Концепция игровой активности животных спенсера гросса фабри. Виды и механизмы научения. Мотивационная природа игры

ИГРА И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнять накопленный в процессе эволюции видовой опыт применительно к конкретным условиям жизни особи.

Лоренц подчеркивал большое значение игры для «исследовательского научения», ибо в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально биологически значимому и тем самым выискивает в самых различных условиях возможности для существования.

Немецкий этолог Келер указывал на то, что игра является «практически непрестанным поиском проб и ошибок», в результате чего животное научается тому, что весьма важно для него.

В каждой игре содержится в той или иной степени исследовательский компонент. Особенно это относится к играм с предметами, к манипуляционным играм. Более того, манипулирование «биологически нейтральными» предметами представляет собой высшую форму ориентировочно-исследовательской деятельности. Игровое манипулирование предметами особенно стимулируется появлением новых или малоизвестных объектов. Манипуляционные игры могут в некоторых случаях приобрести значение подлинных «исследовательских» игр.

Особое место занимают опосредованные игры, в частности «трофейные» игры, когда, очевидно, можно говорить даже о совместном познавании объекта игры при совместных двигательных упражнениях.

ИНСТИНКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ИГРОВОГО ПОЗНАВАНИЯ

В начале постнатального онтогенеза врожденное узнавание и запечатление служат для первичной ориентации и срочного накопления наиболее необходимого для особи индивидуального опыта. На протяжении дальнейшей жизни особи врожденное узнавание и запечатление не теряют своего значения. Запечатление, например, играет важную роль в формировании родительского поведения, врожденное узнавание же выступает на протяжении жизни особи в разных формах как составная часть инстинктивного поведения.

В ювенильном периоде упомянутые врожденные компоненты в основном сливаются с игровой активностью, образуя ее инстинктивную основу. При этом накопление сугубо индивидуального опыта переплетается с видотипичным, инстинктивным приобретением информации, основанным на врожденном узнавании.

Врожденное узнавание дает играющему животному прежде всего возможность узнать о пригодности определенного предмета или индивида к включению его в игру, руководствуясь при этом соответствующими ключевыми раздражителями.

Лоренц приводит следующие признаки, которыми должен обладать объект охотничьей игры котенка в качестве ключевых раздражителей: маленькое, округлое, мягкое, все, что быстро движется, катаясь или скользя, и, главное, все, что «убегает». И в ходе самой игры с партнером или заменяющим его предметом молодое животное реагирует на ключевые раздражители, управляющие упражнением и развитием соответствующих инстинктивных действий.

Врожденное узнавание является необходимой предпосылкой познания носителей ключевых раздражителей уже на перцептивном уровне. Говоря словами Лоренца, путем игры котенок научается узнавать, «что такое мышь». Речь идет здесь именно о мыши как таковой, а не о совокупности присущих ей пусковых стимулов (маленькое, округлое и т.д.), которые воспринимаются животным как ощущения путем врожденного узнавания.

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИИ В ИГРОВОМ ПОЗНАВАНИИ

При переходе компонентов доигрового поведения в ювенильный период обогащение и трансформация первичных элементов исследовательского поведения совершаются в процессе игры по тем же закономерностям, что и развитие двигательных и коммуникативных компонентов раннего постнатального поведения.

В качестве примера можно указать на расширение функции в сфере исследовательского поведения у незрелорождающихся млекопитающих, в частности хищных. На начальном этапе постнатального развития детеныша получаемая им в гнезде информация является минимальной. С началом же игрового этапа двигательная активность детеныша претерпевает глубокие преобразования, охарактеризованные выше; начинают функционировать дистантные рецепторы, начинается полноценное общение с матерью и собратьями. Все это коренным образом изменяет и, главное, обогащает воспринимаемую детенышем информацию об окружающей его среде.

Наконец, с выходом детеныша из гнезда вновь наступает коренное, на этот раз решающее, изменение его двигательной, коммуникативной и соответственно познавательной деятельности. Все его поведенческие акты выполняются уже в совершенно новых условиях: объектами воздействия являются уже не только материнская особь, собратья и немногочисленные предметы внутри гнезда, но ими становятся прежде всего многие разнокачественные предметы с различной биологической валентностью. А это установление новых связей с компонентами среды обеспечивает поступление мощного потока разнообразной жизненно необходимой информации.

Огромную роль играют и появляющиеся в это время индивидуальные игры с предметами, доставляющие молодому животному особенно много разнообразных сведений о потенциально биологически значимых объектах.

Итак, в ходе онтогенеза все больше расширяется и усложняется познавательная деятельность развивающегося животного, имеет место типичное расширение функции, а поскольку исследовательское поведение после выхода из гнезда обращается на качественно совершенно новые объекты, отчасти можно говорить и о явлениях смены функции.

ВЫСШИЕ ФОРМЫ ИГРОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ

Подлинные исследовательские, познавательные игры, причем игры высшего порядка, выполняются в одиночку. Такие познавательные игры прямо и непосредственно готовят животное к взрослому поведению (например, в сфере питания, где дифференцированные движения пальцев играют немалую роль при расчленении плодов, выковыривании семян и т.д.). Включаются такие игры и в сферу общения. Однако так как познавательная функция играет здесь ведущую роль, эти игры приобретают характер самостоятельной сферы поведения с собственным функциональным (специально-познавательным) значением.

Вместе с тем и в этих наиболее сложных проявлениях игровой активности, которые пока удалось обнаружить только у высших приматов, обнаруживается инстинктивная основа, этологические критерии которой вполне соответствуют критериям типичной функциональной сферы (автохтонность, замещение активности, супероптимальное реагирование и т.д.). Это вновь показывает, что общая закономерность единства врожденного и благоприобретаемого поведения сохраняет свое значение в полной мере на всем протяжении онтогенеза, в том числе и на высших филогенетических уровнях.

32. Интеллектуальная стадия развития психики: общая характеристика образа жизни животных.

К интеллектуальной стадии развития психики развития следует отнести птиц и большинство млекопитающих. Строение этих животных имеет две общие характеристики: теплокровность и наличие коры головного мозга.

Теплокровность обеспечивает поддержание постоянной температуры тела, делает животное более адаптивными, не зависящими от температуры внешней среды. Это позволяет не только экономить энергию, но и под распределять врождённые регуляторные механизмы в пользу установления более сложных отношений со средой. Уже нет необходимости затрачивать генетические и поведенческие ресурсы на инстинктивное поведение, связанное с самосохранением и обеспечением условий для потомства: регуляцию суточной и сезонной активности в соответствии с температурой окружающей среды, миграции, всевозможных способов поддержания окружающей температуры и влажности, условий для кладки.

Обеспечение всех форм жизнедеятельности требует высоко развитого поведения. В пищевой сфере обычно наблюдается сложное поведение, связанное с отыскиванием и обработкой кормовых объектов, активной охотой, запасанием корма. В комфортной сфере присутствует постройка убежищ (норы, гнёзда, и т.п.) для себя и потомства, поддержание состояния тела и кожных покровов, территориальное поведение. Репродуктивная сфера представлена сложно устроенными половой (у всех внутреннее оплодотворение, требующее общения самки и самца) и родительской сферами. Последняя реализуется как забота о детенышах, при которой родительские особи частично удовлетворяют потребности детёнышей в пищевой и комфортной сфере. Это требует способности родителей прилаживать своё поведение к особенностям каждого конкретного детёныша, причём не только физическим, но и поведенческим. Обеспечение такого сложного поведения родителей связанно с появлением специальной системы реагирования на особенности внешнего вида и поведения детёнышей – гештальт младенчества – ключевые стимулы, которые присущи самим детёнышам и имеют возрастные изменения, в соответствии с которыми осуществляется поведение родителей. Все детёныши птиц и млекопитающих (включая человека) обладают гештальтом младенчества, причём имеют общие его основные характеристики: пропорция строения тела и лицевой части головы, запах, звуки, стиль движения и другое.

7. Формы игрового поведения. Виды игр.

При всем многообразии проявлений игры животных большинство исследователей выделяет следующие ее формы.

1. Подвижные игры есть практически у всех видов. Как правило, они включают погони, преследование, подкрадывание, бег, прыжки и все элементы охоты за добычей. Важный компонент подвижных игр составляют игровые схватки, игра-борьба. Характерно, что зачастую невозможно с уверенностью идентифицировать такую игру, то есть отличить настоящие стычки от игровых. По-видимому, и сами животные сталкиваются с теми же проблемами, потому что игровые схватки могут легко превращаться в реальную стычку, если один из партнеров действительно причинил другому боль. Для предупреждения о начале игры животные используют специальные сигналы.

2. Игры с предметами (манипуляционные игры) некоторые авторы считают наиболее «чистым» проявлением игры животных. В работах К.Э. Фабри были проанализированы видовые особенности манипуляционных игр хищных (лисы, медведи, еноты, кошки) и некоторых других млекопитающих. В них было продемонстрировано, как характер обращения с предметом меняется на разных стадиях ювенильного периода. Показано, как в ходе игры с предметами формируются, упражняются и совершенствуются существенные компоненты манипуляционной активности взрослого животного, у которого она составит компонент охотничьего, гнездостроительного, пищевого и других форм поведения. Важным фактором этого усовершенствования является расширение сферы предметов, которыми манипулирует животное, появление новых форм обращения с предметом, в связи с чем растет его сенсомоторный опыт и устанавливаются все новые связи с биологически значимыми компонентами среды. При этом, как подчеркивает автор, игры молодых животных с предметами - это особые действия. Они не аналогичны действиям взрослых животных, а представляют стадии их формирования из более примитивных морфофункциональных элементов.

Манипуляционные игры характерны не только для млекопитающих, но и для некоторых видов птиц.

Особый вариант игр -- манипуляции с добычей, которые составляют важнейший компонент становления охотничьего поведения молодых хищных млекопитающих. Показано, что именно благодаря игре молодые хищные осваивают обращение с добычей.

3. Охотничьи игры. Роль игры в формировании охотничьего поведения представителей семейства кошачьих подробно исследовал П. Лейхаузен. Он показал, что котята играют и с живой, и с мертвой, и с искусственной жертвой. Эти игры отличаются от истинных охотничьих приемов произвольной последовательностью элементов, которые могут существенно отличаться от соответствующих форм взрослого поведения. Отдельные из них отличаются повышенной интенсивностью. Кроме того, «смертельный укус» никогда не наносится при игре с настоящей жертвой, как живой, так и мертвой, но вполне возможен при использовании игрушек. Соотношение этих особенностей при игре с живой и мертвой добычей существенно разнится у представителей разных видов (дикие и домашние кошки, львы). В отличие от многих других животных, кошачьи продолжают играть, и став взрослыми.

4. Игры в «жертву». Очень распространены у животных являющихся потенциальной добычей. Птицы и травоядные играют в такие игры очень охотно, причём кто-то из группы берёт на себя роль охотника, остальные по выбору - «жертвы».

5. Социальные игры. Животные могут играть в одиночку, ноболее распространены коллективные (или социальные) игры с разным составом участников (сверстники, родители). В процессе таких игр отрабатываются будущие социальные взаимодействия. Так, совместные игры, которые требуют согласованных действий партнеров, встречаются у животных, которые живут в сложноорганизованных сообществах.

В ходе социальных игр используются элементы агонистического поведения и закладываются основы иерархических отношений между их участниками. По мере взросления игры многих животных, в частности, шимпанзе, приобретают все более грубый характер и нередко заканчиваются агрессивными эпизодами. Благодаря этому животное не только получает сведения о сильных и слабых сторонах своих партнеров по игре и об относительном иерархическом положении своей матери и матерей товарищей по играм, но и учится драться, угрожать, устанавливать союзнические отношения. Это позволяет ему впоследствии успешно конкурировать с другими членами сообщества, в котором способность отстоять свои права и повысить ранг часто зависит от умения драться.

Социальные игры очень характерны не только для хищных млекопитающих, но и для травоядных. В качестве примера современных исследований этого аспекта проблемы можно привести данные многолетних наблюдений Н.Г. Овсянникова за поведением и социальной организацией непарнокопытных. Его данные свидетельствуют, что взаимодействия жеребят и подростков в процессе игры действительно обеспечивают механизмы социальной интеграции, которые играют огромную роль у этих животных.

Познавательные функции игры роднят ее с ориентировочно-исследовательской активностью. Действительно, обе они встречаются преимущественно у молодых животных, и в том, и в другом случае животное не получает видимого подкрепления. В обоих случаях активность животного провоцируется новизной предмета и угасает по мере ознакомления с ним. Тем не менее, говоря об ориентировочно-исследовательском поведении детеныша, следует помнить, что это развивающаяся деятельность и ее нельзя отождествлять с аналогичной формой поведения взрослого животного, несмотря на наличие определенного сходства.

Как подчеркивает, например, Крымов (1982), необходимо различать ориентировочно-исследовательское поведение молодых животных и те сложные познавательные процессы, которые сопровождают игру животных. Эти формы поведения не всегда четко разграничиваются из-за отсутствия точного определения понятия игры. К тому же не все формы игры равнозначны.

Игровая активность у животных проявляется в такое время, когда нет необходимости в других формах поведения, существенных для выживания, таких как питание или спасение от хищников. Детеныши млекопитающих проводят, играя, много времени - их игра представляет собой сложный комплекс поведенческих актов, которые вместе и составляют основное содержание поведения молодого животного до наступления половой зрелости. Взрослые периодически тоже могут играть, но с возрастом эта потребность ослабевает.

Игра у животных включает широкий круг видов деятельности: от двигательной активности, в которой смешаны стереотипы пищевого, полового или оборонительного поведения, до сложных, иногда неповторимых сценариев, изобретенных и спланированных применительно к обстоятельствам. Она предстает в различных формах: подвижные игры, манипуляционные игры, социальные (или коллективные), образное фантазирование.

Игровая деятельность у животных проявляется в различных формах и выполняет различные функции. Прежде всего, это функция становления поведения, физической тренировки необходимых в будущем навыков охоты, самозащиты, борьбы. Кроме того, игра выполняет познавательные функции, способствует исследованию окружающей среды, приобретению знаний о законах и явлениях окружающего мира. Третья функция игры у животных заключается в накоплении обширного индивидуального опыта, прежде всего, опыта взаимоотношений с себе подобными, который позже найдет применение в разнообразных жизненных ситуациях.

игра поведение познавательный животное

Список литературы

Зоопсихология и сравнительная психология (http://www.ido.rudn.ru/psychology/animal_psychology/1.html)

Игровая деятельность у животных и людей (http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/therapy/37-compare-psy/262-animalamens-games)

Онтогенез поведения (http://www.ido.rudn.ru/psychology/animal_psychology/13.html)

Сравнительная психология (http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/therapy/37-compare-psy/262-animalamens-games)

Фaбри Курт Эрнестович «Основы зоопсихологии» (http://www.rulit.me/books/osnovy-zoopsihologii-read-95281-52.html)

Psyera (http://psyera.ru/4706/igrovaya-deyatelnost-zhivotnyh)

Классификация основных форм поведения животных

Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения Психическую деятельность можно познать лишь в процессе ее развития...

Кровеносная система. Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти: 1. По участию воли в процессе запоминания; 2. По психической активности, которая преобладает в деятельности. 3. По продолжительности сохранения информации; 4...

Описание и характеристика древесной породы можжевельник

Род насчитывает от 50 до 67 видов. В данном списке, основанном на данных сайта GRIN, приведено 66 видов. Виды, произрастающие на территории России и сопредельных стран, отмечены звёздочкой...

Особенности поведения волков

Волки живут в стаях - небольших, хорошо организованных и социально стабильных группах, состоящих из отдельных особей, как правило, находящихся друг с другом в генетическом родстве. В зависимости от обстоятельств (например...

Особенности поведения волков

Стая волков состоит из a-самца, a-самки, b-самца, низкоранговых волков обоего пола и щенков, находящихся вне иерархии. Во время брачного периода и перед ним a-самка крайне агрессивно относится ко всем половозрелым самкам...

Особенности поведения волков

У волков родительский инстинкт начинает проявляться с 8 месяцев и полностью формируется к годовалому возрасту...

Особенности поведения волков

Игровая активность у животных проявляется в такое время, когда нет необходимости в других формах поведения, существенных для выживания, таких как питание или спасение от хищников. Но...

Особенности поведения волков

На основании этологических исследований И. Скотт и И. Фуллер приходят к выводу, что поведение волков и собак принципиально различается не очень сильно. В общем сходно и их оборонительное поведение. Как у тех...

Поведение дельфинов

В «Толковом словаре» Даля слову «парадокс» дано такое определение: «мнение странное, на первый взгляд дикое, озадачливое, противное общему». Здесь, конечно же, пойдет речь о парадоксах, связанных с поведением дельфинов...

Половое поведение собак в онтогенезе

К моменту рождения у детенышей млекопитающих функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный анализаторы. В первые минуты после рождения включается дыхательный центр...

Процесс антропогенеза

Дарвин в своем фундаментальном труде, посвященном происхождению человека, не ограничился чисто анатомическими аспектами проблемы, но рассмотрел в эволюционном плане развитие умственных способностей, эмоций и нравственного чувства...

Кабан - полигамное животное. У самки рождается 3-10 детёнышей. Гон у кабанов начинается приблизительно с середины ноября. Между самцами происходят бои, во время которых кабаны иногда получают смертельные раны...

Состояние популяции кабана и европейской косули в Воронежской области

Гон у косуль в Центральном Черноземье начинается в первой декаде июля и заканчивается в первой декаде сентября. Пи активности приходится на конец июля и начало августа. В гоне принимают участие не все половозрелые особи...

Характеристика и распространение клещей

Черты строения и особенности поведения млекопитающих

Внутривидовому поведению у млекопитающих свойственна агрессия. Она обусловлена защитой вида от внешних и внутривидовых факторов. Часто агрессивное поведение проявляется уже на ранних стадиях онтогенеза...

По поводу игровой деятельности животных существует несколько гипотез, но нет ни одной общепринятой. Можно выделить два основных комплекса гипотез по игровой деятельности. Первый постулирует, что игровая деятельность представляет собой специальный механизм созревания координационно-двигательных актов, то есть особый механизм научения. Второй комплекс гипотез говорит о том, что игра - это «шлифовка» видоспецифических форм поведения. Здесь предполагается инстинктивная природа игровой деятельности. (В обоих комплексах гипотез предполагается связь игровой деятельности с инстинктами, но в первой гипотезе отмечается доминирование процесса обучения при наличии инстинктивного только «в зародыше»).

В игровой деятельности животных можно обнаружить представительства самых различных форм поведенческой деятельности:
1) социальный элемент (отношения с сородичами);
2) брачное поведение;
3) элементы гнездостроения;
4) элементы заботы о потомстве;
5) элементы пищедобывательного поведения;
6) элементы реакций защиты и нападения и т. д.

При анализе игровой деятельности можно обнаружить в ней элементы всех поведенческих программ, свойственных данному виду животных. При этом для каждого вида существует иерархическая соподчиненность различных форм деятельности, отражаемая в игре. Например, у собак в игре доминирует половая форма деятельности, а у кошек преобладает охотничье поведение, у копытных в играх чаще проявляется «убегание от хищника».

Конрад Лоренц в 1956 году выпустил работу «Инстинкты», в которой уделил внимание и игровой деятельности. Он отметил, что 1) отличие игровой деятельности от «вакуумной» активности состоит в том, что при вакуумной активности происходит снижение порога чувствительности к релизерам, а при игре этого не наблюдается. Второе. При игре, инстинктивная деятельность происходит вообще без стимул-объектов (релизеров), которые обычно «запускают» данный инстинкт в неигровой ситуации.

В наиболее сложных формах игры развиты у млекопитающих. Птицы, особенно наиболее умные, врановые, играют тоже. Утки, например, играют в «убегание от ястреба».

По-видимому, программа инстинктивной деятельности, развиваемая в игре, не зависит от высших нервных центров, блокирующих своим тормозным влиянием «срабатывание» инстинкта.

Этологи Боли и Гросс считают, что игра представляет собой особую деятельность, лишенную «специфического инстинктивного напряжения», так как она аналогична инстинктивной деятельности без завершающего акта. В этом и состоит причина того, что животному трудно сразу перейти от игры к другой форме поведения. Например, щенку трудно сразу перейти от игры в питание к настоящему питанию, требуется некоторое время для того, чтобы «забыть» игру. В то же время, от настоящего поведения к игровому перейти очень просто. Пример, приведенный Карлом Гроссом: белый медведь прыгнул из-за прикрытия на тюленя, но промахнулся. Медведь вернулся снова к айсбергу и прыгал несколько раз на то место, где лежал тюлень, пока не накрыл своим телом это место.

Гросс считает, что игра - это тренировка, разработка тех вариантов фиксированных действий, которые позднее будут полезны. Лоренц же считает, что игра не является тренировкой инстинктов. Он полагает: больше, охотнее и чаще играют те виды, у которых беден врожденный инстинкт, а научение, напротив, богаче. Здесь может и не быть причинно-следственной зависимости между игрой и научением. Такая связь может быть между высоким интеллектом некоторых видов, с одной стороны, и склонностью к научению и игре, с другой стороны. Игры с предметами отмечены у всех видов млекопитающих, даже у рогатого скота (это животные с относительно низким интеллектом).

Лоренц считает, что больше других играют так называемые животные-космополиты, или «специалисты по неспециализации». Такие животные могут жить в разных условиях, для строения их тела характерна относительная примитивность, а для их психики - крайнее любопытство. Например, из птиц такими животными являются врановые птицы, из млекопитающих - обезьяны («родственники» предков человека), и др. систематические группы животных. Игра, таким образом, является одним из индикаторов высоты организации данного таксона, хотя некоторые игровые акты были отмечены даже у рыб (например, игры с камешками отмечены у мармирид, отличающихся гигантским мозгом среди прочих рыб).

Играют преимущественно молодые животные, в области, охраняемой родителями, то есть когда чувствуют себя в безопасности. В противном случае, игровое поведение подавляется ориентировочным. В зоопарке играют даже взрослые животные, которые в природе в этом возрасте уже не играют, Видимо, животные зоопарка чувствуют себя охраняемыми. Может существовать и другая причина игр животных зоопарка - они могут находиться в «детском» психическом возрасте из-за бедности условий обитания, преимущественно, из-за сенсорной и двигательной депривации.

Основным отличием игр детей от игр животных является социальный характер игрового поведения людей и его опосредованность речевым сопровождением. Игра представляет собой «вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе». Так же, как и ритуал, игра представляет собой «существование в некой виртуальной реальности», в которой, условно, знак, отсылающий к объекту, и сам объект реальности полагаются тождественными.

Значение игры в жизни человека и общества подробно рассмотрено нидерландским культурологом Йоханом Хёйзингой в книге «Homo Ludens» (1938), то есть «Человек Играющий». По мнению Хёйзинги, «культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается. Священный ритуал и праздничное состязание - вот две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри которых культура вырастает как игра в игре. Состязание, как и любую другую игру, следует считать до некоторой степени бесцельным. Исход игры либо состязания важен лишь для тех, кто в качестве игрока или зрителя включается в игровую сферу и принимает правила игры». «С игрой связано понятие выигрыша, отсутствующее в одиночной игре и вступающее в силу только тогда, когда игра ведется одним против другого либо двумя противными партиями. Значение превосходства, завоеванного в результате выигрыша, имеет тенденцию разрастаться в иллюзию превосходства вообще. А с этим значение выигрыша выходит за рамки данной игры. Завоеванный в игре успех легко переходит с отдельного человека на целую группу. В играх-состязаниях в игровом инстинкте далеко не в первую очередь проявляется жажда власти или воля к господству. Первичным является стремление превзойти других, быть первым и на правах первого удостоиться почестей. И только во вторую очередь встает вопрос, расширит ли вследствие этого личность или группа свою материальную власть», - пишет Хёйзинга.

Анализируя творчество Хейзинги, отечественный культуролог П.С. Гуревич перечисляет следующие черты игровой деятельности, важные для становления человеческой культуры. Игра необходима индивиду как биологическая функция, играют животные, играют маленькие дети. В архаическом обществе те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), принимают игровую форму. Прежде, чем древний человек научился изменять окружающую среду посредством труда, он сделал это в собственном воображении, в сфере игры. Проиграв проекты собственной фантазии, проделав манипуляционные движения с вещами обихода в воображаемой ситуации, архаический человек проецирует движения заново уже в реальной, рабочей ситуации. Социуму игра нужна в силу заключенного в ней смысла. Культура первоначально разыгрывается. От игр животных, культура, как игра, отличается смыслом символов и текстов, задействованных в культурных феноменах. В качестве выигрыша человек, в отличие от животных, использует общественное признание. Даже в тех играх, которые люди ведут наедине с самими собой, не посвящая других в содержание этих игр, выигрыш или проигрыш признаётся внутренним идеалом, сформированным под воздействием социума. Исследование игры, проведённое Хёйзингой, ведётся через рассмотрение экзистенциальных проблем человека. Американский аналитик Э. Берн подходит к проблеме игры с практических позиций. Сущность игры, по Берну, сводится к следующему: «Игра - это последовательность взаимодействий между двумя или большим числом людей, цель которой не совпадает с кажущейся (надувательство), которая апеллирует к слабостям обеих сторон (подвох), и которая завершается тем, что каждая сторона испытывает приятные или неприятные чувства (выигрыш)».

Введение


Изучение игровой деятельности является одним из самых сложных вопросов науки в течение многих десятилетий. К ней обращаются не только представители психологии и педагогики, но также и ученые – социологи, зоопсихологи, этиологии и ряда других областей знаний.

Так, в психологии первая фундаментальная концепция игры была развита в 1899 г. немецким философом и психологом К. Гроссом. До него вопросы игры частично затрагивал английский философ Г. Спенсер. Впоследствии появились теории зарубежных и отечественных исследователей - К. Бюлера, Ф. Бейтендейка, Л.С. выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.

В течение XX века появилось множество исследований, посвященных исследованию игровой деятельности у различных представителей животного мира. Основной целью изучения игры у животных является объяснение ее природы, сравнение ее с игрой человека, а также определение ее функций и роли в процессе развития животного и человека. Среди таких исследований можно назвать работы Н.Н. Ладыгиной-Кате, Л.А. Фирсова, Д. Фосси.

Однако, несмотря на высокую степень изученности вопросов игры, тема остается не раскрытой до конца. Так, например, до сих пор нет однозначного и полного определения игры, очень мало работ приводят сравнение игр у различных представителей животного мира. Поэтому тема данной работы является не только интересной, но и актуальной.

Целью работы является рассмотрение игровой деятельности у разных представителей позвоночных. Для ее реализации поставлены следующие задачи:

Дать определение игровой деятельности, раскрыть ее сущность;

Рассмотреть функции игры;

Рассмотреть особенности игровой деятельности у разных представителей позвоночных – животных и человека.

Объектом исследования является игровая деятельность, предметом – особенности игровой деятельности у разных представителей позвоночных.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Приводится также список используемой литературы.

Среди источников информации по теме значительную часть занимают различные работы по зоопсихологии, например, К.Э. Фабри «Основы зоопсихологии», К Лоренца «Человек находит друга», З.А. Зориной «Игры животных» и др. Кроме того автор использует данные учебных пособий по психологии, различных справочных изданий, периодических изданий и информационных сайтов сети Интернет.

Основными методами в работе являются:

Изучение имеющейся информации

Метод описания

Метод анализа и синтеза

Метод сравнения

Они позволяют систематизировать данные по теме, изложить содержание структурных частей работы и сделать выводы, как по частям работы, так и по теме исследования в целом.


Глава 1. Понятие и сущность игровой деятельности


1.1 Понятие игровой деятельности и ее отличия от других видов деятельности


Определение понятия «игра» является одним из труднейших вопросов психологии, как человека, так и животных. Обратившись к словарям, можно встретить следующие ответы:

– это один из видов активности человека и животных, возникающий на определенной ступени эволюции животного мира.

– это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра).

– это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.

– это исполнение определенных ролей.

Таким образом, понятие игры является очень емким и сложным.

Игра как вид деятельности присуща далеко не всем представителям животного мира, а только тем видам, в онтогенезе которых присутствует такой период, как детство. В частности, это представители позвоночных. Позвоночные – это наиболее высокоорганизованная и разнообразная группа животных, насчитывающая около 40-45 различных видов.

Ученые наблюдали игровую деятельность у многих млекопитающих, в частности у представителей всех семейств хищных млекопитающих, у приматов, а также у птиц. Игровая деятельность присуща также и человеку.

Все формы игры у любых представителей животного мира коренным образом отличаются от «серьезной» деятельности, но в то же время в них прослеживается явное сходство с конкретными, вполне серьезными ситуациями - и не просто сходство, а имитация. Это справедливо даже в отношений абстрактных игр взрослых людей - ведь покер или шахматы позволяют им дать выход определенным интеллектуальным способностям.

Главное отличие игры от деятельности другого вида состоит в том, что данный вид деятельности ориентирован не на столько на конкретный результат, сколько на сам процесс – правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Результатом игры не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.

Особенность игры состоит также в ее добровольном характере. Так, животное нельзя заставить играть путем положительного или отрицательного подкрепления. Условием возникновения игры служит комфортное состояние организма; отсутствие голода, жажды или неблагоприятных условий среды. Игровому поведению присущ высокий положительно-эмоциональный компонент – животным явно нравится играть. Так же и у детей. Ребенок не станет играть в случае, если не испытывает к данной игре интереса.

Таким образом, игровая деятельность – это явление, свойственное только тем представителям животного мира, в онтогенезе которых есть период детства. Главным отличием игры от других видов деятельности является ее «условный» характер, а также возникновение только в условиях эмоционального комфорта.


1.2 Функции игры


Одним из самых сложных вопросов в изучении игры является определение ее функций. Первые попытки определить функции игры предприняты в работах Г. Спенсера и К. Гросса – первых исследованиях игровой деятельности животных.

Согласно теории Спенсера, игровая активность рассматривается как расход некой «избыточной энергии»1. Иначе говоря, она возникает в случае, когда у животного нет необходимости в других формах поведения, существенных для выживания, таких как питание или спасение от хищников. Бездействовать же животное не может.

Иного мнения придерживается К. Гросс, трактующий игровую деятельность как «практику для взрослого поведения».2 Игра является упражнением в особо важных сферах жизнедеятельности. Она позволяет молодому животному без риска упражняться в жизненно важных действиях, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий: в ходе игры возможно совершенствование наследственных форм поведения еще до того как недостатки поведения роковым образом «предстанут перед судом естественного отбора». 3

Таким образом, основная функция игры заключается в «подготовке к взрослой жизни». Происходит формирование охотничьего поведения, отрабатываются навыки будущего социального взаимодействия.

Все появившиеся впоследствии исследования соглашались либо с первой точкой зрения, либо со второй. В итоге были определяют следующие функции игры:

Ориентировочно – исследовательская или познавательная. Заключается она в том, что с помощью игры происходит накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их многообразии и свойствах.

Развивающая функция. Игра помогает представителям животного мира развивать качества, которые являются характерными для данного вида: реакционность, быстроту, ловкость и т.д.

Функция социализации, которая выражается в приобретении посредством игры навыков общения.

Данные функции отражают большое значение игры в развитии животного или человека.


Глава 2. Особенности игровой деятельности у различных представителей позвоночных


2.1 Особенности игровой деятельности у животных


Игровая активность у животных проявляется в такое время, когда нет необходимости в других формах поведения, существенных для выживания, таких как питание или спасение от хищников. Детеныши млекопитающих проводят, играя, много времени – их игра представляет собой сложный комплекс поведенческих актов, которые вместе и составляют основное содержание поведения молодого животного до наступления половой зрелости. Взрослые периодически тоже могут играть, но с возрастом эта потребность ослабевает.4

Игра у животных включает широкий круг видов деятельности: от двигательной активности, в которой смешаны стереотипы пищевого, полового или оборонительного поведения, до сложных, иногда неповторимых сценариев, изобретенных и спланированных применительно к обстоятельствам. Она предстает в различных формах:

подвижные игры

манипуляционные игры

социальные (или коллективные)

образное фантазирование

Рассмотрим их подробнее. Подвижные игры включают в себя погони, преследование, подкрадывание, бег, прыжки и все элементы охоты за добычей. Важным компонентом подвижных игр являются игровые схватки, игра-борьба.5

Манипуляционные игры, или игры с предметами, некоторые авторы считают наиболее «чистым» проявлением игры животных. Они характерны для млекопитающих, а также для некоторых видов птиц. В ходе игры с предметами формируются, упражняются и совершенствуются важные компоненты охотничьего, гнездостроительного, пищевого и других форм поведения взрослых животных. 6

Ярким примером такой игры является поведение котят. Вот как описывает их в своей книге «Человек находит друга» … : «Котенок играет со своей традиционной игрушкой - клубком шерсти. Он неизменно начинает с того, что трогает его лапкой - сначала осторожно и вопросительно, вытянув ее и загнув подушечку внутрь. Затем он выпускает когти, подтягивает клубок к себе и тут же отталкивает или отпрыгивает назад и припадает к полу. Весь подобравшись, он настороженно поднимает голову и так внезапно, что, кажется, будто он неминуемо должен удариться подбородком о пол. Задние ноги выполняют своеобразные чередующиеся движения - он то переступает ими, то скребет, словно отыскивая твердую опору для прыжка. Внезапно он описывает в воздухе широкую дугу и падает на игрушку, выставив вперед сведенные вместе передние лапы. Если игра достигла определенной кульминации, он даже может начать кусаться. Котенок снова толкает клубок, который теперь закатывается под буфет, в щель, слишком узкую, чтобы котенок мог пролезть туда. Изящным «отработанным» движением котенок подсовывает под буфет одну лапу и выуживает свою игрушку наружу. Те, кому доводилось хоть раз видеть, как кошка ловит мышь, немедленно замечают, что котенок, которого разлучили с матерью чуть ли не слепым, проделывает все сугубо специализированные движения, помогающие кошке в охоте на основную ее добычу - на мышей. Ведь для диких кошек мыши - это их «хлеб насущный».

Если мы теперь усовершенствуем игрушку, привязав ее к нитке и подвесив так, чтобы она болталась, котенок продемонстрирует совсем иную систему охотничьих движений. Он высоко подпрыгивает и хватает жертву обеими лапами, сводя их широким захватывающим движением. Во время этого прыжка лапы кажутся неестественно большими, так как когти выпущены, пальцы растопырены, а пятые рудиментарные пальцы согнуты под прямым углом к лапе. Это хватательное движение, которое котята с восторгом проделывают в игре, абсолютно точно, до мельчайших деталей, совпадает с тем движением, которым пользуются кошки, схватывающие взлетающую с земли птицу.

Биологический смысл еще одного движения, часто наблюдающегося в игре, менее очевиден, так как практически кошки пользуются им очень редко. Котенок стремительным, направленным вверх ударом вывернутой подушечки с выпущенными когтями подцепляет игрушку снизу, перебрасывает ее через плечо, так что она описывает крутую дугу, и стремительно прыгает за ней. Или же - особенно имея дело с большими предметами - котенок садится перед игрушкой, напряженно выпрямляется, подцепляет ее лапами снизу с обеих сторон и швыряет через голову по еще более крутой дуге. Часто котенок следит за полетом игрушки глазами, делает высокий прыжок и приземляется там же, где падает она. В жизни такие движения используются при ловле рыбы: первая система - для ловли мелкой рыбешки, а вторая – для крупной.»7

Особый вариант манипуляционных игр – манипуляции с добычей, они составляют важнейший компонент становления охотничьего поведения молодых хищных млекопитающих. Детеныши разных видов кошачьих играют и с живой, и с мертвой, и с искусственной жертвой. От истинных охотничьих приемов эти игры отличаются произвольной последовательностью отдельных элементов, их незавершенностью, или повышенной интенсивностью. Интересно, что, в отличие от многих других животных, кошачьи продолжают активно играть и став взрослыми.8

Социальные или коллективные игры встречаются у животных, которые живут в сложноорганизованных сообществах. В процессе таких игр отрабатываются будущие социальные взаимодействия, закладываются основы иерархических отношений между участниками.

К таким играм относятся, например, игровая борьба. Например, у сурков: молодые животные часто и подолгу «борются», поднимаясь на задние конечности, и обхватывая друг друга передними. В такой позе они трясутся и толкаются. Часто наблюдается у них и игровое бегство, в то время как общеподвижные игры встречаются у молодых сурков редко.9

Широко распространена игровая борьба у хищных. У куньих преобладают охотничьи игры (помимо общеподвижных), которые нередко переходят в игровую борьбу. Как и у других млекопитающих, преследователь и преследуемый в таких играх часто меняются ролями. У медвежат игровая борьба выражается в том, что партнеры толкают и «кусают» друг друга, обхватившись передними лапами, или наносят друг другу удары. Встречаются также совместные пробежки (или плавание наперегонки), игра в «прятки» и т.п.10

Совместные игры львят заключаются, прежде всего, в подкрадывании, нападении, преследовании, и «борьбе», причем партнеры то и дело меняются ролями. 11

Игровая борьба и охота свойственна и другим представителям кошачьих. Так, притаившись за угольным ящиком, котенок выслеживает своего брата, который уселся посреди кухни и не подозревает об этой засаде. А первый котенок содрогается от нетерпения, точно кровожадный тигр, хлещет себя хвостом по бокам и проделывает головой и хвостом движения, также наблюдающиеся у взрослых кошек. его внезапный прыжок относится к совсем иной системе движения, назначение которых не охота, а драка. Вместо того чтобы прыгнуть на своего брата как на добычу - впрочем, это тоже не исключается, - котенок на бегу принимает угрожающую позу, выгибает спину и боком приближается к противнику. Второй котенок тоже выгибает спину, и оба некоторое время стоят так, вздыбив шерсть и изогнув хвосты.

Насколько известно, взрослые кошки подобной позиции по отношению друг к другу никогда не занимают. Каждый котенок ведет себя скорее так, словно перед ним собака, и все-таки их схватка развивается как подлинная драка двух взрослых котов. Крепко вцепившись друг в друга передними лапами, они кувыркаются самым невероятным образом, одновременно дергая задними лапами так, что, будь на месте второго противника человек, у него после игры были бы расцарапаны все руки. Сжимая братца в железной хватке передних лап, котенок энергично бьет его задними лапами с выпущенными когтями. В настоящей драке такие секущие, рвущие удары нацеливаются в незащищенный живот врага, что может привести к самым печальным результатам.

Побоксировав немного, котята выпускают друг друга, и тут обычно начинается увлекательная погоня, во время которой можно наблюдать еще одну систему грациозных движений. Когда убегающий котенок видит, что другой его настигает, он внезапно проделывает сальто- мортале, мягким, совершенно бесшумным движением проскальзывает под своего противника, вцепляется передними лапами в его нежное брюшко, а задними бьет его по мордочке.12

Подобные совместные игры в большей степени являются тренировкой навыков, необходимых для охоты, в меньшей – развлечением.

Коллективные игры также необходимы для установления иерархии в отношениях между животными. Так, у псовых иерархические отношения начинают формироваться в возрасте 1–1,5 месяца, хотя соответствующие выразительные позы и движения появляются в ходе игры уже раньше. У лисят уже на 32–34-й день жизни наблюдаются вполне выраженные «нападения» на собратьев с признаками импонирования и запугивания. В начале второго месяца жизни появляются иерархические отношения у койотов.13

Такие игры содержат элементы грубой физической силы, признаки демонстрационного поведения, являясь средством психического воздействия на партнера, запугивания. Животные проявляют такие движения, как «трепание» партнера, наскакивание на него и т.п.

Животные могут коллективно заниматься манипуляционной игрой, включая в свои совместные действия какие-нибудь предметы в качестве объекта игры. В качестве примера такой игры можно привести описанные Вюстехубе совместные действия трех молодых хорьков с пустой консервной банкой. Будучи случайно уроненной в таз умывальника, эта банка затем многократно сбрасывалась ими туда, что производило соответствующий шумовой эффект. Когда же зверькам вместо банки давался резиновый мячик, хорьки с ним так не играли, но впоследствии находили другой твердый предмет – фаянсовую затычку, с помощью которой возобновляли ту же «шумовую» игру.14

У диких четырехмесячных поросят немецкий этолог Г.Фрэдрих однажды наблюдал оживленную совместную игру с монетой: поросята нюхали и придавливали ее «пятачками», подталкивали, хватали зубами и подбрасывали ее вверх, резко вскидывая при этом голову. В этой игре одновременно участвовало несколько поросят, причем каждый из них старался овладеть монетой и сам поиграть с ней описанным образом. Фрэдрих также наблюдал совместные игры молодых кабанов с тряпками. Подобно щенкам, поросята хватали зубами одновременно одну и ту же тряпку и тянули ее в разные стороны. «Победитель» или убегал с тряпкой, или продолжал самостоятельно с ней играть, трепал ее и т.д.

В подобных «трофейных» играх отчетливо выступают и элементы демонстрационного поведения, причем достигается импонирующий эффект с помощью объекта – «посредника», точнее, путем демонстрации его обладания. Не меньшую роль играют, конечно, «оспаривание», захват, отнятие объекта, равно как непосредственная «проба сил», когда животные, схватившись одновременно за объект, тянут его в разные стороны.15

Один из вариантов коллективных социальных игр – игры матери с детенышем. Они характерны для хищных млекопитающих, но особенно развиты и выражены у человекообразных обезьян, у которых мать играет с детенышем с первых же месяцев жизни и до окончания подросткового периода.16

Гудолл подробно описывает игры матери-шимпанзе с детенышем. От матери младенец получает первый опыт социальной игры, когда та нежно покусывает его зубами или щекочет пальцами. Сначала игровые эпизоды длятся недолго, но около 6 месяцев детеныш начинает отвечать матери игровой мимикой и смехом, а продолжительность игры растет. Некоторые самки играют не только с младенцами, но и с детенышами довольно зрелого возраста. Одна из обезьян играла и в 40 лет: детеныши бегали вокруг дерева, а она стояла и делала вид, что пытается схватить их, или хватала тех, кто пробегал близко. Ее дочь также играла со своим потомством в течение довольно долгого времени.17

Когда младенец достигает возраста 3–5 месяцев, мать позволяет другим детенышам играть с ним. Сначала это старшие братья и сестры, но с возрастом этот круг растет, а игры становятся продолжительнее и энергичнее.

Игры многих животных, в частности шимпанзе, по мере взросления приобретают все более грубый характер и нередко заканчиваются агрессивно. Благодаря этому животное получает сведения о сильных и слабых сторонах своих партнеров по игре и об относительном иерархическом положении своей матери и матерей товарищей по играм. Наряду с этим детеныш учится драться, угрожать, устанавливать союзнические отношения. Это позволяет ему впоследствии успешнее отстаивать свои права и повышать социальный ранг.

Ряд исследователей приходит к выводам, что некоторым животным присущи и так называемые высшие формы игровой деятельности. К ним, в частности, Фабри относит манипуляционные игры молодых обезьян. Такие игры заключаются в сложном манипулировании предметом. Животное в ходе такой игры подолгу и сосредоточенно подвергает предмет разнообразным, преимущественно деструктивным воздействиям или даже воздействует ими на другие объекты.

Еще один, наиболее сложный, вид игр - «образное фантазирование» - игры с воображаемыми предметами или в воображаемых обстоятельствах. Игры с воображаемыми предметами описаны Хейсами у шимпанзе Вики, которая, как уже упоминалось, в течение довольно долгого времени изображала, что она возит на веревочке игрушку. Она придавала телу соответствующую позу, обводила отсутствующую «веревочку» вокруг препятствий и дергала ее, когда та застревала или цеплялась за воображаемое препятствие.18

Ученым удалось также описать игровое поведение некоторых птиц. Например, у врановых, живущих на воле, отмечают разнообразные и сложные манипуляции с предметами. Иногда, например, можно наблюдать, как ворона на лету выпускает зажатую в клюве палочку или другой небольшой предмет и тут же ловит его, проделывая это несколько раз подряд. Характерны для них и другие весьма разнообразные подвижные игры: парные полеты, преследования, пируэты и кувыркание в воздухе, купанье в снегу, катанье с крыш и т.д.

Особенно разнообразны игры городских ворон. Достаточно часто можно наблюдать, как 2–3 вороны дразнят собаку. Они могут отвлекать ее от еды, могут заставлять гоняться за ними до полного изнеможения, могут заманивать на край оврага, чтобы собака свалилась в него, и т.п. Описано, что некоторые вороны играют даже с хозяевами собак, например, перехватывая из рук поводок.19

Коллективные игры птиц чаще всего представляют собой погони и передачи из клюва в клюв.

При всем многообразии форм игры у животных и птиц их объединяет несколько особенностей.

Во-первых, игры животного практически всегда сопряжены с большой подвижностью. В ходе таких игр развиваются такие физические способности ловкость, быстрота, реактивность, сила, а также некоторые двигательно-сенсорные координации (глазомер). В результате формируются проявления видотипичного поведения.

Во-вторых, характерной чертой игрового поведения животных является его сопряженность с перестройкой и сменой функций тех стереотипных фиксированных комплексов действий, которые составляют поведение взрослого животного. Зачастую они относятся к разным его категориям (половое, охотничье и т.п.), но переплетены в единый клубок.

Третья особенность игр у животных заключается в том, что они практически не приводят или приводят в гораздо меньшей, чем у человека, степени развития таких качеств как сообразительность, воображение, самосознание.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать выводы о том, что игровая деятельность у животных проявляется в различных формах и выполняет различные функции. Прежде всего, это функция становления поведения, физической тренировки необходимых в будущем навыков охоты, самозащиты, борьбы. Кроме того, игра выполняет познавательные функции, способствует исследованию окружающей среды, приобретению знаний о законах и явлениях окружающего мира. Третья функция игры у животных заключается в накоплении обширного индивидуального опыта, прежде всего, опыта взаимоотношений с себе подобными, который позже найдет применение в разнообразных жизненных ситуациях.


2.2 Особенности игровой деятельности человека


Игра, по мнению большинства исследователей, является ведущим видом деятельности для ребенка первых лет жизни. В целом она выполняет те же функции, что и у животных, а именно – развивающую, познавательную, функцию социализации и др.

Отличия же игр человеческих детей и детенышей животных заключаются в том, что игры выступают в несколько других формах, которые, кроме того, сменяют друг друга на протяжении роста и развития ребенка.

Так, сначала появляется предметная игра. Ребенок проводит различные действия с предметами, которые его окружают, исследует их свойства, бросая их, пробуя на вкус, разбирая и собирая. В отличие от животных, которые играют только с теми предметами, которые содержат в себе определенный для данного вида раздражитель, ребенок человека играет любыми предметами. Позже он начинает воспроизводить предметные действия взрослых. Накопив с помощью предметной игры необходимый объем знаний, ребенок переходит к другой форме игры – сюжетно-ролевой.

Сюжетно-ролевая игра предполагает воспроизведение отношений, возникающих между людьми в различных ситуациях. Ребенок проигрывает действия родителей, врачей, продавцов, воспитателей и других людей, которых он встречает в реальной жизни.

Следующим этапом в развитии ребенка становится игра с правилами. Она сопровождает ребенка с конца дошкольного детства до первых лет школьного возраста. Игра с правилами постепенно усложняется. Она проходит с применением предметов, при котором значение одного предмета может переносится на другой.

Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процессе коллективной игры.

В ролевой игре происходит развитие воображения, сообразительности, самосознания, становление элементов произвольного поведения.

Важным отличием игр детей является активное участие в них взрослых. Взрослые целенаправленно приучают ребенка к искусственному миру предметов, зачастую запрещая использовать в игровых целях предметы быта, определяют социальную направленность игрового процесса.

Таким образом, игровая деятельность человека отличается от игр других представителей животного мира. Эти отличия касаются форм игры, их смены в зависимости от возраста ребенка. Игры человека отличает меньшая физическая подвижность, чем у животных, но большее напряжение сферы интеллекта, а также активное участие взрослых и применение специальных предметов – игрушек.


Заключение


В данной работе рассматривается игровая деятельность у разных представителей позвоночных. Выбор темы обусловлен возрастающим научным и общественным интересом к вопросам игры и ее возможностей.

Литература


Гроос К. Душевная жизнь ребенка. – Киев: Киевское Фребелевское об-во, 1916.

Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. – М.: Мир, 1992.

Дембовский Я. Психика молодого шимпанзе. /»Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии». – М.: Российское психол. об-во, 1997.

Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов. – М.: Наука, 1986.

Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. – М.: Мир, 1981.

Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. –М.: Изд-во МГУ, 2002.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1977, 1986.

Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. – М.: Изд. Гос. Дарвиновского музея, 1935.

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. – М.: Мир, 1981.

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. – М.: Знание, 1978.

Лоренц К. Человек находит друга. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. – М.: Мир, 1988.

Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. –М.: Мир, 1982.

Прайер К. Несущие ветер. – М.: Мир, 1981.

Семаго Л.Л. Серая ворона.//Наука и жизнь. 1986. № 11.

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1976, 2001.

Фабри К.Э. Игра у животных. –М., 1985.

Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. – Л.: Наука, 1977.

Фосси Д. Гориллы в тумане. – М.: Прогресс, 1990.

Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. – М.: Мир, 1968.

Эйбл-Эйбесфельдт И. Зачарованные острова. Галапагосы. – М.: Прогресс, 1971.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

Эльконин Д.Б. Теории игры. /»Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии». – М.: Российское психол. об-во, 1997.

Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.

Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М., 1975.

Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. Сравнительно-психологическое исследование. Л.,1966.

Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970.

Тушмалова Н.А. Основные закономерности эволюции поведения беспозвоночных // Физиология поведения. Л., 1987.

Фабр Ж.-А. Жизнь насекомых. М., 1963.

Фабри К.Э. Хватательная функция руки приматов и факторы ее эволюционного развития. М., 1964.

Фабри К.Э. О некоторых основных вопросах этологии // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический. 1967. Т. 72. Вып. 5.

Фабри К.Э. В.А.Вагнер и современная зоопсихология // Вопросы психологии. 1969. №6.

Фабри К.Э. К проблеме игры у животных // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический. 1973. Т. 78. Вып. 3.

Фабри К.Э. О подражании у животных // Вопросы психологии. 1974. № 2.

Познавательная функция игровой активности животных

Игра и исследовательское поведение

В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнять накопленный в процессе эволюции видовой опыт применительно к конкретным условиям жизни особи.

В трудах ряда авторитетных ученых отмечается связь игры с исследовательской деятельностью (Гроос, Бич, Ниссен, Лоренц и др.), но при этом отмечаются и различия между этими категориями поведения. Возражая против взгляда на игру как на «игру природы», якобы не имеющую значения для сохранения вида, Лоренц подчеркивал ее большое значение для «исследовательского научения», ибо в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально биологически значимому и тем самым выискивает в самых различных условиях возможности для существования. Особенно это относится, по Лоренцу, к таким «любопытствующим существам» («Neugierwesen»), как врановые птицы или крысы, которые благодаря чрезвычайно развитому исследовательскому поведению сумели стать космополитами. Аналогичным образом видный немецкий этолог О. Келер указывал на то, что игра является «практически непрестанным поиском проб и ошибок», в результате чего животное медленно, случайно, но подчас и внезапно научается тому, что весьма важно для него.

Правда, другие специалисты высказывают мнение, что сходство между явлениями игры и исследовательского поведения является лишь внешним и не имеет существенного значения. Такой точки зрения придерживаются, например, Хамильтон и Марлер. Однако никем не ставилось под сомнение, что приобретение информации путем игры осуществляется по меньшей мере в сочетании с «собственно» исследовательской деятельностью. Безусловно, не всякая ориентировочно-исследовательская деятельность является игрой, как и ознакомление с окружающим осуществляется у молодого животного не только в игровой форме. Но в каждой игре содержится в той или иной степени исследовательский компонент.

Особенно это относится к играм с предметами, к манипуляционным играм, но опять-таки не всякое манипулирование является игрой. (Не является, например, игрой манипулирование пищевыми объектами во время еды или гнездостроительным материалом во время сооружения гнезда.) Но манипулирование «биологически нейтральными» объектами или же биологически значимыми, но вне их адекватного применения является ни чем иным, как игрой.

Важно подчеркнуть далее, что всякое манипулирование, особенно игровое, всегда включает в себя исследовательский компонент. Более того, манипулирование «биологически нейтральными» предметами представляет собой высшую форму ориентировочно-исследовательской деятельности. С другой стороны, без игры молодое животное может ознакомиться со свойствами только объектов, имеющих для него непосредственно биологическое значение. Игровое манипулирование предметами особенно стимулируется появлением новых или малоизвестных объектов. Роль новизны предметных компонентов среды в манипулировании особенно подчеркивал для обезьян еще Войтонис.

Развитие двигательных способностей всегда сопряжено с исследованием окружающей среды. Можно сказать, что всевозрастающее приобретение информации о компонентах среды является функцией развивающейся двигательной активности, ориентация которой во времени и пространстве в свою очередь осуществляется на основе этой информации. Именно в этом находит свое выражение единство моторных и сенсорных элементов поведения, развивающихся в ходе игры.

В наименьшей мере исследовательский компонент представлен в играх, служащих лишь своего рода «физическими упражнениями»; в наибольшей же мере - там, где имеет место активное воздействие на объект игры, особенно деструктивного порядка, т. е. в манипуляционных играх. Последние могут в некоторых случаях приобрести значение подлинных «исследовательских» игр (см. ниже).

Особое место занимают опосредованные игры, в частности «трофейные» игры, когда, очевидно, можно говорить даже о совместном познавании объекта игры при совместных двигательных упражнениях. Однако эти игры все же служат прежде всего средством общения между животными и установлению определенных отношений между ними, как это имеет место и при других совместных играх. К тому же нельзя, конечно, быть уверенным, что при «трофейных» играх партнеры действительно воспринимают структурные изменения в объекте игры как таковые, ибо их внимание устремлено друг на друга.

Из книги Пособие по подготовке собак по поиску ВВ автора Чеченин Вячеслав Павлович

Работа на основе игровой заинтересованности Схема процесса подготовки собак остаётся прежней (за исключением небольших изменений). Только в этом случае, в качестве доминирующей мотивации и поощрения животного, используется игра. Игровое поведение вызывается природной

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Совершенствование двигательной активности в играх животных Манипуляционные игры Признав игру развивающейся деятельностью, необходимо теперь уточнить, что именно и как при этом развивается, что нового привносит игровая активность в поведение животного. Наиболее

Из книги Основы нейрофизиологии автора Шульговский Валерий Викторович

Высшие формы игровой исследовательской деятельности животных При всем многообразии форм игры их объединяет большая общая подвижность животного, большое разнообразие производимых им телодвижений и интенсивное перемещение в пространстве (рис. 23). Наиболее ярко это

Из книги Племенное разведение собак автора Сотская Мария Николаевна

ГЛИЯ – МОРФОЛОГИЯ И ФУНКЦИЯ Головной мозг человека состоит из сотен миллиардов клеток, причем нервные клетки (нейроны) не составляют большинство. Большая часть объема нервной ткани (до 9/10 в некоторых областях мозга) занята клетками глии (от греч. склеивать). Дело в том, что

Из книги Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов автора Гриценко Владимир Васильевич

Эндокринная функция половых желез На функции половых желез влияют релизинг-гормоны гипофиза и гормоны, выделяемые непосредственно половыми железами.Мужские половые гормоны.Гормоны, выделяемые мужскими половыми железами по своей природе являются стероидами и

Из книги Генетика этики и эстетики автора Эфроимсон Владимир Павлович

2 Подготовка собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов на основе игровой деятельности 2.1. Игровая потребность и игровая деятельность Потребность в игре, по мнению П. В. Симонова, относится к группе потребностей саморазвития и

Из книги Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами автора

2.3. Компенсаторная и замещающая функции игровой деятельности Под разыгрыванием понимается такая организация жизнедеятельности собаки, в результате которой происходит замещение естественных для удовлетворения тех или иных потребностей поведенческих актов игровой

Из книги Геном человека [Энциклопедия, написанная четырьмя буквами] автора Тарантул Вячеслав Залманович

11. МНОГООБРАЗИЕ АНТИСОЦИАЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ «Есть ли у тебя совесть?» «Совесть у меня есть, но я ей не пользуюсь».«Мне своего не нужно - я и чужим проживу».(Из бесед с одним неунывающим рецидивистом)Если вошь в твоей рубахеКрикнет тебе, что ты -

Из книги Возрастная анатомия и физиология автора Антонова Ольга Александровна

11.1. Социальная функция агрессивности Симпатическая нервная система, выбрасывая адреналин, резко повышает активность, ускоряет бег, усиливает обороноспособность, решительность. Ее антагонистом является центральная нервная система, которая уравновешивает порыв

Из книги Теория адекватного питания и трофология [таблицы текстом] автора

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

ЧАСТЬ II. ФУНКЦИЯ ГЕНОМА ЧЕЛОВЕКА КОРОЛЕВА УМЕРЛА - ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЕВА! То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. П. Лаплас Наука всегда оказывается не права. Она никогда не решит вопроса, не поставив при этом десятка новых. Б. Шоу Итак,

Из книги Теория адекватного питания и трофология [таблицы картинками] автора Уголев Александр Михайлович

5.3. Световая и цветовая чувствительность. Световоспринимающая функция При действии световых лучей происходит фотохимическая реакция расщепления родопсина и йодопсина, причем скорость реакции зависит от длины волны луча. Расщепление родопсина на свету дает световое

Из книги Биологическая химия автора Лелевич Владимир Валерьянович

Из книги автора

Метаболическая и гедонистическая функция углеводов Необходимость поддержания определенного уровня глюкозы в крови обеспечивается на поведенческом уровне наличием гедонистической потребности в сладком, которая имеется у всех животных. Даже если сыты, они охотно

Из книги автора

6.3. Эндокринная функция двенадцатиперстной кишки Как отмечено выше, к началу 50-х годов нами были преодолены технические трудности, связанные с полным и атравматичным удалением двенадцатиперстной кишки и с пересадкой панкреатического и общего желчного протоков в тощую

Из книги автора

Обезвреживающая функция печени Печень является главным органом, где про обезвреживании естественных метаболитов (билирубин, гормоны, аммиак) и чужеродных веществ. Чужеродными веществами, или ксенобиотиками, называют вещества, поступающие в организм из окружающей



Пасьянс Косынка