Игры ханты и манси для детей. Жизнь-игра народов Ханты-Манси Конспект совместного спортивного мероприятия с родителями — праздник подвижных игр. На новое стойбище

Оксана Веснина
Игры и игрушки народов ханты и манси

Игры и игрушки народов ханты и манси

Мой народ, в каком краю земли

Ты рождён природою предвечной?

Сквозь туман веков тебя вели

Труд и сила щедрости сердечной.

Роман Ругин

В данной работе дается представление об играх и игрушках народов ханты и манси, тема способствует расширению круга знаний о культуре и традициях этих народов.

Актуальность:

В настоящее время идет активный процесс национальной культуры ханты и манси. У этих народов сохраняется преемственность традиционного природопользования, ориентированного на сохранение традиционных промыслов и занятий, обычаев и обрядов.

Цель работы:

Расширить знания детей о культуре народов Ханты и Манси.

Изучить особенности воспитания детей ханты и манси;

Раскрыть значение игрушек в воспитание детей ханты и манси;

Познакомиться с национальными играми;

Создать буклет с играми народов ханты и манси.

Методы исследования:

Для того чтобы выполнить свою работу, мной был составлен план, в котором выделены этапы моего исследования:

Изучить дополнительную литературу;

Посетить школьный музей, познакомиться с экспозицией «Быт народов Севера»;

Познакомиться с традиционными игрушками, играми, народов ханты и манси;

Проанализировать и обосновать итоги исследования;

Основная часть

Одним из главных средств воспитания детей является игра. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к ней. Игра детей ханты и манси, практически всегда повторяют промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.

Детям ханты и манси, возможно, будущим охотникам и оленеводам необходимы практические навыки, и они их получают через игры. Элементарные детские игры, которые на первый взгляд просты, непосредственно готовят ребенка к его будущей трудовой деятельности.

Воспитание детей

Жизнь в тайге и тундре тяжелая, она принуждает к хорошей организации семьи, к строгому распределению обязанностей и к их выполнению. Дети рано приобщаются к определенным обязанностям. С раннего детства родители старались занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол, и они играли, подражая, матери и старшим сестрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду.

Сейчас у детей ханты и манси появились разнообразные игрушки: мячи, машины, куклы и т. д. Но, дети любят игрушки, повторяющие предметы из реального мира: маленькие чумы, изображения оленей и нарт, куклы одетые в меховую одежду, гуделки, головоломки. Игры и игрушки детей ханты и манси отражают трудовую деятельность охотника, рыбака, оленевода.

В семьях ханты и манси существует особый подход к воспитанию мальчика и девочки. У мальчика воспитывают выносливость, трудолюбие, у девочки - хозяйственность, мастерство в приготовлении пищи, изготовлении одежды, обуви, утвари. Первые подарки для мальчика - нож, тынзян, лук со стрелами, для девочки - мешочки с набором сухожильных ниток, кусочками ткани, меха, кожи и бисера. Дети до 5-7 лет находились под присмотром матери. Они участвовали в заготовке топлива для очага, поддерживали огонь. Мальчики играли в охотников и оленеводов. Пользуясь игрушечным луком и арканом, они под руководством старших братьев усваивали навыки охоты и обращением с оружием. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились

правилам упряжки и езды. Они стреляли по веткам, камням, набрасывали арканы на опавшие рога оленей, ветви кустов, носки нарт. Одна из любимых игр - бросание тынзяна (аркана). Состязаясь в ловкости мальчишки, стараются набросить петлю тынзяна на головки нарт или рога оленя, лежащие на земле. Распространенным занятием мальчиков в тундре является игра в охотника. В качестве игрушек используются детский лук со стрелами, изготовленный обычно из ели при помощи старших братьев или отца. Вырабатывая меткость, мальчики упражняются в стрельбе по неподвижным и по движущимся целям, стараясь попасть в подброшенную щепку или ствол дерева. Игры проходили в основном в лесу, у реки. Когда наступал охотничий сезон, взрослые готовились к охоте. Детские игры отображают это событие: идёт подготовка ловушек, выход в лес, изучение лесной азбуки. Дети перенимают опыт погони за зверем, умение обхитрить его, учатся использованию собак в охоте. Зимние игры мальчиков: метание тынзяна, прыжки через нарты, метание в цель камней, палок, шишек, колец, борьба, перетягивание верёвки, соревнования в силе. Увлекаются дети играми в оленей и оленеводов. Рано начинают ездить и управлять оленями. Весной по насту играют в охоту на лося. С 3-4 лет дети начинают ходить на лыжах. Существуют игры с копированием бега лесных животных (зайца, лисы, лося и др.). Мальчики летом играют в городки, лунки, в мяч, метания, поднятия различных предметов. В период массового лова рыбы дети помогают взрослым готовить и чинить сети, невода, ловушки. Для этого изготовляют себе небольшие ловушки: морды, сети, фитили и даже небольшой невод. Затем рыбачат с ним. Очень

рано, особенно мальчики (с 5 лет, садятся в облас (лодку) и плавают самостоятельно.

Игрушки, изображающие оленей, разнообразны: из деревянных брусков, косточки звериной ступни, заячьи задние лапы, кусочки оленьего меха, утиные носы с продёрнутыми дужками от птицы в глазные отверстия. Вместо нарт использовали спичечные коробки, косточки. Лапки зверей, хвосты являются в играх предметами «охоты». Из позвонков щуки, а также из плодов рябины, шиповника делали бусы. Играли корешками и сучками, напоминающими зверьков и птиц.

Мальчики мастерили игрушки из дерева: нарты, морды, волчки-юлы, колыбельки, ножи, музыкальные погремушки (из зоба дичи, бубенчики, трещотки, свистульки, имитирующие голоса птиц, зверюшек. Для этого использовали листья, стебли растений, тонкие полоски бересты. Кроме игрового назначения колокольчики, бубенчики, побрякушки служили для отпугивания злых духов, являлись оберегами детей от сглаза.

Игры девочек связаны с куклой. Куклы обских угров (акань) отличаются по изготовлению головы, одежды. Но все куклы делаются без лица, ног, рук. В играх участвуют куклы женского и мужского пола, куклы-дети. Девочки вместе с взрослыми участвуют в заготовке бересты, коры, трав, ягод, дров, в изготовлении утвари-посуды. Учатся выделывать шкуры, плести бисерные украшения, делать сухожильные нитки, шить одежду и обувь. Игры детей - не только развлечение, они имеют важное значение для физического, эстетического, нравственного и духовного воспитания.

Самая ранняя игра называется «Игра в медведя». 1 из участников «медведь» ложится на траву и изображает из себя медведя, а все другие, Ставши гуськом друг за другом, медленно обходя его, якобы беря ягодки, все разбегаются, а «медведь» вскакивает и бежит за ними. Кого поймает, тот ложится «медведем». Играют дети обоего пола, маленькие.

У мальчишек игры больше были связаны с лошадьми, упряжью. Коробка из-под спичек после того, как к ней прикручивали с обеих сторон оглобли из березового прутика, становились санями. Проколов ее иголкой, в отверстие продергивали двойную нитку – это были гужи. Дугу гнули из того же березового прутика. Затем футляр-лошадь впрягали в оглобли – и упряжка была готова. В сани грузили разные игрушки, и обоз отправлялся по полу избы в далекий путь до неведомого города. Там сани разгружали, переносили груз в мнимые амбары, брали новую поклажу, и обоз возвращался домой. Были и более будничные «поездки» - за дровами, за сеном, вывозили снег и навоз.

В возрасте 10 - 14 лет хантыйские дети уже начинают самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогают старшим в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. В связи с этим их игры все чаще имеют промысловую направленность, готовят к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствуют воспитанию всех физических качеств, специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем. У детей хантов в этом возрасте большой популярностью пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями: "Кто из нас быстрее?", "Оленья упряжка", "Деревянная нога", "Прыжки через нарты", "Заячьи следы", "Выбей чурочку", "Игра с кольцом" и другие.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу и нельзя менять положения ступней ног.

Метание аркана на снег

Играют в зимнее время на стойбище. Каждый из игроков имеет аркан. В игре принимают участие дети от 9 до 13 лет, взрослые мужчины и даже старики. Выбирают припорошенную снегом лесную полянку. Все участники встают в линию лицом к полянке и поочередно с небольшим интервалом метают свои арканы так, чтобы они, пролетев по воздуху, приземлились на снег. При этом при приземлении петля аркана должна лечь на снег в форме круга, а остальная часть аркана – в виде точной прямой линии. Для этого игроки в конце броска поддергивают свои арканы, чтобы придать петле нужную форму. Побеждает игрок, которому удается придать

своему аркану наиболее идеальную форму.

Игра с кольцами – Кусанг юх

Количество игроков – 6–8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5–6 колец диаметров 15 см и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2–3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2–3 м от общей линии броска.

Игра с палочками

Игрок брал 20 палочек, подбрасывал их вверх и ловил тыльной частью кисти. Пойманные таким образом палочки он подбрасывал заново вверх, не меняя положения кисти, и ловил их уже пальцами. Условие такое: нужно поймать пальцами нечетное количество палочек (1, 3, 5 и т. д.). Если игрок выполнял условия игры, он откладывал в сторону одну палочку и продолжал игру. В случае неудачи (поймано четное количество палочек) палочки переходили к очередному игроку. Когда у кого-нибудь из игроков оставалась одна последняя палочка, он должен был поймать ее мизинцем и безымянным пальцем. Победителем становился тот игрок, которому удалось первому набрать 20 палочек или собрать их большее количество, чем другим игрокам. Если за первый кон игры победитель не определялся, то в следующем коне каждому игроку засчитывалось количество палочек, пойманных ранее. После установления победителя подсчитывалось количество палочек, набранных каждым игроком. Игрок, имеющий меньшее количество палочек, получал наказание за плохую игру – “горячее”: определялась разница между количеством пойманных палочек каждым игроком и проигравшим; после этого каждый игрок бил (слегка) по тыльной части кисти проигравшего палочкой столько раз, сколько составляла эта разница, т. е. число ударов равнялось числу разницы.

Прыжки на двух ногах

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч. Игрок, достигший финиша первым, становился победителем. Игра развивает прыгучесть, силу ног и спины, быстроту, ловкость.

Стрельба из лука

Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу. Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.

Заключение

Изучение истории родного края, хантыйских сказок и легенд, декоративно - прикладного искусства ханты и манси - все это способствует развитию интереса к культуре, традициям, обычаям своего народа. Познакомившись с играми и игрушками детей ханты и манси, я пришла к выводу, что у этих народов исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения, включающий самобытные средства, формы и приемы, в котором мы усматриваем определенную системность. Результатом моей исследовательской работы стал буклет «Игры и игрушки детей ханты и манси».

В дальнейшем, я планирую познакомить детей с играми ханты и манси, надеюсь, что это вызовет интерес, и ребята попробуют поиграть в игры со своими сверстниками.

Куклы из шкурок белки

Список литературы

Игры детей обско-угорских народов // Под ред. Е. А. Немысовой. - СПб., 1999.

1. Федорова Н. Традиционная детская игрушка обских угров (кукла, олень) / Словацкие чтения-99. Тезисы докладов - Тюмень, 1999. - С. 227.

2. Бугаева АЛ. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. - М., 1994.

3. Угорское наследие. Древности Западной Сибири. - Екатеринбург, 1994.

4. Детали жизни – «Югра», 2010, № 3, с. – 69.

5. «Югра», 2010, №3, с. 66-69.

6. Синявский Н. И., Власов В. В., Фынтынэ О. А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: учебно-методическое пособие. – Ханты-Мансийск: ИПКИРО, 2003. – 83 с.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. Солнце (Хейро)

3 слайд

Описание слайда:

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети трой­ками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого. Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая бы­стрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препят­ствия. Каюр и собаки

4 слайд

Описание слайда:

Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое веду­щих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут(картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, ко­торые дети держат в руках. Правила игры. Бегать надо легко, уверты­ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута. Олени и пастухи

5 слайд

Описание слайда:

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут. Ловля оленей

6 слайд

Описание слайда:

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охот­ники сидят за кустами. На сигнал «Охот­ники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продол­жается: куропатки опять летают. Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих. Куропатки и охотники

7 слайд

Описание слайда:

Льдинки, ветер и мороз Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинка, Прозрачные льдинки, Сверкают, звенят Дзинь, дзинь … Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Льдинки, ветер и мороз

8 слайд

Описание слайда:

Игроки стоят в пяти - семи колоннах с оди­наковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ру­чейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей ко­лонне). На сигнал «Озера!» игроки останавли­ваются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Правила игры. Бегать надо друг за дру­гом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу. Ручейки и озера

9 слайд

Описание слайда:

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстоя­ние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает пра­вую руку тому, с кем он стоял в паре, го­воря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости. Правила игры. Здороваться можно толь­ко правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-раз­ному: важно, не торопясь; радостно, впри­прыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д. Здравствуй, догони!

10 слайд

Описание слайда:

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спра- у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.) - Вы смелые ребята? - Смелые! - Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый? - Я! Я!.. - Бегите! Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегаю­щих. Так повторяется игра и со следующей группой детей. Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от веду­щего. Ловить за шнуром нельзя. Смелые ребята

11 слайд

Описание слайда:

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее при­бежит и не заденет нарты. Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое. Нарты-сани

12 слайд

Описание слайда:

Группа играющих находится внутри очер­ченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает, пять-шесть раз. После чего он под­считывает отбитых оленей. Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель. Отбивка оленей

13 слайд

Описание слайда:

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого буб­на евражки бегают на площадке, на гром­кий удар бубна евражки становятся столби­ком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отме­чают тех игроков, кто отличился большей вы­держкой. Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов. Полярная сова и евражки

14 слайд

Описание слайда:

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной" из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, пере­ходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей» каждый игрок-каюр ловит свою пару. Правила игры. Преодолевая препятст­вия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил. Оленьи упряжки

15 слайд

Описание слайда:

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка идвое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, С нею - оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно... Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставления мамины - играющие оленята свободно бегают по тунд­ре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойман­ного олененка волк уводит с собой. Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ло­вить только по сигналу и только вне до­мика. Важенка и оленята

16 слайд

Описание слайда:

Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последова­тельности. Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность со­храняется и после привала. На новое стойбище

17 слайд

Описание слайда:

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть сопер­ника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике олене­водов. Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Ко­манда, перешагнувшая черту, считается по­бежденной. Перетягивание каната

18 слайд

Описание слайда:

Из числа играющих выбирается волк, остальные-олени. На одном конце площадки очер­чивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (кос­нуться). Пойманного волк отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга мож­но только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком. Волк и олени

19 слайд

Описание слайда:

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это бе­лый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По­лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры. Белый шаман

20 слайд

Описание слайда:

Играющие становятся в круг. Выбирают солн­це. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: Нянь-нянь (хлеб), Кежи-кежи (нож). Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуют­ся две группы пар: нянь-нянь икежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры. Правила игры. Выигрывают те пары, ко­торые придумали наиболее интересные фигуры. Солнце

21 слайд

Описание слайда:

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Пооче­редно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим счи­тается Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния. Ловкий оленевод

22 слайд

Описание слайда:

Играют парами на мате или на ковре. Играю­щие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Вы­игрывает тот, кто достиг цели, уложил про­тивника на лопатки. Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий. Хантыйская борьба

23 слайд

Описание слайда:

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Дер­жась за палку двумя руками и упираясь ступ­нями ног о ступни другого, начинают пере­тягивать друг друга. Выигрывает тот, кто пере­тянет соперника за черту. Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять по­ложения ступней ног. Борьба на палке

24 слайд

Описание слайда:

Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображаю­щего невод. На расстоянии 1,5-2 м от хоро­вода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она воз­вращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал. Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя. Невод

Описания Якутских, Долганских, Нганасанских, Эвенкийских, Хантыйских, Нанайских, Ненецких, Корякских и других игр

Ястреб и утки (Кырбый уонна кустар)

На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более - в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета.

Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается одна группа (скажем, шилохвосты), на другом - две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп.

Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для ястребов и уток, например:

Нет, бедняжка ястребок, -

Не поймать меня, дружок!

Ястреб Нет, поймаю я тебя, Не надейся на себя

Шилохвосты. Я - известный шилохвост,

Сила есть и большой рост.

А бедняжки ястребка

Не страшусь я никогда.

Ястреб. Поймаю, проглочу,

Проглочу, поймаю!

Нырки. Быстро летающую

Нырку-утку

Тебе не поймать,

Тебе не поймать.

Ястреб. Поймаю, поймаю,

Проглочу, проглочу!

Правила игры . Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.

Стрельба в цель с кружением (Салгыдый)

Берется картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель).

Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

Соколиный бой (Мохсоцол охсупуута)

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры.

Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

Игра в мяч

Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив, и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке.

Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.

Игра с перетягиванием (Быа тардыпыыта)

Играющие садятся на пол гуськом, держа друг друга за талию. Переднего выбирают самого крепкого и сильного (торут - корень). Торут берется за что-нибудь неподвижно укрепленное. На площадке это может быть столб. Остальные стараются общими силами оторвать его. Эта игра похожа на русскую «Репку».

Правила игры. Победителем считается крепыш, который не поддался, или группа, которая оторвала его. Количество участников определяется заранее. Игру надо начинать по сигналу.

Ловкий оленевод

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3 - 4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Пятнашки (Атак тэпсиитэ)

Двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца.

Правила игры. Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.

Каюр и собаки

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

Летящий диск (Тэлэрик)

Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом.

Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука.

Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Все играющие -куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Перетягивание на палках (Мас тардыпыыта)

Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.

Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

Сокол и лиса (Мохоцол уонна сапыл)

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

Рыбаки и рыбки

На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Один лишний (Биир ордук)

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.

Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Оленьи упряжки

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

Солнце (Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры . Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

На новое стойбище

Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Олени и пастухи

Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасываня маута.

Важенка и оленята

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины -

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика

Ручейки и озера

РыбакиИгроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры . Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

Нянь-нянь (хлеб),

Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30 - 40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Ледяные палочки (Сюлы)

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры. Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Тройной прыжок

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки - тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считаете пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Охота на волка

Охотник встает в 4 - 5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Нанайская борьба

Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил противника на лопатки.

Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

Волк и жеребята (Боро у очна кулуннар)

Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади, а остальные дети изображают жеребят.

Лошадки огораживают чертою поле - пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк.

Правила игры. Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.

Надежда Верещагина
Жизнь-игра народов Ханты-Манси Конспект совместного спортивного мероприятия с родителями - праздник подвижных игр.

Жизнь-игра народов Ханты , Манси. ”

конспект праздника спортивных игр с родителями

Цель : знакомить детей с играми народов Севера .

Задачи :

1. Закреплять навыки бега, прыжков, технику метания мяча в цель.

2. Развивать ловкость, быстроту, внимание, прыгучесть, координацию движений, умение увертываться от ловящего, ориентировку в пространстве, скорость бега.

3. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма, уважение к народам Севера , их традициям и обычаям.

4. Способствовать сплочению семьи путём проведения совместных игр .

Предварительная работа : Воспитатель беседует о коренных жителях Севера : Ханты и Манси . Рассказывает им о том, как Ханты выживают в суровых условиях Севера : ловят рыбу, охотятся на зверей и птиц в тайге, летом собирают грибы и ягоды.

Инвентарь : 6 пластины. 3 ориентира, снежок на каждого ребёнка, макет оленя – 2 шт., макеты нарт – 4 шт., имитации оленьих шкур – 2 шт., чум – 2 шт., стойки – 2 шт., маска «Хейро» (солнца, маска Совы.

Ход праздника Подвижных игр

Инструктор встречает детей в спортивном зале , украшенном в соответствии с тематикой праздника .

Инструктор :

В мечтах лечу, лечу,

В страну снегов и льдинок,

Увидеть там хочу

Рождение снежинок.

Мой Север - мой кумир,

Сейчас закрою веки :

И мне волшебный мир

Запомнится навеки.

Ира Куприянова

Дорогие ребята! Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по Северу. Ну что, готовы в путь? (гаснет свет, идёт презентация про Север)

Дети : Да!

Инструктор : (комментарий к презентации)

Ребята! А Вы знаете, в каком крае и в округе мы живем? СЛАЙД 1. Да, мы с вами живем в замечательном крае, в красивом Ханты-Мансийском округе . СЛАЙД 2-5. Здесь очень красивая природа, много богатств. А как он называется одним словом? (Югра)

Много веков здесь живут люди, которых мы называем коренными жителями Югры. Кто это? (Ханты и манси ) СЛАЙД 6-7-8. Сегодня мы узнаем немного о их жизни , о интересных их играх. А сделаем мы это в виде соревнований.

А сейчас внимание, вопрос? Как Вы думаете чем занимаются народы Ханты и Манси (ответы)

Все дети народов Ханты и Манси имитируют игры и действия взрослых в быту и в жизни , которое пригодятся в дальнейшей жизни оленеводов , охотников, рыболовов и просто жителей тайги. А там где живут народности севера Ханты и Манси очень много препятствий и конечно же их нужно преодолевать.

Большую часть своей жизни ханты и манси живут в лесу и питаются тем, что дает им лес. Что можно найти в лесу съедобное? СЛАЙД 9-10-11. Все это называют дикоросами (назвать слайд и перечислить картинку)

Большими помощниками в жизни коренных народов являются олени . СЛАЙД 12. Они дают им мясо, молоко. Являются средством передвижения. Прежде чем запрячь оленя в упряжку, надо его поймать. Для этого они используют длинную веревку, которая называется тынзян. СЛАЙД 13 Как Вы думаете Ханты и Манси занимаются охотой (ответы детей)

ЧИТАЮ СТИХ

Рады взрослые и дети

Когда беленький как снег,

В стаде первый олененок

Появляется на свет.

Когда появляются оленята, для народов севера - это праздник новых надежд на благополучие всего года. На празднике проводят игры и песни.

Это игра «Ловля Оленей»

Прыжки через нарты-сани

Полярная сова и евражки (грызун)

В поисках Хейро (солнце)

Кроме того, что олени дают мясо и молоко, из их шкур ханты и манси делают дома . А как называется дом, в котором живут ханты и манси ? СЛАЙД 14. «ЧУМ» (Слайд 14а)

Дом построили. Оленя поймали. Запрягли в упряжку и СЛАЙД 15…поехали. А вот куда поехали…

На речку. СЛАЙД 16. Зачем? Ханты и манси замечательные рыбаки. СЛАЙД 17.

Рыбкой запаслись. Пора и на охоту. Охотник должен быть сильным и ловким. СЛАЙД 18

Быть сильным для охотника важно, т. к ему часто приходится в поисках добычи, проходить большие расстояния по глубокому снегу на лыжах. СЛАЙД 10.

Инструктор : Сегодня на нашем празднике подвижных игр присутствуют родители… .представители малочисленных народов севера ханты и манси – Уляшева Елена Курманбаковна, бабушка Уляшевой Марии. Предоставляем ей слово…

говорит бабушка (продолжение презентации с 21 слайда)

Бабушка (приветствует гостей на родном языке) : Вуща вула» (северный диалект, «Пытя вэл» (восточный диалект) - «Здравствуй, живи!» .

…презентация…

Бабушка : Вот такой замечательно-необыкновенный наш край – Ханты -Мансийский автономный Округ. Могучий, бескрайний Север.

Инструктор : Елена Курманбаковна, вы столько знаете, стольким поделились с нами… может быть, вы проведёте с нами несколько игр? Мы будем рады. (бабушка заранее подготовлена)

(из числа родителей выбрать помощников ) .

1 задание : Бег по кочкам.

На старте 3 участника. У каждого в руках 2 пластины (имитация кочек) . По сигналу участники кладёт 1 пластину на пол, встают на неё ногами, затем кладут вторую пластину, переходят на неё, перекладывая первую пластину вперёд и переходя на неё и так до конца болота. Кто вперед справиться с заданием.

(инвентарь : 6 пластины. 3 ориентира)

2 задание : Охота на оленей.

На старте по 2 команды. По сигналу 1 участники бегут до отметки, садятся на голень. Берут в руки теннисный мяч (шар, снежок или др.) и с расстояния 3 м метают в оленя. Бегут к команде, передавая эстафету следующему игроку. (руки вверх, значит закончили игру)

(инвентарь : снежок на каждого ребёнка, макет оленя – 2 шт.)

Инструктор : Молодцы! Отлично справились и со 2 заданием!

3 задание : Юкагирская игра «Нарты-сани»

Эстафета. Дети делятся на две команды. Игроки по очереди должны добежать до нарт, перепрыгнуть через них двумя ногами и вернуться на линию старта. (Расстояние между нартами 1м, количество по 2 на команду.)

(инвентарь : макеты нарт – 4 шт.)

4 задание : Катание на оленьих шкурах.

На старте 2 команды. На полу перед стартом лежит оленья шкура (покрывала) . По сигналу двое родителей в каждой команде берутся за края шкуры, а по 1 участнику из команды (садятся на шкуру спиной к извозчику, которые тянут вперед шкуру до своего жилища (чума - сделанного из ватмана, либо до оленя) . Высаживают и так до тех пор, пока вся команда не будет перевезена.

(инвентарь : имитации оленьих шкур – 2 шт., чум – 2 шт., стойки – 2 шт.).

Инструктор : Молодцы, прекрасно покатались!

Бабушка : Вы уже знаете, что на Севере солнце очень редко и недолго радует своим теплом. Именно поэтому народы нашего севера обращаются к солнышку в своих песнях, сказках, играх с просьбой согреть их и подарить им как можно больше теплых и солнечных дней. Давайте и мы сейчас с вами позовем солнце, поиграем в игру «Хейро» в переводе с ненецкого «Солнце» .

4 задание : Подвижная игра «Хейро» . (ведущим берём родителя )

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят : «Хейро!» . Ведущий – Солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда Солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны)

Правила игры. Все игроки должны увёртываться от Солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Последнее задание : Полярная сова и евражки (грызуны) (ведущим так же можем взять родителя )

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Инструктор : Вот и справились мы со всеми заданиями и играми Елена Курманбаковна.

Бабушка : Замечательно справились!

Инструктор : А путешествие по Северу подошло к концу. О каких играх народов Севера вы узнали ? Вам понравились новые игры, которые провела Е. К.? Вы были активными, ловкими, быстрыми и внимательными. Молодцы! Всем спасибо!

Бабушка : А я хочу подарить вам на память эти магнитики (магнитики с тематикой ХМАО)

Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.

Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласа, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.
Стрельба из лука
Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу.
Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.
Прыжки на одной ноге
Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.
Игра способствовала выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.
Прыжки на двух ногах
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч.. Игрок, достигший финиша первым становился победителем. Прыгучесть, сила ног и спины, быстрота, локость.
Заячьи следы
Летом – на песке, зимой – на снегу.
Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих.
Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.
Часто эту игру усложняли: увеличивали расстояние между следами, запутывали их, изменяя направление и т.д. Игра способствовала развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.
Игра с кольцами – Кусанг юх
Кол-во игроков – 6-8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5-6 колец диаметров 15 см. и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2-3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.
Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком. В игре вырабатывались глазомер, точность броска, ловкость.
Борьба «Хон» (Ямгорт)
Две команды. Выбирали самого ловкого и сильного, которого называли хон.
Борцы разбивались попарно и становились напротив друг друга. Первыми начинались бороться самые младшие и слабые. Чтобы победить соперника необходимо было припечатать его спиной к земле. Тот, кто выигрывал поединок, получал одно очко. Далее таким же образом боролись следующие пары, и в самую последнюю очередь – «князья». В конце подсчитывались очки. Во время борьбы запрещалось ставить подножки.
«Хон-ики» (Овгортский вариант борьбы)
Князь не участвовал, а следил за соблюдением правил борьбы. Самые младшие состязались первыми. Победитель из первой пары боролся затем с победителем из второй пары и т.д. до последнего борца. Если же он проигрывал победителю из второй пары, то в борьбу вступал борец из его же команды, из второй пары, т.е. в этом варианте один борец мог победить всю команду противника.
Ванзеватский вариант борьбы
Перед состязанием «князь»- «хон». Две команды. Один из борцов обращался к князю со словам: Хон нянь вохс, хон сул вохс (Князь хлеб просил, князь соль просил). «Князь отвечает: «Нянь вюя, сул вюя» (Хлеб бери, соль бери). После этого начиналась борьба. Правила были такие: боролись в охотничьих поясах, можно было применять подножки и броски. Цель поединка – свалить противника на землю так, чтобы он коснулся ее лопатками.
«Кольм» (ваховские ханты)
На расстоянии 10 метров две параллельные черты. Играющие делились на две команды. Борцы вставали попарно между этими линиями. По команде судьи соперники сходились и начинали борьбу: каждый старался обхватить своего напарника, поднять и перенести или перетащить за свою черту. Команда, перетянувшая на свою сторону больше игроков – побеждала.
Вариант сургутских хантов
Перед состязанием выбиралось пять сильных мужчин.
С этими пятью борцами вступали поочередно в борьбу все участники медвежьих игрищ. В случае поражения кого-либо из сильной пятерки (кроме самого сильно) он выбывал из игры. Во время борьбы разрешалось применять любые приемы (даже болевые). Цель этого состязания победить самого сильно борца.
Борьба ногами лежа на спине (сургутские, казымские ханты)
Соперники ложились рядом на спину головами в разные стороны, захватив друг друга соприкасающимися локтями, сцепляли пальцы рук на груда. Каждый поднимал одну ногу вверх ближайшей к сопернику стороны и выполнялся захват ногами. Вторая нога должна была лежать прямо на земле (на полу). Во время борьбы соперники старались выпрямленной вверх ногой перевернуть друг друга. При этом расцеплять пальцы рук запрещалось.
Другой вариант
Также ложились, захватывали друг друга руками, а другую руку вытягивали вдоль туловища. Затем они сцепляли поднятые вверх как в предыдущем варианте ноги, второй ногой упирались пятками в пол (землю). По команде соперники старались перевернуть друг друга через голову.
Перетягивание палки «Талты юх»
Два игрока садились на пол или землюнапротив друг друга и,вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Победитель состязался со следующим игроком. Состязание продолжалось до выявления победителя среди всех его участников.
Казымский вараинт: коллективная игра
Между игроками, держащими палку, проводили черту. За ними выстраивались остальные игроки, обхватив друг друга за талию. По сигналу судьи команды начинали состязание, цель которого была перетянуть впереди стоящего игрока за черту на свою сторону.
Перетягивание веревки (сургутский вариант)
Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.
Соперники, сев на пол (землю) упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног. Каждый из них наматывал на одну руку веревку. По команде они начинали тянуть веревку так, чтобы оторвать от пола (земли) соперника. Блестящей победой считалось перебросить соперника через себя. С победителем садился состязаться следующий игрок.
В другом варианте один игрок состязался сразу с двумя-тремя игроками.
«Талты кел» (казымские ханты)
Два игрока сидились на землю (пол) и упирались друг в друга ступнями прямых ног. Остальные игроки садились за ними на колени друг за дружкой. Затем все игроки обеих командр брались за веревку. По сигналу, игроки начинали тянуть веревку на себя. Состязание продолжалось до тех пор, пока кто-то из впереди сидящих игроков не вставал, потянув за собой остальных.
Ваховский вариант
Два игрока вставали напротив друг друга, упирались одной ногой в брусок, лужащий между ними, и брались руками за веревку. По команде старшего или одного из соперников игроки начинали тянуть веревку на себя, стараясь перетянуть на свою сторону друг друга. Победитель состязался со следующим игроком. Лучшим признавался тот, кто перетянул большее количество игроков.
Другой вариант:
Два игрока против двоих. Первый наматывал веревку на руку, а второй перекидывал ее через плечо.
«Выдра» (Казым) — перетягивание ремня, надетого на шею
Два соперника вставали друг против друга на четвереньки. Им на шею надевали ремень и они пытались сдвинуть друг друга с места.
Другой вариант: (Казым)
Для игры брали ремень из оленьей упряжки длиной 2 метра. Два игрока садились и упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног, надевали на шею ремень и по команде начинали тянуть ремень каждый на себя, стараясь оторвать соперника от земли (пола). Если удавалось это сделать на место побежденного садился другой игрок. Побеждал тот, кто поочередно перетянул всех участников игры.
Следующий вариант:
Вставали на четвереньки напротив друг друга и старались перетянуть соперника за черту, проведенную между ними.
Перетягивание пальцами
Доска длиной 1,5-2 метра, шириной 35-40 см., толщиной 2-3 см.
Два игрока садились напротив друг друга, упирались ступнями выпрямленных ног в доску и сцеплялись большими пальцами рук. По команде они начинали тянуть друг на друга так, что соперник оторвался от пола (земли). Если кто-то из игроков не выдерживал и отцеплял палец, он считался побежденным. Затем победитель состязался со следующим из участников игры. (Можно поочередно всеми пальцами)
Другой вариант (Казым).
Веревочная петля длиной 50-70 см.
Два игрока садились и упирались друг в друга прямыми ногами, ступня в ступню. Затем они брались за веревочную петлю, натягивали ее и по сигналу начинали тянуть петлю на себя, стараясь поднять соперника с пола (земли). Игрок выпустивший петлю, проигрывал, а с победителем состязался следующий игрок.



Домино