Картографические изображения земной поверхности по мере увеличения. Топо карта.docx - Конспект урока по географии на тему "Топографическая карта" (8 класс). Надписи и географические названия на картах

Без тех или иных искажений нельзя изобразить на бумаге значительную часть поверхности Земли. Математические способы изображение на плоскости земной поверхности называются картографической проекцией. В картографической проекции меридианы и параллели изображаются системой прямых или плоских кривых линий. Каждая проекция имеет присущие ей искажения. В основе всякой картографической проекции лежит тот или иной способ изображения градусной сетки. Изображение градусной сетки на карте называется картографической сеткой. В зависимости от назначения карты выбирается картографическая проекция. При составлении политических карт частей света надо выбирать такую проекцию, которая давала бы довольно точное представление о размерах территории того или иного государства, что дало бы возможность сравнить территорию стран по площади. Такие проекции, при которых все площади уменьшаются в одинаковое число раз (не искажаются), называются равновеликими. Для навигации удобные равноугольные проекции, в которых углы между различными направлениями на земной поверхности изображаются в натуральную величину, хоть при этом не сохраняются отношения между площадями.

О характер и величину искажений на карте можно говорить, пение ставляючи картографическую сетку с градусной сеткой глобуса. На глобусе все меридианы, параллели размещены на одинаковом расстоянии друг от друга. Поэтому все ячейки градусной сетки между двумя соседними параллелями имеют на глобусе одинаковую форму и размеры, а ячейки между меридианами сужаются и уменьшаются по величине на север и юг от экватора. Поэтому признаками искажения карт является неодинаковая форма и разные ячейки между смежными параллелями (искажение площади), различные по величине отрезки меридианов между параллелями (искажение длины линий и неодинаковый масштаб в разных частях карты), отклонения от прямого угла величины углов между меридианами и параллелями на карте (угловые искажения).

В зависимости от способов переноса градусной сетки с глобуса на плоскость карты бывают следующие проекции: азимутальные, цилиндрические, конические.

Если приложить экран к экватору глобуса и спроецировать каждую его точку, мы получим карту в азимутальной экваториальной проекции. В этой проекции строятся карты полушарий. При проектировании глобуса на экран, расположенный у Северного или Южного полюсов, получают азимутальну полярную проекцию. Она дает правильное представление о полярные области. Искажения на этих картах будет увеличиваться по мере удаления от полюса. Проектирования глобуса на боковые поверхности цилиндра даст цилиндрическую проекцию. Искажение очертаний земной поверхности при цилиндрической проекции увеличивается в мере удаления от экватора к полюсам. Поэтому она удобна для изображения стран, расположенных вблизи экватора. Меридианы и параллели в этой проекции является параллельными линиями, которые пересекаются под прямым углом.

Для изображения стран средних широт пользуются конической проекцией. Ее получают при проектировании глобуса на стенки конуса. В конической проекции меридианы изображаются прямыми линиями, которые расходятся лучами из одной точки, а параллели показаны дугами кругов с общим центром в той точке, что была вершиной конуса. В этой проекции точный масштаб сохраняется на параллели, в которой конус касался до глобуса. Чем дальше от этой параллели, тем более на карте искажаются очертания земной поверхности.

1.1. Картография – предмет и определение.

Очевидно, что те или иные типы и виды карт необходимы в различных областях человеческой деятельности. В промышленности и на транспорте, в сельском хозяйстве и культурном строительстве они является не только необходимым, а очень часто и незаменимым средством для выполнения комплекса работ.

Карты необходимы для изыскания новых дорог и линий электропередач; освоенияе недр и месторождений полезных ископаемых начинаются с изучения местности по картам. Она необходима при строительстве городов и сел, мелиорации, при навигации и аэронавигации, изучении земельных ресурсов, проведении работ по землеустройству и земельному кадастру.

Карты – это надежный путеводитель, в военном деле они являются одним из основных источников информации о местности и незаменимым средством при управлении войсками.

Кроме непосредственного обслуживания народнохозяйственных нужд географические и другие карты дают возможность изучать страну в геологическом, почвенном, ботаническом, демографическом и других отношениях, прогнозировать различные природные явления, например, такие как климат или природные катаклизмы. Важной чертой современной картографии является интенсивное развитие ее познавательных функций как средства исследования объективного мира и приобретения новых знаний.

Вопросами изучения карт, методами их создания и использования занимается наука картография .

Государственный стандарт картографических терминов определяет:

«Картография – область науки, техники и производства, охватывающая изучение, создание и использование картографических произведений».

1.2 Структура картографии

В своей совокупности картография объединяет ряд научных направлений и дисциплин:

- теоретические основы картографии (учение о карте) – изучает

и разрабатывает теорию картографических проекций, генерализацию картографического изображения, способы изображения тематического содержания, вопросы создания знаковых систем (легенды карты).

- математическая картография – изучает и разрабатывает математические способы изображения на плоскости поверхности Земли, других планет. Является первой ступенью в процессе создания карт.

Картометрия – изучает и разрабатывает способы измерения по картам различных объектов для определения их количественных характеристик (координаты, расстояния, высоты, площади, объемы, углы наклона и т.д.).

- проектирование и составление карт – изучает и разрабатывает проекты карт, методы их создания, основные принципы редакционного руководства на всех стадиях создания карт.

Картоведение – изучение видов и свойств географических карт, истории картографии, методики использования карт.

Оформление карт – изучение и разработка способов и средств красочного и графического оформления карт (дизайн) и подготовки их к изданию.

Издание карт – разработка способов воспроизведения и размножения карт.

- экономика и организация картографического производства – изучение методов его наиболее рациональной организации.

Картография по своей структуре тесно связана с целым рядом научных

дисциплин. Это: геодезия, астрономия, топография, география и полиграфия, математика, фотограмметрия, информатика и компьютерная графика. По своему содержанию картография немыслима без связи с такими науками, как почвоведение, геология, демография, климатология, землеустройство и др.

Геодезия поставляет картографам точные данные о форме, размерах и гравитационном поле Земли, координаты геодезических опорных пунктов.

Топография – дает первичные картографические источники – крупномасштабные топографические карты, которые служат исходным материалом для создания всех географических карт.

География – объясняет сущность природных и социально – экономических явлений, их происхождение, взаимосвязь и распространение на земной поверхности.

От полиграфии – картография заимствует способы изготовления печатных форм и размножение карт.

Со времени зарождения картографии математика лежит в ее основе, математическую картографию можно рассматривать как сугубо математическую дисциплину. Внедрение в картографию компьютерной техники позволило вести разработку новых типов карт, рассчитывать сложнейшие проекции, обогатило картографию новыми способами исследования карт с привлечением аппарата математической статистики, позволило в значительной степени автоматизировать трудоемкий процесс создания карт.

Фотограмметрия разрабатывает методы определения положения, размеров и формы объектов земной поверхности по материалам аэрокосмических съемок. Аэрофотосъемка в настоящее время позволяет получить карту, по точности превосходящую аналогичные произведения, полученные наземным путем, кроме того, свести до минимума наземные геодезические и топографические работы.

В перечень наук, с которыми картография поддерживает теснейшую связь, можно включить, естественно, геоинформатику и географические науки (геоморфологию, гидрология и др.), науки о природе Земли (ботаника, зоология), о народном хозяйстве, экономике, истории и многие другие.

Подведя итог вышесказанному, можно выделить главные направления использования карт для науки и практики.

общее знакомство с местностью, районом, страной, материком, их изучение по картам без посещения в натуре;

применение в качестве путеводителя (туризм, авиация, мореплавание

и т.д.);

использование в качестве основы для инженерного использования – транспортного, энергетического, промышленного, сельскохозяйственного, для целей районной планировки, строительства;

изыскание и перенос проектов в натуру;

использование в военном деле;

изучение и рациональное использование природных (в том числе земельных) ресурсов и охрана окружающей среды;

комплексное и рациональное развитие экономических районов;

использование в качестве информационной основы при ведении работ по землеустройству и земельному кадастру.

1.3 Элементы карты, другие картографические произведения .

Мы много раз повторяли слово карта, но до сих пор не рассмотрели карту как графический документ, не изучили элементов карты, ее свойств, не дали даже четко сформулированного определения.

Стандарт картографических терминов определяет:

«Карта – есть уменьшенное, построенное в картографической проекции, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты в определенной системе условных знаков».

В этом, может быть не совсем безупречном определении, подчеркиваются три особенности карт, очень важные для понимания черт, отличающих карту от других изображений земной поверхности, таких как аэрофотоснимок или пейзаж. Это:

1. математически определенное построение;

2. использование картографических условных знаков (кодов);

3. отбор и обобщение изображаемых явлений.

Математически определенное построение карт предусматривает установление строгой функциональной зависимости между географическими и прямоугольными

координатами одноименных точек на местности и карте. Такое построение как бы включает два действия для перехода от физической поверхности Земли к ее изображению на плоскости. Одно из них состоит в проектировании земной поверхности на математическую поверхность Земли – геоид. Это проектирование осуществляется ортогонально, отвесными линиями, перпендикулярными математической поверхности. Но вследствие своей сложности геоид в картографии заменяется на весьма близкую по форме поверхность эллипсоида вращения, т.е. фигуры, полученной вращением эллипса вокруг его малой оси (рис.1.1).

Именно относительно этого эллипсоида выполняются все геодезические вычисления и рассчитываются картографические проекции.

Другое действие заключаются в изображении поверхности эллипсоида на плоскости. Развернуть поверхность эллипсоида на плоскости без складок и разрывов невозможно, т.е. будут иметь место различного рода деформации, которые в картографии называются искажениями. Переход от эллипсоида к плоскости осуществляется при помощи картографических проекций, выражающих связь между координатами точек на земной поверхности и координатами этих же точек на плоскости (листе карты).

Когда такая зависимость известна, можно учитывать искажения плоского изображения и, следовательно, определять по карте с необходимой точностью действительные расстояния, площади, углы, то есть получать по картам правильные данные о местоположении, размерах и очертаниях изображенных объектов.

Использование картографических условных знаков становится очевидно выгодным при сравнении карты с аэрофотоснимком той же местности. Первоначальное впечатление может оказаться неблагоприятным для карты. Действительно, аэрофотоснимок позволяет увидеть истинную картину земной поверхности, на карте же

она заменяется системой знаков, которые как бы стирают многие индивидуальные черты объектов местности и тем самым обедняют изображение. Однако, можно отметить, что использование картографических знаков позволяет:

1. Сильно уменьшать изображение, чтобы одним взглядом охватить значительную часть земной поверхности или же всю планету в целом, воспроизводя при этом те объекты, которые в силу уменьшения не выражаются в масштабе карты. На аэрофотоснимках же, по мере уменьшения масштаба, детали оказываются трудно различимы, а затем теряются вовсе.

2. показывать на карте рельеф местности, например при помощи горизонталей.

3. показывать не только внешний вид объекта, но и указывать на его внутренние свойства, например, давать качественные характеристики сельскохозяйственным угодьям, показывать температуру и соленость воды, высоту и породу деревьев в лесных массивах и многое другое.

4. показывать распространение явлений, не воспринимаемых нашими органами чувств, например магнитное склонение, величины искажений и т.п.

5. исключать малозначимые стороны объектов и выделять их общие и существенные признаки. При этом весьма важен процесс отбора и обобщения изображаемых явлений, процесс, который называют картографической генерализацией. Генерализация сохраняет на карте лишь те явления, которые важны в практическом или теоретическом смысле, она сосредотачивает внимание на передаче наиболее существенных черт отображаемого явления, прежде всего исходя их назначения карты. Она позволяет отличать на картах главное от второстепенного, находить в единичных свойствах общие закономерности.

1.4 Элементы географической карты

Изучение и разработка карт требует аналитического к ним подхода, расчленения их на составляющие элементы, умения понять их смысл, определить их место, увидеть их связь между собой.

В карте различают картографическое изображение, математическую основу, вспомогательное оснащение и дополнительные данные (рис.1.4.1).

Картографическое изображение и связанная с ним легенда – главная часть любой географической карты, содержит сведения о показанных на карте объектах и явлениях, их размещении, свойствах, связях.

Эти сведения составляют содержание карты . В свою очередь содержание карты подразделяется на элементы , как географические, так и тематические. Комплекс этих элементов неодинаков на различных картах. Но один из элементов, а именно – гидрография обязателен на всех картах. Например, на картах тематических главными элементами содержания могут быть полезные ископаемые, животный или растительный мир, почвы и т.д. С одинаковой подробностью элементы содержания изображаются на топографических картах.

Геометрические законы построения карт определяются ее математической основой , к элементам которой принадлежат: картографическая проекция, а также связанная с ней картографическая сетка (сеть меридианов и параллелей) , масштаб, опорная геодезическая сеть, номенклатура, разграфка карты и компоновка.

Масштаб карты указывает на общую степень уменьшения земной поверхности при изображении ее на плоскости. Он характеризуется отношением длины линии на карте к соответствующей линии на земной поверхности. На картах различают 3 вида (способа) изображения масштаба:

численный (например, 1:25000)

натуральный (например, в 1 сантиметре 250метров)

линейный (поперечный, графический), изображается в виде графика..

В зависимости от масштаба карты и размеров картографируемой территории карта может изображаться на одном или нескольких листах.

К основным элементам математической основы относится картографическая проекция и связанная с ней картографическая сетка. В зависимости от вида геометрической поверхности, на которую проектируют поверхность эллипсоида различают проекции цилиндрические, конические, азимутальные и некоторые другие.

Компоновка – рациональное размещение на листе карты картографируемой территории, вспомогательного и дополнительного оснащения.

Вспомогательное оснащение – облегчает чтение карты и работу с ней. К нему принадлежат необходимые пояснения и графики для измерения по картам, а также название карты, сведения об исполнителях, справочные и выходные данные и т.д.

К дополнительному оснащению относятся помещенные в «воздухе» карты или на

ее полях дополнительные карты , профили, диаграммы, текстовые и цифровые данные, которые поясняют, дополняют и обогащают картографическое изображение.

Общегеографические карты

Математическая основа

Проекция

Геодезическая основа

Номенклатура и разграфка

Гидрография

Компоновка

Вспомогательное

оснащение

Картометрические графики

Справочные данные

Географическая

Тематическое

Нас. пункты

Пути сообщения

Растительность

Животный мир

Дополнительные данные

Диаграммы

Пояснения

Дополнительные карты

С древних времён у человека была потребность передавать другим людям информацию о том, где он был и что видел. Сегодня существуют различные виды изображения земной поверхности. Все они — маленькие модели окружающего нас мира.

Картография

Изображения земной поверхности появились раньше, чем письменность. Древний человек использовал бивень мамонта, камень или дерево для первых зарисовок местности. В Древнем мире изображения делали на папирусе и ткани, а позднее - на пергаменте. Первые составители карт были настоящими художниками, а карты - произведениями искусства. Древние карты напоминают сказочные картины с изображением неведомых стран и их обитателей. В Средние века появились бумага и печатный станок, что позволило наладить массовое производство карт. Создатели карт собирали информацию о Земле со слов многочисленных путешественников. Содержание карт становилось всё более разнообразным. Наука о картах как особом способе изображения земной поверхности, об их создании и использовании называется картографией.

Глобус — модель Земли

Древние греки впервые доказали, что Земля имеет форму шара. Чтобы правильно отобразить форму Земли, был придуман глобус. Глобус (от латинского слова globe - шар) - ото объёмная модель планеты, уменьшенной по много миллионов раз. На нет искажений поверхности, поэтому с его помощью получают правильное представление о расположении материков, морей, океанов, островов. Но глобус намного меньше Земли, и на нём невозможно показать какую-либо местность подробно. Его неудобно использовать и во время путешествий.

План и карта

План - это чертёж, на котором условными знаками подробно изображён в уменьшенном виде небольшой участок местности, поэтому нет необходимости учитывать кривизну земной поверхности.

Карта - обобщённое уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью системы .

Географические карты обладают важными свойствами. В отличие от планов на них изображают разные но охвату территории - от небольших участков земной поверхности до.материков, океанов и земного шара в целом. При отображении выпуклой поверхности Земли на плоском листе бумаги неизбежно возникают искажения в изображении отдельных её частей. Тем не менее карты позволяют измерять расстояния и определять размеры объектов. Они содержат сведения о свойствах объектов. Например, о высоте гор и глубине морей, составе растительного и животного мира.

Атласы — сборники карт

Важным шагом в развитии географических изображений стало создание атласов сборников карт. Это настоящие картографические энциклопедии. Считают, что первый сборник карт появился в Римской империи. Позднее, в 16 веке, в было введено само понятие «атлас». Географические атласы очень разнообразны по территориальному охвату: атласы мира, атласы
отдельных стран, районов и городов. По назначению атласы разделяют на учебные, краеведческие, дорожные и другие.

Аэрокосмические снимки

Прогресс в авиации и космонавтике позволил человеку фотографировать Землю. Аэрофотоснимки и космические снимки дают подробное изображение всех деталей местности. Но географические объекты на них имеют непривычный для нас вид. Распознавание изображений на снимках называют дешифрированием.

Сегодня мы всё чаще пользуемся картами на мониторе компьютера или экране мобильного телефона. Они создаются на основе космических снимков с помощью специальных компьютерных программ.

Урок № 7

I вариант

    Основоположником науки «география» является:

а) Геродот; б) Эратосфен; в) Аристотель.

    Впервые география как наука появилась в:

а) Древнем Египте; б) Древней Греции; в) Древнем Риме.

    Основным методом определения размеров земной поверхности является:

а) картографический; б) описательный; в) космический.

    Наука о создании и использовании карт называется:

а) география; б) картография; в) топография.

    Окружность земного шара составляет:

а) 39 690 км; б) 40 000 км; в) 40 075 км.

    Экватор – это:

а) линия, проходящая через полюса планеты

б) линия, которая делит земную поверхность пополам и расположена на

равном удалении от полюсов

в) линия, проходящая через любые две точки земной поверхности

    Соотнесите понятия и его определение:

РАДИУС ЗЕМЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1) экваториальный радиус а) расстояние от центра планеты до экватора

2) полярный радиус б) расстояние от центра планеты до полюсов

    Какое из утверждений характеризует глобус?

а) дает представление о форме Земли;

б) не даёт верного представления о размерах географических объектов;

В) не даёт правильного представления о форме Земли.

    Установите соответствие между изображением земной поверхности и способом изображения.

ИЗОБРАЖЕНИЕ СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ

1) плоское изображение а) карта

2) объемное изображение б) глобус

В) план местности

    На карте и глобусе материки, океаны, острова и другие географические объекты изображены:

а) в увеличенном виде;

б) в уменьшенном виде;

в) без изменения размеров.

    Прибор для ориентирования называется:

а) термометр; б) компас; в) барометр.

    Какому цвету соответствует конец стрелки компаса, указывающий направление на север:

а) белому; б) красному; в) синему.

    Направление между севером и западом называется:

а) северо-восток; в) юго-запад;

б) северо-запад; г) юго-восток.

    Первый компас появился:

а) в Индии; б) в России; в) в Китае.

    Установите соответствие между видами сторон горизонта и их названиями:

ВИД СТОРОН ГОРИЗОНТА СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

    основные стороны горизонта а) север

    промежуточные стороны горизонта б) северо-восток

В) северо-запад

Г) юг

Д) юго-запад

16. Кто из ученых в древности рассчитал размеры земного шара?

17. Чем отличается осевое движение Земли от орбитального движения?

18. Что обозначается на географической карте оттенками синего цвета?

Контрольная работа по теме: «Земля и ее изображение»

II вариант

    География как наука зародилась в:

а) I веке до н.э. б) II веке до н.э. в) III веке до н.э.

    В начале своего развития географии имела

а) описательное значение; б) научное значение; в) измерительное значение.

    Расставьте методы географических исследований в хронологическом порядке (по времени их возникновения от самого древнего до самого современного):

а) описательный; б) картографический; в) космический.

    Примером картографического источника географических знаний является:

а) альбом фотографических изображений;

б) научная статья;

в) атлас.

    Длина экватора составляет:

а) 40 000 км; б) 39 690 км; в) 40 075 км.

    Экватор делит Землю на полушария:

а) северное и западное; в) западное и восточное;

б) восточное и южное; г) северное и южное.

    Установите соответствие:

ВИД ДВИЖЕНИЯ ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

    осевое движение а) движение земли вокруг Солнца

    орбитальное движение б) движение Земли вокруг своей оси

    Выберите верное выражение, характеризующее карту:

а) плоское изображение земной поверхности

б) не имеет искажений

в) даёт представление о форме Земли

    Установите соответствие между цветом, используемым на физической карте, и его значением.

ЦВЕТ НЕРОВНОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

    жёлтый а) горы

    зеленый б) низкие равнины

    коричневый в) приподнятые равнины

    Расставьте фотографические изображения по мере увеличения охвата территории.

а) космический снимок;

б) снимок с поверхности Земли;

в) аэрофотоснимок.

    Определение своего положения относительно сторон горизонта называется:

а) ориентирование; б) нивелирование; в) хронометраж.

    Солнце встает на:

а) севере; б) востоке; в) западе.

    Направление между югом и востоком называется:

а) северо-восток; б) юго-запад;

б) северо-запад; в) юго-восток.

    Брезентовая шляпа особой формы для моряков и рыбаков называется:

а) пилотка; б) кепка; в) зюйдвестка.

    Установите соответствие между направлениями по сторонам горизонта их названиями:

НАПРАВЛЕНИЯ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

1 а) запад

Б) юг

1 2 в) север

Г) восток

16. Какие доказательства шарообразности Земли привел Аристотель?

17. Какие два основных вида движения совершает Земля?

18. Что обозначается на географической карте оттенками зеленого цвета?

ОТВЕТЫ

Контрольная работа

Тема урока: Топографическая карта.
Тип урока: комбинированный
Дата урока:
Образовательные ресурсы мультимедиа презентация, физическая карта России, топографическая карта
План урока: 1. Что такое топографическая карта. 2. Каково назначение т. к. 3. Об особенностях т. к. 4. О том, что такое магнитное склонение. 5. Как
ориентироваться по топографической карте.
Цель: изучение особенностей топографической карты.
Задачи урока. 1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:
­ называть отличительные особенности топографических карт; ­ объяснять способы определения расстояний, азимутов, направлений по топографической
карте; ­ использовать различные приборы (транспортир, линейку) для определения расстояний и азимутов по топографической карте; ­ объяснять различия
географического и магнитного полюса Земли; ­ объяснять необходимость определения магнитного склонения и магнитного азимута; ­ проводить комплексный
анализ географических условий для ведения хозяйственной деятельности по топографической карте.
2. Сформировать навык ориентирования с помощью топографической карты. 3. Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на снове
тематического содержания урока.
Основные термины и понятия азимут, профиль местности, масштаб, магнитый азимут, магнитное склонение, компас, ориентирование, географический
полюс, магнитный полюс.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности.
Метапредметные: формирование и развитие посредством географических знанийпознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой; производить измерения на плане и простые вычисления;
читать топографический план при помощи условных знаков.
Этап урока
Организацион
ный момент
Актуализация
знаний
Определение
темы урока
Деятельность учителя
Организация на урок. Приветствие учащихся, проверка
готовности уч­ся к уроку.
Деятельность учащихся
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Организационная структура урока
1. Тест по теме «Карта и её математическая основа»
2. Индивидуальные карточки (приложение)
3. Пересказ
На доске представлены карты физическая России и
топографическая.
­ какие виды карт вы видите на доске?
­ по какой карте легче подсчитать масштаб и найти азимут?
Определение задач урока Вы узнаете с. 11
Демонстрируют знания по пройденному материалу.
Ответы: 1а, 2г, 3в, 4а, 5б, 6) 1г, 2в, 3б, 4а 7) б,г,д 8) в,б,г,а
Отвечают на вопросы, определяют тему уроку.
Записывают тему урока в тетрадь

Изучение
новой темы
Первичное
осмысление и
закрепление
Итоги урока.
Рефлексия
Проблемный вопрос с.11
Изучение нового материала начинаем с разбора ключевых
слов по содержанию параграфа.
Объяснение. Чтение топо карты с помощью условных
знаков на примере топо карты атласа и учебника.
Динамическая пауза
Записывают определения, приводят примеры
Выполнение практических заданий:
Выполняют пр. задания. Ответы
1. Запиши численный масштаб, если местность на нем
уменьшена в 200 раз.
2. Запиши численный масштаб, если местность на нем
уменьшена в 200 раз.
3. Во сколько раз расстояние на плане уменьшено, если
масштаб: 1: 100 1:500 1:100000
4. Длина дороги между городами 2400 км. Какой длины
получится линия, изображающая эту магистраль на карте,
сделанной в масштабе: а) 1:100 000 000; б) 1:200 000 000?
Ответ дайте в миллиметрах.
К. п. Используя топографическую карту атласа или учебника,
выполните задания и ответьте на вопросы.
1. Рассчитайте азимут направления из города Одинцово к городу
Иваново.
2. Определите по карте расстояние от города Одинцова до города
Иваново.
3. Двигаясь от г. Одинцово к г. Иваново, мы поднимаемся вверх по
склону или вниз?
­ Выполнили мы на уроке поставленные задачи?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Какие карты называют топографическими?
2. Что такое ориентирование?
3. Что такое азимут?
4. Какие существуют виды азимутов?
5. Что такое магнитное склонение?
1. 1:200
2. В 1 см 2 м
3. В 100, 500, 100000
4. 1см 100000000см = 1000км
Х см 2400км Х = 2400: 1000 = 2,4 (см)
1см 200000000см = 2000км
Х см 2400км Х = 2400: 2000 = 1,2(см)
5.
6.
Подводят итог по образцу
Домашнее
задание
§2 пересказ, ответить на вопросы.с.16
Записывают Д/З


именованный и наоборот.
Именованный в численный:
В 1 см 110 м =
В 1 см 15 м =
В 1 см 200 м =
В 1 см 5 км =
В 1 см 400 км =
Численный в именованный:
1: 200 000=
1: 9 000 000 =
1: 130 000 =
1: 50 000 000=
1: 25 000 000=

А) по масштабу определите
расстояния между городами:
 Москва­ Мурманск
 Красноярск – Якутск
 Пенза­ Тула
1) Переведите масштаб из численного в
именованный и наоборот.
Именованный в численный:
В 1 см 110 м =
В 1 см 15 м =
В 1 см 200 м =
В 1 см 5 км =
В 1 см 400 км =
Численный в именованный:
1: 200 000=
1: 9 000 000 =
1: 130 000 =
1: 50 000 000=
1: 25 000 000=
2) По карте определите расстояния.
А) по масштабу определите
расстояния между городами:
 Москва­ Мурманск
 Красноярск – Якутск
Пенза­ Тула
1) Переведите масштаб из численного в
именованный и наоборот.
Именованный в численный:
В 1 см 110 м =
В 1 см 15 м =
В 1 см 200 м =
Численный в именованный:
1: 200 000=
1: 9 000 000 =
1: 130 000 =
2) По карте определите расстояния.
А) по масштабу определите
расстояния между городами:
 Москва­ Мурманск
 Красноярск – Якутск
Пенза­ Тула
2) По карте определите расстояния.
расстояния между городами:
область)
Вологда­ Ростов­на­Дону
Саратов­ Иркутск
2) По карте определите расстояния.
Б) в градусах и километрах определите
расстояния между городами:
Санкт­ Петербург­ Серов (Свердловская
область)
Вологда­ Ростов­на­Дону
Саратов­ Иркутск
2) По карте определите расстояния.
Б) в градусах и километрах определите
расстояния между городами:
Санкт­ Петербург­ Серов (Свердловская
область)
Вологда­ Ростов­на­Дону
Саратов­ Иркутск

В 1 см 5 км =
В 1 см 400 км =
1: 50 000 000=
1: 25 000 000=

Приложение.

1. Какая из перечисленных проекций, как правило, используется при построении карт территории России?
а) коническая; б) косая азимутальная; в) нормальная азимутальная; г) цилиндрическая.

3. На кокой из перечисленных карт размер искажений будет наименьшим? а) карта Восточного полушария;
б) карта Евразии; в) карта полуострова Крым; г) физическая карта мира.
4. В какой из перечисленных проекций отсутствуют искажения по параллели касания конуса и шара? а)
коническая; б) косая азимутальная; в) нормальная азимутальная; г) поперечная азимутальная.
искажений. 2) На навигационных картах отсутствуют искажения углов. а)
верно только 1­е утверждение; б) верно только 2­е утверждение; в) верны оба утверждения; г) оба
утверждения ошибочны.
Численный масштаб
1) 1:5000
2) 1:50000
3) 1:5000000
4) 1:50000000
1
Именованный масштаб
А) в 1 см 500 км
Б) в 1 см 50 км
В) в 1см 500 м
Г) в 1см 50 м
3
4
2
7. Для каких трёх из перечисленных стран мира наилучшей картографической проекцией их изображения
будет коническая? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке. а)
Индонезия; б) Канада; в) Кения; г) Россия; д) США; е) Эквадор
8. Расположите картографические изображения земной поверхности по мере уменьшения их масштаба. а)
план города Москвы; б) физическая карта Евразии; в) физическая карта мира; г) физическая карта
России.
§ 1. Карта и её математическая основа.
1. Какая из перечисленных проекций, как правило, используется при построении карт территории
России? а) коническая; б) косая азимутальная; в) нормальная азимутальная; г) цилиндрическая.
2. В какой из перечисленных проекций отсутствуют искажения по линии экватора? а) азимутальная; б)
коническая; в) поликоническая; г) цилиндрическая.
3. На кокой из перечисленных карт размер искажений будет наименьшим? а) карта Восточного
полушария; б) карта Евразии; в) карта полуострова Крым; г) физическая карта мира.
4. В какой из перечисленных проекций отсутствуют искажения по параллели касания конуса и шара?
а) коническая; б) косая азимутальная; в) нормальная азимутальная; г) поперечная азимутальная.
5. Верны ли следующие утверждения? 1) Чем больше масштаб карты, тем больше на ней величина
искажений. 2) На навигационных картах отсутствуют искажения углов.
а) верно только 1­е утверждение; б) верно только 2­е утверждение; в) верны оба утверждения; г)
оба утверждения ошибочны.
6. Установите соответствие между численным и соответствующим ему именованным масштабом.
Численный масштаб
5) 1:5000
6) 1:50000
7) 1:5000000
8) 1:50000000
Именованный масштаб
А) в 1 см 500 км
Б) в 1 см 50 км
В) в 1см 500 м
Г) в 1см 50 м
4
7. Для каких трёх из перечисленных стран мира наилучшей картографической проекцией их
1
2
3
изображения будет коническая? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном
порядке. а) Индонезия; б) Канада; в) Кения; г) Россия; д) США; е) Эквадор



Шахматы