Игры на тему туризма для учащихся. Спортивная игра "посвящение в туристы". Воздушная переправа на параллельно натянутых веревках

Туризм -- органическая часть содержания внеклассной работы. Он обеспечивает решение многих педагогических задач, которые невозможно выполнить при помощи других видов упражнений. В первую очередь это высокий оздоровительный эффект занятий; формирование сугубо прикладных, жизненно необходимых умений и навыков; развитие ориентировки в экстремальных ситуациях; формирование смелости и психологической устойчивости; проявление творческого потенциала учащихся.

В нашей школе непосредственную туристскую подготовку мы во многом осуществляем, используя различные нетрадиционные игры и игровые упражнения, полному комплексу которых мы дали наименование «Проект приключений». Он состоит из нескольких разделов и составлен в определенной последовательности, позволяющей достигать конечной цели: формирование навыков самостоятельной работы в прохождении сложных (в техническом и физическом отношении) препятствий -- аттракционов «Испытай себя». Эта последовательность проявляется и при составлении программы занятий.

В первом разделе представлены игры коллективного характера, классифицированные по признаку их развивающей, образовательной или воспитывающей направленности (хотя многие игры и игровые задания могут решать одновременно несколько педагогических задач). Каждая игра изложена по схеме: название, содержание, правила, варианты. Второй раздел включает в себя игровые задания, систематизированные по признаку формируемых навыков и обязательному выполнению условий задания. В третьем разделе сосредоточены игры, формирующие коллективные взаимодействия. В четвертый раздел входят игровые задания в микроколлективе. Пятый раздел представлен упражнениями, развивающими чувство доверия к товарищам и направленными на преодоление страха. Шестой раздел характерен практическим применением туристских знаний и навыков с использованием туристского снаряжения (например, «веревочный курс»). И наконец, в седьмом разделе собраны аттракционы «Испытай себя».

Общаясь с учащимися в игровых заданиях, учитель создает на занятиях необычную, подчас непредсказуемую «приключенческую» обстановку. Обязательно комментируя выполнение заданий учащимися, как правило, с юмором, он постоянно находится в центре их внимания, ориентирует их на успех, атмосферу взаимной поддержки, выручки, способствует появлению у занимающихся чувства удовлетворения при достижении положительного результата. Ответственность при выполнении упражнений, раскрепощенность, выявление лидеров в различных заданиях, творческий подход при преодолении трудностей приводят к тому, что занятия становятся интереснее и привлекательнее.

Занятия по программе «Проекта приключений» обычно проходят во внеклассное время. Однако некоторые игры и упражнения можно применять и на уроках физической культуры.

Если урок целиком состоит из данных игр и игровых заданий, их последовательность должна быть дидактически обоснованной и соответствующей логике построения урока с учетом физиологических, психологических и педагогических закономерностей, лежащих в основе реакции организма занимающихся на предлагаемую физическую, интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Учитывая своеобразие упражнений и направленность их содержания на проявление эмоций, доброжелательности и непринужденности в общении, элементов коллективного творчества, такие уроки целесообразно планировать на начало учебного года и отдельных четвертей (после продолжительного перерыва в общении учащихся друг с другом и с учителем), а также на последнюю треть каждой четверти, когда проявляются устойчивые признаки эмоционального и психологического утомления учащихся.

Если же игры и игровые задания «Проекта приключений» включают в урок фрагментарно, их место в структуре урока определяется частными задачами отдельных его частей.

Вот примерное содержание всех семи разделов «Проекта приключений».

I. Игры коллективного характера в едином кругу.

«А», «Со», «Ко». Задача: развитие зрительного внимания, быстроты двигательной

реакции на зрительный и звуковой сигналы.

Занимающиеся располагаются в кругу. Один из играющих (или руководитель) произносит звук «А», сгибая при этом руку перед грудью ладонью вниз и указывая ею на соседа слева (при сгибании правой руки) или на соседа справа (при сгибании левой руки). Игрок, на которого показали рукой, должен быстро произнести следующий слог «Со» и согнуть руку над головой. Тот, в направлении которого указывает рука, произносит третий слог «Ко» и одновременно вытягивает руку вперед, указывая ею на любого из игроков, смотря ему прямо в глаза. Этот игрок произносит звук «А», сгибая руку перед грудью и указывая на соседа, и игра продолжается. Произнося звук «Ко», нельзя указывать на ближайшего соседа. В игре не должно быть остановок.

Варианты: слоги «А» и «Со» можно сопровождать движениями ног, можно менять звуки, например, произносить «А», «Ба», «На», а также играть сидя.

«Зоопарк». Задача: развитие быстроты мышления и изобретательности.

Занимающиеся располагаются в кругу. Учитель стоит в центре круга. Неожиданно он показывает рукой на одного из игроков, называя при этом какого-либо зверя, например зайца. Игрок должен имитировать трусишку-зайца. Рядом стоящие двое партнеров топают ногами о пол, помогая игроку лучше изобразить трусишку-зайца.

Следующего зверя -- слона -- тоже изображают трое игроков. Центральный вытягивает руку вперед-вниз, приподнимает плечо, а туловище немного наклоняет вперед (изображая голову слона с хоботом). Боковые ифоки ставят дальнюю руку сверху над своей головой, а ближнюю -- снизу, по направлению к центральному участнику, к нему же они наклоняют туловище, изображая уши слона.

Третье животное -- цапля. Центральный игрок поднимает одну ногу, кисть правой руки (изображая клюв) ставит перед носом, а левую (изображая хвост) -- сзади за спиной. Боковые участники изображают взмах крыльев: движением руки в одну сторону (дальней от цапли).

Имитировать зверей по указанию учителя нужно быстро и правильно.

Варианты. 1. Учитель называет зверей в определенном порядке. 2. Учитель называет неизвестных зверей и объясняет их движения. 3. Учитель называет любых зверей, а участники сами пытаются имитировать их движения.

«Джамаквак». Задача: развитие координации движений и быстроты двигательной реакции на звуковой сигнал.

Учитель рассказывает участникам: «Существует планета под названием «Джамаквак», там живут джамакваки. Эти существа джа-макваки (это название учитель умышленно повторяет много раз) ходят только задом наперед, причем наклонившись и с закрытыми глазами. Чтобы не столкнуться друг с другом, джамакваки все время повторяют:

«Джамаквак, Джамаквак». И вдруг к ним прилетели с другой планеты плохие, злые существа и взяли джамакваков в плен, посадили их в большую клетку. А.в этой клетке лишь один выход, из которого они могут выбраться. Причем, когда кто-то из джамакваков находит выход, он подзывает к себе других, громко выкрикивая: «Джамакваки, джамакваки!» И так, пока все джамакваки не выберутся наружу».

После этого рассказа участники рассчитываются на первый-второй. Первые номера вместе с учителем начинают ходить по площадке, как джамакваки (задом-наперед с закрытыми глазами). Вторые номера, взявшись за руки и образовав круг, не пускают их за его пределы. Через некоторый промежуток времени учитель расцепляет круг в одном месте, образуя выход из него. Когда все выйдут из круга-клетки, джамакваками становятся вторые номера.

При передвижении нельзя подсматривать из-под повязки. Участники, образовавшие круг, не выпускают из него джамакваков с помощью рук и ног, но ногами можно останавливать передвижение пленных очень аккуратно, мягко направляя их обратно в круг. Все джамакваки в игре должны выбраться наружу.

Вариант: передвижения джамакваков могут быть различной сложности, по указанию учителя.

«Три мяча». Задача: развитие ловкости и быстроты реакции.

Играющие образуют круг. У них три мяча. По сигналу учителя играющие одновременно начинают передавать мячи друг другу. Если игрок не смог поймать мяч или неточно бросил его партнеру, он выходит из игры. Выбывают сразу два или три игрока, когда одновременно два или три мяча оказываются у ближних партнеров.

Вариант: если игра сразу не получается, можно перейти на игру с двумя мячами.

II. Игровые задания.

«Цветок». Участники, взявшись за руки, образуют широкий круг. По сигналу учителя они все вместе наклоняются назад, не сходя с места и не расцепляя рук. Как вариант: первые номера наклоняются вперед, вторые -- назад. Участники должны продержаться в статическом положении не менее 3 сек.

«Вверх-вниз». Выполнив предыдущее задание и продержавшись в статическом положении 3 сек., участники стремятся все вместе сесть, не расцепив рук. А затем из положения сидя, наклонившись назад, все дружно встают.

«Обруч в цепочке». Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Учитель «включает» обруч в сомкнутый круг, размыкая, а затем опять смыкая руки играющих. Обруч должен пройти весь круг. Играют и с двумя обручами, и они как бы догоняют друг друга. Можно использовать большее число обручей (в зависимости от состава группы), но обручи не должны касаться один другого.

«Дружно сели». Участники образуют небольшой узкий круг. Все поворачиваются направо и ставят руки на плечи впередисто-ящего. По сигналу надо медленно сесть на колени сзади стоящему товарищу и, поставив руки в стороны, продержаться в таком положении не менее 3 сек.

«Отожмись». Первый игрок ложится на живот. Второй кладет ноги (голенями) на спину первого (в области поясничного отдела), находясь по отношению к нему перпендикулярно. Третий игрок также кладет свои ноги на ноги второго. И так далее, пока не образуется замкнутый круг (получается рисунок изломанного многоугольника). По сигналу учителя нужно, поставив руки на пол у груди, всем вместе дружно отжаться от пола и продержаться в этом положении 3 сек. Если игра сразу не получается, можно разделиться на 3--4 группы и выполнять сначала задание по группам (или же вдвоем, затем втроем и т. д.).

Со скакалкой.

«Придумай прыжок». Учитель, стоя в центре круга, вращает скакалку под ногами участников, которые должны, не задев скакалку, подпрыгнуть. Прыжки можно разнообразить, например, прыгать на обеих ногах, на одной правой, левой, с поворотом, разведя ноги и т. д.

«Пробеги и не задень». Один конец скакалки закреплен за рейку гимнастической стенки, второй держит учитель, который вращает скакалку в одном направлении. Задания играющим: 1. Пробежать по одному под скакалкой, причем очередной участник обязательно пробегает под следующий удар скакалки об пол. 2. То же, но одновременно прыгают 2, 4, 8 человек. 3. За определенное время успеть пробежать как можно большему числу человек.

«Прыгни и убеги». То же, что в предыдущем задании, но сначала вбежать под вращающуюся скакалку, затем сделать один прыжок и выбежать из-под нее.

«Прыгаем все». Перед натянутой удлиненной скакалкой выстраивается вся группа. По сигналу учителя на счет «4» все вместе перепрыгивают через нее.

III. Коллективные игры.

«Командный диск». Участники делятся на две команды. Передавая друг другу летающую тарелку, участники команд пытаются положить ее за лицевую линию площадки команды-соперницы. Нельзя бегать с тарелкой, передавать ее непосредственно из рук в руки.

«Бей в мяч». Участники делятся на две команды. Передавая друг другу одной рукой большой детский надувной мяч или сильно накаченную камеру от любого спортивного мяча, игроки пытаются поразить ворота соперников (воротами являются лицевые стены зала). Разрешается ударять по мячу руками, головой, плечом, но не ногами. Нельзя также бежать с мячом в руках и брать его в обе руки.

«Паровоз». Участники делятся на группы по 4 человека, выстраиваются в колонну друг за другом и ставят руки на плечи впереди стоящему. Не нарушая целости цепочки, первый игрок одной команды пытается запятнать последнего игрока другой команды. Если это сделать удалось, образуется уже цепочка из 8 человек. В итоге должен получиться один большой «поезд» с «паровозом». И тогда «паровоз» может попытаться запятнать свой «хвост».

«Ключ». Учитель показывает учащимся ключ, который он собирается спрятать. Ребята закрывают глаза или уходят в раздевалку. В это время учитель прячет ключ в любом месте зала так, чтобы его не было видно. Игрок, нашедший ключ, не подавая вида, садится на скамейку. Остальные продолжают искать. Нельзя брать ключ с собой, а также, найдя его, быстро бежать на скамейку, выдавая тем самым место его нахождения. Следующим прячет ключ тот, кто первым его нашел.

«Рыбаки и рыбки». Двое игроков берут друг друга за одну руку. Образовав таким образом «сеть», они начинают ловить остальных участников, касаясь их свободной рукой. Тот, кого запятнали, становится в середину сети, удлиняя ее. В итоге должна образоваться одна большая сеть. Когда сеть становится более, чем из 5 человек, можно разделиться на две маленькие сети и продолжать игру.

«Футбол на трех ногах». Участники распределяются на две команды. Каждая пара игроков сцепляет (один -- правую, другой -- левую) ноги ремнем или веревкой. Команды играют в футбол, но без вратаря и легким мячом. Ифоки в парах могут также стоять друг за другом. В этом случае скрепляют одноименные ноги.

IV. Игровые задания в микроколлективе.

«Лыжи» (рис. 1). Два бруска (длина -- 4000--5000 мм, ширина-- 150 мм, высота -- 30 мм) служат импровизированными лыжами. К ним через сквозные отверстия прикрепляются веревки или тесьма - 1000 мм (16--20 шт.). На лыжи становится группа из 8--10 человек. У каждого участника одна нога стоит на одной, другая на другой лыже. Руки удерживают веревку. Группа с помощью совместных коллективных взаимодействий должна преодолеть на лыжах мнимое болото. Касаться ногами пола (болота) запрещается.

«Паутина». Из веревок различного диаметра связывается большая паутина. В местах соединения веревок должны быть подвижные узлы, а диаметр ячеек должен соответствовать ширине плеч человека. Группе из 10--12 человек дается задание преодолеть паутину, не задев ни одной веревки, при этом двоим в одну и ту же клетку пролезать нельзя.

«Маятник». Группа из 8--12 человек стоит на гимнастической скамейке (на палубе корабля, терпящего кораблекрушение). На расстоянии 2--3 м от скамейки на деревьях закреплена горизонтально веревка (диаметр 10 мм или двойная 8 мм). К ней по типу туристского карабина прикреплена вертикально висящая веревка. Далее на расстоянии 2--3 м стоит гимнастический мостик (это спасательный плот). Каждый член группы при помощи вертикальной веревки должен любым способом перебраться с корабля на спасательный плот. Пока последний участник не встанет на плот, сходить с него другим участникам не разрешается. После завершения задания можно дать новое: перебраться обратно на корабль. Расстояние между плотом, веревкой и кораблем изменяется в зависимости от подготовленности участников.

«Живой мост». Группа участников строится в две шеренги, лицом друг к другу, с интервалом и дистанцией 1 м. У каждой пары стоящих напротив игроков в руках гимнастическая палка. Один или два участника переправляются через «живой мост», шагая по гимнастическим палкам с одной стороны группы на другую. Касаться участников, держащих гимнастическую палку, запрещено. Держать гимнастическую палку можно любым, но главное надежным способом. По мере освоения задания его можно постепенно усложнять: держать палки на разной высоте или наклонно, увеличивая расстояние между палками.

«Пирамида на плоту». На платформе 1x1 м (высота 10 см) или на гимнастическом мостике группа из 10--12 человек должна построить пирамиду (как можно выше) и зафиксировать ее в течение 3 сек.

«Переправа». Группе из 15--20 человек дают два гимнастических мата. Перекладывая их вперед к цели, группе нужно переправиться на противоположный берег (от одной лицевой линии зала до другой). Наступать на пол и дотрагиваться до него нельзя.

«Узкая тропа». Две группы из 5--8 человек одновременно начинают передвижение по узкой опоре (гимнастическому бревну или перевернутой гимнастической скамейке) с разных сторон на другой ее конец. Участникам разрешается взаимодействовать друг с другом, но становиться на пол нельзя.

«Тяни-толкай». Участники, разделившись на пары, стоят на гимнастической скамейке лицом друг к другу, держа скакалку за ручки. Перетягивая скакалку на себя или ослабляя ее натяжение, нужно сбить соперника.

«Пирамида». Группа от 5 до 30 человек должна любым способом построить как можно более высокую пирамиду, в которой обязан участвовать каждый занимающийся.

«Путаница». Обычно используют два задания.

  • 1. Группа из 6--8 человек образует круг, держась за руки, расцепляя руки, всезапутываются (закручиваются, перешагивая или перелезая под сцепленные руки).
  • 2. Группа из 6--в человек стоит в кругу. Одну руку они (первые номера -- правую, вторые -- левую) поднимают вперед-вверх к центру круга и соединяют руки так, чтобы правая была соединена с левой напротив стоящего партнера. Другую руку (тоже правую с левой) соединяют ниже поднятой вверх, но обязательно с рукой другого партнера.

После этого участники самостоятельно или с помощью свободного партнера распутываются, не расцепляя рук.

«Сороконожка». Участники строятся в одну колонну с дистанцией 1 м", образуя полукруг. Первый участник, наклонив туловище вперед, между ногами подает руку сзади стоящему партнеру. Тот одной рукой берет руку первого, а вторую руку подает следующему участнику. Таким образом соединяется вся группа. После этого первый участник должен оказаться последним, не расцепляя рук во всей цепочке.

«Пятнашки тройками». Трое участников берутся за руки, образуя круг. Каждый стремится запятнать ногой в области стопы ногу рядом стоящего товарища.

«Пятнашки пятерками». Трое участников берутся за руки, образуя круг. Четвертый и пятый участники становятся напротив друг друга снаружи круга. Пятый игрок должен запятнать четвертого. Участники в замкнутом круге передвигаются так, чтобы помешать ему это сделать.

V. «Школа доверия».

В парах. Первый участник из исходного положения руки вниз скрестно, сцеплены в замок переводит руки дугами внутрь, кисти у подбородка, локти прижаты к животу. Стоящий лицом к нему на расстоянии не более 0,5 м второй участник принимает твердое опорное положение, например, стойку волейболиста. Первый закрывает глаза и спрашивает второго «Готов?» Услышав ответ «Готов!», он произносит «Падаю!». «Падай!» -- отвечает второй. После этого первый участник падает лицом вперед, второй, придерживая руками за плечи, останавливает его в наклонном положении (под углом 30"). Затем партнеры меняются ролями. Условия задания можно усложнить, например, увеличить расстояния между партнерами или сделать больший угол падения при более низкой стойке партнера.

В тройках. Это же задание выполняют втроем. Падающий партнер стоит между страхующими. Падение осуществляют как вперед, так и назад.

В кругу. Падающий стоит в кругу. Первое падение произвольное. Затем страхующие направляют падающего назад через середину на противоположную сторону круга. Здесь страховку иногда осуществляют вдвоем, а то и втроем.

С повышенной опоры. На гимнастической стенке на уровне груди ставится навесная перекладина. Перпендикулярно Гимнастической стенке в две шеренги, вплотную друг к другу становятся участники упражнения и ставят согнутые в локтях руки ладонями вверх так, чтобы кончики пальцев были на уровне локтей партнера, находящегося напротив. Руки ставят строго по порядку: первый -- правая рука, второй -- левая; первый -- левая, второй -- правая рука и т. д., пока не образуется единое «ложе». Первый испытуемый забирается на навесную перекладину, принимает исходное положение лицом к гимнастической стенке, руки скрестно сцеплены в замок (см. упражнение в парах). Такое положение необходимо, чтобы во время падения испытуемый не смог расцепить руки и тем самым не нанес травму страхующим. После слов «Готовы?», «Падаю!» и ответов страхующих «Готовы!», «Падай!» испытуемый падает спиной на руки товарищей. Во время падения туловище должно быть прямым, чтобы нагрузка была равномерной. Страхующие контролируют прямую плоскость из рук и наклоняют голову и плечи назад.

Все задания участники выполняют под строгим контролем учителя.

VI. Веревочный курс.

Все нижеперечисленное должно осуществляться при стопроцентной надежности страховки занимающихся (веревки -- капроновые диаметром 10 мм, карабины и специальные приспособления с муфтами -- обязательно прошедшие испытания, узлы -- разрешенные при использовании переправ).

Знание и умение вязать туристские узлы: простой, восьмерка, прямой с контрольками, ткацкий, проводник восьмерка, схватывающий, удавка, стремя, беседочный, штыки, карабинный, встречный.

Правила безопасности в соревнованиях по технике пешеходного туризма: нарушение страховки, самостраховка, перегруз, проверка правил при самонаведении переправы по бревну.

Способы систем торможения: с помощью лепестка, восьмерки, колец, карабинного узла; вертикальный спуск «Дюльфером» с различной высоты (небольшой, средней, из-под потолка зала); стоя на полу торможение партнера, выполняющего восхождение на высоту и спрыгивание вниз (с небольшой высоты, средней, из-под потолка зала).

VII. Аттракционы «Испытай себя».

К аттракционам допускаются только учащиеся, прошедшие весь курс обучения «Проекта приключений». Аттракционы включают в себя: восхождение по различной сложности препятствиям; прохождение препятствий под потолком спортивного зала; спуск прыжком в заданном направлении. Перед началом выполнения любого задания испытуемый обязательно спрашивает у страхующего: «Готов?», на что (по моменту готовности) тот отвечает: «Готов!». Далее следует: первый -- «Начинаю!» или «Падаю!», второй -- «Начинай!» или «Падай!»

«Трапеция» (рис. 6). 1. Подъем. В стену вмонтированы скобы и крюки. Надо подняться по ним на платформу. 2. Препятствие. Прыгнуть (с обязательной страховкой, так же, как и в других заданиях) на трапецию, висящую в 2--3 м перед испытуемым. 3. Спуск. Прыжком вниз или достав канат ногами по гимнастическому канату.

«Рукоходы» . 1. Подъем на вертикальную платформу по вертикальным бревнам со скобами. 2. Прохождение на руках по кольцам, висящим на расстоянии 1 м друг от друга. 3. Спуск прыжком вниз, отпуская руки с последнего кольца.

«Ногоходы». 1. Подъем по фигурной веревочной лестнице (разновидности лестниц для подъема показаны на рис. 9). 2. Прохождение ногами по покрышкам, висящим на веревках на расстоянии 1 м. 3. Спуск прыжком вниз.

«Веревочный мост». 1. Подъем по горизонтальным бревнам, подвешенным на расстоянии 1, 2м. 2. Прохождение по веревочному мосту. 3. Спуск, перелезая в определенном месте через мост, прыжком вниз.

«Бревно». 1 Подъем по наклонной, широкой лесенке из веревок и перекладин. 2. Прохождение по качающемуся бревну. 3. Спуск прыжком вниз.

«Свободный полет». 1. Подъем по дереву со скобами и ветками на платформу. 2. Перестежка на ролик, находящийся на тросе, держась за тесьму с узлами, спрыги-вание на проезд по тросу на ролике. 3. Спуск Трос натянут с таким расчетом, чтобы испытуемый после проезда касался ногами пола (земли) или переходил на гимнастическую стенку.

Примерное распределение программного материала. В зависимости от условий работы, уровня своего профессионального мастерства и подготовленности детей каждый учитель сам подберет и разработает различные задания и игры, которые помогут учащимся овладеть предложенным материалом. В то же время качество учебного процесса во многом зависит от правильности его планирования, тем более что предлагаемый материал построен так, чтобы шаг за шагом, ступенька за ступенькой подойти к кульминационной части программы -- аттракционам «Испытай себя» и добиться их выполнения всем составом занимающихся.

Осуществление программы может занять от 2 до 36 часов (а то и больше) в зависимости от задач, поставленных педагогом перед группой испытуемых. Так, например, для туристской группы рекомендуется планировать занятия из расчета 36 часов. Короткий курс обучения для учащихся старших классов в течение учебного процесса (с разрешения администрации школы) рассчитан на 8 часов; для группы, занимающейся во время активного отдыха (на базе отдыха) -- 16 часов; в целях ликвидации закомплексованности, раскрепощения учащихся и психологической разгрузки -- 2--4 часа.

Предлагаем примерное распределение данного материала из расчета 16 учебных часов, в котором четко прослеживается определенная последовательность вышеизложенного материала

Теоретические сведения -- занятия 1, 6, 10, 12, 14, 16; игры коллективного характера в едином кругу -- занятия 1 и 5; игровые задания в кругу -- занятие 1; игровые задания со скакалкой -- занятия 1 и 2; игровые задания в микроколлективе без применения инвентаря -- занятие 2; игровые задания в микроколлективе с применением инвентаря: «Лыжи», «Паутина», «Переправа» -- занятие 3; «Живой мост», «Маятник», «Пирамида на плоту» -- занятие 4; «Школа доверия» -- занятия 4--6; веревочный курс: туристские узлы -- занятия 5--7, 10, 13; техника пешеходного туризма, техника безопасности -- занятие 6, страховка и самостраховка, перегруз и перестежка -- занятия 6 и 8; наведение переправы -- занятия 9--11; вертикальный спуск -- занятия 11--13; система торможения -- занятия 13 и 14; аттракционы «Испытай себя» -- занятия 13--16.

Несколько слов о содержании и принципах сообщения теоретических сведений. На занятиях рассказывается о влиянии используемых упражнений на организм и укрепление здоровья, о технике самих упражнений, о способах использования туристских приспособлений и инвентаря, о видах и типах препятствий, о технике безопасности, о первой медицинской помощи, о природе родного края, его флоре и фауне, о приготовлении пищи, о гигиене, об общественно полезной деятельности туристов и о многом другом, жизненно необходимом каждому человеку.

Сообщение знаний лучше всего организовывать в форме проблемных бесед, до, после или в процессе выполнения двигательных действий. Направленность сведений должна опираться на индивидуально возникающие у занимающихся ощущения, мышечные напряжения, функциональные и психические состояния, необходимые для решения поставленной задачи.

Занятия нужно строить так, чтобы учащиеся сами находили нужные решения, определяли элементарные правила и положения. Для этого учитель должен умело ставить наводящие вопросы или сообщать о чем-то так, чтобы учащиеся сами высказывали основные выводы, опираясь на свой опыт, знания, понимание обсуждаемой темы.

В различных разделах программы следует по-разному акцентировать внимание занимающихся на методах и способах достижения поставленных задач (коллективных и индивидуальных), способствуя мобилизации умственной деятельности на решение именно данной проблемы. Это активизирует процессы самопознания и самоуправления деятельности учащихся.

В процессе работы по предложенной программе проявляются творчество учащихся, чувство решимости и раскрепощения, развивается сила воли при выполнении сложных заданий, слабый становится сильным, повышается интерес учащихся к занятиям. Решаются проблемы воспитательных отношений, особенно в связке «ученик -- учитель». Ведь очень многое в выполнении заданий зависит от доверия друг к другу и к учителю.

Занятия можно проводить как в спортивном зале, так и на свежем воздухе.

Игры на туристическую тематику. Старшая-подготовительная группа

Цикл игр на туристическую тематику для старших дошкольников

Материал будет полезен для воспитателей детских садов старших и подготовительных групп. Данные игры предназначены для индивидуальных и групповых занятий с детьми дошкольного возраста. Предлагаемые игры повышают интерес детей к туризму, способствуют быстрому знакомству с правилами поведения в природе, с видами туризма, и многому другому.
Игра: «Мы идем в поход»
Цель: познакомить с таким видом отдыха, как поход, рассказать детям, что можно делать в походе. Развивать и обогащать словарный запас детей: Слова – предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, пенка. Слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.
Материал: игровой макет «Уголок туриста»
Содержание: воспитатель предлагает детям рассмотреть макет, рассказывает детям про вид отдыха – туризм, знакомит детей с видами туризма, рассказывает детям о правилах поведения на природе. Детям раздаются маленькие человечки, и начинается игра.




Игра «Назови и расскажи»
Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, грибы: съедобные и ядовитые, растущие в родной местности. Учить правильно, собирать растения, не нанося вред окружающей среде.
Материал: Карточки с лекарственными и ядовитыми растениями, съедобными и ядовитыми грибами.
Содержание игры: На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений или грибов. Дети по очереди берут по одной картинке, называют, что изображено и рассказывают о растении: лекарственное, съедобное или ядовитое. Как используется человеком.


Игра «Виды туризма. «Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания о разновидностях туризма.
Материал: Карточки с изображением разных видов туризма.
Содержание: На столе разложены карточки с изображением разных видов туризма. Ребенок берет любую карточку, называет вид туризма и рассказывает, что он знает об этом виде туризма.


Игра: Игра- тренировка «Мы собираемся в поход».
Цель: Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности. Уметь правильно выбрать вещи, необходимые туристу.
Материал: Вещи, необходимые туристу в походе: котелок, рюкзак, миска, ложка, палатка, фонарик, нож, топорик, гитара, игрушки, мяч, фен, магнитофон, и т.д.
Содержание: Ребенок должен из предложенных ему вещей выбрать те, которые ему понадобятся в походе.
Игра «Назови правильно».
Цель: Закрепить понятие о топографических знаках, из значении. Различать топографические знаки на плане. Уметь изготовлять карты-схемы турпохода.
Материал: Карты, планы местности, карточки с топографическими знаками.
Содержание: На столе лежат карточки с топографическими знаками и картинки, что эти знаки изображают. Ребенку предлагают взять любой знак, назвать его и найти соответствующую этому знаку картинку.


Игра «Что будет, если…?»
Цель: Закреплять правила поведения в природе. Знать, что надо делать, для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умение делать выводы и умозаключения.
Материал: Карточки «Правила поведения в природе».
Содержание: На столе лежат карточки, на которых изображены знаки поведения в природе. Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо беречь природу. Например: что будет, если ребенок бросил в реку банку из-под колы? А два, три ребенка? Если одна семья из леса привезет охапку подснежников? А две, три? Аналогично – о громкой музыке в лесу, о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разоренном гнезде и т.д.


Игра: «Зеленая аптека».
Цель: Закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.
Материал: Картинки с лекарственными растениями
Содержание: Дети делятся на 2 команды. У одной команды – иллюстрации с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, одуванчик и т.д. У другой – картинки: порезанный палец, ребенок с перевязанным горлом, с градусником, салат из одуванчиков, щи из крапивы и т. д. По команде воспитателя дети из команд находят друг друга, становятся парами и объясняют свой выбор. Например: подорожник прикладывают к ране, из крапивы варят щи, и т.д.
Игра: «Разложи костер»
Цель: знать и различать виды костра, уметь выкладывать костер.
Материал: бруски для выкладывания костра, карточки с видами костра.
Содержание: Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что в коробочке лежат карточки с разными видами костров и брусочки (полешки, для выкладывания костра). Дети должны назвать вид костра и разложить костер.






Мне будет очень приятно, если мой материал кому-то пригодиться в работе! Спасибо за внимание!

Крылова Елена Алексеевна

Учитель начальных классов, Специализированная школа 1 ступени № 9 г. Енакиево, Донецкая область

Крылова Е.А. Туристическая игра для младших школьников "Мы в походе" // Совушка. 2018. N3(13)..07.2019).

Заказ № 113178

Цель: создание условий для развития интереса к туризму.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с основами отдыха в природных условиях; учить ориентироваться на местности; закрепить знания о пользе смены рода деятельности, о значении активного отдыха для здоровья.

Развивающие:

развивать силу, ловкость, выносливость; способствовать развитию памяти, наблюдательности, познавательного интереса; развивать культуру здорового образа жизни.

Воспитательные:

воспитывать потребность в здоровье как важной жизненной ценности; бережное отношение к окружающей среде; чувство ответственности, отзывчивости; способствовать сплочению коллектива.

Оборудование: 2 палатки, обручи, мячи, мешки для прыжков, полиэтиленовые мешки для мусора, одноразовые ложки (по количеству участников), теннисные шарики.

Действующие лица: ведущий (воспитатель), туристы, Леший.

Подготовительная работа:

Воспитатель объявляет о походе за несколько дней до начала мероприятия; раздаёт слова для выступления. Дети повторяют правила поведения на природе.

Чтобы поход запомнился, потребуется помощь родителей. Заранее продумывается маршрут, производится осмотр места игры, оговаривается меню, готовится спортивный инвентарь для конкурсов.

Ход мероприятия

Воспитатель

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Готов к походу наш отряд?

Сегодня мы собрались с вами на спортивно-развлекательную игру и прямо сейчас отправляемся в путь.

Дети идут друг за другом под песню «А в Подмосковье водятся грибы» и приходят на поляну.

Задание 1. Собираемся в поход.

Команды по очереди отгадывают загадки.

1.Качается стрелка туда и сюда,

Укажет нам север и юг без труда. Компас

2. Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

А в поход пойдешь со мной -

Я повисну за спиной. Рюкзак

3. На что взглянет этот глаз -

Все картинке передаст. Фотоаппарат

4. В поход идут и дом берут,

В котором люди, не живут. Палатка

5. Он в походе очень нужен,

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху сварить,

Чай душистый кипятить. Котелок

6. Отдельно - я не так вкусна,

Зато красива, солона,

И в пище — каждому нужна. Соль

7. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. Хлеб

8. Море - мелко.

Берега - тарелка.

Посреди кипучих вод

В море тонет пароход.

Зачерпнул картошку-

Накормил Антошку.

Ура! Мель видна!

Море выпито до дна! Ложка

Вот мы и пришли на поляну.

Ребята, что может расти на поляне?

Дети отвечают.

Всели грибы можно собирать?

Учитель показывает картинки с грибами. Дети называют их.

Молодцы ребята, вы назвали все съедобные грибы. А какие грибы есть нельзя?

Дети отвечают.

Дети идут и приходят на поляну.

Что ещё может расти на поляне?

Дети отвечают.

- Учитель показывает картинки ягод (землянику, малину, чернику, голубику ).

После ведущий показывает ягоду и просит назвать ее, говорит о полезных свойствах, обсуждает названия.

- «Как вы думаете, почему землянику так назвали? А почему чернику, голубику? А есть еще в лесу те ягоды, которые есть нельзя, потому что они ядовитые. Ведущий показывает на картинке волчьи ягоды, ландыш.

Что ещё растёт на поляне?

Ребята, посмотрите сколько цветов, как красиво. Давайте наберем букет. Ведущий спрашивает у детей названия каждого цветка и сам называет. Ребята, а вы знаете, что не все цветы можно рвать, некоторые цветы очень редкие и они занесены в Красную книгу, да и вообще цветы лучше не рвать, а просто смотреть на них глазами и любоваться ими. Для этого турист и берёт фотоаппарат.

Давайте сделаем привал, то есть остановимся, разобьем палатку. Но для этого нам нужно найти подходящее место.

Ребята выходят на поляну, заваленную мусором. Дети, посмотрите, какой ужас, вся поляна в мусоре, это так некрасиво и неприятно. Эта поляна могла бы стать хорошим местом для привала. Давайте уберем весь мусор. Тот мусор, который можно сжечь - бумагу, мы будем убирать в розовую корзинку. Полиэтиленовые пакеты, фантики, пластиковые коробки, мы положим в зеленую корзинку и унесем с собой.

Ребята собирают мусор, а после ведущий проверяет, правильно ли они собрали.

Ну а теперь, когда на поляне чисто, самое время разбить палатку, развести костер. Скажите везде ли можно разводить костер? Правильно костер лучше разводить на старом кострище, обложить его камнями, чтобы огонь не разошелся и не загорелся весь лес, а еще за костром нужно постоянно следить и, уходя, полностью потушить его водой, поэтому лучше если по близости есть какой-нибудь водоем: озеро, пруд, река.

Для костра нужно собрать старые палки и ветки, в лесу их бывает много, наши палки для этого вполне подойдут. И конечно же не ломать для костра живые ветки с деревьев и кустов.

Дети ставят палатку, ломают палки, зажигают свечку в баночке, вешают котелок.

Ребята, а вы знаете, что раньше люди часто ходили в походы. Ночевали в лесу на полянах, любовались красотой природы и пели песни. А как вы думаете, - какой инструмент они брали с собой?

Дети отвечают.

Правильно гитару. Она легкая, ее всегда можно взять с собой.

Звучит песня «Изгиб гитары желтой». Вот такие песни пели и поют сейчас у костра. Ребята, эти песни называются бардовскими, потому что их часто сочиняли барды - авторы- исполнители.

Это те люди, которые сами сочиняли песни и пели их.

«А знаете, что раньше в древние временя парни и девушки тоже выходили в лес, разжигали костер, прыгали через костер и девушки плели венки пели песни. Вот такие были раньше забавы. А кто может назвать сказку, в которой юноши и девушки прыгали через костер и главная героиня прыгнув через костер превратилась в белое облачко.

Ой, ребята, послушайте, что это за звуки. Это поют птицы. Настал вечер, и запели птицы. Давайте послушаем какая это птица поет?» Звучат в записи голоса птиц, а дети пытаются угадать пение ласточки, соловья, трещетки, иволги.

В походе очень важно вкусно и разнообразно питаться. Кулинарные навыки отдельных туристов, иногда превращаются в увлечение, приятное и для себя и для товарищей по походам.

Задание 1. Туристическая кухня.

1. Какой способ используют туристы для того, чтобы испечь картошку с румяной и хрустящей корочкой? Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу. Менее известный способ: в большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, закрывают в него картошку и обкладывают его горячими углями; примерно через час картошка готова.

2. Как испечь в походе рыбу, используя деревянные или металлические пруты? Насадить рыбу на пруты и поместить над горящими углями костра.

3. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. Щавель

4. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? Иван-чай; листья брусники

Задание 2. Экологические задачи.

1. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.

Решение. 2 часа=120 мин. 120: 10 = 12 12 * 9=108 (деревьев)

Ответ: за 2 часа погибнет от пожара 108 деревьев.

(Запомните! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?)

2. В нашем Лежневском районе живёт около 81800 человек. Представим, что каждый двадцатый из них, побывав в соседнем лесу, бросит там пакетик из-под чипсов и пластиковую бутылку. Сколько всего пакетов и бутылок будет под каждым деревом, если в лесу 100 елей, 100 берёз, 100 осин и 100 клёнов.

Решение. 81800:20=4090 (мусора) 100+100+100+100=400 (деревьев)

4090:400=10 (шт.)

Ответ: под каждым деревом приблизительно 10 штук мусора.

3. Одна бабочка, в среднем, чтобы быть сытой, должна пробовать нектар семи цветков. Сколько бабочек останутся без обеда, если гуляя по лугу, мы сорвем для букета 56 цветков?

56:7=8 (бабочек)

Ответ: 8 бабочек останутся без обеда.

4. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?

Ответ: выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.

А сейчас проверим, как вы знаете растения нашего леса.

Задание 3. С какой ветки - детки?

Давайте найдем, с какой ветки эти детки.

У каждой команды есть плоды различных растений. Я буду поднимать вверх веточку любого растения со словами: "У кого детки с этой ветки?" У чьей команды есть плоды этого растения, поднимают руки. Так веточка найдет свой плод.

В походе предсказывать погоду можно по различным признакам. Сейчас проверим, умеете ли вы делать это?

Задание 4. Погода.

1. Воробьи купаются в пыли. Будет жарко.

2. Идет дождь, и в лужах пузыри. Дождь затяжной.

3. Комары, летающие тучами после захода солнца. К хорошей погоде.

4. Ласточки летают низко над землей. К дождю.

5. Обильная роса по утрам. К хорошей погоде.

6. Муравьи закрывают ходы в муравейнике. К дождю.

Молодцы! Уверенна, что плохая погода не застанет вас врасплох.

Туризм и природа - понятия неразделимые. Природа прекрасна - она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче и богаче. Важно не только самому стать на защиту живой природы, важно убедить в этом своих товарищей, важно уметь сказать «нельзя», когда это необходимо.

Задание 5. Правила поведения в походе.

После произнесения мной фразы вы должны сказать соответствующее слово - «нельзя» или «нужно».

1. Разрушать памятники природы. Нельзя

2. Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам. Нужно

3. Оборудовать и очищать места отдыха. Нужно

4. Выкапывать растения. Нельзя

5. Загрязнять природную среду. Нельзя

6. Оберегать и подкармливать животных и птиц. Нужно

7. Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда. Нельзя

8. Сохранять и охранять памятники культуры и природы. Нужно

Земля - наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Испытания вы выдержали, а теперь проверим, сколько «километров» преодолела каждая команда. Членам команды - победительницы вручаются медали «Бывалому туристу», а второй команде, тоже успешно прошедшей путь, вручаются медали «Начинающему туристу».

Объявляются итоги конкурсов, вручаются медали и сладкие призы. Теперь вы настоящие туристы, счастливых вам дорог, ребята!

Задание 6. Знатоки

1. Почему сухие дрова горят лучше, чем сырые?

(В сырых дровах много воды, часть тепла уходит не на сгорание, а на испарение)

2. Как по камням, поросшим мхом узнать направление?

(Мох обычно покрывает северную часть камней)

3. В лесу вы увидели чудо: на дереве выросли грибы. Вернее, не выросли, а кто-то их посадил. Кто это мог сделать и зачем?

4. Как дятел держится на дереве?

(Два цепких пальца вверху и два - внизу)

5. Как спасается кузнечик, если его схватить за ногу?

(Нога отваливается, как у ящерицы хвост)

6. Как правильно собирать грибы и почему именно так?

(Срезать под самый корень, чтобы не повредить грибницу)

7. Чем отличается озеро от пруда?

(Озеро - естественный водоём, а пруд - искусственный)

8. Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза?

(Вороний глаз)

9. Представьте, вы находитесь на природе, но у вас с собой нет часов. Как можно определить время?

(По солнцу, по длине тени, по цветам)

10. Почему в лесу так легко дышится?

(В нём чистый воздух, его очищают деревья)

11. Вопрос - шутка

Как далеко можно зайти в лес?

12. Вопрос - шутка

По каким полям не пройти, не проехать?

(По полям шляпы)

Эстафета «Кот в мешке»

Ведущий

Прыгают по травке резво воробьи,

Распустив на солнце пёрышки свои.

Прыгают сорока с галкой, кто быстрей, -

Мы возьмём мешочки, с ними веселей.

(Бег в мешках)

«Мяч в кольцо»

Ведущий

Ну, так что, друзья, слабо,

Угодить мячом в кольцо?

Это не баклуши бить,

Надо очень ловким быть.

Ты за мяч смелей берись,

Да смотри, не промахнись.

(Все участники команды поочерёдно бросают мяч в обруч с определённого расстояния. Побеждает команда, набравшая большее количество очков)

конкурс капитанов «Зоркий глаз»

Ведущий

Кроме знанья и уменья -

Значит, каждому из нас

Всем необходимо зренье!..

Нужна пара зорких глаз!

Орлова Н.

Ведущий указывает на определённое дерево и спрашивает:

Как вы думаете, сколько шагов до этого дерева? Капитаны отвечают. Чтобы проверить правильность ответа, идут, широко шагая и считая шаги. Выигрывает тот, чей ответ окажется более точным.

IX конкурс Эстафета «Переправа»

Ведущий

Закрутился обруч быстрый,

Круг за кругом замелькал.

Ну, погромче покричи

Через обруч проскочи.

(Все члены команды переправляются, прыгая через обруч)

(Дети убирают поляну и возвращаются в лагерь)

Спортивные и подвижные игры способствуют укреплению здоровья и правильному физическому развитию ребят, содействуют формированию у юных ориентировщиков жизненно важных двигательных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. С помощью игр успешно развиваются скоростно-силовые качества, быстрота, ловкость, выносливость.

Практическое проведение игр руководитель строит с учетом состава группы, физической подготовленности занимающихся, метеорологических условий, характера местности. Последовательность проведения игр следует устанавливать в соответствии с прохождением тем- это облегчает и ускоряет процесс обучения.

Во время игр обязателен акцент на правильность и точность выполнения кружковцами движений; постепенно (по мере усвоения навыков) увеличиваются темп и скорость.

Объяснение игры следует давать кратко и ясно. В ходе объяснения необходимо подчеркнуть:

А) название игры,
б) принцип размещения играющих на площадке,
в) условия проведения игры,
г) систему подведения результатов,
д) правила игры,
е) спортивную направленность игры.

«Булавы» по кругу

Руководитель разбивает группу на две команды и расставляет участников эстафеты на беговой дорожке стадиона через 50 м друг от друга. На старте около капитанов команд лежат по 6-8 «булав» (эстафетных палочек).

По сигналу капитаны команд берут по одной «булаве», бегут к своим товарищам и, передав им «булавы», быстро возвращаются назад за следующими. Вторые номера команд также передают «булавы» третьим номерам, после чего возвращаются на исходную позицию для получения других «булав», и т. д.

Побеждает команда, которая перенесет по кругу все «булавы» первой.

«Кто дальше»

Руководитель разбивает группу на две команды и выстраивает их в две колонны на месте старта.

Все участники поочередно выполняют тройной прыжок. Причем каждый последующий прыжок обязательно выполняется с места приземления предыдущего члена команды.

Побеждает команда, которая преодолела прыжками большее расстояние.

«С кочки на кочку»

Руководитель разбивает группу на две команды. частники каждой из них получают порядковые номеpa. Для каждой команды устанавливают «кочки» (руководитель чертит на земле два ряда кружков диаметром не более 30 см).

По сигналу первые номера команд, прыгая с «кочки» на «кочку», преодолевают «болото». За каждого оступившегося участника команда получает штраф в 5 с. После того как первые номера преодолеют «болото», они быстро возвращаются на старт для передачи эстафеты своим товарищам по команде, которые выполняют то же задание.

Команда-победительница определяется суммарной величиной времени, затраченного на преодоление «болота», включая штраф за каждого оступившегося участника.

«Переправа через болото»

Руководитель разбивает группу на две команды. Вешками размечается начало и конец «болота». Команды выстраиваются в две колонны на старте в 15-20 м от линии начала «болота». Руководитель выдает капитанам команд приспособление для перехода по «болоту» - (два фанерных кружка диаметром не более 30 см).

По команде руководителя капитаны бегут до линии, обозначающей начало «болота», и, перекладывая поочередно с места на место круги, переходят по ним «болото», не касаясь земли ногами. Закончив переправу, быстро возвращаются на старт для передачи кружков. Так же действуют следующие участники игры.

«Кто быстрей»

1. Группа разбивается на две команды и выстраивается на старте в две колонны. Руководитель устанавливает для каждой команды барьеры. Высота барьеров начиная от старта постепенно увеличивается, расстояние между ними - 8-10 м.

По сигналу руководителя первые номера команд быстро преодолевают установленные барьеры (туда и обратно), после чего передают эстафету следующим номерам.

Побеждает команда, закончившая барьерный бег первой.

2. Группа разбивается на две команды и выстраивается на линии старта в две колонны. Первые номера команд получают эстафетные палочки. В 25-30 м от линии старта руководитель устанавливает флажок.

По команде руководителя первые номера бегут до установленной отметки, огибают ее и возвращаются назад Для передачи эстафеты вторым номерам, которые выполняют такое же задание, и т. д.

Побеждает команда, закончившая эстафетный бег первой.

3. Группа разбивается на две команды и выстраивается на старте в две колонны. В 30 м от линии старта руководитель устанавливает перед каждой командой препятствие в виде натянутой на высоте 50-60 см веревки или бечевки (длина веревки-10-15 м).

По команде руководителя участники игры должны добежать до препятствия и преодолеть его, сделав в левую сторону прыжок боком через веревку, а в правую - проползая под ней. Всего в одном направлении необходимо 8 раз прыгнуть и 8 раз проползти. Затем обегают препятствие и начинают аналогичные действия в противоположную сторону. Закончив преодоление препятствий, добегают до старта и передают эстафету следующему члену команды.

Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

4. Группа выстраивается на старте в две колонны.

30 м от линии старта руководитель чертит два больших шестиугольника, на каждой вершине которых кладет по предмету.

По сигналу руководителя ребята добегают до своего шестиугольника, собирают с внешней стороны все предметы и быстро возвращаются на старт для передачи их вторым номерам. Те, в свою очередь, возвращают предметы на прежнее место и т. д.

Побеждает команда, которая закончила игру первой.

«Удочка»

Группа выстраивается по кругу. В центре круга стоит водящий с веревкой, на конце которой находится мешочек с песком.

По сигналу руководителя водящий начинает вращать веревку с мешочком-так, чтобы он постоянно касался земли. Игроки перепрыгивают через вращающуюся веревку, стараясь не задеть ее ногами. Задевший веревку выбывает из игры.

Эстафета со сменой способов передвижения

Группа выстраивается в две колонны на старте. В 15 м от линии старта руководитель обозначает место поворота-устанавливает флажок, а затем объясняет частникам способы передвижения на этапах; первый этап-пригибным шагом, второй-прыжками на левой ноге, третий - прыжками на правой ноге, четвертый - прыжками в приседе, пятый - приставными шагами правым боком, шестой - приставными шагами левым боком. Побеждает команда, первой закончившая эстафету. Эстафетный бег из различных стартовых положений Первый этап - из упора присев лицом к старту, второй - из упора лежа лицом к старту, третий - из положения сидя спиной к старту, четвертый-из упора присев спиной к старту, пятый - из упора лежа ногами к старту, шестой - из положения лежа на спине головой к старту.

Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

«Уложи рюкзак»

Группа разбивается на две команды и выстраивается на линии старта в две колонны. На старте размещают вещи (спальник, надувной матрац, сапоги, кружки, миски и т. д.), которые необходимо уложить в рюкзак, находящийся в 30-50 м. Число вещей должно точно соответствовать числу участников игры.

По команде руководителя капитаны команд подбегают к рюкзаку и укладывают в него взятую со старта наиболее подходящую для начала укладки вещь. Затем возвращаются на старт и передают касанием руки эстафету игроку своей команды. Тот выбирает по своему усмотрению какую-либо другую вещь и бежит к рюкзаку. Уложив ее, возвращается для передачи эстафеты и т. д. Последние номера команд, завершив укладку, приносят рюкзак на старт.

Команда-победительница определяется по меньшему времени, затраченному на укладку рюкзака. За каждую вещь, уложенную с нарушением установленной очередности,- штраф в 10 с.

«Попади в корзинку»

Группа разбивается на две команды. Первая образует круг диаметром 10-15 м. В центре круга устанавливают «корзину» (открытый рюкзак, подвешенный на колышках). Участники первой команды получают 6-8 теннисных мячей (или камушков, палочек и т. п.).

За установленное руководителем время (1-2 мин), 1 не сходя с места, нужно забросить все мячи в «корзину». По истечении этого времени вторая команда считает мячи, оказавшиеся в «корзине». После чего она выполняет такое же задание.

Побеждает команда, которая имеет на своем счету больше заброшенных в «корзину» мячей.

«Коснись мяча рукой»

Руководитель вместе с кружковцами натягивает между деревьями веревку, к которой подвешены на бечевке 6-8 мячей (или, например, полиэтиленовых пакетов, наполненных опавшей листвой, сухой травой). Группа разбивается на две команды.

Обе команды, перемещаясь по очереди вдоль линии вытянутой веревки (с интервалом в 5-6 м между каждым участником), стараются коснуться в прыжке подвешенных мячей.

Команда-победительница определяется по большему количеству касаний мяча.

«Салки в ограниченном коридоре»

Руководитель разбивает группу на две команды и показывает границы игровой площадки, за которые участники не имеют права выбегать. Первая команда занимает место на площадке, а вторая выстраивается на ее границе.

По сигналу «Марш!» включают секундомер, и вторая команда начинает «салить» игроков первой команды. «Осаленный» игрок делает упор присев и ждет в этом положении окончания игры. Когда «осален» последний игрок, руководитель останавливает секундомер, и команды меняются местами.

Команда-победительница определяется по лучшему времени.

В дальнейшем игру можно усложнить за счет изменения способа передвижения (прыжками на двух ногах или на одной, гусиным шагом).

«Вверх по откосу»

(Данная игра приводится по книге Г. С. Усыскина и Е. Штейнбука «Туристские игры и соревнования в пионерской дружине». - Л., 1976)

Эту игру можно проводить на крутом берегу реки или озера. Цель игры - научиться быстро и ловко подниматься по крутому склону. Играют два звена.

Предварительно следует подготовить четыре ведра (или четыре кастрюли) и несколько одинаковых кружек, в зависимости от числа участников. На гребне склона или прибрежного откоса ставят два пустых ведра.

По команде «Марш!» игроки спускаются вниз, черпают кружками воду и быстро поднимаются наверх, чтобы вылить воду в ведро. Задача команд-как можно скорее наполнить ведро водой. Передавать по цепочке кружки не разрешается.

Воздушная переправа на параллельно натянутых веревках

Через речку, обрыв, ров или ровную площадку натягивают одну над другой две веревки. По нижней участник идет, а за верхнюю держится руками. Длина проходимой части-15-20 м. Причем, нижняя веревка находится на такой высоте, чтобы встать на нее было достаточно сложно, чтобы требовалась собственная ловкость и помощь товарищей по команде. Верхнюю веревку натягивают на уровне примерно 1,5 м от нижней. Если веревки натянуты туго, участники свободно проходят этот этап: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но стоит ослабить веревку, сделать переправу «жидкой», как все значительно усложняется. Судья следит за тем, чтобы на переправе одновременно находился только один человек. Все участники должны быть предупреждены, что спрыгивать с веревки нельзя, перед соскоком надо сесть на нее. Нельзя ходить по веревке босиком - в обуви с каблуками переправа преодолевается легче.

Занятие-игра (туризм)

«Я, турист!»

Игра по станциям «Я, турист!» для учащихся 5-7 классов

Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию занятия - игра «Я, турист», которое направлено на знакомство учащихся с туризмом, туристскими соревнованиями. Данный материал будет полезен начинающим педагогам дополнительного образования, работающим в направлении туризма.

Цель: организовать веселый и познавательный досуг детей.

Задачи:

- познакомить с азами туристской грамотности, научить быстро, думать и действовать.

Воспитать командный дух у детей.

Станции (этапы игры)

Параллельные перила.

Паутинка.

Соберись в поход.

Болото.

Глазомер.

Спуск-подъем-траверс.

Установка палатки.

Природное краеведение.

Память.

Медицина.

Узкий лаз.

Пояснительная записка

Игра проводится в помещении школы и на прилегающей территории. Состоит из 11 станций (этапов). На выполнение заданий этапа отводится 10 минут, по звуковому сигналу команды переходит к следующему этапу. Старт для всех команд общий, движение по маршруту согласно маршрутному листу.

На каждом этапе команды выполняют ряд заданий. Специальной подготовки не требуется.

Данное занятие- игра предусматривает словесный метод подачи информации: вступительное слово педагога, вопросы детей, комментарии педагога с использованием и демонстрацией наглядного материала, связанных с туристскими навыками.

Имеет место также и практическая деятельность: участие ребят в соревнованиях.

Подготовительная работа.

В связи с тем, что данное занятие проводится в виде спортивно-туристского мероприятия, необходимо проведение подготовительных работ, на которых проводится подбор реквизита, а также изготовление эмблем для участников.

Подготовительные занятия включают также: подготовку снаряжения и спортивного зала для станций.

Содержание занятия - игры.

Занятия «Я, турист!» включает следующие этапы:

Вступительное слово педагога, беседа. Педагог разъясняет: что такое туризм и туристская техника, где могут пригодиться полученные на соревнованиях навыки.

Прохождение этапов командами.

Заключительное слово педагога, обобщающее новые полученные знания и навыки в ходе данного соревнования, и предложение ребятам посещать занятия в кружке по туризму.

Краткое описание этапов

1.ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПЕРИЛА

Команда должна по натянутым перилам, используя страховку, переправиться приставными шагами (во избежание срыва) с исходного на целевой берег.

2. ПАУТИНКА

Команда должны пройти сквозь натянутые веревки, не задев их.

3. СОБЕРИСЬ В ПОХОД

Команды из предложенных предметов (карточки, список, таблица, разложенные вещи) должна выбрать все необходимое для похода.

4. БОЛОТО

На полу лежит четыре бруска. Команды с помощью восьми жердей должны перейти на другой «берег».

5. ГЛАЗОМЕР

Команда должна определить высоту, ширину, длину, вес чего-либо, количество страниц в книге.

6. СПУСК – ПОДЪЕМ – ТРАВЕРС

В спортивном зале на шведскую стенку закреплены две гимнастические скамейки, под которыми разложены маты. Участники команды по очереди должны подняться по скамейке, пройти по шведской стенке, затем аккуратно спуститься. Участники пользуются опорными веревками.

7. УСТАНОВКА ПАЛАТКИ

Данный этап располагается на территории школы. Команды должны установить палатку на скорость.

8. ПРИРОДНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – Что растет в лесу?

Команды должны определить, что «растет на этом участке» (фотографии, рисунки, открытки).

9. ПАМЯТЬ – тысяча мелочей

На полу (столе) разложены мелкие (если на полу, то и крупные) предметы. Команды, пройдя мимо, должны записать на бумаге, что они запомнили.

10. МЕДИЦИНА

Команды накладывают повязку из бинта, наложение шины на условный перелом.

11. УЗКИЙ ЛАЗ

Участники команды должны преодолеть имитацию узкого лаза в пещере, которая состоит из двух скамеек, стоящих на полу и спортивных матов, положенных сверху.

Подведение итогов.

Объявляется победитель.



Разные игры