Что формирует игра у ребенка. Развитие игры ребенка. Произвольное поведение в ходе игровой деятельности

Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

- познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

- образное мышление, фантазия и воображение.
В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать . Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

- физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

- речь.
Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

- нравственные качества.
Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

- мотивационная сфера.
Ее развитие тоже происходит в процессе игры. основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

Развить логику и мышление;
развить мелкую моторику;
научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
осознать и придерживаться правил;
тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
игры на помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Если наблюдать за ребенком в процессе игры, то можно заметить, как быстро меняется его настроение при этом. Игра — это работа для детей, но, в отличие от взрослых, не та, которую надо выполнять, а скорее та, которую он сам выбирает для себя. Он получает радость от этого вида деятельности, даже если она требует больших усилий.

В процессе игры ребенок учится. Получаемые им знания и опыт зависят от того, что ему требуется в данный период, с чем он играет и что он может понять.

Малыш открывает для себя, что представляют собой предметы и материалы, учится ладить с другими детьми. А самое главное то, что он получает представление о своих собственных возможностях и уверенность в том, что он может взаимодействовать с окружающим его миром, поэтому желательно как можно меньше вторгаться в процесс его игры.

С другой стороны, надо предоставлять ребенку новые материалы и предметы, отвечающие его изменившимся наклонностям и интересам.

Игрушки и другие материалы являются орудиями в процессе игры. Предметы для игры могут включать в себя целый арсенал средств — от простых камушков до сложных и хрупких изделий, которыми пользуются взрослые. Независимо от своей формы, игрушки всегда в какой-то мере отражают культуру той среды, в которой живет ребенок, они помогают ему занять свое место в нем.

Игрушки должны соответствовать интересам ребенка в каждый период его развития, в противном случае он не станет ими пользоваться.

1. Игрушки должны нравиться ребенку, а взрослому необязательно.

2. Игрушки должны соответствовать его физическим и умственным возможностям. Они не должны быть настолько громоздкими, тяжелыми или сложными, чтобы ребенок был не в состоянии ими пользоваться.

3. Игрушки должны стимулировать ребенка на самостоятельные действия, а не на пассивное созерцание.

4. Желательно, чтобы игрушки могли быть использованы разнопланово.

5. Игрушки должны хорошо работать и не выходить быстро из строя.

6. Игрушки должны быть безопасными, без острых выступов, грубых краев или вредного красящего вещества, и достаточно прочными, чтобы выдерживать физические воздействия.

В большинстве семей родители обычно участвуют в играх детей. Если же ребенок сам не обращается с просьбой поиграть с ним, то ему следует предоставлять при этом полную инициативу. Большинство игрушек не требует инструкций от родителей, дети разбираются в них сами.

По мере того, как дети растут, все чаще можно прибегать к настольным играм. При этом желательно регулировать игры таким образом, чтобы ребенок, с одной стороны, не испытывал сильного разочарования от поражения в игре, а с другой — не привыкал к привилегиям из-за возраста.

Важно также позаботиться о том, чтобы у ребенка была своя комната или специальный уголок для игр, где были бы желательны открытые полки для игрушек. Надоевшие куклы или машинки рекомендуется временно убирать, тогда позже они доставят большую радость. Чтобы не было проблем с уборкой игрушек, следует помнить, что для ребенка естественно не убирать их, поэтому родители могут незаметно участвовать в этом процессе, привнося в него элемент игры.

Для того чтобы в комнате не оставалась грязь от пачкающих материалов типа глины, красок, надо обеспечить детей куском клеенки, старыми газетами и шваброй. Занятия с такими материалами целесообразно организовать на кухне, в ванной, где есть моющиеся поверхности.

Игры и игрушки в разном возрасте .

Младенцу нужны игрушки, которые легко хватать и сжимать, приятно пробовать на вкус, трогать, слушать, на которые интересно смотреть. Такие игрушки развивают двигательные инстинкты у детей.

К концу первого полугодия ребенок учится играть со звуком. Улыбается, если взрослые копируют его звуки.
Когда он начинает садиться, он открывает для себя возможность двигать предметы.

Игра при купании может доставить ребенку огромную радость. Он может запускать и ловить плавающие предметы.
Когда ребенок уже умеет ползать, более привлекательными для него становятся двигающиеся игрушки.

Когда ребенок уже научился ходить, он может больше использовать свои руки. Он строит и разбирает конструкции из блоков, иногда расшвыривая их. В этот период ему очень нравятся и мягкие красивые игрушки.

В два года ребенок начинает подражать своим родителям, особенно матери. Его интерес вызывает кухонная утварь. Хороши для этого периода моющиеся куклы с волосами, за которыми можно ухаживать. В этом возрасте он начинает учиться порядку. В два с половиной года он уже может пользоваться тупыми ножницами, например для вырезания картинок. Но пока еще игра не стала для него социальным моментом.

К трем годам игра для ребенка принимает более социальный характер. У него появляются свои друзья, и он учится взаимодействовать в игре. В этот период уже можно начать приглашать маленьких ребят домой для игр. В мир ребенка теперь входят колесные сооружения (велосипеды, тачки). У него появляется желание карабкаться, влезать куда-либо. Хорошо для этого иметь небольшую стремянку, а если есть сад — дерево с прибитыми на него досками, по которым можно было бы забраться на него. Мальчики и девочки начинают играть в дом более реалистическим образом.

По-прежнему используются строительные блоки для конструкций. Часто процесс разрушения приносит большую радость, нежели процесс созидания, но это тоже необходимо. Ребенку надо экспериментировать с формой и равновесием для того, чтобы быть в состоянии создавать конструкции.

В три года ребенок все больше манипулирует с материалами для игры и меньше пробует их на вкус. Ему интересно соединять предметы различных форм и цветов. Очень большое удовольствие он получает от движения.

В четыре года ребенок становится более общительным. «Давай играть» — любимое его выражение теперь. Своими действиями в игре дети выражают то, что они видят вокруг себя. Они играют в отцов и матерей, врачей и медсестер, водителей и т.д. Чем полнее их жизненный опыт, тем насыщеннее их игра. В игре они часто используют вещи взрослых, копируют героев телевизионных передач.

В этот период происходит разделение интересов мальчиков и девочек, хотя остаются и общие игры. Дети мастерят из глины и делают рисунки, которые иногда бывают, понятны только им самим. В этих случаях тактичнее не задавать вопроса «Что же это такое», лучше предложить ребенку рассказать о своей работе.

Возникает необходимость в обеспечении ребенка различными инструментами. В этом возрасте ребенок может уже сам пользоваться фонографом для прослушивания музыки. В семье дети могут принимать участие в простых играх в карты и в лото с картинками.

Пять лет — это начало реалистического возраста, более усиленного копирования действительности в играх. Дети начинают создавать вещи, которые взрослые уже могут распознать. Дети обоего пола проявляют интерес к научным явлениям. Они приходят в восторг от магнита и микроскопа.

В этом возрасте дети уже в состоянии обращаться с миниатюрными предметами. Кукольный домик для девочки лучше делать с открытым верхом, с тем, чтобы было удобнее передвигать кукол, не сваливая при этом расставленную в нем мебель. При оформлении кукольного домика важно, чтобы были соблюдены соответствующие пропорции миниатюрных предметов.

В ранний дошкольный период большое значение приобретает развитие физических способностей. Девочки должны уметь прыгать через скакалку, девочки и мальчики — играть в волейбол. На смену трехколесным приходят двухколесные велосипеды. Дети катаются на роликовых коньках, многие занимаются плаваньем. Мальчики играют в шумные военные игры, бессмысленно запрещать им игрушечные ружья — они сделают их сами, если не смогут получить их другим путем. Это — время увлечения игрушечными солдатиками, лодками, самолетами.

Игра девочек «в наряжание» принимает все более реалистичный характер, теперь они начинают использовать настоящую помаду и пудру. Фантазия по-прежнему сильно развита, но она требует подкрепления костюмами. От кукол тоже требуется большая подлинность: они должны уметь двигаться, плакать и т.д.

Глина и песок используются теперь по-новому: это — строительство пещер и замков, рытье канала и т.д.
Приходит период коллекционирования самых разных предметов, он может быть и недолгим.

В семь лет ребенок уже может играть самостоятельно и гораздо дольше сосредотачиваться на игре. Большое место в его жизни занимают игры на открытом воздухе, а также настольные игры: домино, шашки. Мальчики в восемь-девять лет могут играть в футбол, волейбол. Многие девочки в этом возрасте увлекаются танцами. Мальчики все больше пользуются инструментами, собирают модели самолетов.

Детям в этом возрасте нравится смешивать различные химические вещества. И девочки, и мальчики любят готовить еду, требующую смешивания.

У детей появляется потребность к уединению от взрослых .

В предподростковом возрасте (до 13 лет) дети активно занимаются спортом. Интересы девочек и мальчиков строго дифференцированы. Коллекционирование все больше становится традиционным: марки, бабочки, минералы, монеты. Если коллекционирование приобретает серьезный характер, требуется помощь взрослых. Девочкам нравится надевать вещи матери.

У детей возникает чувство критического отношения к своему творчеству, некоторые временно прерывают свои привычные занятия, искусством, в частности. Девочкам нравится готовить, но повинуясь импульсивному желанию, а не по необходимости.

Жизнь в летних лагерях приобретает особую привлекательность. Дети уже могут заботиться о домашних животных. Игры в семье временно сокращаются.

Когда ребенок становится подростком, в игре, как и в других видах деятельности, он стремится к независимости от семьи. Игра становится все более взрослой, он все больше общается со своими сверстниками. Играет в теннис, проводит вечера, слушая записи музыки или решая мировые проблемы.

Дошкольники, как правило, очень много времени проводят, играя. Они могут собирать пирамидки или паззлы, играть с куклами, машинками в одиночку или со своими сверстниками. Часто взрослые не воспринимают детские игры всерьез. Они считают, что это бесполезная трата времени. Но ведь это занятие можно сделать для ребенка максимально полезным. Через любую игру дети учатся общаться, познают мир, обучаются различным навыкам, развивают логику, моторику. Поэтому относиться к играм детей дошкольного возраста несерьезно – это крайне неправильная позиция.

Но чтобы процесс игры был максимально полезным для развития, его должны корректировать взрослые. Для самых маленьких родители выбирают абсолютно все игры и игрушки. Именно они, как правило, играют вместе с малышом, учат его, как правильно это делать. Когда ребенок становится старше, он сам может проявлять инициативу, выбирать любимые игры, просить те или иные игрушки. В этом возрасте родители больше являются наблюдателями. Но при том они должны помогать, советовать и объяснять. В любом случае, взрослые оказывают значительное влияние на игры ребенка.

Влияние игры на развитие ребёнка

Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.

Развитие познавательной сферы

Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается ее до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Он просто трясет погремушкой, слыша шум, складывает или бросает игрушки. Часто пробует на зуб различные предметы. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.

Физическое развитие

Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. В детской комнате рекомендуется оборудовать уголок со спортивными конструкциями, чтобы ребенок мог заниматься в течение дня. Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научи взаимодействовать между собой.

Развитие образного мышления

Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры. Дети понимают, что все это не по-настоящему, но во время игры фантики становятся для них настоящими деньгами, а песок – тестом для куличей. Именно в процессе таких игр и развивается воображение ребенка, он учится мыслить самостоятельно и нестандартно. Сегодня существует очень много игрушек, которые имитируют настоящие предметы. Это в каком-то смысле лишает детей возможности проявить фантазию.

Развитие речи и навыков

Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.

Мотивация

Как правило, в ролевых играх ребенок подражает своим родителям или другим взрослым. Он на время как бы становится взрослым, пробуя себя в той или иной роли. В игровой форме он пытается выполнить те или иные действия. В таких играх просматривается мотивация вырасти достойным человеком, получить образование, чтобы иметь возможность найти хорошую работу, реализоваться в профессии. Чтобы мотивация была правильной, дети должны видеть хороший пример.

Нравственность

Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учиться быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность. Чтобы человеческие качества формировались правильно, необходим хороший пример перед глазами. Родители должны время от времени наблюдать за игрой, ненавязчиво давать рекомендации и советы.

Эмоциональная сфера

Очень важным компонентом познания мира и развития ребенка является формирование его эмоциональности. Играя, дети должны научиться проявлять поддержку, выражать сожаление, симпатию. Часто сквозь игру можно заметить определенные проблемы. Например, малыш боится чего-то или встревожен. Выявив проблему, и своевременно обратив на нее внимание, ее можно будет решить еще в раннем возрасте. Это поможет ребенку вырасти более уверенным и уравновешенным человеком.

Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее они будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми своих детей нельзя. Нельзя просто отправить ребенка поиграть с самим собой, чтобы он не мешал. Забота проявляется не только в покупке дорогих игрушек и компьютера. Очень важно наблюдать за тем, как ребенок проявляет фантазию, как взаимодействует с другими детьми и взрослыми, насколько хорошо он развивается физически.

35 игр для детей: во что поиграть с ребёнком дома (видео)

Игровая деятельность – моделирование различных жизненных ситуаций – является преобладающей для детей дошкольного возраста. Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром. Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме. Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.

Психология выделяет весь младший возраст как период активной игровой деятельности. Родители зачастую называют детские забавы бесполезным занятием, пустой тратой времени, пытаются заменить их действительно «важными» делами – специальными обучающими упражнениями, уроками по различным модным методикам. Однако роль игры в психическом развитии ребенка – первостепенна.

В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам?

  • Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение.
  • Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни.
  • Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития.
  • Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей.
  • Обогащается, структурируется детская речь.

Играя, дошкольник приходит к пониманию общественной сущности всех вещей – каждое действие, манипуляция, слово имеют смысл для какого-то человека. Постепенно у ребёнка складывается понятие о ведущей роли человеческих взаимоотношений.

Педагогика выделяет множество видов игр:

  • Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать, настойчивости, эмпатии, волевых качеств.
  • Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи.
  • Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи, умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей).
  • Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.

Игра с младенчества до 7 лет

Совершенствование, развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста происходит постепенно, начинаясь с самых примитивных действий.


Поступление в первый класс не прерывает этот путь – значение игры в жизни школьников так же велико вплоть до средних классов. Дети социализируются, овладевают произвольной стороной своей деятельности, моделируют более сложные и длительные сюжеты с большим количеством ролей.

Основные компоненты творческих игр

Основные компоненты игры — содержание, сюжет, роль.

Сюжет представляет собой сферу реальной жизни, которую дети воспроизводят в своей игре. Основные тематики сюжетов детской игры:

  • Быт: семья, поход в магазин, гости, детский садик, приготовление ужина.
  • Производство – здесь прослеживается связь с профессиями: больница, парикмахерская, школа, супермаркет, строительная площадка.
  • Общественно-политический сюжет: «войнушка», пираты, индейцы.

Развитие сюжетно-ролевой игры идет именно в таком порядке – от бытовых ситуаций до наиболее сложных общественно-политических. Это обусловлено обогащением кругозора и способностью понимать более глубокие социальные отношения.

Зачастую любимым сюжетом игры у детей становится сценарий популярного мультфильма, кино, книги. Современные дети часами играют в «ниндзя-черепашек», «щенков-спасателей», «роботов автоботов». Понаблюдайте за тем, какие ситуации имитирует ребенок в таких играх, возможно, вы поймете, что стоит более тщательно отбирать мультики и фильмы для просмотра.

С возрастом меняются условия жизни детей, расширяется кругозор, количество сюжетов для игры увеличивается, некоторые сюжеты теряют свою актуальность и перестают использоваться.

Выстраивая содержание игры, малыш вкладывает в него то, что является его актуальным окружением. Дети отражают то, что видят и впитывают из своего ближайшего круга. Наблюдая разные вариации поведения в игре «семья», можно увидеть самых разных мам: ругающихся и наказывающих, готовящих кушать и убирающихся, занимающихся работой, читающих книги своим дочкам.

Наряду с обогащением сюжетов и содержаний нарастает время игры. Трех- четырехлетки способны непрерывно играть не более 15 минут. Пятилетние дети могут быть увлечены до часа. Старшие дошкольники разворачивают настоящие игрища на несколько часов, часто продолжая одну и ту же сюжетную линию на протяжении двух-трех дней.

Творческая игра как средство развития ребенка подвергается воздействию со стороны взрослых, однако их реальное влияние заключается в том, чтобы поставлять детям качественный «материал», обеспечить адекватный «первоисточник». Родители и воспитатели предоставляют среду и игрушки, но самый главный вклад в игру детей – работа самих взрослых над собой, поскольку именно их поведение, реакции, эмоции воспроизводят в своих играх дошколята.

Чем взрослее ребенок, тем более выраженными становятся мотивы игр – потребности малыша присоединиться к «большому», взрослому миру, стать полноценным членом общества, занять в нем признанное место, выполнять социально важные, значимые функции.

Как строится детская сюжетно-ролевая игра

Структура игры состоит из следующих компонентов:

  • роли;
  • игровых действия;
  • игровое употребление предметов (замещение);
  • реальные отношения между ребятами.

Роль

Это важнейшая составляющая любой творческой игры – представляет собой определенные действия и высказывания, характерные для какого-то человека. Дошкольник принимает на себя роль взрослого, выстраивает игровое поведение, которое, на его взгляд, присуще этому взрослому. Малыш соответствующим образом разговаривает, двигается, совершает манипуляции с разными предметами.

Дети очень избирательны к ролям. Ребенок наиболее охотно согласится на роль того, кто вызывает у него неподдельный интерес, сильные эмоции, чей поступок впечатлил или восхитил. Значение также имеет формирование отношений данной роли с другими участниками игры – имеет ли фигура вес, как складываются ее взаимодействия с остальными, насколько высока активность персонажа.

Игровые действия

Реализация роли происходит через игровые действия – все совершаемые ребенком перемещения, высказывания, манипуляции с предметами. Замещение вещей реальной жизни игрушками или какими-то другими объектами – прием, который постепенно разовьет абстрактное мышление и воображение. Обычно чем младше ребенок, тем менее требователен он к игрушкам – кроха будет счастлив использовать палки, камни, карандаши, бумагу, подушки с пледами.

Психологи рекомендуют родителям приобретать меньше игрушек для своих дошколят. Когда малыш имеет широчайший ассортимент предметов, способный наполнить любую игру, отпадает необходимость фантазировать, представлять, абстрагироваться от конкретной формы. Предоставляя ребенку небольшой набор готовых игрушек, мы даем ему возможность развиваться более глубоко и интенсивно.

Партнерское взаимодействие

Построение партнерского взаимодействия играющих детей включает в себя следующие моменты:

  • Совместное обсуждение, планирование сюжетной линии, проговаривание некоторых действий играющих.
  • Определение роли каждому участнику, выбор игровой атрибутики.
  • Контролирующие действия по ходу развития сюжета.
  • Внесение корректировок в игру.

Чем старше участники игры, тем более прогрессивными являются их реальные функции, выше способность договариваться и придерживаться плана. Говоря о роли творческих игр в развитии ребенка дошкольного возраста, педагоги и психологи делают упор на естественную социализацию, умение жить интересами команды, приобретение партнерского духа. Игра имеет ведущее значение для формирования детского коллектива. Малыши учатся слышать друг друга, договариваться, искать компромисс, жертвовать своими интересами ради интересов своих сверстников, применяя следующие инструменты:

  • Планирование – будущие события, сюжет обсуждаются всеми участниками.
  • Обсуждение начального замысла – какие роли будут исполнять друзья, возможно ли поменяться ролями так, чтобы каждый мог побыть основным персонажем.
  • Создание игровой среды – совместно подбираются среда, предметное наполнение.

Родители считают, что детские игры, являясь бессмысленной бесполезной деятельностью, лишены цели и результата. Это заблуждение: осуществление принятой роли является целью, а эффективность проявления роли, ее соответствие реальным героям – результатом.

Для того чтобы организовать игровое, непосредственно сюжетно-ролевое общение внутри выбранного сюжета, дошкольники используют такие приемы:

  • Смена ролей. В процессе игры дети могут неоднократно поменяться ролями, ввести новых персонажей, а от каких-то избавиться.
  • Переход к игровому сотрудничеству. Присматриваясь друг к другу, малыши играют рядом, каждый находится в своем воображаемом поле, и лишь со временем происходит объединение сюжетов и создание общего игрового пространства.
  • Ребята ориентируются на переживания, которые они испытывают по отношению к персонажам. Благодаря такой эмпатии поддерживается интерес к игре, развивается сюжет, обогащается содержание.
  • Драматизация событий – повышенная эмоциональная напряженность, необходимость помогать героям, спасать их – средство оживления игры, придания ей привлекательности, поддержания интереса на высоком уровне.

Роль взрослых в организации игр

Родители и педагоги должны понимать, что роль игры в психическом развитии ребенка – не в том, чтобы обучить определенным сюжетам, моделям поведения, а в создании условий для естественного, свободного овладения умением общаться, сопереживать, дружить.

Подходящая для игровой деятельности среда зачастую не требует никаких специальных пространств, заключается в простом наличии сверстников рядом и отсутствии принуждения, контроля со стороны взрослых.

Если по ходу взросления игра усложняется, обогащается новыми способами взаимодействия, появляется умение вводить новых персонажей, развивается способность комбинирования разных ситуаций, совершенствуются диалоги, то можно говорить о росте уровня игры, а значит — и росте числа ее участников.

Воспитатели в детском саду имеют свои методические задачи по организации игровой деятельности:

  • Включаться в детскую творческую игру, на собственном примере демонстрируя приемы игровой деятельности.
  • Корректировать способы развертывания сюжета и игровых действий в соответствии с возрастом.
  • Формировать игровые умения, объяснять их смысл.
  • Следить, чтобы дети в игре отражали приобретенные навыки, представления, усвоенные модели поведения, мягко направляя ребят.
  • Внедрять дидактические игрушки, учить одушевлению, созданию сюжета
  • Знакомить с настольными, подвижными играми, с правилами.

Родителям нужно помнить, что игровая деятельность детей складывается спонтанно, естественно, интуитивно – нет необходимости создавать особый развивающий климат, наполнять среду специальными игрушками. Постоянная активная включенность родителей в детскую игру может даже навредить – ребенок не сможет самостоятельно, без помощи мамы и папы выбирать и направлять сюжетную линию, наполнять содержание, обогащать ролевое поведение, выстраивать взаимодействие с друзьями.

Позволяя детям играть самим, родители дают им возможность гармонично войти в окружающий мир, найти свои механизмы общения с людьми, научиться строить отношения, адекватно использовать разные предметы и воспринимать реальность. Играя, дети обретают уверенность в себе, наполняют жизнь интересным, увлекательным содержанием, удовлетворяют свои социальные потребности и интересы. Свободная творческая игра – важнейшее средство полноценного развития личности малыша.



Шахматы