усиленные приводы наводки, зависит от пушки, которую вы предпочли)

Как же себя вести, играя на Rhm.-Borsig Waffenträger?

Rhm.-Borsig Waffentrager исполняет роль типичной ПТ-САУ, только вот с одним большим преимуществом - наличие башни. Все, что нужно делать, это пытаться избегать получения урона, будьте готовы к тому, что многие в рандоме готовы к встрече с картонными ПТ новой ветки Германии, поэтому можно частенько принимать фугасные снаряды, получая от них полный урон.
ИЗБЕГАЙТЕ ближнего боя, с такой незаметностью и точным орудием (Маус Ган) это делать не трудно. Все, что требуется от вас - метко стрелять, для другого борщик не подходит.

В целом борщик мне очень понравился, смело могу вам посоветовать покатать на этой технике, ибо я считаю ее лучше ПТ-САУ на 8 уровне!



Индийский Пасьянс