Дидактические игры - что это? Дидактические игры Список использованных источников

Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Сегодня экология - не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов.
В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к природе.

ХХI век прогнозировали как информационно-экологический. Это, по мнению Генерального директора ЮНЕСКО Ф. Майора, «позволяет говорить о приоритетности экологического образования подрастающего поколения».
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Экологическое воспитание - предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применять знания в практическойдеятельности.

Решить эту проблему я предлагаю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомится с данной закономерностью.

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются дидактические игры.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Итак, на протяжении дошкольного возраста игра проходит этапы своего развития. Благодаря своему разнообразию, она действительно становится ведущей деятельностью. Дидактическая игра позволяет достигать целевых ориентиров, обозначенных в п.4.6 ФГОС: ребёнок интересуется окружающими предметами другими предметами, и активно действует с ними; овладевает основными культурными способами деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру; обладает развитым воображением; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью; способен к волевым усилиям; проявляет любознательность; формируются предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования (ФГОС п.4.7).

О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, Г.В. Кирикэ, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А.В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединить их».

Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. Планируя свою работу руководствуюсь следующими педагогическими идеями.

Идея сотрудничества (дети-педагог-родители)

Идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре);

Идея опережающего развития;

Идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;
- идея личностно - ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, апплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.
Работая по данной теме определила для себя задачи:

Учить детейосознавать себя частью природы.

Воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий.

Учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;
-воспитывать у детей активную жизненную позицию.

Формировать у дошкольников азы экологической безопасности.

Формировать умение рационально использовать природные богатства;
-формировать у детей эмоционально - положительное отношениек окружающему миру.

Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры выделила следующие направления в своей деятельности: взаимодействие с детьми; взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения.
Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.
Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе - в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животного загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Систему работы по формированию экологических знаний у дошкольников выстраиваю в сочетании с программой «Развитие+», парциальной программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой, разработала перспективно - тематическое планирование для детей 6 - 7 лет, включающее в себя НОД по экологическому воспитанию, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции, праздники. Подобрала и систематизировала разные виды игр: подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы», «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе; дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память; настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы; словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции; творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимые мною ежегодно позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

2. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду.

3. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.

4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - М., 2005 г.

5. Леонтьев А.А. Школа 2100.

6. Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989.

7. Морковская М.М. Уголок природы в детском саду.

Глущенко Любовь Викторовна
Учитель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №17 г. Феодосии Республики Крым»
Использование дидактической игры в процессе обучения
младших школьников
Аннотация. В статье даются теоретические основы использования дидактических
игр в процессе обучения младших школьников, акцентируется внимание на значение
дидактических игр в обучении младших школьников, приводятся примеры видов
дидактических игр, раскрывается важность игры для ребёнка в младшем школьном
возрасте. В статье приводятся примеры, демонстрирующие использование учителем
дидактических игр на уроках в начальной школе.
С целью демонстрации дидактических игр на уроках в начальной школе
открывается доступный для ребенка путь понимания и освоения мира.
Ключевые слова: дидактические игры, учебный процесс, форма обучения, игровая
деятельность, развитие внимания, интерес к учебному процессу, развитие мышления.
Введение.
Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и
задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а
также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе,
профессиональных возможностей самого учителя.
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные
качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит
слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности
методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход
от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и

регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв.
Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.
Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.
Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение;
требуют не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умения
соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Формулировка цели и задач статьи.
Цель: для того, чтобы организация учебно­воспитательного процесса была
эффективной, необходимо сделать процесс обучения занимательным, создать у детей
бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного
материала.
Задачи:
- раскрыть понятие о дидактической игре;
- раскрыть особенности использования дидактических игр;
- охарактеризовать виды дидактических игр;
Изложение основного материала статьи. Активизировать учебный процесс,
добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной
деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в
процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в
данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами.
Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у
детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу
познания, помогает усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие
поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным,
ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В игре происходит развитие, воспитание, обучение ребенка, игра обязательно
сопряжена с активностью и удовольствием, поэтому многие педагоги указывали на
необходимость включения игры в процесс обучения.
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их последователи объясняли игру как
доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой
деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и
потому носит активный, действенный характер. Значит игра – это доступный ребенку

своеобразный путь интенсивного развития потребностей, прежде всего в общении и
познании.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного
детства. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе
обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику
проверить и развить свои способности, включающие его соревнования с другими
учащимися.
Дидактическая игра учителем может использоваться и как форма обучения, и как
самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон
личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности
психолого­педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного
возраста.
Исследователи игры видят много положительного в применении ее в учебном
процессе. Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, психологически
комфортна, в игре мобилизуются интеллектуальные силы ребенка, облегчается
выполнение задания, создаются условия для возникновения и развития познавательных
мотивов и интересов учащихся.

Исследования психолога Л.С. Славиной показали, что в процессе игры
интеллектуально­пассивный ребенок способен выполнить такой объем умственной
работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В эксперименте,
проведенном М.А. Джапаридзе, установлено, что задача, предложенная детям в игровой
форме, решается большинством из них (62%), даже если эту задачу они не смогли решить
в обычном виде. Если после решения эту задачу опять видоизменить в обычную, с ней
справляется около 18 % детей. И это проверено на собственных уроках:
Игры приближают с помощью воображаемых ситуаций учебную деятельность
ребенка к действительности, делают понятными цели учения, Игра и учеба – это две
разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых
педагогикой в целях обучения и воспитания детей, способствуют формированию
внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности,
инициативы.

Задача педагога – сделать правильным, адекватным переход детей от игровой
деятельности к учебной. Управлять вниманием класса такому педагогу намного легче,
ведь важнейшим источником в процессе обучения или игре является его интерес.
Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1) Игры ­ путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на
то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление
трудностей.
2) Игры­поручения по содержанию просты, по продолжительности менее
длительны, чем игры­путешествия. В основе их лежат действия с предметами, словесные
поручения, игры­предложения, игры­загадки, игры­беседы.
3) Игры­предположения. Перед детьми ставится задача и создается ситуация,
которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется
мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
4) Игры­загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание
загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,
делать выводы.
5) Игры­беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к
активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать
вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное,
высказывать суждения.
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке:
сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности,

вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали
максимум радости, наслаждения.
Существуют основные требования к содержанию игровой деятельности:
1.Соответствие игры теме и целям урока.
2. Углубление, расширение, закрепление знаний.
3.Соответствие возрастным особенностям детей.
Таким образом, цель дидактических игр – облегчить учащимся переход к учебным
задачам, стимулировать познавательный интерес к данному предмету. Сказанное позволит
сформулировать основные функции дидактических игр:
­ Обучающая ­ игры ускоряют процесс усвоения учебного материала.
­ Развивающая ­ в играх развиваются воображение, память, внимание, мышление,
творческие способности школьника.
­ Воспитательная ­ игры влияют на различные черты характера (организованность,
ответственность, справедливость, самостоятельность).
­ Мотивационно­стимулирующая ­ игра создает условия для возникновения и
усиления познавательных мотивов, развития интересов, формирует положительное
отношение к учению, активизирует познавательную деятельность.
­ Коммуникативная ­ в игре происходит разноплановое субъектное, вербальное и
невербальное общение игроков одной команды (сотрудничество), соперников
(состязание).
­ Рефлексивная ­ в игре ученик лучше познает себя в сравнении с другими,
вынужден контролировать и анализировать свои действия, находить и исправлять свои
ошибки.
Игры, используемые на уроках обучения грамоте, способствуют и выполнению
важных методических задач:
­созданию психологической готовности детей к речевому общению;

­ обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими
материала;
­ тренировке учащихся в выборе нужного варианта.
Занятия должны в большей степени носить игровой характер. В связи с этим, нужно
сказать об обязательном использовании в добукварный период и, в дальнейшем, при
обучении грамоте, разнообразного наглядного и дидактического материала: натуральных
предметов, игрушек, макетов, картинок (предметных, ситуативных, сюжетных),
настольных игр (картинных лото, домино, мозаик). Применение наглядных пособий
должно быть подчинено задаче урока, от которой зависит их количество, место и время
демонстрации.
С точки зрения языкового содержания можно выделить следующие игры,
используемые на уроках обучения грамоте: грамматические, лексические, фонетические и
орфографические.
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению
грамматики. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических
структур, требующая многократного их повторения, утомляет своим однообразием,
внимание становится рассеянным и вопреки воле переходит на что­нибудь другое, а
затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Если мы хотим
сосредоточить внимание детей на определенном объекте, то необходимо постоянно
открывать в нем все новые и новые стороны.
В этом случае учителя многие грамматические упражнения заменяют играми. Также
грамматические игры помогут сделать скучную работу более интересной и
увлекательной.
За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие
"строить" фундамент речи. Так как необходимой составной частью подготовки к
обучению грамоте является развитие речи учащихся, когда предметом их внимания и
осознания становится слово и предложение в целом: уточняется и обогощается словарный
запас, формируется и совершенствуется целенаправленность высказываний, внятность и
выразительность речи.
Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе
формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых
и произносительных навыков в какой­то степени способствуют орфографические игры,
основная цель которых ­ освоение правописания изученной лексики.

Эффективность учебной деятельности зависит от двух главных составляющих:
умения учителя управлять вниманием своих учеников и умения научить учеников
владеть процессом планирования своего внимания. Место игры в структуре урока
обучения грамоте зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Необходимо
продумывать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке:
Например, в начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей и
стимулировать активность; в середине урока ­ дидактическая игра должна решить
задачу усвоения темы; в конце урока ­ игра может носить поисковый характер.
Выводы. Таким образом, дидактическая игра – это сложное многогранное явление.
В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и
навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально­волевая
сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал
увлекательным. Именно поэтому через дидактическую игру быстрее познаются
закономерности обучения, происходит формирование устойчивого интереса к обучению и
развитие познавательных процессов, в том числе и внимания.
Литература:
1. Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе.
Методическое пособие с электронным приложением./ Сост. Е.С.Галанжина.­М.: Планета,
2010 /
2. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр,
упражнений, физкультминуток (1­4 классы) / В.И.Ковалько.­ М.: Эксмо, 2007 /
3. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986
4. Виноградова Н.Ф. Дидактическая игра как метод обучения. Методические
рекомендации. М. Вентана – Граф. 2002
5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа.
Ростов­на­Дону, 2004.
6. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987

Статья. Дидактическая игра в жизни дошкольников

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Статья будет полезна воспитателям дошкольных учреждений, родителям

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Следовательно, дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности.
Дидактические игры, «...создают условия для возникновения потребности, ее закрепления (си¬туации соперничества, сравнения, соревнования); обеспечивают процесс познания своих возможностей и возможностей сверстника; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения; предоставляют возможность для выполнения различных по статусу ролей».
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для тренировки памяти и умственного развития детей в целом, а также их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.
Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, пере¬кладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, рас¬ставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра - является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Ольга Белякова
Роль дидактических игр в детском саду.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

В. А. Сухомлинский

Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.

Новообразования современной жизни ставят нас, педагогов, перед поиском новых методов и приёмов работы с детьми. Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышают эффективность воспитания и обучения. Наблюдая за игрой детей, ярко проявляются черты характера каждого ребёнка, как положительные – настойчивость, целеустремленность, так и отрицательные – эгоизм, упрямство.

В процессе использования дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. С помощью дидактического метода обучения мы приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

В каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры .

Характерной особенностью дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях , они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу .

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов : дидактическую задачу , содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача .

Дидактические задачи разнообразны . Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях : катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка , покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность , вызывает у детей чувство удовлетворения.

В нашей группе созданы все условия для развития интеллекта детей. Созданы все условия для развития логического мышления; развития и совершенствование мыслительных операций : анализ, синтез, обобщение, сравнение. Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

В связи с этим в группе создан математический уголок, уголок развития речи, природы, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности.

В математическом уголке представлены различные дидактические игры , занимательный материал : ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток.

Все математические дидактические игры я для себя разделила на несколько групп :

Игры с цифрами и числами «Мы считаем» , «Посчитай-ка»

Игры путешествие во времени

Игры на ориентировки в пространстве («Веселые клеточки» )

Игры с геометрическими фигурами «Цвет, форма, размер» , «Цветная геометрия» , «Логические таблицы»

Игры на логическое мышление («Пифагор» , «Колумбово яйцо» , «Танграм» , «Сложи квадрат» , «Логические цепочки» , «Что не подходит» , «Монгольская игра» , Вьетнамская игра»).

Я хотела бы порекомендовать книгу Е. А. Нефедовой и О. В. Узоровой «Готовимся к школе» . Как известно, современный первоклассник приходит в школу вовсе не для того, чтобы научиться писать, читать и считать. Все это он должен уметь задолго до поступления в общеобразовательное учебное заведение. В пособии содержится богатый материал по развитию речи, интеллектуального и творческого мышления, памяти, внимания, мелкой моторики. Это и многое другое : классифицировать предметы, мыслить абстрактно, находить закономерности, иметь элементарные естественнонаучные представления.

В этой книге содержатся упражнения, тесты, вопросы и задания, нацеленные на подготовку ребенка к школе. Как педагог, я очень советую это пособие для дошкольников.

“Игра, есть потребность растущего детского организма . В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива”

Н. К. Крупская

«Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».



Дурак