Барби выбывает из игры, вступают Monster High

Опубликовано 18.11.2014, автор Zombina рубрики: Вокруг Monster High, не только Monster High, статьи

Недавно Mattel объявили об огромном спаде в продажах Барби, понёсшем за собой убыток в 11,2 миллионов долларов. Пришёл ли конец эре Барби? И если да, как мы запомним куклу?
Она по-прежнему Барби, но живёт уже не в мире Барби.

barbie_out

На прошлой неделе Mattel объявили на конференции, что продажи их флагманской куклы резко снижались в течение последних кварталов. По сообщениям Forbes, общемировые продажи Барби снизились на 14%, а производитель понёс убытки в 11,2 млн. долларов. Как замечает Сара Халзак, обозреватель Washington Post, девочек, которые раньше составляли основную целевую аудиторию Барби, ныне притягивает новая линейка Mattel, Monster High, а также электронные игрушки, такие как планшеты и видеоконсоли.

Но не рано ли прощаться с Барби? Кажется, Mattel уверены, что смогут вернуть её в строй. В конце-концов, не так давно её потеснили Bratz, а она вернулась. В течение долгих лет Барби всегда находила способы возвращаться на главные позиции.

Однако в этот раз аналитики готовы звонить в похоронный колокол по самой известной кукле мира. Business Insider называет Барби «устаревшей», в Guardian пишут, что «её очарование гаснет», Wall Street Journal говорит, что её слава «сматывается».

Потерпел ли крушение бренд «бесцеремонной недостижимости» Барби? Готова ли она, наконец, выйти на пенсию после долгой и насыщенной карьеры пилота, хирурга, астронавта и президента Соединённых Штатов? И если Барби последует за Братц, запомним мы её как феминистскую икону или символ строгих гендерных ролей, нереальных стандартов красоты? В самом деле, что за девушка была Барби?

barbie_sport

Кончина Барби стала хорошей новостью для некоторых феминистских критиков. Джули Биндел, the Guardian, не медлила с написанием заметки, которая читается скорее как некролог. Такая враждебность не чужда кукле. Ранее в этом году, её появление на обложке Sport Illustrated вызвало негодование родителей и критиков, которые сочли это очередной пропагандой нереальных стандартов красоты для женщин. Также женщинам часто напоминают, что в реальном масштабе Барби страдала бы опасным дефицитом веса.

Я опросила несколько родителей и знатоков Барби. Полагают ли они, что феминистская критика повлияла на снижение актуальности Барби или хотя бы на отсутствие Барби в их семьях? Джейсон, отец семилетней девочки, говорит, что они с женой приняли «осознанное решение» избегать куклы, поскольку считают, что она представляет «устаревший, сексистский и нереалистичный образ» женщины. Когда дочь всё же проявила интерес к Барби, она получила Барби-палеонтолога, но быстро увлеклась другими игрушками.
Кевин, отец шестилетней девочки, также не поощряет покупку для дочери игрушек из «розового ряда». Они с женой полагают, что у Барби «двусмысленный посыл», она предлагает «быть тем, кем хочешь», при этом имея «дурацкие пропорции». Кевин говорит, что его дочь жаждет приключений, а Барби с её высококлассными костюмами и роскошными платьями не может этого дать.

Прочие родители сказали, что их дочери попросту предпочитают другие игрушки, без какого-либо влияния. Например, дочь Кейт любит «мягких приятных кукол», также предпочитает Monster high, поскольку они – цитирую дословно – «монстрозные». Падчерица Джейсона точно также любит мягкие игрушки, особенно Beanie Boos, гораздо больше, чем ненужную корзину с Барби, которая собирает пыль в углу её комнаты.

Таня Ли Стоун, автор книги «Хорошая, плохая и Барби» (“The good, the bad and the Barbie”, Tanya Lee Stone) сомневается, что в закате Барби виноваты лишь критики. «Сейчас такой большой выбор, как среди игрушек, так и виртуальных развлечений, что всё вполне естественно» — пишет она. Также Стоун готова защитить Барби, считая, что она «по-прежнему стимулирует детское воображение», не смотря на то, что стала «козлом отпущения для проблем, корень которых стоит искать в обществе». Если конец Барби действительно близок, Стоун предпочтёт «помнить, что Барби стала астронавтом задолго до того, как американским женщинам это было позволено». Также стоит заметить, что Барби была президентом страны, которая ещё не избирала президента-женщину, что она освоила профессии, о которых женщины из мира Lego могут лишь мечтать.

Но Никийя Хауэлл, увлечённый коллекционер и модельер, имеет более двойственное отношение к вопросу. Хауэлл вспоминает, «как трудно было найти чернокожую Барби на полках магазинов» в её детстве. Даже сегодня «чернокожая версия куклы», которую она регулярно встречает в продаже, «имеет слишком светлый тон (и) если вы хотите более тёмную Барби, вам приходится покупать куклу So in Style”, это Никийя Считает проблемой. Одежда для Барби всегда была не дешёвой, посему Хауэлл пришлось проявлять креативность в рамках семейного бюджета. Вместе с матерью она шила наряды для кукол, это подогревало её мечты о карьере фэшн-дизайнера.

SIS-Pastry

So in Style — игровая линейка темнокожих кукол.

У Хауэлл тоже есть своя точка зрения на закатывающуюся звезду Барби. Она считает, что Monster High набирают большую популярность потому, что «детям продают не просто кукол, но целый мир и историю». Она отмечает, что Барби в сущности не имеет одной истории, поскольку «каждая кукла представляет свой независимый мир». По мнению Никийи в мире, наполненном готовыми историями, дети, возможно, просто не способны уместить в голову идею дюжины всевозможных Барби, каждая из которых живёт в своей вселенной — в стиле Квантового Скачка.

Несмотря на разные мнения, Хауэлл и Стоун надеются, что Барби сможет пережить этот ураган.
«Я думаю, она выстоит против множества современных игрушек, требующих совсем мало или ноль воображения, — пишет Стоун, — и надеюсь, она выживет»
Хауэлл тоже говорит, что «даже при всех проблемах, Барби – это классика».

После пяти с половиной десятилетий Барби, очень сложно представить мир без её светлых волос и сияющих голубых глаз. Только время покажет, смогут ли Mattel спасти основную игрушку от краха. Сейчас же продажи Барби как будто становятся столь же худыми, сколь она сама. Но даже если ей придётся продать свой кабриолет и заложить Дом Мечты, Барби на много лет останется в нашей культурной памяти. С её спорными пропорциями, постоянно меняющимися профессиями и специфическим отношением детей и коллекционеров, возможно, лучше всего помнить Барби такой, какой она была в жизни: пластиковой во всех смыслах.

Саманта Аллен, The Daily Beast
Перевод: Zombina

У нас и ранее была официальная информация о снижении продаж Барби. Mattel предпочитали не афишировать факт, но всё шло к этому. Последние надежды производитель возлагал на страны третьего мира, Азии, в том числе СНГ. Именно поэтому к нам официально завозился не полный ассортимент Monster High, у нас медлили с премьерой серии Ever After High. У наших детей и взрослых своё особое отношение к Барби. В отличие от западных детей, мы не считаем, что «Барби – это для маленьких». Особенно поколение, родившееся и выросшее 80е-90е. Для многих блондинка с ослепительной улыбкой стала недостижимой мечтой детства, кусочком сказки, который был совсем рядом и не давался в руки. Ведь, наряду со многими её аналогами и подделками, массово Барби пришла к нам лишь в начале девяностых. Она казалась чем-то новым и необыкновенным, но слишком дорогим и недостижимым. По этой причине позже к ней повернулось много взрослых людей.

Стоит заметить, администратор проекта — одна из них, хотя всегда больше любила аналоги, а сейчас однозначно предпочитает Monster High. И всё же, Барби сдаёт позиции всюду, этот факт неоспорим. Думаем, она в любом случае сохранит ассортимент, просто уйдёт в тень и станет «одной из», не «главной». Как минимум останутся коллекционные линейки. И да, мы тоже предпочитаем помнить о ней только хорошее. Как в Monster High совершенно нет приписываемых им агрессии и депрессии (мы об этом писали), так и корень зол, приписываемых Барби, следует искать в самом обществе. Тут Таня Стоун права, как никто иной. Барби – не причина, но следствие. Она может являться зеркалом того, что происходит вокруг. Её роль велика, но все проблемы, будь то анорексия или всевозможные трактовки «предназначения женщины», берут начало не с неё. А говоря о каких-либо пропорциях и стандартах красоты, стоит помнить о таких вещах, как стилизация, выгодная для кукол и картинок, но однозначно неприменимая к реальной жизни. Ведь и в «добрых» советских мультфильмах очень много нереальных пропорций. В большинстве своём дети понимают это.


(c) Zombina, 2014-16 Monster High: мир монстров

Вопросы? Пожелания? Пишите! ghoulspirit@bk.ru
Создатель никоим образом не аффилирован c Mattel и любыми их представительствами.
Сайт создан коллекционером для коллекционеров.
Перепечатка материалов только при указании ссылки на источник.