Схемы к блокам дьенеша старшая группа. Эффективные занятия по математике с блоками Дьенеша: обучение в игровой форме. Чтобы рядом не было блоков одинаковых

Золтан Дьенеш - это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог , который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества. Методика Дьенеша помогает детям дошкольного и старшего возраста в игровой форме освоить различные математические понятия , а также развить важные для малышей психологические процессы.

Золтан Дьенеш , основываясь на личный богатый педагогический опыт и результаты исследований в сфере психологии, разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий. Система Дьенеша помогает родителям и педагогам активно развивать интеллектуальные и творческие задатки малышей.

Авторская теория шести стадий изучения математических понятий

Жизнь Золтана Дьенеша была всегда тесно связана с педагогической деятельностью и глубоким изучением математики. Педагог стремился разработать методику , которая помогла бы детям различного возраста изучать математику легко и интересно . На основе практических наработок и знаний возрастной психологии Дьенеш создал авторскую программу по изучению математики детьми различной возрастной категории, которая стала фундаментом его системы. Педагог рекомендует в авторской использовать родителям и педагогам различные логические игры , развивающие учебные пособия и увлекательные математические задания. Данные педагогические средства необходимы для стимулирования интереса у малышей к занятиям математики.

Золтан Дьенеш разработал и апробировал на практике теорию о шести стадиях изучения математики . Автор системы назвал первую стадию математического познания свободной игрой. Суть ее заключается в том, что ребенок, получая от педагога какое-либо задание, стремится мгновенно решить его с помощью проб и ошибок, прибегая к хаотичному перебору вариантов. Данная стадия знакомит малыша с заданием, которое ему нужно успешно выполнить. С этого момента начинается этап обучения ребенка.

После многочисленных попыток решить поставленную задачу осуществляется плавный переход ребенка на вторую стадию под названием правила игры. Изучение правил для Золтана Дьенеша является важным обучающим моментом, так как малыш не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи от начала до конца. В правилах содержится самая важная информация для ребенка, которую педагог стремится ему донести.

На третьей стадии происходит процесс сравнения . После того, как взрослые вместе с малышом использовали для работы несколько игр математической тематики, наступает этап сравнивания содержания данных игр. Автор методики призывает родителей и педагогов обучать малышей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но используется при этом различный дидактический материал. Например, можно обыграть одну задачу на блоках, потом на геометрических фигурах, пуговицах или в вырезании зайцев. В результате ребенок должен прийти к правильному алгоритму собственных действий, независимо от того чем он в данный момент играет. Эта стадия развивает абстрактное мышление у малышей.

Четвертая стадия помогает ребенку в ходе игр воспринимать абстрактный смысл чисел . Золтан Дьенеш рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы.

На пятой стадии малыш приходит к пониманию , что серия из двух и более шагов приводит к одному результату . Автор системы назвал данную стадию символической. Для описания карт игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. Ребенок создает в процессе игры собственные символические системы.

Заключительная стадия является длительнее всех выше перечисленных этапов. На шестой стадии предлагаются различные варианты описания карт игр, определяются специфические правила, позволяющие прийти к необходимым логическим выводам . Ребенок с педагогом исследует содержание понятий аксиома и теорема, а также изучает правила перехода от аксиом к теоремам.

Многие взрослые считают, что теория изучения математических понятий непонятная и сложная для восприятия ребенком. Золтан Дьенеш создал данную теорию для малышей от трех до восьми лет , учитывая их физиологические и возрастные особенности. В связи с этим, она воспринимается детьми на практических занятиях с большим интересом и легкостью.

Главная задача взрослых - запастись терпением, разобраться в особенностях методики, а также научиться использовать наглядные пособия.

В результате дети смогут решать легко и быстро математические задачи и упражнения повышенного уровня сложности.

Игры с логическими блоками

Дьенеша Золтан Дьенеш разработал логические блоки , позволяющие обучать малышей основам математики в легкой игровой форме. Данное учебное пособие рекомендуется использовать с трехлетнего возраста ребенка. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, у малыша активно развивается логика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы. В ходе работы с авторским дидактическим материалом у малышей формируются навыки выполнения различных предметных действий, развивается речь, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, а также раскрываются творческие способности.

В набор для игры входят 48 логических блоков , которые отличаются формой, цветом, толщиной и размерами. Блоки Дьенеша представлены в виде основных геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, оформленные в желтые, красные и синие цвета. Геометрические фигуры выполнены в большом и маленьком размере, а также в виде тонких и толстых фигур. Важно, что в наборе не существует геометрических фигур с одинаковыми параметрами.

Перед тем как приступить к игре с блоками Золтан Дьенеш советует родителям заранее познакомить малыша с данным дидактическим пособием. Выложите перед крохой набор и предоставьте ему полную свободу действий. Он может перебрать их, потрогать на ощупь, подержать в руках или даже поиграть с ними. После адаптационного периода предложите ребенку выполнить небольшие задания. Например, попросите малыша отсортировать из представленного материала только синие фигуры или распределить фигуры по размерам и толщине.

Подобные задания знакомят ребенка с основными математическими понятиями.

Золтан Дьенеш разработал множество математических игр на основе блоков . Так к дидактическому набору прилагается подробная инструкция, на страницах которой описана суть авторской и варианты упражнений и игр. Рассмотрим подробно некоторые из них:

Игры с обручами в системе Дьенеша

Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой объясните ребенку основную терминологию - «внутри» и «вне» обруча. Для этой цели родители используют два стандартных обруча, которые отличаются цветовым исполнением, например, фиолетовый и зеленый, и помещают их на любую твердую поверхность. Далее малышу объясняются следующие аспекты:

  • какая часть поверхности располагается внутри двух обручей;
  • внутри фиолетового обруча, но вне зеленого;
  • внутри зеленого, но вне фиолетового обруча;
  • вне обоих обручей.

Рассмотрим подробно содержание некоторых игр .

Для игры с одним обручем нужно подготовить логические блоки и обруч. Далее предложите крохе поместить внутрь обруча только блоки желтого цвета, а вне обруча расположить остальные блоки. Для закрепления информации можно задать следующие вопросы:

  1. Какой материал находится внутри обруча? (Желтые).
  2. Какие блоки расположены вне обруча? (Не желтые).

В процессе игры предоставьте малышу возможность самостоятельно выбирать основной цвет логических блоков.

Для игры с двумя обручами приготовьте логические блоки и обручи, отличающиеся цветом фиолетовый и синий. Разместите на твердой поверхности обручи, чтобы они имели общую часть после пересечения. Далее предложите ребенку встать в различные зоны обруча, при этом проговариваются слова: внутри и вне обруча. Например, встань внутрь фиолетового обруча, но вне синего обруча или встань внутри обоих обручей.

Потом малыш располагает логические блоки внутри двух обручей. Например, внутри фиолетового обруча необходимо поместить все синие блоки, а внутри желтого - блоки круглой формы. Следует отметить, что в данной игре блоки определяются по двум основным признакам: цвет и форма.

Более сложным уровнем отличается игра с тремя обручами. В данной игре малыши выполняют сортировку блоков по трем признакам. Для игры необходимо расположить обручи так, чтобы получилось восемь областей. Далее родители с малышом называют данные области по отношению к обручам, отличающиеся цветом. Например, внутри зеленого и красного обруча, но вне фиолетового обруча или внутри трех обручей. После ознакомления с областями взрослые предлагают ребенку расположить в обручах предметы: внутри обруча красного цвета поместить блоки квадратной формы, внутри обруча фиолетового цвета - блоки большого размера, а внутри зеленого - блоки в желтом исполнении. Для закрепления и повторения материала задайте еще малышу дополнительные вопросы по расположению материала внутри обручей.

Игры с обручами помогают малышам развивать внимание, память, образное мышление, а также обучают операциям синтеза и анализа.

Игры с логическими фигурами Дьенеша

На основе системы Дьенеша разработано множество пособий для различных возрастных категорий. В логические игры Дьенеша могут играть как трехлетние карапузы, так и первоклассники. В набор «Давайте вместе поиграем» включены плоские логические фигуры, которые повторяют блоки Дьенеша, и специальные карточки с символами свойств. Логические фигуры Дьенеша знакомят малышей с основными геометрическими формами и размерами. В легкой игровой форме дети учатся кодировать и декодировать полученную информацию, осуществлять анализ и синтез, также у малышей развиваются важные психологические процессы и креативное мышление. С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов.

Сегодня представлено для родителей и педагогов большое количество вариантов игр с фигурами Дьенеша и символами. Также можно продумывать собственные варианты игр, которые учтут все индивидуальные особенности вашего ребенка. Рассмотрим несколько игр с карточками символами и логическими фигурами.

Игра «Украсим елку бусами» обучает порядковому счету, прививает умения разбираться в схемах, а также развивает абстрактное мышление ребенка.

Для работы нужно подготовить изображение елки, логические фигуры и карточки с символами. Цель игры заключается в том, чтобы украсить елку пятью рядами бус.

Каждый ряд насчитывает три бусы. На карточке цифра обозначает порядковый номер нитки. Украшать елку нужно сверху вниз. По схеме необходимо украсить первый ряд бусами. Например, большой синий круг, маленький синий треугольник и большой синий квадрат. По аналогии размещаем оставшиеся бусы. При этом заштрихованный кружок указывает на местоположение бусинки на нитке.

Игра «Магазин» развивает у малышей умения рассуждать, аргументировать и доказывать собственный выбор.

В процессе игры понадобятся логические фигуры и карточки с картинками различных предметов. Ребенок представляет себе, что он приходит в магазин детских игрушек. Для покупки товара используются специальные деньги - логические фигуры. На одну купюру разрешается приобрести только один товар. Правила покупки заключаются в том, что можно купить ту игрушку, в которой присутствует только одно свойство логической фигуры. Родители могут усложнить задание для ребенка по выбору игрушки. Например, учитывать при покупке игрушки два свойства логической фигуры.

Игра «Художники» учит малышей сравнивать свойства предметов и развивает его эстетические способности. Для игры заранее приготовьте логические фигуры, специальные эскизы картин и дополнительные детали для оформления картины. Ребенок должен нарисовать картину по эскизу. Родители с малышом выбирают эскиз, фоновую бумагу, необходимые детали и логические фигуры к картине. В процессе работы малыш должен учитывать многие особенности, чтобы нарисовать картину правильно. Например, если деталь окрашена, то нужно использовать объемную фигуру. Контур детали указывает на применение плоской фигуры. Когда картина полностью составлена, необходимо придумать ее название и рассказать, что на ней изображено.

Преимущества системы Дьенеша

Система Дьенеша не так известна среди родителей, как например методика Никитиных или игры . Данная система и ее многофункциональный дидактический материал сразу понравится ребенку, не зависимо от уровня его подготовки и возраста. Логические блоки помогут развить различные типы мышления у малыша, раскроют его потенциал к решению упражнений и заданий. Если ежедневно применять для занятий с крохой фигуры или блоки Дьенеша, то у малыша сформируется оперативная память и умение характеризовать свойства любого предмета.

В легком игровом формате ребенок изучает параметры предметов и геометрические формы. Малыши учатся сравнивать, анализировать информацию, принимать необходимые решения, создавать математические модели, логические ряды и цепочки.

При этом игры с блоками Дьенеша отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач. Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.

Логические блоки Дьенеша - это учебно-игровое пособие, которое создал Золтан Дьенеш - венгерский психолог и математик. Я очень часто использую их в работе с детьми.

Игры с блоками Дьенеша знакомят детей с элементарными математическими представлениями - формой, цветом, размером и толщиной объектов. Игры с блоками развивают логическое и аналитическое мышление (умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение.

Блоки можно использовать в играх с детьми от 1 года и до самой школы.

Так как я часто использую их в работе с малышами, мне было не достаточно необходимых простых заданий из альбомов, которые есть в продаже, и я сделала свои.

Работать с ними очень просто. Кладём перед ребёнком страницу из альбома, справа или сверху от неё необходимые блоки. Предлагаем ребёнку положить блоки на фигуры такого же цвета и формы. Если я даю ребёнку картинку с паровозом, то потом предлагаю на блоки посадить маленьких зверей, которые хотят отправиться в путешествие, например, посадить собачку в синий вагон, а белочку в красный. Также часто, после того как ребёнок выполнил задания, я прошу его помочь мне убрать блоки на место, а для этого прошу дать мне сначала большой красный круг, или маленький синий квадрат. Затем усложняю задания, прошу дать мне не синий круг, или не толстый треугольник и т.п.

Такая игра позволяет закреплять у малышей знания основных цветов, геометрических форм, развивает пространственное мышление, и умение выполнять задания.







Также в работе с малышами я использую и другие альбомы к блокам: "Для самых-самых маленьких" и "Маленькие логики".


Буду благодарна за отзывы и комментарии)

В этой статье предлагаются занятия с блоками Дьенеша, направленные на развитие логического мышления, умения выявлять определенное свойство предмета.

Игра “Где больше?”

Перед ребенком выкладывается два ряда фигур - в одном 4 блока, в другом - 5. Ребенок определяет в каком ряду блоков больше, и как сделать равное количество блоков в каждом ряду (убрать лишний или добавить еще один).

Игра “Построй ряд”

Перед ребенком выкладывается ряд из 5-6 фигур. Предложите ребенку построить нижний ряд таким образом, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другого размера. Варианты - другой формы, другого цвета.


Игра “Заполни таблицу”

Начертите таблицу из 9 клеток - 3 на 3. В каждой строке заполните только 2 клетки блоками, объединенные определенным признаком (формой, цветом, размером). Предложите ребенку заполнить пустые клетки.

Игра “Построй многоэтажный дом”

Перед ребенком выкладывается ряд из 4 фигур - это “жители первого этажа”. “Второй этаж” строится таким образом, чтобы каждый “житель” первого этажа отличался от своего “верхнего соседа” по цвету. Следующий “этаж” - фигуры отличаются от нижних по форме, еще один “этаж” - по размеру, и т.д.




Игра “Построй дорожку”

Нарисуйте схему - правило построения дорожки. Ребенок строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем желтый, и треугольный.

Игра “Не-свойство ”

Выберите один блок, например, красный большой круг. Предложите ребенку описать свойства этой фигуры, использую приставку “не”, например:

Это блок какой?

- Не-желтый , не-маленький , не-треугольный

Предложите ребенку найти все такие же блоки - “не-желтые , не-маленькие , не-треугольные ”.

Игра “Угадайка”

Спрячьте один блок. Предложите ребенку угадать какую фигуру вы спрятали, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например: “Эта фигура синего цвета?”, “Это - треугольник?”.

Игра “Найди собачку”

Выложите перед ребенком 8 блоков, под одним спрячьте изображение собачки. По аналогии с предыдущей игрой, предложите ребенку найти собачку, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например:

Собачка под синим блоком?
- Нет.
- Под желтым?
- Нет.
- Под красным?
- Да.
- Под большим?
- Да.
- Под круглым?
- Да.

Игра “Сортировка”

Нарисуйте 2 пересекающихся круга. Предложите ребенку поместить в левый круг блоки желтого цвета, в правый - блоки квадратной формы, а в зоне пересечения кругов - блоки желтого цвета квадратной формы.

Вариант - в левом круге - блоки круглой формы, в правом - квадратной формы, а в центре - не-круглые и не-квадратные блоки, и т.д.

Игра “Раздели блоки”

Игра является вариацией предыдущей игры, но здесь понадобится уже 3 круга. Предложите ребенку разделить все блоки следующим образом: лисе - все маленькие блоки, медведю - все толстые, а волку все- круглые. Необходимо догадаться, что маленькие круглые блоки относятся к блокам и лисы и волка, - их нужно расположить на пересечении двух соответствующих кругов. По аналогии, круглые толстые блоки располагаются на пересечении кругов волка и медведя, а все маленькие круглые толстые блоки - на пересечении всех трех кругов.

Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.

Игры с логическими блоками Дьенеша для самых маленьких смотрите .

Занятия с логическими блоками Дьенеша с использованием карточек смотрите .

Делитесь своими комментариями и идеями.

Валентина Розпутняя
Мастер-класс для педагогов «Блоки Дьенеша»

Мастер – класс

ТЕМА : «Система работы по использованию блоков Дьенеша для развития логико- математических представлений у детей дошкольного возраста»

Педагог- мастер : Розпутняя Валентина Александровна

Место проведения :г. Кондопога МДОУ №20 «Колосок» корпус 9

Цель : повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников.

Задачи :

1. Пропагандировать среди педагогов знания об использовании блоков Дьенеша . Знакомить с основными приемами применения блоков Дьенеша .

2. Способствовать освоению педагогами технологией применения игр с блоками Дьенеша в разных возрастных группах.

3. Развивать конструктивные педагогические способности .

Оборудование и материалы : презентация, наборы блоков Дьенеша , сюжетные игрушки, методическая литература, обручи, выставка альбомов и игр с блоками Дьенеша .

Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам познакомиться с технологией применения игр с блоками Дьенеша .

С помощью игр с логическими блоками мы можем в комплексе формировать все важные для умственного развития мыслительные умения и подготавливать мышление детей к усвоению математики.

Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Создателем логических блоков является Золтан Дьенеш , всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика» .

Дидактический набор «Логические блоки » состоит из 48 объемных фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Давайте вспомним какими (назовите эти свойства) - цветом, формой, размером и толщиной.

Правильно.

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) ; почему нет зеленого цвета?

б) трех цветов (красный, синий, желтый) ;

в) двух размеров (большой, маленький) ;

г) двух видов толщины (толстый, тонкий) .

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Так же в играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) (покажите блок такого цвета , такой формы -презентация)

И карточки с отрицанием свойств, обратите внимание на перечеркнутые карточки, например : не красный. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Кроме объёмных блоков , в своей работе я использую набор плоских фигур.

Подробно с технологией применения блоков можно познакомиться , изучив такую литературу как.

Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 2-6 лет. Приводится описание разнообразных игр.

Давайте поиграем : математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А. А. Столяра Книга поможет сформировать у детей 5-6 лет первые элементарные математические представления и определенную логическую структуру мышления. В нее включено 59 логико-математических игр с многочисленными вариантами условий и описанием их проведения.

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Существует несколько групп игр с блоками Дьенеша .

1 группа игр. Это игры на выявление и абстрагирование свойств.

Они развивают умение выделять в предметах от одного до четырех свойств, абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками- символами, освоят умения строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

(«Найди клад» , «Автотрасса» , «Необычные фигуры» и др)

2 группа игр. Классификация, обобщение, сравнение.

Помогают развивать у детей умения классифицировать, обобщать и сравнивать предметы по одному, двум, трем или четырем свойствам. Сначала малыши осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным («Где чей гараж» , «Засели домики» ). («Дорожка» , «Найди пару» , «Поймай тройку» , «Домино» ).

3 группа игр. Логические действия и операции.

Эти игры и упражнения предназначены в основном для детей старшего дошкольного возраста. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не» , «и» , «или» , умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате ребенок сможет свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий («Помоги фигурам выбраться из леса» , «Построй дом» , «Раздели блоки » ).

Представленные игры и упражнения, за некоторым исключением, даны в трех вариантах. Давайте рассмотрим эти варианты на примере игры «Автотрасса» , еще одно название этой игры – «Построй дорожку» . В этой игре дети строят дорожку, правила построения записаны в таблице. Стрелка показывает, какая фигура, за какой идет, начинать можно с любой фигуры. Игры и упражнения первого варианта (I) развивают у малышей умения оперировать одним свойством. Игра автотрасса 1

С помощью игр и упражнений второго варианта (II) развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами. Игра автотрасса 2

Игры и упражнения третьего варианта (III) формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Игра автотрасса 3

Показ вариантов игр на примере игры «Автотрасса» .

Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

В нашем детском саду работа с блоками ведется уже на протяжении 20 лет во всех возрастных группах, разработана система занятий с применением Логических блоков .

Младший дошкольный возраст

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться начиная с раннего возраста. Дети знакомятся с блоками в различных видах деятельности. В процессе манипуляции с блоками дети устанавливают , что они имеют различную форму, цвет и размер.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания :

найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру) ;

найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по цвету) ;

найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие)

назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру) . (играем)

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

В первой младшей группе дети оперируют одним свойством, в начале года это цвет или величина, а в конце года добавляем форму. Используем игры на группировку предметов, выявление и абстрагирование свойств.

Во второй младшей группе дети начинают оперировать двумя свойствами одновременно и разбивают множества на классы по одному свойству, используют логическую операцию «не» (все круглые, все не круглые) .

Средний и старший дошкольный возраст.

В средней группе дети оперируют двумя, а концу года тремя свойствами одновременно. Разбивают множество по двум совместимым свойствам.

В старшем дошкольном возрасте игры становятся более эмоциональными и насыщенными, дети проявляют элементы творчества и оперируют уже тремя- четырмя свойствами, используя логические операции «не» , «и» , «или» .

И сейчас я хочу познакомить вас с одной из игр, которая называется «Раздели блоки » . И хотя эта игра предназначена в основном для детей старшего дошкольного возраста, при регулярных занятиях с блоками , мы можем играть в неё с детьми второй младшей группы.

Хочется обратить ваше внимание на то,

Хочу обратить ваше внимание,

Математика наука точная, поэтому следуя методике проведения логико-математических игр я основываюсь на этапах деятельности

Этапы : 1-сюжет (завязка,

второй этап - развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками :

Осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;

Овладевают системой познавательных действий (способов по-знания) : обследуют предметы, абстрагируют, сравнивают, группируют и классифицируют;

Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими заме-щениями.

3- подведение итогов

Анализ жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;

Акцентирование внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры (сюжете, действиях) ;

Созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-мате-матической игры.

14 СЛАЙД Игра «Раздели блоки-1 »

Цель : развивать умения разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не» .

Для этой игры нам понадобятся блоки и две игрушки (зайка и медведь) .

Представим, что вы дети. Прошу выйти пять человек.

Ребята, Зайка и медвежонок поссорились, они никак не могут поделить конфеты. Давайте поможем им и поделим конфеты, так чтобы у зайчика оказались все красные.

Какие конфеты у зайки? (все красные) А у мишки? НЕ…

В следующий раз можно делить блоки по форме .

Когда дети научатся делить блоки между игрушками , играем в эту игру с обручем.

Например, блоки - это цветы , а обруч – ваза, одни цветы ставим в вазу, а другие раскладываем вокруг.

Обратите внимание на то, что у нас получается два места : внутри обруча и за обручем.

Цель : развивать умения разбивать множество по двум совместимым, производить логическую операцию «не» , «и» , «или» .

И опять предлагаем помочь игрушкам. Давайте угостим зайчика и медвежонка пирожками. Медвежонок любит «круглые» пирожки, а зайчонок - «желтые» .

На этом этапе удобно использовать карточки с обозначением указанных свойств.

В ходе игры, дети выясняют, что есть конфеты, которые подходят и мишутке и зайчонку (кладем их в коробку между игрушками, а еще есть конфеты, которые не подходят никому (кладем их в ведерко в стороне) .

В ходе игры конфеты постоянно перемещаются с одного места на другое, пока дети не найдут правильное решение.

Предлагаю вам поиграть и разделить конфеты. Опять приглашаю пять человек.

После того, как все конфеты поделены,

Какие конфеты у медвежонка? (круглые не желтые) У зайки? (желтые не круглые) Какие общие? (круглые и желтые) Какие никому не попали? (не круглые и не желтые) .

Если в первых играх дети не смогут ответить на эти вопросы, не пытайтесь ответить за них. Они сами сделают это в следующих играх.

Можно ввести правило : если кто-то заметит ошибку, говорит «стоп» и исправляет ее. Это повышает внимание и развивает взаимоконтроль.

Сначала необходимо выяснить, сколько мест получилось (четыре) ; можно предложить ребенку прыгнуть на любое место и назвать его или поставить игрушку (1-е место –внутри всех обручей; 2-е место – внутри красного, но вне синего; 3-е место – внутри синего, но вне красного; 4-е место- вне обручей).

Затем наделяем обручи и блоки образами и предлагаем игровые задачи (цветы- клумбы, рыбы – аквариумы, птицы- кормушки и др.) .

Игра «Раздели Блоки – 3 »

Цель : развивать умения разбивать множество по трем совместимым свойствам, производить логическую операцию «не» , «и» , «или» , доказательности мышления.

Теперь берем три игрушки (волк, заяц, лиса) и будем делить между ними блоки для строительства домов.

Для начала обозначим места для блоков : 1- подходят всем игрушкам, 2- волку и зайцу, 3- зайцу и лисе, 4- лисе и волку, 5- никому не подходят.

А теперь разделим блоки так , чтобы у волка оказались все круглые, у зайца – все большие, у лисы – все синие. Чтобы легче было запомнить правило, расположим рядом с игрушками карточки- свойства.

Какие фигуры оказались общими для всех игрушек? (круглые большие синие) Какие фигуры оказались только у волка? (круглые не большие не синие) Только у зайца? (большие не круглые не синие) Только у лисы (синие не большие не круглые) Какие фигуры общие для волка и зайца? (круглые большие не синие) Для волка и лисы? (круглые синие не большие) Для зайца и лисы? (большие синие не круглые) Какие фигуры никому не подошли? (маленькие (не большие) не круглые не синие).

Если ребенок, характеризуя группу, называет только два из трех свойств, обращаем его внимание на другие группы блоков , которые имеют указанные свойства; затем просим его еще раз назвать группу, но так, чтобы ее нельзя было спутать ни с какой другой.

При повторении упражнения правило разбиения блоков называют дети . Каждый раз указывается другое сочетание свойств - оснований разбиения блоков .

Например, разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все тонкие, у зайца - все треугольные, у лисы - все маленькие, или у волка - все большие, у зайца - все синие, у лисы - все толстые; у волка - все желтые, у лисы - все красные, у зайца - все квадратные и т. д.

Если в результате раскладывания блоков некоторые места (коробки) окажутся пустыми, побуждаем детей выяснить и рассказать, почему так получилось, при этом всячески стимулируем доказательность размышления. (Почему те или иные фигуры оказались здесь? Почему это или другое место без фигур? Почему нельзя те или иные фигуры положить вместе с другими)

Дальнейшие упражнения можно проводить как «игры с тремя обручами» .

Сначала предлагаем детям поставить игрушку или прыгнуть на любое из мест в обручах и назвать, где оно находится : 1-е - внутри всех трех обручей, 2-е - внутри желтого и красного, но вне синего обруча, 3-е - внутри красного и синего, но вне желтого обуча, 4-е - внутри желтого и синего, но вне красного обруча, 5-е - внутри желтого, но вне красного и синего обруча, 6-е - внутри красного, но вне желтого и синего обруча, 7-е - внутри синего, но вне желтого и красного, 8-е - вне всех обручей.

Затем дети решают различные игровые задачи, предложенные взрослым : засаживают цветами палисадник, раскладывают пирожные на праздничном столе, составляют мозаику и проч. Правила разбиения блоков они предлагают сами . Например, разложить пирожные на блюда так, чтобы на красном блюде оказались все красные пирожные, на синем - все треугольные, на желтом - все толстые пирожные, или составить мозаику так, чтобы в красном окошке были все круглые стеклышки, в синем - все большие, в желтом - все желтые и т. д.

В результате использования Игр с блоками Дьенеша у дошкольников формируется логическое мышление : умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать и на этапе завершения дошкольного образования дети не только обладают элементарными представлениями математики, но и моделируют понятия информатики.

Применяя данное средство на протяжении нескольких лет, хочу отметить, что в ходе игр с блоками Дьенеша у детей появляется стойкий интерес к математическим играм и мыслительной деятельности в целом. Дети становятся более активными, инициативными и самостоятельными в процессе обучения.

Многолетний опыт работы позволяет говорить о высоких достижениях в подготовке выпускников нашего детского сада к школе (диаграмма)

Рефлексия

Наша встреча подошла к концу. Чтобы я смогла оценить свой труд предлагаю наладить обратную связь. Попробуйте ответить на эти вопросы.

Как изменились ваши первоначальные знания?

Что полезного было? Что нового вы узнали? Пригодится ли вам в работе? Вам это было знакомо? Соответствуют первоначальные знания новым? Какое впечатление вы получили на мастер-классе ? Будете ли использовать в работе? Что осталось непонятным? Что реально можно применить?

БЛОКИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Золтан Дьенеш - безусловно выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие - Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет.

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи : малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др., кроме этого блоки Дьенеша расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, желтый и т.п., ; выражений «все красные, все круглые синие, такой же прямоугольный синий и т.д.»

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Во второй младшей группе начать лучше с того, что предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с блоками Дьенеша. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогают в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Начинать надо с самого простого - познакомиться с ними (рассматривание блоков).

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала предлагаются самые простые игры.

1. Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме).

2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

3. "Цепочка"

С детьми 3 – 4 лет можно осваивать свойства, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

Первое задание - найдите все блоки как

эта фигура (по цвету, по форме)

Красный

Треугольник

С детьми от 2 лет уместны простые игры. Например, в помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый из альбомов, так и называется – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет).

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные. Похоже на собирание мозаики.

Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывая, рисования фигуры на чистом листе.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности: на занятиях (как по развитию математических способностей , так и на развитии речи – поскольку перед воспитателем старшей и тем более подготовительной группы стоит задача научить ребенка звукобуквенному анализу слова, а в дальнейшем и чтения, то блоки очень могут помочь в вычленении изучаемого звука в слове, месте его в слове, а в дальнейшем пока ребенок не научится писать буквы и слова), в изодеятельности , в настольно-печатных играх , в сюжетно-ролевых играх , в подвижных играх , в дидактических играх , вне занятий в развивающей среде группы .

Еще раз хочется подчеркнуть, что деление игр по возрасту условно, все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.

Игры для младшего дошкольного возраста (3-5 лет): Логические фигуры, Угощение для медвежат, Художники, Магазин

Игры для старшего дошкольного возраста (5-7 лет): Логические кубики, Украсим елку бусами, Архитекторы (детская площадка), Карточки - символы свойств, Логический поезд, Мозаика цифр

Игра «Угощение для медвежат».

Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Цель игры: развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые» подведение к пониманию отрицания свойств.

Описание игры:

1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы . Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки . Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой . Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом . В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам . В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

Игра «Художники»

Цель: развитие умения анализировать форму предметов, развитие умения сравнивать по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения композиции)

Развивающая среда «Эскизы картин», листы цветного картона, дополнительные детали из картона для составления композиции картины, набор блоков.

Ход игры: детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена- выбирается тонкий блок, если закрашена - толстый. В конце работы дети придумывают название своим картинам.

Играя в предлагаемые в комплекте игры, ребенок учится сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по нескольким признакам. Кодировать - декодировать информацию с помощью специальных символов. Знакомится с алгоритмами. Закрепляет умение складывать и вычитать.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ

v Образовательных областях- обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

v Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);

в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.

v Вне образовательных областях, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.

Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». Вот и сегодня при нашем общении я предлагаю тоже следовать древней пословице: «Я слышу - и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».



Домино