Интеллектуальная игра для дошкольников по экологии. Экологическая познавательная игра-путешествие. «Почтальон принёс письмо»

Татьяна Иванищева
Интеллектуально-экологическая игра «Знатоки природы»

Интеллектуально-экологическая игра

«Знатоки природы »

Задачи :

Образовательная область «Познание»

Систематизировать и обобщить представления о живой природе ;

Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных;

Образовательная область «Коммуникация»

Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

Совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление;

Образовательная область «Социализация»

Воспитывать умение выслушивать других детей;

Развивать интерес к различным представителям животного и растительного мира, живущих на планете Земля;

Образовательная область «Физическая культура»

Формировать потребность в двигательной деятельности;

Образовательная область «Безопасность»

Воспитывать доброту, чувства сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, умение вести себя в природе ;

Образовательная область «Здоровье»

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей.

Образовательная область «Музыка»

Развивать навыки танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание;

Развивать навыки восприятия звуков.

Материал : Шарик гелиевый зеленого цвета, текст телеграммы, волчок со стрелкой, 2 стола, стулья для участников команды, конверты с заданиями, экологические знаки, 2 шара (красного и жёлтого, 2 фишки, табло, CD проигрыватель, запись голосов птиц : совы, сороки, кукушки, дятла. Записи звуков насекомых : пчела, комар, кузнечик, шмель, веселая музыка на усмотрение педагога, лёд, слайды.

Предварительная работа : НОД по знакомству детей с природой ; чтение художественной литературы природоведческой направленности ; знакомство с энциклопедией о животных и растениях, рассматривание иллюстраций о природе ; придумывание загадок о животных и растениях; разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?» , о ее правилах. Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.

Правила игры. На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается гонгом. За каждый правильный ответ знатоки получают определенное количество баллов от 1 до 3. (В зависимости от сложности вопроса.)

Ход игры:

Перед залом лежат на полу следы зверей (желтого и красного цветов, появляется шарик с телеграммой.

Текст телеграммы :

Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Лесовичок. Я решил издать «Книгу-энциклопедию познаний животного и растительного мира» нашей Земли. Мо друзья – лесные жители хотели отправить мне письма с вопросами, но вдруг налетел ветер и разнёс их в неизвестном направлении. Помогите мне их найти и ответить на вопросы. Ваши знания помогут мне в её составлении.

Ведущий : Поможем Лесовичку и его друзьям?

Дети : Да, поможем.

Ведущий : Тогда послушайте загадку :

За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся. (след)

Ведущий : Ой, ребята, посмотрите, в зал ведут какие-то следы. Может быть это и есть подсказка Лесовичка. (включается песня «По следам любого» из мультфильма «Маша и медведь» ).

(Дети усаживаются за столы) .

Ведущий : На столе лежат какие-то письма, давайте взглянем, что это за письма? (Детям предлагается перевернуть конверты и посмотреть от кого и кому они написаны).

Ведущий : Значит, мы нашли эти письма, и нам остаётся выполнить вторую просьбу Лесовичка – ответить на вопросы лесных жителей.

Ну, что ребята, поможем?

Дети : Поможем.

Ведущий : Обратите внимание, перед нами какая-то вывеска. (Детям предлагается прочитать вывеску : «Клуб знатоков природы «Что? Где? Когда?» )

Помощник ведущего : Да, действительно, вы попали в клуб знатоков .

У нас в клубе знатоков свои правила . Команды по очереди вертят волчок, стрелка которого укажет на письмо с вопросом. На обдумывание дается определенное время, после удара гонга даете ответ.

У каждой команды есть свой капитан. А у вас есть капитаны? Обернитесь назад и посмотрите на спинки стульев. Если есть картинка, то тут сидит капитан.

Вы можете стать победителями игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Для этого мы предлагаем вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей. Спешите выиграть !

Ведущий : А сейчас мы предлагаем капитанам вытянуть жребий, кто первый начнёт игру (вытягивают фишки, одну с номером и вторую без номера.

Ведущий : И сейчас мы проводим разминку, которая представляет собой блицопрос. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал.

Вопросы для команды «Солнышко» .

Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)

Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы.)

У какого дерева белый ствол? (У березы.)

Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

Сколько ног у жука? (Шесть.)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое.)

Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.) ^

Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

Вопросы для команды «Радуга» .

На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

Карась, щука, сом, окунь – это. (рыбы

У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)

Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)

Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

Чем питается бабочка? (Нектаром.)

Собака - дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)

Итак, крутим волчок. (конверты выпадают в любом порядке в зависимости где остановится стрелка волчка)

Крутим волчок.

Ведущий : Нам выпал вопрос от Мудрой Совы.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Узнай птичку по голосу» .

(по два вопроса для каждой команды : голоса птиц : сороки, кукушки, дятла и

На экране - слайды птиц.

Конверт № 2 от Дядюшки – Ау : «Загадочный лес»

Вопрос для команды «Солнышко» .

1. Кто может пить ногой? (лягушка)

Вопрос для команды «Радуга» .

1. Кто бежит, выставляя задние лапы вперед? (заяц)

(Помощник ведущего объявляет результаты 2 туров)

Помощник ведущего проводит конкурс капитанов.

Помощник ведущего : Я буду называть свои действия, а вы составлять схемы. Если я буду поступать хорошо, вы ставите зелёную фишку, а если плохо – то красную. Слушайте внимательно :

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок не пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу. Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу , я ей помогаю? (да)

Помощник ведущего : Молодцы. Все вы знаете, что лес не только для нашей забавы. Он богатство нашей страны. Все деревья, ягоды, кусты, выросли нам на пользу. Берегите Лес ребята, он наша радость.

Конверт № 3 от пчелки Майи : «Растения наши друзья»

Вопрос для команды «Солнышко» .

1. Трава которую и слепой знает. (крапива)

Вопрос для команды «Радуга» .

1. Что нужно для того чтобы растения выросли красивыми, душистыми, ароматными? (земля, вода, воздух, тепло, забота людей)

Музыкальная разминка : «Солнышко лучистое!»

Конверт № 4 от кузнечика Кузи : «Знакомые и незнакомые насекомые» .

Игра «Угадай по звуку» .

(На мониторе появляются картинки насекомых : пчелы, комара, кузнечика, шмеля)

Молодцы, хорошо справились и с этим заданием. Крутим волчок.

Конверт № 5 «Черный ящик»

Внимание черный ящик!

Загадка : «В огне не горит и в воде не тонет. (ответ : лед) или Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (ответ : лед) »

1 минута на обсуждение.

Внимание, правильный ответ : «В черном ящике находится лед» .

Конверт № 6 «Видео вопрос – ситуации» (на экране появляются поочередно видеоролики, где животные : лиса, заяц, задают вопрос – ситуацию)

(Дети одеты в костюмы животных) .

Конкурс «Как вести себя в природе » .

Ситуация для команды «Солнышко»

Лиса : Вчера я видела такую ситуацию :

«Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

А в нем яичко.

Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой».

Ведущий : Правильно ли девочки поступили?

Дети : Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

Ситуация для команды «Радуга»

Заяц : Я наблюдал такую ситуацию :

«После дождя дети пошли гулять во двор.

Посмотри, сколько червяков!

Давай соберем их и девчонок испугаем!

Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой».

Ведущий : Правильно ли поступили ребята?

Дети : Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе . Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

(Помощник ведущего объявляет общий итог)

Видеоролик от Лесовичка : Какие вы молодцы, как много вы знаете о природе нашей планеты Земля . Сегодня вы помогли пополнить мою энциклопедию своими знаниями, и теперь я уверен, что вы будете любить, беречь и охранять нашу природу .

Ведущий : А ещё, Лесовичок, мы хотим тебе подарить танец.

Музыкальная пауза.

Танец : «Живет повсюду красота!»

(Вручение медалек) .

Список используемой литературы :

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2012год

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2011год

3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» издательство Детство Пресс 2008 год

Ольга Бондарева

Программное содержание :

Закрепить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных , проживающих на одной территории; об особенностях жизни обитателях леса в зимних условиях.

Активизировать словарный запас по теме «Дикие животные » , их жилища.

Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам, узнавать животных по их внешнему виду (изображению)

Закреплять умение делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные.

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Развивать речеслуховое внимание, ручную и общую моторику, координацию движений, подражательность, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции;

Развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность

Воспитывать познавательный интерес , чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Воспитывать любовь к родной природе.

Материал и оборудование :

Набор веток и кусочков коры деревьев; еловые, сосновые, кедровые шишки; слоговые домики, картинки с изображением животных для слогового анализа; карточки- схемы «Пищевые цепочки» , картинки для составления цепей питания; картинки обитателей леса для составления предложений по теме «Кому нужны деревья в лесу» ; шапочки животных для подвижной игры , мольберты, фишки.

Предварительная работа :

Беседа «Как зимуют дикие звери» ; чтение Г. Сладков «Суд над декабрем» , «Курорт «Сосулька» и др. ; Д/и «Чудесные домики» ; нод «Что кому по вкусу» .

1)Ведущая : Дети, вы любите играть ? Тогда я вам предлагаю игру – соревнование – это КВН. А что это за игра ? Конечно КВН – это соревнование между командами, где побеждают самые умные, смелые и находчивые. Сегодня мы узнаем, хорошо ли вы знаете природу родного края, ее обитателей, ведь вы настоящие друзья природы. Но чтобы узнать победителей, нужно чтобы кто-то нас судил. Я подумала и решила, чтобы нас судил доктор Айболит. А знаете почему? (Ответы) конечно, он добрый, знает много птиц и зверей, он их лечит и поэтому очки просто так никому присуждать не станет. Давайте ему позвоним. Какой номер нужно набрать? Ведущая звонит, обыгрывает.

Доктор : Здравствуйте дети, что случилось? С удовольствием буду участвовать в вашем замечательном соревновании и надеюсь, что вы ребята покажете отличные знания и одержите победу.

Дети : Мы веселые ребята

И не любим мы скучать

С удовольствием сегодня

Будем в КВН играть .

Ведущая : Итак, мы начинаем. Команды у нас уже готовы. Прошу занять свои места. А как же называются ваши команды? Представьтесь. Поприветствуйте друг друга.

а) представление – приветствие : ЗАЙЧАТА

б) представление – приветствие : БЕЛЬЧАТА

2) Ведущая : Теперь мы знаем, что команды называются Зайчата и Бельчата! Чтобы участники обеих команд показали свои знания и умения достойно нужно им размяться.

Игра ДОСКАЗАЛКИ

3) Ведущая : Я вижу, что команды размялись, настроение у всех замечательное, и я думаю, что теперь можно приступать к выполнению первого задания, которое называется : «Загадай загадку – скажи отгадку» .

1й конкурс : Загадки (команды загадывают друг другу загадки, предварительно установив очередность при помощи жребия).

Слово жюри : Мне очень понравились обе команды и поэтому и Зайчата и Бельчата получают свою первую награду (по 1 грибку и по 1 шишке)

4) Ведущая : Прежде чем перейти к следующему заданию я прошу всех ребят ответить на вопрос : Без чего не бывает леса? (без деревьев) .А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?

Каждая команда сейчас получит черный ящик, внутри которого находится кусочек коры какого-то дерева, нужно узнать что это за дерево и рассказать о нем.

2й конкурс : «Узнай дерево по коре» . Дети называют дерево и поочередно говорят слова-признаки.

5) Ведущая : А сейчас посмотрим на эту полянку, на ней выросли деревья. Вы их узнали? (кедр, сосна, ель, лиственница) . Чем оно похожи? Но у них есть и различия, например семена – шишки, они все разные. Вопрос командам : на какой ветке выросли эти детки? Вы должны подарить каждому дереву свою шишку.

3й конкурс : «Чьи детки?» - дети по 2 участника от команды по сигналу берут шишку и кладут возле своего дерева.

6) Ведущая : Пока жюри подводит итог за последние 2 конкурса, мы с вами поиграем (и зрители тоже) и узнаем, хорошо ли вы знаете деревья, растущие в нашем крае.

Игра «Топай – хлопай» . Ведущая называет разные деревья, дети хлопают, если дерево растет в Забайкальском крае, топают если не растет.

Жюри подводит итоги за 2й и 3й конкурсы.

7) Ведущая : Дети, мы с вами назвали много деревьев, которые растут в нашем лесу. Это его главные жители. Не было бы деревьев, не было бы и леса. А еще кто-нибудь в лесу живет? Конечно, лес – это дом для зверей. Сейчас мы узнаем, почему именно в лесу поселились эти животные (показывает на мольберты) .

Следующий наш конкурс так и называется : «Кому нужны деревья в лесу?»

4й конкурс : «Кому нужны деревья в лесу» (зачем животным нужны деревья в лесу) . Дети поочередно подходят к мольбертам, берут картинки, называют животных и составляют предложения.

Белка строит гнездо в дупле дерева.

Дятел из под коры добывает насекомых.

Птицы на деревьях строят гнезда, находят пищу.

Кабан – ест желуди с дуба, устраивает домик под елкой.

Медведь питается плодами и ягодами, устраивает берлогу под деревом.

Заяц зимой питается корой деревьев.

Лоси питаются листьями, чешут рога.

Насекомые едят листья, древесину.

Муравьи строят муравейники.

8) Ведущая : Молодцы! Много животных назвали , а показать сможете?

Физкультминутка : Дети имитируют движения животных .

Погуляли звери и вернулись к себе в дом, а дома то не обычные, а слоговые. 5й конкурс : «Посели животных » .


Итак, слушайте задание : Нужно поселить животное в домик , соответствующий количеству слогов в названии. Нам потребуется по 3 участника от каждой команды. Будьте внимательны, на этой полянке (столе, обруче) много разных животных . Будем заселять домик сверху вниз (объяснить правила) .

Дети выполняют задания по типу эстафеты.

После выполнения задания проверяем правильность выполнения.

Ведущая : Пусть жюри подсчитает очки за последние 2 конкурса, а мы с вами поиграем , а заодно и повторим названия разных животных .

Пальчиковая игра : «Чей дом?»

Слово жюри

9) Ведущая : Отдохнули животные в своих домиках и отправились еду добывать. А вы знаете, кто чем питается? А вот сейчас и проверим. У меня есть вот такие таблички, похожие на цепочки. Нужно положить в колечко изображение пищи или животного так , чтобы получилась пищевая цепочка. (Одни животные питаются растительной пищей – травоядные, другие – добывают себе пищу охотой – хищники).

Приглашаю от каждой группы по 2 участника.

6й конкурс «Пищевые цепочки» (после выполнения задания дети комментируют результат) .

Мы узнали, что животные едят разную пищу .

Ведущая : Ребята, есть животные , которые едят растения их, называют травоядные. А есть, которые охотятся на других зверей – это хищники.

Пока жюри подсчитывают очки, мы поиграем в игру «Хищники и травоядные» .

Подвижная игра : Дети одевают шапочки различных животных (волка, зайца, лисы, белки, тигра , лося, куницы, ежа) . По сигналу ведущей «травоядные» выходят дети в шапочках одной группы животных и свободно двигаются по залу. По сигналу ведущей «Хищники» выходят дети второй группы животных (охотятся, дети первой группы приседают (прячутся) . Ведущая : Ребята, как вы думаете, нужны ли в лесу хищники? Ведь они обижают маленьких зверят. Конечно, все нужны в лесу.

Слово жюри.

10) Ведущая : Как потрудились команды, мы уже видели, а теперь подошло время для конкурса капитанов.

7й конкурс «Конкурс капитанов»

Задание первое : «Ответь на вопрос»

а) Почему заяц не умеет ходить?

б) Почему зайца называют косым?

в) Откуда произошло название медведь?

г) Как охотиться лиса за мышами?

Задание второе : «Назови детенышей»

Задание третье : Капитаны замечательно справились со своим заданием, но на этом их испытания не закончились. Ведь вы знаете, что от капитана многое зависит, особенно если он со своей командой отправляется в лес. Прежде всего, капитан должен знать правила поведения в лесу. Пусть они их назовут. А команды им помогут.

11)Ведущая : Пока жюри подсчитывают количество очков за конкурс капитанов, и общие баллы за соревнования мы с вами поиграем .

«Чья команда знает больше скороговорок»

12) Слово жюри : Ребята, вы сегодня умники и умницы, так много знаете о природе и животных нашего края , умеете красиво говорить, составлять предложения, но давайте посмотрим, кто же выиграл в нашей игре . Нужно подсчитать количество баллов и назвать победителя.

Вручаем дипломы.

Доктор : Но не это главное, главное, что вы очень добрые, любите природу, бережете ее и никогда не причиняете ей вреда, не обидите зверят и даже маленьких букашек. Растите дети большими и добрыми, любите и берегите природу, Землю, на которой мы живем и она вернет вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой царства природы.

КВН закончен, до свидания,

Всем хочу сказать на прощание

Нас так много живет на Земле

И о природе – одной – позаботиться можем вполне!

До свидания старый лес ,

Полный сказок и чудес.

По тропинке мы гуляли

И животных повстречали

Подружились с ними мы,

Красноярский край МКОУ-СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный имени маршала Советского Союза Крылова Н.И.

Экологическая интеллектуальная игра «Все обо всем».

Цели и задачи:
развитие творческих способностей, логического мышления детей;
повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;
воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека; научить учащихся правильно использовать бытовые химические средства; правильно вести себя на природе; оказывать посильную помощь в благоустройстве села; способствовать углублению знаний по химии, биологии, географии и экологии; воспитывать чувство коллективизма.

Участники:
2 ведущих;
Мальчик-турист;
Жюри (5 человек);
Две команды (по 6 человек).

Оборудование: Карточки с пословицами, мусорная корзина, бумага.

Первый ведущий. Что такое «экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами.

Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

Второй ведущий. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.

Первый ведущий. Сейчас мы предлагаем провести конкурсную экологическую игру, которая, как мы надеемся, заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами.

Второй ведущий. Поприветствуем наше уважаемое жюри, команду 8 «Г» класса,
Команду 8 «В» класса. (команды представляются )

Первый ведущий. Первое задание участникам – разминочное.
За каждый правильный ответ вы получите одно очко.

Разминка:
1. Как в старину называли Уральские горы? (Каменный пояс).
2. Какую поваренную соль рекомендуется применять в пищу? (Йодированную).
3. Какие газы способствуют возникновению «кислотных дождей»? (Оксид фосфора (5); оксид азота (4); оксид серы (4)
4. С какого года начала издаваться Красная книга? (1963 год).
5. Самая высокая трава? (Бамбук)
6. Где у кузнечика находится ухо? (На ноге).
7. Какой слой защищает Землю от ультрафиолета? (озоновый)
8. Куда зайцу бежать удобнее в гору или с горы? (в гору).

Первый тур: «Интеллектуальный».

Второй ведущий. А теперь переходим к основным конкурсам. Начнём с интеллектуального. Команды должны быстро ответить на вопросы «да» или «нет». За каждый верный ответ – 1 очко.

Правда ли, что…

(Вопросы первой команде).
1.
… крокодилы могут взбираться на деревья? (Да).
2.
… маленькие огурцы содержат нитратов больше, чем большие? (Нет).
3.
… в нижних слоях атмосферы температура поднимается с ростом высоты? (Нет).
4.
… лишайники – индикаторы качества окружающей среды? (Да).
5.
… промышленность – главный виновник загрязнения воздуха? (Да).
6.
… бабочки живут всего один день? (Нет).
7.
… зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? (Да).
8. . … контроль за загрязнением не улучшает качества воздуха?

Вопросы второй команде.
1. … если огурец сорван утром, в нём нитратов больше? (Нет).
2. … загрязнение воздуха в основном вызвано деятельностью человека, связанной со сжиганием горючих материалов? (Да).
3. … йод – антисептик – окислитель, который накапливается в морской капусте? (Да).

4. … ни одна человеческая смерть напрямую не связана с загрязнением воздуха? (Нет).
5. … орхидеи используют для приготовления мороженого? (Да).
6. … уменьшается содержание нитратов при квашении и солении? (Да).
7. … природные явления, например извержение вулканов или лесные пожары тоже могут приводить к серьёзному загрязнению? (Да).
8. … воздух невесом? (Нет).

Второй тур: экологический.

Первый ведущий: К нам пожаловал ещё один гость – ученик младшего класса. В воскресенье он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как он провёл выходной день в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по-вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку – 1 очко.

Выходит ученик и читает рассказ.

Рассказ ученика.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц). Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которых мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница).

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует). Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Всё равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет). Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землёй или залить водой). В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует). Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо). Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник).

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно).

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует). Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!

Команды называют ошибки, зарабатывают очки.

Третий тур: Мусоробол.

Второй ведущий. Мы переходим к спортивному конкурсу. Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажки и т.д. Это бывает даже тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить скомканные листы бумаги. За каждое попадание – очко.

Идёт конкурс.

Четвертый тур: Интеллектуальный.

Первый ведущий: У вас на столе лежат карточки, это две пословицы о природе. Ваша задача собрать их за 1 минуту. Конкурс оценивается в 2 балла.
Время пошло.
Первая команда.
1. Новый год - к весне поворот.
2. Январь - году начало, зиме середина.

Вторая команда.
1. Зимой тулуп всякому люб.
2. Красна весна цветами, осень - снопами.
Второй ведущий.
Пришло время подведения итогов. Просим жюри посчитать баллы команд и определить победителя.
Первый ведущий: Просим жюри назвать победителя.
Говорим при всём народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы – человек.

Чтобы мирно мчались годы.

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Действующие лица: ведущий – 1 человек, помощник ведущего – 1 человек, жюри конкурса – 3 человека.

Оборудование: проектор, экран, сигнальные карточки с цифрами (1, 2, 3), регистрационная и итоговая ведомость, иллюстрации с изображением растений и животных: глухарь, рябчик, тетерев, кедровка, клест, поползень, бурундук, белка, лось, соболь, медведь, рысь, сосна, ель, лиственница, осина, береза, кедр, черемуха, багульник, полынь, прострел (сон-трава), кувшинка белая, рододендрон Даурский, полынь, амурский тигр, калан. (Иллюстрации см. в Презентации (Приложение )

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на экологической игре для учащихся 5-6 классов. Игра посвящена природе родного края, проводится в целях выявления лучших знатоков в области экологии и биологии. В сегодняшней игре принимают участие команды школ №№__________. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 6 этапов. Каждый имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.

Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри. (Представление членов жюри)

Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!

Первый тур “ Наши пернатые”

Ведущий: первый тур нашей игры посвящен птицам, которые обитают в наших сибирских лесах. Каждой команде предстоит ответить на один вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы первого тура

Крупная, сильная птица, держится глухих мест и болотистых массивов, питается ягодами, семенами растений, почками, сережками, хвоей. Суровые зимние ночи проводит под снегом. (Глухарь) Фотография или рисунок выводится на экран после ответа.

Красивая серого цвета птица, напоминает небольшую курочку, водится в глухих зарослях леса. Питается ягодами, семенами растений, почками и сережками деревьев. Скрытая птица. Вылетает с шумом и летит в гущу леса. (Рябчик)

Птица серого цвета, обитающая в лесах и по окраинам березовых колок. Питается ягодами, почками деревьев, вылетает на поля за зерновыми культурами. Весной собирается на ток, представляющий удивительное зрелище. (Тетерев)

Птица с галку, шумливая и хорошо заметная, обитатель хвойных лесов. Окраска темная, каштаново-бурая, с частыми белыми пятнышками. Питается семенами и орехами хвойных деревьев. (Кедровка)

Птицы держатся стаями в хвойных лесах. Во время кормежки подвешиваются к шишкам. Окраска самца оранжево-красная. Самки зеленовато-желтые. Верхняя и нижняя половинки клюва перекрещиваются на конце. (Клест)

Небольшая подвижная короткохвостая птичка. Клюв прямой, довольно длинный. Верхняя половина тела голубовато-серая. От клюва через глаз проходит черная полоса. Нижняя сторона тела белая. Часто перемещается вниз головой. (Поползень)

Второй тур “ Животные”

Ведущий: Начинаем второй тур нашей игры, который посвящён животным нашего края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы второго тура

1. Зверёк, почти в два раза меньше белки. Серый или рыжий. Вдоль спины проходит пять тёмных полос. Зверёк живёт в норе, которую строит обычно под упавшими стволами деревьев или пнями. Летом и осенью он делает запасы кедровых орехов, зёрен злаков и семян деревьев. Набьёт в защёчные мешки еду и переносит её, таким образом, к себе в дом. Заготовленные запасы зверёк поедает после зимней спячки. Как зовут этого зверька? (Это бурундук.)

3. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)

4. Красивое, подвижное животное, с ценным мехом, принесшим ему мировую славу. Обитает в глухих лесах, питается мышами, птицами, кедровыми орехами. Сейчас получил широкое распространение в нашей области и является предметом охоты. Особую ценность представляет Баргузинский подвид зверька, с более качественной шкуркой, темным цветом меха с проседью. (Соболь.)

5. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Речь идёт о медведе.)

6. Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами. (Рысь.)

Третий тур “Что ты знаешь о них?”

Ведущий: Мир растений полон тайн и загадок. Давайте попробуем проникнуть в эти тайны и попытаемся разгадать некоторые из них. Задание третьего тура, которое вам предстоит сейчас выполнить, связано с хвойными деревьями нашего края. Каждой команде в течение одной минуты предстоит ответить на один вопрос. В случае правильного ответа вы зарабатываете 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы третьего тура

1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему? (Сосна – светолюбивое дерево, и поэтому её ветки тянутся к свету. Нижние ветки, которым не хватает света, отмирают. Ель – теневыносливое дерево, поэтому оно сохраняет и нижние ветки.)

2. Буря выворачивает ели, а сосны ломает. Почему? (Корневая система сосен уходит на значительную глубину, поэтому никакому ветру не справится с ней, легче сломать ствол. У елей поверхностная корневая система, поэтому буря может легко выкорчевывать эти растения.)

3. Какое дерево нельзя сплавлять по реке и почему? (Лиственницу нельзя сплавлять по реке, потому что она тонет, так как древесина ее тяжелая.)

4. Почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега? (Ветки ели имеют наклонное положение, легко пружинят, хвоя расположена черепицей. При малейшем прикосновении птицы или зверя снег легко соскальзывает.)

5. Хвойные деревья называют вечнозелеными. Меняется ли у них хвоя? Если да, то каким образом это происходит? (Только лиственница сбрасывает хвою на зиму. Остальные хвойные деревья сбрасывают или обновляют хвою постепенно, приблизительно 1/7 часть хвоинок они меняют ежегодно. Таким образом, получается, что хвойные деревья обновляют хвою один раз в семь лет. В городе из – за загрязненного воздуха это происходит чаще – 1 раз в 3–4 года.)

6. Почему шишки у ели бывают только на верху кроны? (Для образования шишек нужно хорошее освещение. А также это объясняется тем, что семена ели распространяются ветром.)

Четвертый тур “Зеленые друзья”

Ведущий: Пятый тур нашей игры мы посвящаем деревьям, кустарникам и травам. В этом туре каждая команда имеет возможность набрать максимальное количество баллов – 6. Сейчас вы будете работать карточками с цифрами: 1,2,3, которые находятся у вас на столе. Я буду зачитывать вопрос, и давать три варианта ответов, задача команд – выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы четвертого тура

1. Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Это дерево считают самым беспокойным, самым шумливым.

  1. Осина .
  2. Ольха.

2. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, укрепляли здоровье, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали жилище зимой.

  1. Клен.
  2. Береза .
  3. Рябина.

3. Это хвойное дерево гордость сибирской тайги. Похоже на сосну, только в пучке у него не по две хвоинки, как у сосны, а по пять.

  1. Акция.
  2. Лиственница.
  3. Кедр

4. Это очень веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весной, когда покрыто пушистыми белыми цветками, – даже смеется. Если у него раскрылись зеленые почки, – значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

  1. Черемуха .
  2. Липа.
  3. Калина.

5. Этот сильно пахнущий кустарник широко распространен на болотах, в заболоченных хвойных лесах. Нередко образует обширные заросли. Веточками или листьями этого растения перекладывают одежду для предохранения от моли. Обладает лечебными свойствами.

  1. Смородина.
  2. Багульник .
  3. Шиповник.

6. Лекарственные свойства этого растения известны с давних пор. Если его лист пожевать, то во рту долго будет ощущение, как будто чем – то опалило. Запах этого растения не любят насекомые, поэтому его кладут в конуру собак для борьбы с блохами, а старушки в деревнях используют веники, которыми метут пол.

  1. Полынь .
  2. Крапива.
  3. Пижма.

Пятый тур “Экологический”

Каждой команде задается по одному вопросу, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1минута.

1 команда. Существование зайца на Земле не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить? (Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3 – 4-х в год, и в каждом до восьми детенышей.)

2 команда. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

3 команда. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе.)

4 команда. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.

5 команда. Как приспособились растения для жизни в пустыне. (Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым налетом, у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов.)

6 команда. Назовите местообитания следующих животных: песец, белая сова, лемминг, северный олень. (Тундра.)

Шестой тур “По страницам Красной книги”

Ведущий: Этот тур посвящен редким животным и растениям. Сейчас я буду зачитывать описание, а вы за минуту обсуждения должны определить, о каком растении или животном идет речь. В этом туре можно заработать дополнительный балл. Если команда, которой задавался вопрос, ответила неверно, то право ответа переходит команде, первой поднявшей сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает один балл.

Описание животных и растений, ответы:

1. В начале цветения в мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только мохнатый венчик фиолетового цвета. Существует поверье, что это растение обладает усыпляющим действием. (Прострел, сон-трава.)

2. Этому растению приписывали чудодейственную силу, его называли одолень–травой. Свое название растение получило в честь мифологических нимф. Растет в стоячих водоемах, а сорванный цветок, быстро закрывается и вянет. (Кувшинка белая.)

3. Сильно пахнущий кустарник до 2 метров высоты. Цветет до распускания листьев. Цветы розовые. Высокодекоративное растение, в массе обламывается на букеты. (Рододендрон даурский, Багульник.)

4. В отличие от других хищников – настоящий морской зверь, редко выходящий на сушу. Всю свою жизнь он проводит во льдах арктических морей, бродя в поисках тюленей и другой пищи. Это самый крупный из наземных хищников. (Белый медведь.)

5. Дикая кошка. Обитает на Дальнем Востоке. Численность зверей приближается к 150. (Амурский тигр.)

6. Весит до 40 кг, а длина его вместе с хвостом бывает до 1,5 метра. Питается он морскими ежами, моллюсками, крабами, доставая их со дна, и поэтому держится вблизи берегов. Одно из немногих животных, умеющих пользоваться орудиями. Достав со дна морского ежа, он ложится на воде на спину, и ловко орудуя передними лапами, извлекает его из панциря с помощью камня. (Калан.)

Седьмой тур “Гонка за лидером”

(Проводится в том случае, если несколько команд набрали одинаковое количество баллов.)

Ведущий. Каждая команда отвечает на пять блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.

Вопросы для 1-й команды

  1. Нос птицы. (Клюв .)
  2. Птичий домик. (Гнездо .)
  3. Ночная птица. (Сова .)
  4. Насекомое, дающее мед. (Пчела .)
  5. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса .)

Вопросы 2-й команде

  1. Мелкая зимующая птица. (Воробей )
  2. Ребенок курицы. (Цыпленок )
  3. Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест .)
  4. Домашний сторож. (Собака .)
  5. Плод дуба. (Желудь .)

Вопросы 3-й команде

  1. Зимнее логово медведя. (Берлога .)
  2. Самое длинноногое животное. (Жираф .)
  3. В каком слове 40 “А”. (Сорока .)
  4. Из какого дерева делают спички. (Осина .)
  5. Земноводное, живущее в воде. (Лягушка .)

Вопросы 4-й команде

  1. Самое большое животное. (Кит .)
  2. Птица, которая не боится мороза. (Пингвин .)
  3. Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь .)
  4. Какую ягоду не едят. (Волчью .)
  5. Дом скворца. (Скворечник .)

Вопросы 5-й команде

  1. Колобок, обросший иглами. (Еж .)
  2. Самый высокий зверь. (Жираф .)
  3. Самая страшная рыба. (Акула .)
  4. Какого цвета ландыш. (Белого .)
  5. Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла .)

Вопросы 6-й команде

  1. Где живут пингвины. (На южном полюсе .)
  2. Домашний сторож. (Собака .)
  3. Корова в детстве. (Теленок .)
  4. Что снесла курица. (Яйцо .)
  5. Где живут зебры. (В Африке .)

Ведущий: Наша игра подошла к завершению. Сейчас жюри подведет итоги и сообщит результаты каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Предоставляем слово нашему жюри.

Награждение: команды, занявшие призовые места награждаются грамотами, остальные – благодарностями.

Практическая часть материала

В результате проведения игры “Знатоки природы” у школьников расширяются знания о животном и растительном мире родного края, появляется стремление узнать о нем больше, формируется умение работать в группе.

Экологическую игру “Знатоки природы” можно проводить как массовое мероприятие для учащихся 5-6 классов в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Состав животных и растений можно подобрать с учетом региональной особенности региона.

Список литературы

  1. Аксенова М., Исмаилова С. Энциклопедия для детей, т2 Биология, “Аванта +”, 1995. – 673с.
  2. Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для средних школ. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1885. – 176с.
  3. Кельбас Р.В., Емельянова Т.В. Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры // Дополнительное образование, 2004. №5. с 48–53.

Итоговая ведомость

Интеллектуальная экологическая игра “Знатоки природы”

Члены жюри :1.Ф.И.О Подпись Число, год.

. Познавательные игры к году экологии.

Блеф – викторина “Да – Нет”.

Верите ли вы, что … (да или нет)

    У бабочек самый чуткий нос (Да).

    На следах рыси нет когтей? (Да).

    Волк бежит задними ногами вперед? (Нет).

    У мухи шесть ног? (Нет).

    Заяц спит с закрытыми глазами (Нет).

    Из ромашки варят варенье? (Нет).

    Ящерицы могут пить ногой (Да).

    Белка ест свежие грибы? (Нет).

    Птицам страшнее голод, чем холод? (Да).

    Стриж летает быстрее всех? (Да).

    Муравьи плавают? (Да).

    Черного леопарда называют пантерой? (Да).

    Страус самая большая птица на земле? (Да).

    Стрекоза обитает в лесу? (Нет).

    Дерево растет зимой? (Нет).

    У кузнечика ушел на ногах? (Да).

    Пингвин птица или нет? (Да).

    Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет).

    Индейка родом из Индии? (Нет, из Южной Америки).

    Галки образуют супружеские пары на всю жизнь? (Да).

    У змеи ребра заменяют ноги? (Да).

    Паутина на разрыв вдвое прочнее стали (Да).

    Акулы старше динозавров? (Да).

    У крокодила жир зеленого цвета (Да).

    Летучие мыши не умеют ходить? (Да).

Игра “Блиц - турнир”.

    Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие? (Кенгуру).

    Некоторые виды этих животных можно истереть в порошок и пропустить через сито, но все равно они выживут. Кто это? (Губки).

    Мехом этого зверька опушена знаменитая шапка Мономаха (Соболь).

    Участник объединения по изучению природы. (Юннат).

    Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь).

    Что общего между рыбьей чешуей и стволом дерева? (Есть годовые кольца).

    Какие морские животные очищают воду от загрязнений (Мидии).

    У какого оба глаза на одном боку? (У камбалы).

    Переведите на греческий обычную “траву, растение” и получите целую науку (Ботаника).

    Цветок, из которого делают сердечные капли (Ландыш).

    Какое животное, герой литературных произведений является символом свободы? (Орел).

    Флора – это … (Растительный мир).

    Фауна –это…(Мир животных).

    Насекомое, которое одним своим появлением вызывает аплодисменты. (Моль).

    Городское заведение для зверей? (Зоопарк).

    Назовите самый известный заповедник, где живут зубры? (Беловежская Пуща).

    Назовите самого крохотного, но опасного для человека представителя животного мира. (Микроб).

    Какие растения опыляет только шмель? (Клевер).

    Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (Поползень).

    Хвост, у этой птички раздвоенный на конце, как фрак. (Ласточка или касатка – дерев. Ласточка).

Игра “Знатоки природы”.

1. Как называется колючее пустынное растение?

    Роза б.Кактус в.Терн г.Саксаул.

2. Как зовется популярный зверек, который бегает в колесе?

    Хомяк б.Белка в.Мышь г.Бурундук.

3. Как называют яркую говорящую птицу?

    Птица – говорун б.Попугай в.Ворон г.Колибри.

4. Как зовется ученый, изучающий насекомых?

    Ихтиолог. б.Орнитолог в.Эколог. г.Энтомолог

5. Какое название имеет самая опасная тропическая рыба?

    Карась. б. Плотва. г. Крокодил. д. Пиранья.

6. Как называется самая сильная птица?

    Цапля б.Выпь. в. Кондор г. Кречет.

7. С какой целью рыба отправляется в верховье рек?

    Чтобы позагорать. б. На нерест. в. Поймать добычу.г. Порезвиться.

8. Как называется самое прожорливое насекомое?

    Бабочка б.Жук-олень. в. Клоп. г. Саранча.

9. Кто стал самым первым домашним животным?

    Корова. б. Собака. в. Кошка г.Мышь.

10. Как называется запеченный ночной певец в русской избе?

    Попугай. б. Паук-птицеед. в. Сверчок. г. Деревенская жаба.

11. Зачем кузнечику сабля?

    Для сражения. б. Для откладки яиц только самка.

в.Для красоты. г. Для заготовки пищи.

12. Для чего дятел по дереву барабанит?

    Чистит клюв. б. Кому-то что-то сообщает.

в.Музыкой увлекается. г. Призывает самок.

13. У кого когти самые сильные?

    У медведя. б. У муравья.

в.У льва. г. У гигантского броненосца (они длиной и шириной с ладонь, живет в Южн. Америке).

14. Почему тюлененок растет как “на дрожжах”?

    Много спит б. Много ест в. Мало двигается г. Мало потеет

    Орел. Б. Журавль. в. Беркут г. Страус.

    Копытные (рекордсмен обыкновенная лошадка 2м. 47 см. H – 22 м. 16 см. В длину).

б.Кошачьи. в.Собачьи. г.Волчьи.

17. Какая змея самая ядовитая?

    Гадюка. б. Кобра. в. Гремучая змея. г. Анаконда.

18. Кто чаще всех обедает?

    Птенцы ласточек. б. Птенцы пеструшки (до 500 раз в сутки).

в.Птенцы горихвостки. г. Птенцы галки.

19. Когда спят кенгуру?

    Вечером. б.Днем. в.Ночью г.Утром.

20. Самый сильный хищный зверь?

Тигр. б.Лев. в.Белый медведь. г.Волк.

4.. Игра «Плохо - хорошо».

сломать ветку (плохо);

посадить новое дерево (хорошо);

дергать школьную кошку за хвост (плохо);

угостить ее чем-то вкусным (хорошо);

прогнать собаку из дома (плохо);

подружиться с бездомной собакой (хорошо);

убрать мусор с лесной полянки (хорошо);

Оставить в лесу после себя бутылки, полиэтиленовые пакеты (плохо);

не наступить на ползущего жука (хорошо);

ничем не интересоваться, быть равнодушным (плохо);

каждый день узнавать что-нибудь новое, знакомиться, дружить (хорошо).

5. Игра «Угадай-ка!»

    1. 1.Люди ждут меня, зовут,

      А приду к ним - прочь бегут! (дождь)

      2.Зимнее стекло

      Весною потекло! (лёд)

      3.Пушистая вата

      Плывёт куда – то.

      Чем вата ниже,

      Тем дождик ближе! (облако)

      4.Мы говорим: она течёт;
      Мы говорим: она играет;
      Она бежит всегда вперёд,
      Но никуда не убегает. (река).

      5.По морю идёт, идёт,
      А до берега дойдёт -
      Тут и пропадёт.(волна)

      6.Течёт, течёт - не вытечет,
      Бежит, бежит - не выбежит. (река)

      7.В руках у Тани
      Зима в стакане. (лед)

      8.В морях и реках обитает,
      Но часто по небу летает.
      А как наскучит ей летать,
      На землю падает опять.(вода)

      9.В тихую погоду
      Нет нас нигде,
      Как ветер подует -
      Бежим по воде. (волны)

      10.Под осоку на песок
      Уронили поясок.
      И лежит - да не поднять,
      И бежит - да не поймать. (ручей)

      11.Я живу под самой крышей,
      Даже страшно глянуть вниз.
      Я могла бы жить и выше,
      Если б крыши там нашлись.(сосулька)

      12.На всех садится,
      Никого не боится. (снег)

      13.Рассыпался горох
      На семьдесят дорог:
      Никто его не подберёт.(град)

      14.Он без рук, он без ног.
      Из земли пробиться смог,
      Нас он летом, в самый зной,
      Ледяной поит водой. (родник)

      15.Растёт она вниз головою,
      Не летом растёт, а зимою.
      А солнце её припечет -
      Заплачет она и умрет. (сосулька)

      16.В огне не горит,
      В воде не тонет. (лед)

6.Игра «Кто сколько живет?»

Продолжительность жизни животных и птиц самая разная. А задумывались ли вы над тем, кто сколько живет?

Ведущий называет животное, растение и т.д.Участники называют приблизительную продолжительность его жизни. Выигрывает тот, кто угадывает цифру, близкую по значению к точной. Правильный ответ оценивается в один балл.

Пауки – 1-2 года

Квакша – 10 лет

Крокодил – 60 лет

Черепаха – 300 лет

Лебеда – 1 лето

Сазан – 9-12 лет

Щука – 10-12 лет

Крыса – 3 года

Морские свинки – 7 лет



Буркозел