Бизнес по настольным играм. Бизнес-идея — Магазин настольных игр. Какие документы нужны для открытия

Продажа настольных игр в России увеличилась в 2017 году на 3 млрд руб. При покрытии рынка предложением на 25-30% такой вариант деятельности позволяет хорошо заработать. Окупаемость бизнеса может быть достигнута в течение 3-6 месяцев. Игры можно писать самому, заключать контракты с авторами, адаптировать западные аналоги. Актуален вариант приобретения франшизы. При инвестировании от 300 тыс. руб. можно рассчитывать на рентабельность до 200%. «Hobby World» и «Игровед» - яркие примеры организации аналогичного бизнеса в России, которые сумели выйти на многомиллионные обороты и покорить западный рынок.

Настольные игры - прибыльная ниша для бизнеса?

В последние годы в России активно набирают популярность настольные игры. Только за 2016 год оборот этого рынка составил 10 млрд руб. Как такое возможно в век информационных технологий, насыщенный мобильными приложениями и компьютерными программами для геймеров?

В качестве причин активного распространения настольных развлечений чаще всего называют:

  • стремление людей отдохнуть от гаджетов, которые стали неотъемлемой частью современной жизни;
  • возможность живого общения с близкими людьми в кругу семьи или друзей.

Справка! В мире на сегодняшний день создано и распространено более 50 тыс. разновидностей настольных игр.
Источник: РБК

В России 10 лет назад на рынке можно было встретить только детские игры с фишками и кубиками из советского прошлого, шашки, шахматы, лото, домино и несколько мировых бестселлеров - «Монополия», «Каркассон» и «Скрабл».

Ситуация начала меняться с 2010-2011 гг., когда появились первые компании, которые начали производить западные образцы по франшизе и разрабатывать собственные варианты забав подобного рода.

В настоящее время покрыто всего 25-30% рынка настольных игр, значит на этом можно неплохо заработать. Важно учесть особенности этого сегмента российской экономики:

  1. Конкуренция между продавцами активна в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных регионах России она ощущается слабо.
  2. Игры чаще всего - это незапланированная покупка. Поэтому важно знать, сколько жители того или иного региона готовы потратить на товары вне списка. В Москве - это 1 000 руб., в Санкт-Петербурге - 700 руб., в небольших городах - 300-500 руб.
  3. В крупных городах такие развлечения продаются эффективнее в специализированных магазинах настольных игр, а в средних и небольших городах - в отделах игрушек, товаров для отдыха, подарков.
  4. Минимальный тираж одной игры составляет 500-600 шт. - в меньшем количестве выпускать такой товар нерентабельно.

Интересный факт! Сегменту характерен феномен «цепной рекламы»: из 10 игроков, прошедших несколько раундов в «Скрабл», «Уно» или другую настольную забаву, 2-3 человека приобретут отдельный экземпляр для себя.
Источник: Ведомости

Бизнес-модель: настольные игры как способ заработка

Почему идею производства и продажи настольных игр можно рассматривать как прибыльный вариант бизнеса в России?

  • Во-первых, по статистике даже в кризисные 2014-2016 годы продажи компьютерных развлечений упали на 150 млн долл., рынок настольных игр продолжил свой рост.
  • Во-вторых, при самостоятельной разработке и продаже их издателю рентабельность может достигать 200-300%.
  • В-третьих, задаваться вопросом, где найти стартовый капитал , не придется - начать можно и с 5-10 тыс. руб.
  • В-четвертых, важно понимать, что наибольшим спросом пользуются игры с простыми правилами.

Справка! Более высоким спросом на российском рынке пользуются игры средней сложности для детей и подростков в ценовом сегменте 100-500 руб. Дорогостоящие и сложные настольные забавы для взрослых (500-3 000 руб.) менее популярны.
Источник: РБК

Варианты организации бизнеса

Существует несколько вариантов организации бизнеса на базе настольных игр:

  1. Покупка франшизы. Способ для новичков, позволяющий быстро найти своих клиентов и добиться окупаемости за несколько месяцев.
  2. Самостоятельная разработка игр и их продажа при сохранении авторства специализированному издательству. Первоначально автор отправляет издателю прототип игры. В случае заинтересованности последнего заключается договор. Издание берет на себя все расходы по изготовлению и продаже игры и присваивает выручку, выплачивая автору 3-10% с каждой выпущенной коробки.
  3. Самостоятельная разработка, производство и продажа настольных развлечений. Такую рискованную и смелую идею можно в дальнейшем разнообразить печатью по прототипам сторонних авторов.

Примечание! Открыть торговую точку можно, зарегистрировав ИП . Также стоит рассмотреть возможности использования упрощенной системы налогообложения (УСН).

Характеристика продукта - первые шаги в деле

Прежде чем начать бизнес на базе настольных игр, важно детально проработать ряд важных нюансов:

  • Целевая аудитория. Важно понимать, на кого рассчитан продукт: на мальчиков 15 лет или на молодежь 25.
  • Тематика. Любая настольная игра отличается тематикой - рыцари, войны, динозавры, кино и др. От этого зависит, на какую полку в магазине она попадет.

Важный момент! Тематика и целевая аудитория должны находиться в строгом соответствии друг с другом. Любой покупатель, рассматривая игру, всегда задаст себе вопрос: «Для меня ли она?» и «Почему я должен ее купить?».

Перед тем как начать продажу своей игры или продукта по франшизе, важно провести тест на «когнитивную сопротивляемость». Для этого необходимо собрать одну или несколько групп по 6-8 человек и по итогам игры ответить на такие вопросы:

  1. Понятны ли правила игры?
  2. Интересен ли сюжет?
  3. Есть ли недочеты и ошибки?

Если результаты теста окажутся неутешительными, то на базе выбранного варианта игры бизнес строить не имеет смысла.

Важный момент! Технические вопросы имеют значение. Следует контролировать качество печати изображений, наличие составных элементов в пачках (фишки, кубики карточки и др.). Коробка с настольной игрой должна быть нарядной, аккуратной, устойчивой и иметь яркий и запоминающийся дизайн.

Техническая сторона

Закупка оборудования для печати, ламинации, упаковки игр требует колоссальных затрат. Именно поэтому можно воспользоваться услугами сторонних организаций.

Источник: сайт Хабрахабр

Как организовать продажи?

Открывая магазин настольных игр, можно выбрать один из 3-х вариантов:

  • Комбинированная торговая точка. Наряду с основным продуктом тут продаются игрушки, товары для отдыха, хобби, досуга.
  • Клуб досуга с точкой продажи. В этом случае плата взимается за партию в игре. К тому же игроки могут купить настольное развлечение домой, сделать ставки, получить приз, купить гамбургер и колу и др.
  • Интернет-магазин. Самый надежный вариант, сокращающий риск вложений. Начать продажи можно с ходовых игр, а после - расширить ассортимент.

Совет! Первые партии игр можно продать и на базе договоренностей с отделами игрушек и товаров для отдыха в крупных супермаркетах.

Реклама - двигатель продаж

Важную роль в продажах играет реклама, основой которой выступают «сарафанное радио» и социальные сети. Листовки (POS-материалы) лучше всего распространять в торгово-развлекательных зонах. Реклама партнеров, состоящая в обмене литовками с магазинами игрушек и товаров для отдыха, также действует эффективно. Менее действенный вариант - реклама на билборде, транспорте, а также объявления в сети.

Основной сегмент покупателей - молодежь в возрасте 25-35 лет. В связи с этим представляется эффективной реклама близ кафе, образовательных учреждений, фитнес-клубов.

Персонал имеет значение

Продавец-консультант стола специфического товара должен отвечать ряду требований:

  • детально знать не только состав коробок и прописанные правила игры, но и понимать ее с позиции игрока;
  • понимать, что можно посоветовать покупателю, исходя из его возраста и интересов;
  • уметь заинтересовать в игре, разъяснить ее суть и порядок.

Сколько можно заработать на продаже настольных игр?

Если автор передает игру издательству и рассчитывает на получение авторского гонорара, то его затраты составят порядка 5-10 тыс. руб. на создание прототипа игры. Обычно авторский гонорар платится с числа изданных, а не с числа проданных экземпляров. Если минимальная партия составляет 500 шт., то можно рассчитывать на выручку в 25 тыс. руб., поскольку:

  • средняя стоимость игры составляет 1 000 руб.;
  • средний процент авторского гонорара - 5% от стоимости.

В этом случае окупаемости можно достигнуть уже в первый месяц деятельности. С другими вариантами организации бизнеса дело обстоит иначе.

Таблица 3. Финансовый план бизнеса (самостоятельное дело, франшиза). Источник: Ведомости

Статья затрат

Бизнес по франшизе

Самостоятельный бизнес

Аренда и ремонт помещения

Закупка торгового оборудования

Регистрация бизнеса

Паушальный взнос по франшизе

Роялти по франшизе

Зарплата персоналу

Затраты на закупку или печать первой партии товара

Создание собственного сайта

* - Самостоятельный бизнес не требует уплаты роялти и паушального взноса
** - Франчайзер может обеспечить покупателя рекламными материалами и разместить объявления на сайте и в социальных сетях; затраты на дизайн и печать продукции он также отчасти берет на себя.

Справка! По статистике, в месяц можно продать в среднем 50-100 комплектов игры. Средняя выручка при этом составит 50-100 тыс. руб. При таком раскладе можно рассчитывать на окупаемость в течение 3-6 месяцев.

До недавних пор нам сложно было представить, что настольные игры – привычное и даже, как казалось несколько лет назад, начинающее устаревать развлечение – могут оказаться выгодным капиталовложением.

Сложность прогнозирования развития индустрии по созданию настольных игр заключается в том, что рынок «настолок» (как их называют любители такого способа времяпрепровождения) включает в себя слишком много разнообразных товаров – от обычных простейших «ходилок» (бросить кубик и передвинуть фишки) до сложных тематических и стратегических игр, где нужно просчитывать варианты на несколько ходов вперед. По предварительным оценкам, ежегодный объем продаж настольных игр составляет $100 млн.

Единого определения настольных игр пока не существует. Обычно под настольными понимаются игры, в которые можно играть в помещении с помощью специально разработанного инвентаря – игрового поля, фишек, кубиков, карточек, жетонов и т. д.

Как правило, небольшое количество необходимых для игры предметов позволяет разместить их на одном столе и/или в руках игроков. Количество участников начинается от двух и более игроков. В некоторых случаях игрок может быть даже один, но таких игр меньшинство.

Процесс производства настольных игр

Производство настольной игры состоит из нескольких этапов. Первый – один из самых главных – это продумывание и разработка идеи игры, определение ее вида, сюжетной линии, целей и степени развлекательности, создание предварительного образца («черновой» вариант) и тестирование.

На втором этапе проектируется окончательное внешнее оформление всех игровых элементов – карт, поля, фишек и т. д. вплоть до упаковки. Затем составляется смета для запуска набора в производство, рассчитывается тираж, при котором выпуск игры становится рентабельным (чем меньше тираж, тем более «золотыми» получатся ваши игровые наборы), выбираются подрядчики для выполнения всей работы.

Средний тираж одной настольной игры, выпущенной в нашей стране, составляет 5-6 тыс. экз. Если у вас достаточно сложная игра, требующая использования дополнительного инвентаря (например, кубика, фишек, жетонов и т.д.), то иногда оказывается целесообразным разделить производство, вплоть до поиска партнеров за рубежом.

Обратите внимание на качество вашей продукции. К примеру, если ваша настольная игра предполагает использование карточек и/или игрового поля, не стоит экономить на полиграфии.

На этапе запуска серийного производства настольной игры пора приступать к организации сбыта вашей продукции.
Обычно новые игры предлагаются небольшим магазинам (универсальным, книжным, магазинам игрушек, магазинам подарков и т. д., в зависимости от тематики и целевой аудитории вашего продукта).
Супермаркеты предъявляют достаточно высокие требования, которые могут оказаться молодой компании не по плечу. Еще один распространенный и эффективный вариант – создать собственный интернет-магазин, где любой желающих сможет почитать описание игры и правила, посмотреть фотографии и оформить заказ напрямую, минуя посредников.

Индустрия настольных игр привлекает все больше внимания как разработчиков, так и инвесторов. В самом деле, на разработку настольной игры требуется в несколько десятков раз меньше денег, чем на создание компьютерной. Рентабельность некоторых проектов доходит до 300-350%.

Даже во время экономического кризиса, когда продажи компьютерных игр в нашей стране снизились на $150 млн., спрос на «настолки» продолжал неуклонно расти.

Впрочем, на практике, скорее всего, окажется, что перспективы такого бизнеса не столь радужны и оптимистичны, как хотелось бы. Конкуренция в этом сегменте уже достаточно высока. И это притом, что несмотря на все усилия продавцов настольных игр, которые не просто предлагают свой товар, а пытаются создать на него спрос, такой вид развлечений в нашей стране пока еще не так популярен, как на Западе.
Например, в России наибольшим спросом пользуются настольные игры, ориентированные на детей, низкой и средней ценовой категории (от 100 до 500 р.). Игры для более взрослых игроков стоимостью от 500 до 3500 рублей раскупаются не столь активно.

Затраты на разработку одной настольной игры составляют, в зависимости от идеи и сложности, от нескольких десятков тысяч рублей до сотен. Однако основная проблема не в создании настольной игры, а в ее продаже.

В наши дни, когда на отечественном рынке настольных игр действует слишком много игроков (включая западных), новые компании стараются занять собственную узкую нишу, предлагая недорогие, но тематические игры, которые, как правило, помимо развлекательной имеют и дополнительные функции (например, игры на развитие воображения, стратегического мышления, для изучения иностранных языков или даже обучения некоторым навыкам).

Первые упоминания о настольных играх появились более 5500 лет назад. Сенет – шашечная игра родом из Древнего Египта – древнейшая из ныне известных игр. Люди 21 века считают настольные игры пережитком прошлого, предпочитая им компьютерные или телефонные баталии. Но ни одна цифровая игра не сравнится с «картонным» вариантом!
  • Во-первых, ни одна искусственно созданная ситуация компьютерной игры не может быть интереснее стратегии и тактики реального противника;
  • Во-вторых, в настольных играх десятки вариантов развития событий в той или иной точке;
  • В-третьих, битье по клавишам компьютера или экрану телефона несравнимо с тактильными ощущениями от настоящих фигурок, которые игроки передвигают по игровому полю;
  • Ну и, в-четвертых, окошко чата никогда не заменит теплого живого общения, хоть и создаст его иллюзию.
Чтобы выбрать игру, которая всем понравится, необязательно знать предпочтения каждого игрока. Есть настольные игры , от которых в восторге и дети, и взрослые! Мы сделали подборку 8 увлекательных игр , которые гарантируют азартный вечер в дружеской компании.

1. Каркассон

Знаменитая игра-стратегия. В мире продано свыше 5000000 экземпляров этой игры! Можно играть компанией 2-6 человек старше 8 лет.

Каждому игроку выдается фигурка - мипл , в центре кладется стопка карточек - тайтлов . С помощью кубика определяется очередность хода. Игровое поле игроки строят сами из тайтлов, которые они берут в свой ход.

Создавая города и заполняя их строениями, игроки зарабатывают очки. Особая прелесть игры в том, что игровое поле никогда не будет похожим! К базовой версии игры создатели выпустили множество дополнительных вариантов с новыми зданиями и поселениями.

2. Монополия

Игра проходит на игровом поле. Каждому игроку раздается стартовый капитал, с помощью которого он может покупать компании, расположенные на поле. Остальные деньги складываются в общий банк и выдаются игроку, прошедшему очередной круг в качестве дивидендов от деятельности купленного им предприятия. Цель игры - обанкротить всех конкурентов и остаться единственным игроком, приумножившим начальный капитал.

Создатели игры прислушиваются к прогрессу и выпустили несколько десятков дополнений классической игры, в том числе с терминалом для оплаты покупки компании банковской картой.


3. Алиас

Другое название этой игры - «Скажи иначе». Подойдет для компании 4-12 человек от 7 лет.

Игроки делятся на команды, в свой ход берут карточки с игрового поля и за минуту стараются объяснить своей команде как можно больше слов, написанных на карточке, не используя однокоренные слова. В усовершенствованных вариациях игры, игроки для объяснения используют пантомиму, эмоции или действия, указанные в карточке. К примеру, объясняют слова своей команде, повернувшись к ней спиной или театрально хохоча. По истечении минуты команда продвигается на игровом поле на количество клеток, равное количеству угаданных слов. Побеждает команда, первой пришедшая к финишу.


4. Манчкин

Это игра-пародия на классические карточные игры и игры-ходилки. Для игры нужны компания 3-6 человек в возрасте от 10 лет. Игра предлагает отправиться в удивительное и полное опасностей путешествие.

Каждому игроку (манчкину) выдаются карты, обозначающие класс, расу и вещи (шмотки), которые он несет в руках. Кроме того, есть общие карты дверей и сокровищ. Игроки «заглядывают» в двери, сражаются с монстрами и открывают сокровища (или проклятия). При успешном выполнении всех заданий, игрок переходит на следующий уровень. Побеждает манчкин, первым достигший 10-го уровня. Возможно, понадобится предварительное время, чтобы разобраться в замысловатых правилах, но эта игра однозначно того стоит!


5. Дженга

Отличная игра, если нет времени и желания разбираться с правилами. Для того, чтобы начать, нужен лишь набор из 54 деревянных брусочков и неограниченное количество игроков в возрасте от 6 лет.

Из брусков строится 18-этажная башня. Игроки по очереди вытаскивают 1 брусок из любого этажа, кроме верхнего, и кладут его сверху башни. С каждым ходом конструкция становится все менее устойчивой. Изюминку игре добавляет то, что во время хода башню можно трогать лишь одной рукой (можно помогать себе обеими руками, но не одновременно).

Игрок, во время хода которого башня все же упала, считается проигравшим.


6. Скрэббл

Игра-кроссворд для 2-4 эрудитов от 8 лет. В комплекте поле из плотного картона, 102 косточки с буквами и 2 пустышки, 4 плашки для косточек и мешочек.

Игрокам раздается по 7 косточек, которые они ставят на плашки. Участники по очереди выкладывают буквы на пустые клетки поля, составляя из них слова. Чем длиннее слово, тем больше очков заработает участник, поставивший последнюю букву. Пустышками можно заменять недостающие буквы.

Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков.


7. Уно

Карточная игра для 2-10 человек возрастом от 7 лет. В игре участвуют 108 карт, разбитых по цифрам от 0 до 9 и цветам. Также есть специальные карты, которые дают игроку право в свой ход поменяться картами с другим участником, поменять направление хода и цвет, находящийся в игре. Цель игры - избавиться от всех карт раньше других участников. При этом нужно не забыть крикнуть «Уно!», когда на руках останется последняя карта.


8. Твистер

Эту игру можно смело назвать напольной! Она подходит для 2-4 игроков от 5 лет.

В комплект входит белый мат с кругами четырех цветов и рулетка, разделенная на 4 сектора с названием определенной конечности. Каждый из секторов разбит на 4 цветовых части, соответствующие цвету кругов на поле. Ведущий крутит рулетку и объявляет игроку, на кружок какого цвета поставить ту или иную ногу или руку. И если в начале игры ходы даются участникам довольно просто, то после нескольких минут игры хохот на поле не смолкает. Ведь мало найти свободный кружок нужного цвета, нужно еще и удержаться в таком положении до своего следующего хода, не касаясь поля никакими другими частями тела, кроме рук и ног.

Наиболее ловкий игрок приходит к заслуженной победе.

Настольные игры - отличный способ развлечься, сблизиться с семьей и друзьями и провести приятный вечер в компании близких людей!


Сhudesenka.ru

Михаил Акулов и Иван Попов превратили развлечение в прибыльный бизнес. Издательство Hobby World, выросшее из их компаний, выпускает более 1 млн игр в год и в 2015 году принесло основателям более 1 млрд руб. выручки

Основатели HobbyWorld Михаил Акулов и Иван Попов (слева направо) (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Лабиринт хобби

Одессит Александр Ушан придумал настольную игру «Находка для шпиона» на основе собственного опыта. Студентом в начале 2000-х он работал на сахарной фабрике, и однажды ему пришлось вместо директора приехать на подписание крупного контракта. Чтобы не выдать свою некомпетентность, Ушан старался отвечать на вопросы витиевато, но звучать при этом уверенно. Именно так должен вести себя игрок в придуманной им игре «шпион», чтобы его не вычислили остальные игроки.

Весной 2013 года Ушан представил игру на выставке «Игросфера» во Львове, где ее заметил директор по развитию издательства настольных игр Hobby World («Мир хобби») Николай Пегасов. «Он сразу сказал, что игра ему понравилась, а на следующий день мы ударили по рукам», — вспоминает Ушан. В сентябре «Находку для шпиона» издали пробным тиражом 2 тыс. экземпляров в России, а в 2014-м начались успешные продажи за рубежом: только в США в 2015 году было продано 80 тыс. копий «Находки для шпиона» под названием Spyfall. Сейчас игра переведена на 26 языков, и, по данным компании, на 2016 год на игру было сделано порядка 200 тыс. предварительных заказов. Ее автор, по подсчетам РБК, только на роялти с зарубежных продаж мог заработать не менее $30 тыс.

Ушан — один из нескольких российских авторов, игры которых обнаружило, адаптировало и выпустило издательство Hobby World, основанное в 2010 году на базе двух компаний — «Смарт» Михаила Акулова и Ильи Карпинского и «Мир фэнтези» Ивана Попова и Максима Истомина. История Hobby World уходит корнями в начало 2000-х, когда Акулов и Карпинский открыли в Москве на Полянке клуб настольных игр «Лабиринт», а вместе с ним издательство «Смарт» для выпуска настольных игр. «На рынке тогда практически ничего не выпускалось, кроме клонов «Монополии» и ходилок «кинь кубик, двинь фишку», — вспоминает Акулов. Партнеры решили занять пустующую нишу.

В 2003 году в клубе Акулов познакомился с Иваном Поповым и Максимом Истоминым, которые пришли демонстрировать свою игру «Берсерк». Год спустя клуб пришлось закрыть из-за убытков. Акулов продолжил выпускать настольные игры, а «Мир Фэнтези» Попова и Истомина — коллекционные карточные игры (ККИ): помимо их собственного «Берсерка» они стали выпускать в России ролевую настольную игру Wizards of the Coasts. Со временем две компании начали соперничать. «Нам стало тесно в наших нишах, мы стали залезать на территорию ККИ, а они стали делать настольные игры. В какой-то момент нам пришла идея, что лучше объединить наши активы, чем бессмысленно конкурировать: каждый пытался наращивать ту долю рынка, в которой он не очень понимал», — вспоминает Акулов. «У нас были по сути разные рынки, и чем больше мы начали пересекаться, тем более очевидной казалась мысль о слиянии», — вспоминает Иван Попов.

Именно Попов в 2010 году выступил инициатором слияния двух компаний. В объединенной компании акционеры распределили доли поровну. На то, чтобы соединить все бизнес-процессы, ушло почти три года, однако эффект проявился уже в первый год: «Слияние активов дало нам очень хороший boost — наша выручка в течение года выросла на 60-70%», — говорит Акулов.

Сейчас компания зарегистрирована на кипрский офшор «Хоббиворлд Лимитед», в числе совладельцев — Михаил Акулов, Иван Попов и другие акционеры (их имен Акулов и Попов не раскрывают). Небольшими опционами владеют сотрудники издательства.

Hobby World в цифрах

Более 1 млн игр издала компания Hobby World в 2015 году

От 290 руб. до 9 тыс. руб. варьируется цена на игры Hobby World, средний чек за одну коробку — 900-1300 руб.

Более 1 млрд руб. составила выручка Hobby World в 2015 году

От 4% роялти получает автор игры с каждой проданной коробки

$10-15 тыс. стоит разработка настольной игры

До 100% доходит рентабельность самых успешных игр

Около 7 млрд руб. составил объем российского рынка настольных игр за 2015 год

Более 50 тыс. наименований настольных игр выпущено в мире

Источник: данные компании, Discovery Research Group

На Запад

Hobby World работает на три направления: покупает лицензии западных игр и адаптирует их для российского рынка; покупает, дорабатывает и выпускает оригинальные игры российских авторов; продает лицензии на выпуск российских игр за рубежом.

Первое направление Акулов начал развивать еще в 2002 году, когда его компания «Смарт» купила у немецкого издательства Franckh-Kosmos Verlags лицензию на игру Die Siedler von Catan и начала выпускать ее на российском рынке под названием «Колонизаторы». «Это был прорыв для индустрии: незнакомые люди приехали на выставку, познакомились с одной из ведущих компаний в игровой индустрии и получили право не просто купить коробки, переведенные за рубежом, а лицензию, чтобы самим выпустить эту игру в России», — вспоминает Акулов.

По словам Акулова, западные компании неохотно отдавали лицензии на российский рынок: для них выгоднее было производить все в одном месте и продавать готовые коробки. Акулову и Попову, несмотря на трудности с качеством, было выгоднее местное производство: оно позволяло снизить отпускную цену на 25-50%. Кроме того, продажа коробок не так выгодна для продавца, говорит основатель компании «Мосигра» Дмитрий Кибкало. Если речь о зарубежном бренде, процент отчислений в пользу ее владельца доходит до 8-10%, а их общая сумма может превышать сотни тысяч долларов, говорит Акулов.

Критерии для отбора игр просты. «Игра должна быть уникальной — не смесью существующих движков, а единственным в своем роде механизмом. И она должна понравиться Михаилу и мне», — говорит Иван Попов. При этом игра должна быть обернута в красивую оболочку и быть адаптированной под рынок. «Например, очень известная игра «Каркассон» задумывалась в свое время как игра про паломничество в Святую землю, а сейчас это скорее пазл про собирание замка, который продается миллионными тиражами по всему миру», — приводит он пример. Но, несмотря на опыт и многочисленные тесты, игра может провалиться. «Например, одна из игр, которые входят в топ-3 американских продаж, «Повелитель Токио» (King of Tokyo), очень плохо продается в России, — приводит пример Акулов. — А игра «Грузи и вези», наоборот, снята с продаж по всему миру, но отлично расходится у нас и в Бразилии».

Поиском авторов в Hobby World занимается продюсерский отдел, который потом принимается за доработку игр. Если западную игру можно адаптировать и выпустить за месяц, то в случае с авторскими играми процесс доработки иногда занимает более года. Авторы получают роялти в размере от 4% с каждой проданной коробки. При подписании договора издательство платит им аванс в размере суммы роялти за половину минимального тиража (около 2-3 тыс. экземпляров), а далее авторы каждые полгода получают процент с продаж. Полностью обеспечить себя за счет авторских отчислений удается только профессиональным авторам, у которых несколько игр издаются многотысячными тиражами — для большинства же разработчиков это хобби, которое приносит дополнительный заработок. По словам Акулова, целиком права на игру компания не покупает. «Мы заинтересованы в том, чтобы автор тоже с нами зарабатывал деньги. Если игра будет продаваться большим тиражом, он будет заинтересован в усовершенствовании игры и выпуске дополнений», — говорит он.

Есть еще и третий путь — продажа российских лицензий на Запад. Пока игр, которые активно продаются на западных рынках, у Hobby World порядка десяти, среди них «Находка для шпиона», «Наместник», World of Tanks: Rush по лицензии компании Wargaming. В 2015 году на западных рынках компания выпустила порядка 150 тыс. копий своих игр (в России — 1 млн), в 2016 году рассчитывает продать более 300 тыс. Если в России Hobby World большинству своих партнеров поставляет игры со скидкой 35-40% от розничной цены, то в случае с западными оптовыми компаниями скидка на игру может доходить до 60%.

Производство

При покупке лицензии на западные игры Акулов и Попов производят большую часть компонентов в России, кроме пластиковых, — их, как правило, закупают на Западе. «Производство пластика довольно дорогое, и выгоднее его использовать, когда западные компании собирают мировой тираж на все территории. Это же индивидуальные фигурки, и производство каждой из них отдельно обойдется достаточно дорого», — говорит Акулов.

Первые элементы собственного производства появились у Hobby World еще в 2010 году: подрядчики не обеспечивали нужного качества работы, вспоминает Акулов. «Сначала мы оставили себе сборку элементов, потом начали больше делать самостоятельно. Весь миллион игр мы печатаем самостоятельно, лишь отдельные элементы заказываем у подрядчиков», — говорит Акулов. Со временем стали самостоятельно производить все больше, и сейчас компания организует полный цикл производства настольных игр, не считая производства картона и печати картинок, на фабрике в Твери.

От идеи игры до момента, когда коробка с готовой настольной игрой появится на полке магазина, может пройти от нескольких месяцев до года, а стоимость разработки одной игры может обойтись в $10-15 тыс., говорит Акулов. При этом рентабельность успешных игр может доходить до 100%, говорит он. У отдельных игр рентабельности может достичь и 300%, говорит основатель "Мосигры" Дмитрий Кибкало. «Если взять прямую себестоимость бумажных работ, включая роялти автору, то от цены на полке она составляет 26%. Но нужно понимать, что товар произвели — потом его нужно хранить, доставить, дистрибутировать и пр. У магазина средняя наценка 100%, и огромная ее часть теряется на логистике. Итоговая себестоимость продукта получается намного выше», — объясняет Кибкало.

Помимо Hobby World всего два российских издательства настольных игр — «Мосигра» и «Звезда» — содержат полный цикл производства игр, включая постпечатную обработку, вырубку карт и пр., говорит Кибкало. «Это специфический вид производства, который должен быть нагруженным. Бизнес достаточно сезонный, и если вне сезона нет нагрузки, более мелким издательствам это не по карману», — говорит он. По его словам, «Мосигра» в 2015 году продала в розницу игр на 525 млн руб. По словам Михаила Акулова, оборот Hobby World за 2015 год составил 1 млрд руб., включая зарубежные продажи (прибыль он не разглашает).

Распространение

Поначалу Акулов и партнеры продавали свою продукцию через книжные магазины и маленькие специализированные магазины настольных игр и не хотели строить собственную сеть. «Мы развились как издательство и изначально работали с небольшими специализированными магазинами, которые продавали настольные игры, потому что такие магазины развивают рынок больше всего», — вспоминает Акулов. В результате акционеры Hobby World заключили партнерское соглашение с сетью Hobby Games (ООО «Лавка чудес»), которая насчитает 12 собственных магазинов (шесть в Москве, два в Санкт-Петербурге, остальные в российских регионах, а также в Киеве и Минске) и восемь франшизных. Сеть занимается розничными продажами игр издательства, а также обслуживает другие розничные проекты, например магазин мерчендайза для компании Wargaming и сайт HobbyWorld.ru. Согласно СПАРК, Hobby Games на 99,9% принадлежит «Хоббиворлдлимитед» .

«Изначально Hobby World было единственным издательством, с которым мы сотрудничали, но мы почти сразу же расширились на еще три-четыре зарубежных издательства. Сейчас уже более 20 брендов поставляют нам товар», — рассказал РБК заместитель директора Hobby Games Андрей Кулешов. При этом доля продуктов Hobby World в продажах сети Hobby Games составляет около 40%, говорит Кулешов.

По словам Кулешова, Hobby Games закупает товар у издательства Hobby World со скидкой 35-50% (скидка варьируется на разные виды игр) и продает по рекомендованной издательством цене. Все магазины Hobby Games, как собственные, так и франшизные, работают по единым расценкам. Помимо настольных игр они торгуют аксессуарами для них, комиксами, литературой в стиле фэнтези, связанной со вселенными, в которых развиваются игры. По словам Кулешова, один магазин приносит в среднем 1 млн руб. выручки в месяц, и в нем совершается порядка 50 покупок в день со средним чеком около 600 руб. Около 60% продаж совершаются онлайн, тем не менее большая часть людей приезжает забирать игры самостоятельно, чтобы успеть в них поиграть перед покупкой, говорит Кулешов. По данным СПАРК, выручка ООО «Лавка чудес» в 2014 году составила 76,5 млн руб., а чистая прибыль — 1,5 млн руб.

Сейчас через сеть Hobby Games продается около 20% всей российской продукции Hobby World. Остальное отправляется клиентам напрямую, в книжные магазины Москвы, а также в другие сети, в том числе Metro, Media Markt, «О’Кей», «Республику», «Семь пядей», «Игры роста», «Правильные игрушки IQ Toy» и др. При работе с небольшими магазинами Hobby World старается идти навстречу и отгружать небольшие партии товара на минимальную сумму от 15 тыс. руб., говорит Михаил Акулов. «Мы формируем индивидуальные заказы под магазины. Если магазин хочет два «Манчкина», один «Каркассон» и три «Соображария», мы формируем заказ», — рассказывает он. По словам Андрея Кулешова, это ценное качество при работе с издательством: «Если взять слишком много игр, то мы будем ограничены в количестве, и на наших полках следующая игра может появиться позже, чем у конкурентов в других магазинах. К тому же нельзя предугадать, какая из купленных игр станет хитом, а какая долго будет лежать на полках».

В 2011 году Hobby World запустил программу франчайзинга для магазинов, желающих работать под торговой маркой Hobby Games, и открыл первый франшизный магазин в Калининграде. Чтобы расширить сеть, основатели компании до конца 2016 года не взимают с франчайзи паушальный взнос и роялти и рассчитывают за это время открыть еще два собственных и 15 франшизных магазинов.

Будущее

По оценке компании Discovery Research Group, объем рынка настольных игр в России в 2015 году составил порядка 7,5 млрд руб. — почти на 30% больше, чем в 2014-м. Кризис почти не повлиял на востребованность настольных игр, во многом потому, что хотя по стоимости они сравнимы с походом в кафе или кино, в них можно играть многократно, уверен Михаил Акулов. Цены на игры от Hobby World варьируются от 290 руб. до 9 тыс. руб. за коробку. Правда, продажи игр верхней ценовой категории все-таки просели почти на 50%. «Игры с большим количеством пластиковых компонентов стали продаваться сложнее, потому что они производятся на Западе и их цена росла соответственно с курсом. Потребителю стало сложнее потратить 9 тыс. руб. на настольную игру, несмотря на то что она многократно реиграбельна», — говорит Акулов.

По словам Акулова, потенциально российский рынок настольных игр уже после кризиса может составить до $100 млн. «Это потенциал, на который можно продавать в России, и мы хотим занять весь этот рынок», — убежден он.

  • Какую франшизу выбрать

В последние годы настольные игры вновь набирают популярность: их часто выбирают в качестве подарка, за Настольной игрой можно отлично провести в кругу семьи и друзей

Пошаговое открытие магазина настольных игр

Польза настольных игр в том, что они развивают ребенка: его логику, мелкую моторику, внимательность, реакцию, зрительную память и другие качества. Кроме того, настольные игры полезны в качестве семейного общения - они отрывают ребенка от компьютера и позволяют несколько часов в день полноценно общаться с родителями.

С точки зрения бизнеса магазины настольных игр не сильно распространены. Все дело в том, что потребитель мало осведомлен о разнообразии и видах настольных игр. Тем не менее, потребность в настольных развлечениях есть. Рентабельность подобного бизнеса достигается за счет яркого ассортимента и грамотных продавцов.

В пользу открытия магазина настольных игр говорит тот факт, что конкуренция в этой сфере попросту отсутствует. В крупных городах едва можно встретить 2-3 магазина, что тут говорить о средних и небольших городках с населением от 100-500 тыс. человек.

Ключевое значение при открытии дела — правильно подобранное место. Здесь важны такие показатели как: отдаленность от центра города — чем ближе, тем лучше (спальный район не лучшее решение), и проходимость торговой точки — например, первый этаж торгового центра.

Следующий важный шаг — создание ассортимента товаров. Небольшому островному отделу на 20-25м2 достаточно закупить 40-50 видов настольных игр. Самые популярные игры, те, что обязательно нужно иметь с запасом — мафия, шакал: остров сокровищ, имаджинариум и монополия (классика жанра). При этом не нужно забывать и о рейтингах настольных игр, регулярно пополняя витрины магазина новинками игрового мира. Средний уровень цен в магазине — 1500 рублей, наценка — от 30 до 200%.

Сколько нужно денег на открытие магазина настольных игр

  • Торговое оборудование (стеллажи, витрины и т.д.) — от 50 тыс. руб.;
  • Закупка первой партии товаров — от 100 тыс. руб.;
  • Регистрация ИП, открытие расчетного счета — от 2 тыс. руб.;
  • Депозит по аренде на 1 мес. — от 10 тыс. руб.;
  • Реклама и продвижение — от 5 тыс. руб.;
  • Создание сайта — от 15 тыс. руб.;
  • Прочие расходы — от 20 тыс. руб.

ИТОГО ~ от 200 тыс. рублей.

Уникальность магазина настольных игр в том, что он продает не товар - он продает настроение. Как шутит владелец тульского магазина настольных игр (ООО «Игротэк»): «Наш клиент - это дети в возрасте от 0 до 99 лет». Если говорить более серьезно, то основной клиент магазина - дети от 3 лет и взрослые до 35 лет. Важно, чтобы ассортимент продаваемых игрушек удовлетворял потребности абсолютно всей целевой аудитории. Есть правда одна проблема. Многие клиенты имеют смутное представление о настольных играх (кроме классических шахмат и домино). Поэтому основная задача продавцов магазина - доходчиво объяснить суть игры, сделать так, чтобы клиент заинтересовался товаром.

По опыту ООО «Игротэк» основной метод продвижения магазина - это живая демонстрация игр. Человеку трудно понять, за что он платит 2-3 тысячи рублей, просто держа в руках цветную коробку и слушая описание продавца-консультанта. Другое дело, когда покупатель лично опробовал две-три приглянувшиеся игры и загорелся непременно купить одну из них.

Хорошо помогает раскрутить магазин и другой способ продвижения— организация и проведение регулярных турниров по настольным играм в каком — нибудь популярном кафе или клубе.

В расцвет интернет-торговли наличие у магазина собственного сайта — большой плюс. Не обязательно, чтобы сайт продавал больше реального отдела. Главное, чтобы на нем было выложено подробное описание игр, правила, рекомендации по возрастным группам, полезные советы и статьи. Это несомненно повысит статус магазина, и будет способствовать росту продаж.

Какую франшизу выбрать

Для начинающих предпринимателей существует вариант открытия бизнеса по франшизе. Например, можно заключить договор с федеральной розничной сетью «Мосигра». Данная сеть насчитывает 72 магазина в 49 городах России, Украины, Беларуси и Казахстане. Условия вступления во франчайзинговую сеть таковы: паушальный взнос - 80 тыс. рублей, общие вложения в бизнес - от 600 тыс. руб., окупаемость бизнеса - до 12 мес.

Пошаговый план открытия магазина настольных игр

  1. Выбрать людное место торговли. К примеру, торговый центр.
  2. Подобрать ассортимент настольных игр, охватывающий интересны разных возрастных групп.
  3. Оформить документы и пройти регистрацию в государственных органах.
  4. Выполнить рекламную кампанию, направленную на популяризацию магазина: организация турниров, интересные повествования об настольных играх.

Сколько можно заработать на открытии магазина настольных игр

Для определения ценовой политики своего бизнеса необходимо провести анализ цен конкурентов. На первых этапах развития наценку стоит делать немного меньшую. Также можно заказать настольные игры оптом непосредственно у фирм производителей. Простые действия помогут окупиться магазину на протяжении 4-6 месяцев. Наценить каждую настольную игру можно от 30% до 200%: зависит от востребованности продукта.

Как выбрать оборудования для магазина настольных игр

Для нормальной работы магазина на первом этапе понадобятся стеллажи и полки для размещения товара. В центре зала стоит разместить стол для проведения рекламных кампаний, турниров. Магазин должен выглядеть аккуратно и интересно оформленным.

Какой ОКВЭД указать при организации магазина

При организации магазина настольных игр стоит использовать ОКВЭД:

  • 65 - Розничная и оптовая торговля настольными играми;
  • 91 - торговля настольными играми по почте или по средствам сети Интернет.

Какие документы нужны для открытия

Для организации магазина потребуется регистрация ИП. Зарегистрироваться может каждый гражданин России, достигший 18 летнего возраста и не являющийся работником государственных служб. Документы для оформления ИП:

  1. Заявление в установленной форме.
  2. Копия паспорта, свидетельства о рождении.
  3. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Какую систему налогообложения выбрать

Существует 3 оптимальных варианта налогообложения магазина настольных игр:

  • Единый налог на вмененный доход.
  • Патентная система налогообложения.
  • Упрощенная система налогообложения.

При открытии магазина настольных игр площадью не более 50 кв. м эксперты советуют использовать ПСН: нет необходимости сдавать декларации, обязательный платеж выполняется один раз в год.



Бильярд