Лучшие стратегии на русском. Стратегии на пк с развитием цивилизации. Серия игр Age of Empires

Игры – это бесчисленное множество виртуальных миров, позволяющих нам стать теми, кем хочется, но не можется в реальной жизни. Однако среди этих миров есть такие, которые заслужили звание лучших, как со стороны геймеров, так и со стороны беспристрастных критиков.

Чтобы отобрать лучшие игры на PC, мы изучили популярные русскоязычные ресурсы, такие как Iwantgames , Stopgame и Канобу , а также прочли отзывы о популярных играх на Metacritic . Так появился список из двадцати лучших игр на ПК всех времен , который мы представляем вашему вниманию. Рейтинг игр приведен по данным StopGame .

Жанр: ММОРПГ.

Дата выхода: 2004-настоящее время.

Платформа: Mac, PC.

Одна из лучших онлайн-игр для ПК предлагает не только эпичное противостояние между двумя противоборствующими союзами – Альянсом и Ордой, но и красивый, очень большой мир, интереснейшие квесты, тщательно проработанную историю и рейды.

В них вы сможете в полной мере проявить свой талант лекаря, бойца ближнего или дальнего боя или могучего защитника. Или просто целовать белочек в ближайшем лесу, если душа лежит только к мирным занятиям.

Игра довольна старая по нынешним меркам, однако к ней регулярно выходят дополнение. Очередное – Battle for Azeroth выйдет 14 августа.

19. Tom Clancy’s Rainbow Six Siege

Рейтинг: 8.8.

Жанр: Шутер, аддон.

Дата выхода: 2015 г.

Платформа: PC, PS4, XONE.

По отзывам многих игроков это самый реалистичный и интенсивный тактический шутер от первого лица. В игре нет сольной кампании, зато есть увлекательная командная игра. Задача атакующей стороны – взять противников штурмом, а команда играющая в защите должна максимально укрепить свои позиции и расставлять хитрые ловушки для неприятеля.

В основу сюжета легли реальные события, которые происходили во время контр-террористических операций.

Рейтинг: 8.8.

Жанр: Шутер.

Дата выхода: 2011 г.

Платформа: PC, PS3, X360

Когда пули свистят над головой, а взрывы швыряют на землю, поле битвы кажется более реалистичным, чем когда-либо прежде. В Battlefield 3 игрокам предстоит на время перевоплотиться в элитных морских пехотинцев США. Их ждут опасные миссии, как одиночные, так и кооперативные.

Отличная графика, большое разнообразие техники, хорошо продуманное окружение и приятное поощрение за хорошую командную игру – вот за что хвалят Battlefield 3 даже весьма придирчивые игровые издания.

Рейтинг: 8.8.

Жанр: Аркада.

Дата выхода: 2015 г.

Платформа: PC, X360, XONE

Это, пожалуй, самая красивая платформенная аркада в нашем рейтинге игр. С первых же минут ее необычная графика приковывает внимание и не отпускает, пока игра не будет пройдена. Атмосферный мир, приятный и ненавязчивый саундтрек, элементы РПГ, милый герой, который понравится как юным, так и взрослым геймерам – что еще нужно, чтобы скоротать пару-тройку вечеров перед компьютером?

Рейтинг: 8.9.

Жанр: Стратегия.

Дата выхода: 2017 г.

Платформа: Mac, PC.

Для многих людей научно-фантастическая стратегия StarCraft представляет собой одну из величайших компьютерных игр всех времен. И StarCraft: Remastered дотягивает до высокой планки, заданной его предшественником. Благодаря новым впечатляющим визуальным эффектам в формате Ultra HD, перезаписанному звуку и обновленной сетевой поддержке эта игра настоятельно рекомендуется к приобретению.

15. Assassin’s Creed 2

Рейтинг: 8.9.

Жанр: Экшн.

Дата выхода: 2009.

Платформа: PC, PS3, X360.

Продукт более чем двух лет интенсивного труда и часть популярной франшизы Assassin’s Creed. В обширной среде открытого мира игра приглашает сыграть за Эцио, молодого дворянина, живущего в эпоху Возрождения. Интересную историю о мести и возмездии удачно дополняют разнообразные миссии, необычные элементы геймплея, широкий выбор оружия и развитие персонажа, которое так нравится поклонникам оригинального Assassin’s Creed.

Рейтинг: 9.0.

Жанр: Шутер.

Дата выхода: 2007 г.

Платформа: Mac, PC, PS3, WII, X360.

Эта игра была потрясающей для своего времени, благодаря атмосфере настоящей войны, внятному сюжету, увлекательному многопользовательскому режиму, сотням красивых сценок и тщательнейшей проработке игрового окружения. Даже сейчас военный блокбастер Modern Warfare может подарить несколько часов увлекательного геймплея.

Рейтинг: 9.0.

Жанр: Экнш.

Дата выхода: 2012 г.

Платформа: PC, PS3, PS4, X360, XONE

Главное действующее лицо игры – Джейсон Броди, человек, застрявший на загадочном тропическом острове. В этом диком раю, где правят бал беззаконие и насилие, Броди определит исход войны между повстанцами и пиратами за власть над островом.

Рейтинг: 9.1.

Жанр: РПГ.

Дата выхода: 2017 г.

Платформа: PC, PS4, XONE

Через двадцать часов, проведенных в этой ролевой игре, вы все еще будете открывать новые механики, о которых никогда не знали. В этом отношении Original Sin 2 не слишком дружелюбна к новичкам, и требует от них некоторой настойчивости и терпения.

При этом огромное количество квестов и секретов, нелинейность игры, и ее мир, почти не имеющий себе равных в плане масштабности и детализации, являются тем опытом, который нельзя упустить.

Рейтинг: 9.2.

Жанр: Экшн, РПГ.

Дата выхода: 2010

Платформа: PC, PS3, X360.

Эта захватывающая космическая сага ведет игроков к неизвестным чуждым цивилизациям и сражениям с инопланетянами, наемниками и разумными роботами. Кроме того, она предлагает одного из самых интересных и хорошо продуманных персонажей в играх жанра RPG.

Рейтинг: 9.2.

Жанр: РПГ.

Дата выхода: 2011.

Платформа: PC, PS3, X360.

Приключение в открытом мире от Bethesda Game Studios не может похвастаться лучшей боевой или магической системой или даже лучшей графикой по сравнению с конкурентами. Вместо этого он предлагает нечто гораздо большее – один из самых больших, самых богатых и полностью захватывающих миров, которые вы когда-либо видели.

Путешествие по локациям в Skyrim займет такой большой объем времени, что вы можете потерять сон, отлынивать от работы и испытать терпение семьи и друзей во время игры.

Рейтинг: 9.2.

Жанр: Экшн, гонки

Дата выхода: 2013 г.

Платформа: PC, PS3, PS4, X360, XONE

Лучшие игры всех времен были бы неполными без этой превосходно оптимизированной, атмосферной игры. Ее действие разворачивается в солнечном городе Лос-Сантос, в котором действует преступное трио:

  • Франклин, молодой вор, ищущий возможности прибрать к рукам серьезные деньги.
  • Майкл, бывший грабитель банков, чей выход на пенсию был не таким радужным, как он полагал.
  • Тревор, жестокий парень, страдающий психическим расстройством.

Игроки могут в любой момент переключаться между персонажами, и это определенно стоит делать. Ведь у каждого персонажа свой набор квестов, а также основных и второстепенных умений, помогающих выжить и получить максимум удовольствия от мира GTA5.

Рейтинг: 9.3.

Жанр: Стратегия.

Дата выхода: 1999 г.

Платформа: PC.

Эта легендарная игра стала самой популярной частью в серии Heroes of Might and Magic. По сравнению с предыдущими частями она предлагала новые типы городов, семь маленьких сюжетных кампаний за каждую фракцию, и при этом запускалась даже на маломощных компьютерах. Благодаря хорошей локализации The Restoration of Erathia пользовалась огромным успехом в России.

Рейтинг: 9.3.

Жанр: РПГ.

Дата выхода: 2009 г.

Платформа: Mac, PC, PS3, X360.

Будучи духовным преемником Baldur’s Gate, одной из самых успешных ролевых игр в отрасли, Dragon Age: Origins являет собой симбиоз лучших элементов фэнтези с потрясающими визуальными эффектами. Ее нельзя назвать революцией в жанре РПГ, это, скорее, эволюция.

История Dragon Age: Origins увлекательна и насыщена событиями, персонажи незабываемы, а путешествие по игровому миру, населенному людьми, гномами и эльфами – это то, что очарует вас и не отпустит до самого финала.

Рейтинг: 9.3.

Жанр: Головоломка.

Дата выхода: 2011 г.

Платформа: Mac, PC, PS3, X360.

Компания Valve создала забавную игру-головоломку с превосходной игровой механикой. Она предлагает игрокам не только сингл-игру за главную героиню Челси, которой предстоит побег из лаборатории Aperture, но и кооперативный режим для двух игроков. В нем главными действующими лицами будут роботы Атлас и Пи-Боди. Сюжетная линия кооперативного режима не пересекается с сюжетом одиночного режима, что приводит к неожиданным концовкам.

Рейтинг: 9.3.

Жанр: Экшн, гонки.

Дата выхода: 2002 г.

Платформа: PC

Одна из самых лучших игр в истории до сих пор вызывает теплые и ностальгические чувства у тех, кто ее прошел. А те, кто не прошел, могут сделать это по трем основным причинам:

  1. Огромная карта Лост-Хевена наполнена разнообразными и великолепными местами. Каждый район имеет своеобразный вид, обладает своей уникальной атмосферой и даже музыкальным сопровождением.
  2. Основной игровой процесс можно обобщить, просто сказав, что он состоит из стрельбы и вождения с видом от третьего лица. Однако на деле он предлагает намного больше: начиная от разнообразных миссий и заканчивая диалогами и взаимодействием со множеством НПС, населяющих улицы The City of Lost Heaven.
  3. Необычная и очень красивая основная музыкальная тема, созданная под руководством чешского композитора Владимира Шимунека, и при участии Богемского симфонического оркестра.

Единственная слабая вещь в игре – это несовершенный ИИ врагов и компаньонов героя. С другой стороны, факт, что полицейские Лост-Хевена не являются гениями, еще больше увеличивает реализм.

Рейтинг: 9.3.

Жанр: Шутер.

Дата выхода: 2004 г.

Платформа: PC.

Эта игра пользовалась огромной любовью, и фанаты серии до сих пор ждут выхода третьей части. Графический движок Half-Life 2 был настолько реалистичен, что игроки чувствовали, что участвуют в фильме. Превосходная анимация персонажей, оригинальный способ подачи сюжета, разнообразие окружающей обстановки и способов взаимодействия с ней, а главное – харизматичный главный герой сделали шутер от первого лица Half-Life 2 тем, чем он является по сей день. А именно – одной из самых популярных игр в истории.

Рейтинг: 9.4.

Жанр: РПГ.

Дата выхода: 1998 г.

Платформа: PC.

Удивительная атмосфера, отличная музыка, захватывающая история делают Fallout 2 бриллиантом жанра RPG. Это настоящая нелинейная игра, которая позволяет вам творить все, что угодно в мире, полном мутантов, радиации, и сотен других опасностей.

Рейтинг: 9.5.

Жанр: РПГ.

Дата выхода: 2015 г.

Платформа: Mac, PC, PS4, XONE.

Игра про приключения Геральта из Ривии задала новую планку качества играм в жанре RPG с открытым миром. Разнообразные и захватывающие локации, полные важных решений, интересных персонажей, и жестоких врагов, превосходные графика и музыка, продуманный сюжет, веселые и драматические моменты – все это подарило игрокам более 100 увлекательных часов геймплея.

Для всех, кто не знает магическую вселенную, созданную Анджеем Сапковским, The Witcher 3 объясняет историю всех важных персонажей и то, что связывает их с Геральтом. Таким образом, даже новички быстро входят в курс дела.

Рейтинг: 9.6.

Жанр: Аддон, РПГ.

Дата выхода: 2016 г.

Платформа: PC, PS4, XONE.

«Ведьмак 3» – это одна из самых рейтинговых игр на ПК . А ее аддон «Кровь и вино» сделан лучше, чем большинство игр, вышедших в 2016 году. Даже игроки, которые провели в «Ведьмаке» сотни часов, с удивлением и восторгом встретили новое дополнение с интереснейшей сюжетной линией. Оно является отличным завершением истории про Белого Волка.

Количество и качество контента в этом аддоне просто ошеломительны, благодаря чему он вполне тянет на полноценную игру. Вас ждут множество квестов, диалогов и, конечно же, монстров в новой локации Туссент.

Стратегия - это жанр игры, в котором вам придётся включить оба полушария мозга. Стратегии предоставляют вам возможность быть королем, военачальником, лордом, мятежником или даже самим богом. За все годы существования этого жанра вышло тысячи игр, и выбрать подходящие сейчас очень сложно. Поэтому ниже вы увидите лучшие стратегии на ПК за все время , в топ 3 вошли наиболее популярные и оригинальные игры данного жанра.

1. Серия игр Total war

Невозможно выбрать одну определенную игру из серии Total War , ведь в каждой из них есть свои преимущества. В играх Total War вам предстоит быть правителем одного из государств в определенное время существования человечества. Например, в Rome Total War вы можете взять под правление Римскую Империю или же десятки других государств, времен древнего мира. В Empire Total War под вашим правлением может оказаться несокрушимая Российская Империя, амбициозная Франция, могучая Великобритания и множество других стран времен 17-18 веков. За время существования этой серии было выпущено более 10 игр, сюжет которых происходит в разные эпохи. Главная фишка этих стратегий состоит в том, что история всего мира зависит от вас. Вы можете захватить весь мир или же погубить свою страну. Политика, экономика, ведение сражений, осады, морские бои, в этой игре есть все, поэтому она занимает первое место среди лучших стратегий на ПК за все время.

2. Civilization V

Civilization – это стратегия где придется управлять человечеством от первобытных времен до космической эры. В процессе игры нужно будет захватывать земли соперников, открывать новые технологии, добывать ресурсы, и строить города. Впоследствии вы создадите великую державу или падете в попытке это сделать. В игре можно выбрать более 20 государств, которые имеют свой стиль введения политики, экономики, и научного прогресса. Также к серии игр Civilization геймеры придумали специальный термин "еще один ход и иду спать" – знайте, игра настолько захватывающая и интересная что вы не сможете остановиться.

3. Starcraft 2

Starcraft 2 это стратегия где несокрушимые люди, инопланетяне и эльфы сталкиваются в смертельной схватке на разнообразных планетах бескрайной вселенной. Задача игры состоит в добыче ресурсов, создании армии, и уничтожения противника. Чтобы победить нужно, принимать быстрые и разумные решения, иначе вы будете уничтожены.

В игре есть мультиплеер и одиночная кампания. В мультиплеере вы столкнётесь с такими же пользователям, как и вы, поэтому чтобы победить вы должны быть на шаг впереди своего оппонента. Одиночная кампания тоже интересна, играть вы будете в роли наемника Джима Рейнора. За время прохождения кампании вы столкнетесь с армиями эльфов и инопланетян, а некоторые сражения будут проходить на карте, которая со временем заполняется лавой. Между сражениями можно исследовать новые технологии, общаться с людьми и принимать решения, куда нанести новый удар. Большой функционал и увлекательность сюжета ставит игру на третье место лучших стратегий на ПК за все время .

С начала 90-х и до середины 00-х стратегии властвовали над умами игроков, получая заслуженный почет и уважение. Увы, но их золотая пора минула: RTS (стратегии в реальном времени) не могут конкурировать в зрелищности с очередным Battlefield, с динамикой Overwatch или сюжетом Witcher 3. Поэтому геймерам приходится довольствоваться очередным перепрохождением старой-доброй классики или ожидать выхода новой «Цивилизации».

Впрочем, не все так пессимистично. Наш рейтинг лучших стратегий позволит установить самых достойных представителей жанра, а также узнать о последних релизах, которые подарили некоторым классическим стратегиям вторую жизнь. Надеемся, этот ТОП-10 окажется информативным. Если же нет: комментарии и голосование внизу статьи в помощь.

Рейтинг лучших стратегий

Stronghold вышла на свет в золотую эпоху RTS — в 2001 году. В то время большинство стратегий пытались подражать либо C&C, либо Warcraft, но у «Стронгхолд» были иные планы.

В игре была хорошо проработанная экономическая составляющая. Хотя количество доступных ресурсов не далеко ушло от стандартных «дерево/железо/золото/камень/еда», появился необычный параметр — «Популярность». Она обеспечивала приток новых жителей в город и зависела от многих факторов: налогообложения, разнообразия доступной пищи, развлечений.

Чтобы нанять солдат, недостаточно было построить казарму. Нужно было возвести здания, производящие оружие. Обеспечить оружейников нужным строительным материалом. Подождать, пока хромающий дед вальяжной походкой доставит в арсенал выстроганный лук… Теперь можно нанять одного лучника. И так со всеми типами войск! Нельзя просто поставить казарму и «наклацать» любых юнитов — этому предшествовала организация полного цикла производства оружия и амуниции. Неудивительно, что в игре был ряд экономических миссий, которые не уступали по сложности военным.


Обычное безмятежное утро в Stronghold Crusader

Впрочем, особую популярность завоевала не первая часть, а ее продолжение: Stronghold Crusaders, которая появилась в следующем, 2002 году. Как следует из названия, игра была посвящена противостоянию арабов и крестоносцев. К сожалению, исчез режим атаки/защиты замка (единственное, ради чего стоит уделить внимание первой части), зато появилось больше юнитов, часть из которых можно было нанимать за золото без производства оружия. За деньги нанимались исключительно воины пустыни, в то время как европейские солдаты и дальше должны были снаряжаться оружием собственного производства.

Игра остается популярной до сих пор благодаря мультиплееру и выходу дополнения Crusaders Extreme. Также этому способствует простая, но достаточно разнообразная система постройки фортификационных сооружений: Стронгхолд позволяет обнести замок зубчатыми стенами и высокими башнями, оснастить их защитными орудиями и лучниками, установить дополнительные ловушки и выкопать ров с водой.

Первая часть Command & Conquer вышла в 1995 году, став на то время настоящим прорывом жанра и составив серьезную конкуренцию Варкрафту и Дюне. Многие привычные ныне особенности геймплея на то время выглядели революционными:

  • Выделение и направление группы юнитов всего одним щелчком мыши;
  • Присутствие нейтральных юнитов, зданий и других объектов, с которыми можно взаимодействовать (читай «разносить в хлам»);
  • Система разделения юнитов по классам. Появился принцип «камень, ножницы, бумага» — первый тип юнита эффективен против второго, но уязвим для третьего и т.д.;
  • В игре стали использоваться видеоролики и анимационные заставки. В паре с классным саундтреком, они позволили игрокам «проникнуться» историей вселенной C&C, а не воспринимать ее как очередную безымянную шахматную доску для оттачивания своих тактических способностей;
  • Наличие всего одного ресурса, тиберия — именно за него и ведутся все войны во вселенной этой игры.

C&C оказалась обрела популярность со всеми вытекающими: многие элементы геймплея разошлись по другим играм, став привычными элементами большинства стратегий. Кроме классической серии C&C, которая радует своих поклонников новыми релизами до сих пор, со временем появились две «альтернативные» версии вселенной игры. Это Command & Conquer: Generals (2003) и ставшая весьма популярной линейка игр Red Allert.

  • Red Allert

Советы как бы передают пламенный привет старику Эйнштейну

Red Allert вполне заслуживает отдельной статьи. Эта игра вобрала в себя невероятное количество безумия и «клюквы» на тему холодной войны и противостояния НАТО и СССР. Вот краткое описание предыстории вселенной игры: насмотревшись на ужасы Второй мировой, в 1946 году старик Эйнштейн решает смастерить машину времени и вернуться в прошлое, чтобы изничтожить Гитлера. В результате чаша весов качнулась в другую сторону: товарищ Сталин решает построить свой собственный, коммунистический Рейх, и Европе вместе с союзниками все-равно приходится воевать.

Насколько была успешна игра, судите сами: во всем мире было продано 35 млн копий. В книге рекордов Гинесса появилась запись, уверяющая, что Red Allert — самая продаваемая RTS в мире. В 2000 и 2001 годах вышли Red Allert 2 и Red Allert 2: Yuri’s Revenge, которые до сих пор остаются классическим выбором олдфагов. Впрочем, для почитателей более современной графики, есть и третья часть RA.

Warhammer — обширная вымышленная вселенная, на основании которой построены многие книги, комиксы, фильмы, компьютерные и настольные игры. При этом существует две версии этой вселенной: Warhammer Fantasy и Warhammer 40,000. В первом случае, как следует из названия, Вархаммер верен канонам фэнтези и радует поклонников Толкина и прочих «эльфов». А Warhammer 40,000 создает некий микс из фэнтези и , отодвигая противостояние поближе к звездам.

Игр, связанных с Warhammer 40.000, можно насчитать около 20. Но только одна из них у любого поклонника стратегий всегда ассоциируется со словом «Вархаммер»: это единственная и неповторимая Warhammer 40 000: Dawn of War, вышедшая в 2004 году.

Стратегии, в привычном понимании этого слова, места предоставлено не так и много: в центре внимания оказывается тактика. Здания строятся быстро, а ресурсов предусмотрено всего 2: энергия, для которой нужно строить генераторы, и специальные баллы, которые можно получить, удерживая чек-пойнты под натиском неприятеля.

Создатели игры как бы с первых минут прямо заявляют: оставьте всю эту возню с постройкой базы и экономическим развитием для ботанов. Вселенная WH40K создана исключительно для того, чтобы заставлять закованных в латы десантников драться с различными монстрами (от орков до более экзотических созданий). Так что никакого длительного экономического развития в ней не предвидится: только сражения с первой до последней минуты.


Warhammer 40,000: Dawn of War 2 как будто создана для Джереми Кларксона из «Топ Гир»: с воплем «Power!!!», игрок разметает всех врагов на своем пути. Тактика? Не, не слышал.

В 2009 году состоялся релиз Warhammer 40 000: Dawn of War 2, которая получила высокие оценки игроков, была тщательно похвалена многими игровыми изданиями, но… внезапно оказалась не стратегией. Верные почитатели первой части с ужасом обнаружили, что долгожданная Dawn of War 2 стала больше напоминать RPG типа Diablo, чем себя же 5-летней давности. Правда, это не помешало игре найти своих поклонников, которые уверяют, что мультиплеер сохранил все необходимые элементы RTS и вполне удовлетворителен.

7. Total War

Забавно, что Total War и Warhammer 40 000: Dawn of War расположились по соседству в рейтинге лучших стратегий, ведь как раз в мае этого года вышла Total War: Warhammer — первая TW, посвященная вселенной Вархаммер. Правда, не Warhammer 40.000, а Warhammer Fantasy — так что она, в первую очередь, придется по вкусу любителям фэнтезийных миров. Впрочем, давайте обо всем по порядку — ведь выходу этой игры предшествовало 9 других частей, которые и принесли TW всемирную известность.

Главной отличительной особенностью Total War является удачное соединение пошагового режима и RTS: уровень каждого из них выбирается отдельно. Главное действо разворачивается на глобальной карте мира, в которой все происходит пошагово. Но сражения загружаются отдельно и стремительно развиваются в режиме реального времени. Игрокам предстоит с умом использовать особенности местности и различные типы юнитов, что позволяет получить преимущество даже над превосходящими силами противника.


Первая TW вышла в 2000 году. Но всемирную известность серии принесла ее третья часть, Rome: Total War, в которой использовался трехмерный движок. Как следует из названия, действие происходило во времена Римской империи. Кроме «классических» европейских наций, в игре были доступны арабские империи (Египет) и даже варвары. В зависимости от выбранной стороны отличались не только юниты, но и архитектура городов. Популярность этой части последующие TW так и не смогли переплюнуть.

В 2013 вышла Rome: Total War II — изначально забагованная, но позднее доведенная до ума с помощью многочисленных патчей. Вероятно, вдохновившись «Цивилизацией», разработчики Rome 2 добавили возможность побеждать не только путем завоевания, но и с помощью культуры и торговли. Впрочем, это не единственная часть, достойная внимания: Napoleon, Attila, Shogun 2 и упомянутый ранее Warhammer также по-своему интересны.

Если бы мне удалось создать настолько успешный продукт, как Warcraft, я бы лет 20 почивал на лаврах, спуская все деньги каким-нибудь абсолютно бессмысленным способом. Но ребята из Blizzard не такие: сорвав заслуженные овации после выхода Warcraft 2, Близзарды взялись за работу над космической RTS. Правда, в результате у них все-равно получился Варкрафт: бета версия была нещадно раскритикована и воспринята как «орки в космосе». К счастью, разработчики прислушались к критике и полностью переделали графический движок и сеттинг. Так в 1998 году родился легендарный StarCraft.

В игре представлено 3 расы: зерги, протоссы и терраны, которые заимствованы со вселенной Вархаммера 40.000 (тираниды, эльдары, имперская гвардия). Впрочем, схожесть исключительно поверхностна: появившись на свет, СтарКрафт пошел собственным путем развития — вселенная этой игры обросла своими особенностями и сейчас имеет мало общего с Warhammer.

В большинстве стратегий, чтобы сохранить хрупкий баланс, все нации имеют одинаковый набор юнитов и зданий + несколько уникальных построек/солдат, которые вносят определенное разнообразие, но принципиально не влияют на тактику игры. StarCraft же наплевал на эти каноны. Все 3 расы абсолютно разные:

  • Зерги далеки от технологий и науки, добиваются превосходства исключительно количеством.
  • Высокодуховные протоссы являются полной противоположностью зергов: каждый протосс мнит себя важной личностью с богатым внутренним миром, поэтому стоит немало ресурсов, но и бьет, соответственно, больно и сильно.
  • Терраны (от слова «терра») представляют в игре человеков. Являются «золотой серединой» между зергами и протоссами.

Красивые огоньки Star Craft 2 заманивают доверчивых школьников и вызывают скептическую усмешку олдфагов

Такие разительные отличия между расами дали игре солидное преимущество перед остальными RTS, завоевав ей репутацию «умной» стратегии, в которой нужно не просто «наплодить» как можно большую армию, а продумать свои действия наперед, проявив стратегические и тактические умения. Не последнюю роль играет и микроконтроль: если протоссы не особо требовательны к точности управления, то успех наступательный операций других рас, особенно зергов, напрямую зависит от скорости и точности реакции игрока.

В 2010 году вышла StarCraft II. Современная графика и отличный мультиплеер позволили игре вернуть былую славу и занять свое законное место в киберспорте. Хотя олдфаги уверяют, что уникальный баланс первого SC отчасти утерян, СтарКрафт 2 получил высокие оценки самых разных игровых изданий (в среднем 9 из 10) и подарил ей вторую жизнь.

5. Age of Empires

В 1997 году вышла первая часть Age of Empires: все тот же Варкрафт, только в профиль. Вместо фэнтезийных рас в игре было представлено 12 человеческих наций, которые могли развиваться от каменного века до античности. Фурора в игровом мире эта игра не совершила, но в целом была воспринята благоприятно, что вдохновило ее создателей начать работу над второй частью.

Спустя 2 года вышла Age of Empires II: The Age of Kings, которая стала поистине легендарной. Она затмила не только первую часть, но и многих тогдашних «китов» этого жанра, отвоевав себе приличную армию поклонников. В 2000 году появился аддон Age of Empires II: The Conquerors, который добавил в игру 5 новых наций с уникальными юнитами, а также дополнительные миссии и технологии. Именно эта часть игры и стала самой популярной в серии Age of Empires. В чем причина ее успеха?

  • Разнообразие наций. В The Conquerors насчитывалось 18 наций, многие из которых были довольно экзотичны: гунны, тевтонцы, сарацины, кельты, персы, ацтеки, майя и т.д. По сути, именно эта игра заложила моду на стратегии с множеством разных цивилизаций.
  • Возможность развития. Вторая «фишка», которая была впервые среди стратегий реализована именно AoE 2 — переход из одной исторической эпохи в другую. Все это сопровождалось довольно обширным деревом технологий, для исследования которых необходимо было строить различные здания и тратить ресурсы.
  • Баланс. Само собой, нации отличались не только цветом и разным дизайном зданий. Каждая из них имела собственные бонусы и уникальных юнитов. Одни имели экономическое преимущество, другие более сильную кавалерию, третьи классные осадные орудия, четвертые дальнобойный флот и т.д. Все это разнообразие было довольно сбалансированным без явных фаворитов. В результате, Age of Empires 2 приглянулась многим любителям сетевых баталий.

Как оказалось, красивая картинка не может заменить интересный геймплей

В 2005 году вышла Age of Empires III. Она была неплоха, но до успеха своей предшественницы и близко не дотягивала. В результате, после нескольких аддонов, Microsoft сдались и, на радость фанатов, вернулись к Age of Empires 2. В 2013 году они выпустили Age of Empires 2: HD edition, а затем еще 2 аддона: The Forgotten (5 новых наций, в том числе славяне) и The African Kingdoms (еще 4 нации и «африканские» кампании). Так что на сегодняшний день AoE 2 продолжает развиваться и радовать поклонников новыми дополнениями.

4. Казаки

Успех Age of Empires привлек внимание многих игроделов: они перестали пытаться создать собственный «варкрафт», переключившись на «Эпоху империй» (которая, несомненно, создавалась под вдохновением от Warcraft). Вот и ребята из украинской компании GSC Game World создали RTS, которая концептуально имеет много общего с AoE.

Игра «Казаки», вышедшая в 2001 году, оказалась настолько успешна, что в глазах многих отечественных стратегов надолго затмила «Эпоху». Если верить «Игромании», то в свое время «Казаки» стали самой продаваемой отечественной игрой (более 1 миллиона копий).

«Казаки» продолжили идею многочисленных игровых наций. Во втором аддоне первой части, который назывался «Снова война», было доступно 20 разных стран. И если в «Эпохе» не было ни одной славянской нации, то в «Казаках» была доступна не только Россия, но и Украина (что логично, следуя из названия и географического расположения разработчиков). Были и более изысканные нации, вроде Пьемонта и Саксонии.

В отличие от других стратегий, в «Казаках» ресурсы тратились не только на приобретение юнитов, но и на их содержание. Без еды начинался голод, а наемники, приобретенные за золото, поднимали восстание, стоило казне опустеть. Чтобы использовать огнестрельное оружие, необходимы были железо и уголь — без них стрелки и артиллерия оказывались беззащитны.

Также в игре можно было захватывать некоторые вражеские здания, артиллерию и крестьян (кроме украинских, с ними как обычно: воля або смерть). В сравнении с «Эпохой империй», «Казаки» казались более динамичными, позволяя создавать невероятное количество каких-то безумных и бесстрашных юнитов — в сетевой игре схватки таких полчищ выглядели эпично и захватывающе.

  • Казаки 2

В 2005 году вышли «Казаки 2»: не смотря на высокие оценки многих игровых изданий, игра не вызывала того восторга, что первая часть. В ней было переработано абсолютно все: она стала более реалистичной и продуманной. Никаких «спорных» наций, набегов орд бесстрашных безумцев и апгрейдов древних ружей до такой степени эффективности, что даже Калашникову становится завидно.

Сражения в «Казаках II» заставляли учитывать особенности местности, подолгу перезаряжать ружья и следить за боевым духом солдат, которые могут струсить и броситься в рассыпную. Звучит, вроде бы, неплохо, но в сетевой игре от былого веселья не осталось и следа.

  • Казаки 3

А 21 сентября 2016 года вышли долгожданные «Казаки 3», о которых никто уже и не мечтал. И все бы хорошо, если бы не цифра 3 в названии — все ожидали продолжения серии, а получили ремастеринг первой части. Старая игра была перенесена на новый графический движок, геймплей полностью взят с оригинальных «Казаков». Добавьте к этому приличное количество багов, которые GSC Game World активно исправляли после релиза с помощью различных патчей, и вы поймете, почему многие геймеры почувствовали себя обманутыми. Все-таки, GSC стоило объявить о том, что игра является ремастерингом первой части до релиза, а не после него.

3. Heroes of Might and Magic

Первая часть пошаговой стратегии Heroes of Might and Magic вышла в далеком 1995 году. Ее предшественником была King’s Bounty, которая появилась еще в 1991 году. Но всеобщая любовь и признание к HoMM приходили постепенно, накрыв Heroes of Might and Magic III с головой где-то ближе к 1999 году.

Действие всех «Героев» происходит в некой фэнтезийной вселенной. Расы есть, но игрок к ним не привязан: герой может завоевывать замки любых фракций и нанимать любых доступных юнитов. Так что под одними знаменами может собраться самая разношерстная и дикая братия: эльфы и скелеты, кентавры и драконы, люди и элементали.

Сражения происходят на поле, разделенном на тайлы (шестиугольники). Юниты одного типа занимают одну клетку вне зависимости от их количества. Ходы осуществляются по очереди, герой же смотрит на это действо со стороны, время от времени пытаясь помочь своей армии, кастуя различные заклинания. Постепенно герой получает опыт, изучает новые скиллы и собирает различные артефакты, делающие его лучше и выше.

HoMM IV вышли в 2004 году и были восприняты, мягко говоря, неоднозначно: уж слишком много оказалось нововведений. Главное и ключевое новшество касалось героев: из пассивных наблюдателей они превратились в активных участников баталий, которые могли передвигаться, наносить урон и подвергаться атаке подобно остальным юнитам. Герои могли путешествовать вообще без войск: по одному или сбившись в банду из 7 персонажей. Прокачавшись как следует, одинокий герой мог самостоятельно вынести многочисленную армию.

Была и обратная сторона медали: если удавалось вначале боя убить вражеского героя, можно было получить солидное преимущество. Например, имело смысл организовать диверсионную атаку на неприятеля, уложить предводителя войска и отступить — обезглавленная армия теряла возможность захватывать шахты и замки, что заставляло ее отступать и тащить бездыханную тушку полководца домой.

Все эти нововведения породили несметные просторы для споров и холливаров: поскольку с выхода третьей части прошло 6 лет, появилось новое поколение геймеров, которые «Героев» до этого в глаза не видели — им HoMM4 пришлись по душе. А вот те, кто вырос на предыдущих частях, испытали баттхерт смешанные чувства.

  • Heroes of Might and Magic V

Споры между сторонниками и противниками четвертой части остановил релиз Heroes of Might and Magic V, который состоялся в 2006 году: вчерашние противники объединили свои усилия в общем порыве выразить претензии по поводу мультяшной графики для любителей аниме. Если же закрыть глаза на картинку, по геймплею «Герои 5» были осовремененной копией третьей части — очевидно, разработчики не стали экспериментировать, чтобы подзаработать на ностальгии фанатов серии.

На этом заканчиваются классические «Герои» и начинается нечто совершенно непонятное. HoMM 6 и 7 превратилось в некий альтернативный продукт, настолько далекий от оригинала, что на их фоне даже «Герои 4» выглядят эталоном кошерности. Поэтому большинство поклонников «Героев» предпочитают играть в более ранние версии, с 3 по 5. Но самыми популярными остаются Третьи ХоММы. Тем более, что в 2015 году вышла HD-версия этой игры.

2. Civilization

Первая «Цивилизация» появилась в лохматом 1991 году и, как поговаривают, являлась цифровой версией одноименной настольной игры начала 80-х. Поскольку в те времена компьютеры у простых смертных не водились, о новой стратегической игрушке подозревали немногие: преимущественно работники НИИ и прочих интересных предприятий.

Тем не менее, игра оказалась вполне успешной: какой инженер мог устоять от искушения после напряженной рабочей смены примерять на себя роль Сталина или Ганди? Наличие Цивилопедии, детальной игровой энциклопедии, выгодно отличало Civilization от других стратегий тех времен.

  • Civilization II

В 1996 году Сид Мейер и компания выпустили вторую часть Цивы, которая, благодаря большей распространенности компьютеров, стала вполне успешным коммерческим продуктом. Не смотря на посредственную графику, в игре были классные моменты: к примеру, при постройке чуда света проигрывался видеофрагмент реальной кинохроники. Можно было увидеть запуск «Аполлона» или ядерной ракеты, съемки Сикстинской капеллы или Нотр-Дам де Пари. В последующих частях кино заменили обычной анимацией.

  • Civilization III

2001 год отметился выходом Civilization III: первой Цивы с приятной графикой. Даже сейчас она смотрится вполне привлекательно, а в 2001 году эта картинка вызывала настоящий восторг. Геймплей также претерпел определенные изменения. В Civ 2 игроки старались не собирать много юнитов на одной клетке, т.к. в случае вражеской атаки и гибели одного из них погибали все, кто стоял на клетке. В Civ 3 ничего подобного не происходило: чтобы очистить клетку от вражин, необходимо было уничтожить их всех.

Поэтому очевидная и единственная тактика ведения войны в третьей Циве: создание так называемого стека — толпы разношерстных юнитов на одной клетке. Время от времени появлялся лидер, который мог объединить 3 юнитов под своими знаменами. Такое образование называлось армией и представляло собой эдакого толстого юнита с 20НР. С помощью армии можно было выпилить практически все, что угодно.


Окно города — лучшее, что было в Civilization III

Фирменной фишкой второй и третьей Цивы стала ситуация, в которой технологически отсталый юнит, имея больше боевого опыта, мог спокойно уничтожить какое-нибудь чудо-оружие будущего. Например, в порядке вещей была ситуация, когда копейщик точным ударом разрывал в клочья вражеский танк или лучник, как следует натянув тетиву, сбивал вражеский бомбардировщик. Особо забавлял тот факт, что самолет сбивался одинаково успешно не только лучником, но и мечником. В последующих частях эта проблема была отчасти решена, но в первых Цивах такие события порождали немало приступов истерии.

В Civilization III был целый ряд нововведений, которые перекочевали во все последующие игры серии: разнообразные ресурсы на карте, Золотой век, культурное влияние на соседние города, с помощью которого можно было ассимилировать соседнее поселение, дерево технологий (в предыдущих частях приходилось запоминать или записывать последовательность открытий различных наук).

  • Civilization IV

Civilization IV, вышедшая в 2005 году, обзавелась трехмерным изображением. Игроки, привыкшие к третьей Циве, настороженно восприняли непривычную графику, так не похожую на предыдущую часть. В игре появились религия и шпионаж (аддон Beyond the Sword), а действия авиации стали более реалистичны: самолеты совершали налеты из города и не могли быть сбиты каким-то суровым копейщиком. Проблема скоплений большого количества юнитов на одной клетке отчасти решалась как раз авиацией или артиллерией: урон от их атаки получали все юниты в стеке.

Наступил 2010 год и вышла Civilization V. На смену квадратным клеткам пришли более удобные и практичные гексы: с ними границы государств избавились от странной линейной угловатости и стали более правдоподобными. Систему накопления громадного количества юнитов на одной клетке снесли под корень: теперь на одном шестиугольнике мог размещаться только один военный юнит. При этом их сделали эффективнее и сильнее.

На содержание определенных юнитов требовалось тратить стратегические ресурсы: лошадей, железо, нефть, уголь или уран. Не имея их под рукой, государство рисковало остаться без кавалерии, линкоров, ядерного оружия и авиации, что не только добавило реализма, но и заставило игроков осторожно распоряжаться ресурсами вместо того, чтобы клепать в неимоверных количествах все, что вздумается.

Тактика постройки как можно большего количества городов также отжила свое: большие империи получали штрафы по культуре и науке, а население начинало проявлять недовольство. Так что появилось несколько различных тактик: развитие через 4-5 городов с большим количеством населения или постройка большего количества поселений, но с меньшим количеством жителей в городах. Стала возможна победа и с одним единственным городом (привет от Венеции).

Еще одно нововведение: появление городов-государств, которые не претендуют на мировое господство. Дружба с ними приносила различные бонусы: ресурсы, очки науки, культуры или религии, юнитов и дополнительные голоса в Конгрессе.

Стоит отметить, что многие из функций, как и в предыдущих Цивах, были добавлены в аддонах: религия и шпионаж, караваны, возможность принимать различные резолюции в Конгрессе и ООН — в начальной версии без аддонов всего этого не было. Поэтому, читая отзывы об игре, не сложно проследить, как гнев поклонников серии постепенно сменялся на милость.

21 октября 2016 года состоялся релиз Civilization VI. Среди заметных нововведений: 2 дерева технологий, культурное и научное, которые открываются независимо друг от друга. Клетки вокруг городов необходимо застраивать специальными районами: научными, культурными, военными, религиозными, промышленными и т.д. Построить все точно не получится — банально не хватит клеток. Тем более, что каждое чудо света также требует отдельного тайла.

Описать все нововведения и особенности шестой Цивы сложно по причине ее свежести. Но игра уже получила высочайшие оценки различных игровых изданий, да и отзывы в Стиме, по большему счету, весьма положительные. И это не смотря на то, что обычно первая версия Civilization оказывается сыроватой и только со временем, с помощью нескольких аддонов превращается в шедевр. Но, судя по всему, шестая Цивилизация может стать первой представительницей серии, которая хороша изначально.

Сюжет Warcraft: Orcs and Humans завязан на противостоянии людей и орков. Как и в фильме, орки вываливаются в мир людей из портала и между ними начинается борьба за место под солнцем. Впрочем, первая часть привлекла к себе не так много внимания — вся слава досталась ее сиквелу, Warcraft II: Tides of Darkness, который вышел всего через год. Но только посмотрите, какие изменения в графике произошли за этот короткий период! Добавьте к приятной картинке интересные ролики и добротный сюжет, и все — шедевр готов.


Как бы «до» и «после» — год прошел не зря

А вот продолжения банкета пришлось ждать долго — целых семь лет. И первая реакция игрового сообщества была неоднозначна: уж слишком много подозрительных новшеств появилось в игре:

  • Трехмерный движок;
  • 2 расы переросли в 4 (были добавлены ночные эльфы и нежить);
  • На картах появилось достаточно много нейтральных юнитов и монстров;
  • В игру были добавлены герои, которые накапливали опыт, прокачивали скиллы и кастовали всякие штуки (чем не RPG?);
  • Ролики стали еще ярче и красивее;
  • Сюжет еще закрученнее и пафоснее.

Вершиной эволюции третьей части стал выход Warcraft III: The Frozen Throne в 2003 году, которая и породила всеми памятную дотку (вряд ли открою Америку, если напомню, что DotA была создана в обычном редакторе карт Warcraft 3 и не рассматривалась как полноценная самостоятельная игра).

Был ли Warcraft родоначальником жанра RTS? Конечно, нет. Можно ли утверждать, что это лучшая стратегия в мире? Уверен, многие с этим не согласятся: C&C и Цивилизация, HoMM и Total War имеют солидные армии поклонников. Но, бесспорно, Варкрафт внес весомую лепту в жанр стратегий и, раз уж оказался на первом месте нашего рейтинга, значит… *здесь должен быть жизнеутверждающий тезис, но у меня нет ни одного подобного тезиса, связанного с Warcraft. Сорян, пацаны. Будут варианты — пишите в комментарии*

Начнем мы наш топ лучших в жанре стратегий с уже позабытой, но революционной игры Spore. Не обманывайтесь мультяшной графикой, ведь на проверку игра легендарного Сида Мейера по уровню масштаба – это настоящий No Mans Sky от мира стратегий. По своей сути Spore – симулятор Бога. В стратегии мы своими ручками создаем цивилизацию и приводим ее из зачаточного клеточного состояния до сверхрасы, свободно бороздящей необъятные космические просторы.

Главная особенность Spore в том, что каждый этап развития цивилизации в игре предлагает уникальный геймплей:

  • Клетка. Начальный этап эволюции в игре, где выживает сильнейший. Барахтаемся в первородном супе и поедаем другие клеточные организмы
  • Существо. Выбираемся на сушу, создаем прикольных франкенштейнов и лакомимся обитателями наземного мира
  • Племя. На данном этапе «Спор» напоминает привычные строительные стратежки на подобии Age of Empires: собираем ресурсы, строим армии и совершаем набеги на конкурирующие племена в игре
  • Цивилизация. Как можно догадаться, в этот раз игра предлагает геймплей в стиле стратегий Civilization: проводим экспансию на конкурирующие державы. Доступен как силовой метод, так и возможность завоевать города дипломатией
  • Космос. Отправляемся сквозь тернии к звездам. Главная цель последнего этапа стратегии – достигнуть центра галактики (тысячи случайно генерируемых звездных систем прилагаются)

Так почему же Spore, при всем своем масштабе, занимает последнее место в топ 10 лучших стратегий? Проблема в том, что в попытке предоставить игроку максимум интересных механик, разработчики ни одну из них не довели до конкурентоспособного уровня.

9-ое место: Command and Conquer 3 Tiberium Wars

Если же вам по душе классические стратегии со строительством, то стоит обратить внимание на серию Command and Conquer, основанную на механиках культовой стратегии Dune 2. При обзоре всего многообразия проектов в серии мы отдаем предпочтение Command and Conquer 3 Tiberium Wars. Игра умело сидит на двух стульях и для новичков в жанре стратегий в реальном времени предложит красочную графику и понятный игровой процесс. А олдфаги останутся довольны интересным геймплеем, при общей простоте, дающим огромный простор для тактических маневров, благодаря разношерстной технике и солдатам.

«Тибериумные войны» особенно ценны сюжетом и голливудским лоском, сочащихся из каждой щели игры. Стратегия пришла из тех бородатых времен, когда жанр RTS был в авангарде мейнстрима. А потому Electronic Arts не боялась вливать в игру колоссальные ресурсы и снимать длительные кинематографичные видео с привлечением голливудских звезд. Таким образом, поиграть в Tiberium Wars – это лучший выбор для поклонников одиночных проектов, которые по факту и не особо любят заниматься постройкой базы и разбираться в других премудростях стратегий.

8-ое место: Supreme Commander

На фоне дорогих и эффектных «Тибериумных войн» в 2007 году совершенно не заслуженно затерялась Supreme Commander, которая при первом взгляде вызывала скепсис из-за:

  • Посредственной графики
  • Громоздкого и неудобного интерфейса
  • Медлительного игрового процесса

Но даже с учетом всех претензий Supreme Commander часто попадает в топ 100 стратегий. Причина кроется все в том же масштабе, привлекающим внимание в однопользовательских стратегиях. Забудьте про стычки крошечными отрядами, в Supreme Commander играть приходится сотнями бойцов и враг в игре всегда готов отправить новую армию солдат, что превращает стратегию в динамичную бойню планетарного масштаба.

Про тактику тоже никто не забывал, и чаще всего обзор поля действий приходится осуществлять с высоты птичьего полета, из-за чего геймплей напоминаем стратегическую версию шахмат. Не забывайте и про возможность играть по сети.

7-ое место: Stronghold

Продолжает наш топ лучших стратегий на ПК культовый Stronghold. Игра вышла почти 20 лет назад и до сих пор не теряет в популярности, заставляя геймеров заваливать поисковики запросами вроде «А посоветуйте игру на подобии Stronghold». Другое дело, что найти подобную игру довольно сложно, так как Stronghold на PC – во многом уникальный жанровый винегрет среди стратегий, где совместилось как одиночные масштабные войны с постройкой базы, так и градостроительный симулятор с менеджментом государства. Причем все аспекты игры органично дополняют друг друга.

Взяв в руки скипетр монарха и управляя городишком в эпоху средневековья, к тотальному господству можно прийти как диктаторскими, так и миролюбивыми средствами. Рабочие и военные требуют одинаково как здоровое питание, так и облагороженный город, где всегда найдутся прикольные варианты для досуга. А что делать, если ресурсов по минимуму и смерды готовят новый бунт против короля? Займитесь подстрокой пыточных и подавите восстание. Только вам решать, каким человеком вы войдете в историю игры.

6-ое место: Warhammer 40 000 Dawn of War

Разработчики из Relic имеют репутацию мастеров, каждый проект которых вносит огромный вклад в развитие современных игр стратегического жанра. Среди обильного портфолио разработчиков особенно отметим Dawn of War, созданную по мотивам вселенной, умело совместившей будущее и фэнтези. Именно благодаря умело выбранной вселенной стратегия «Рассвет войны» позволяет создать жестокие сражение, где каждый боец может проявить свои силы как в дальнем, так и ближнем бою.

Главные особенности Warhammer 40 000 Dawn of War:

  • Смещение акцента с постройки баз на тактические бои
  • Каждый отряд имеет шкалу морали, из-за чего требуется внимательно следить за военными баталиями
  • Список из 9 уникальных рас (с учетом дополнения Soulstorm) с транспортными и атакующими юнитами, требующих от игрока различные тактические подходы
  • Реалистичная анимация и подборка сочных добиваний
  • Эпическая вселенная и крутая возможность раздавить еретика стальным кулаком «дредноута». Зачем? Во славу императора!

Даже учитывая, что серия игр Warhammer 40 000 уже насчитывает 3 проекта, каждый из которых предлагает интересные и неповторяющиеся подходы к геймплею, именно оригинальный Dawn of War стал своеобразным «ГОСТом» в и заслуженно попадает в лучшие игр на ПК среди стратегий.

5-ое место: Total War Shogun 2

Наш игровой рейтинг стратегий был бы совершенно неуместным, не упомянув мы великую (нет, серьезно, вы только посмотрите насколько здесь масштабные сражения) и популярные игры из серии Total War. Все релизы сериала объединяют несколько важных особенностей: колоссальные сражения с участием нескольких тысяч бойцов, реалистичные и достоверно воссозданные исторические эпохи, классная графика и деление игры на стратегическую (с захватом территорий, дипломатией и другими привычными для Civilization моментами) и тактическую часть в реальном времени.

Total War до сих пор живее всех живых, но лучше всего серия проявила себя в Shogun 2, затрагивающий этап феодальных войн в Японии. Игра максимально приветлива к новичкам, но для любителей поиграть вдумчиво «Сегун 2» предлагает максимально навороченную стратегическую часть. Отдельный столп – механика генералов, которые могут объединятся в стратегии династическими союзами, занимать административные посты и вообще делать видимость, будто ими управляет не компьютер, а реальный игрок.

4-ое место: StarCraft 2

Приближаясь к вершине рейтинга самое время напомнить о существовании Blizzard, создающих самые популярные стратегии в мире. Вот только это тот случай, когда популярность совершенно не вредит качеству и глубине игр. Оригинальный Starcraft смог построить и отточить геймплейный фундамент для всего жанра стратегий, предлагающий несколько уникальных рас и юнитов, каждый из которых имел как слабые, так и сильные стороны.

Сиквел стратегии под названием Starcraft 2, анонсированный через 9 лет, не принес значительных инноваций и выпускался на протяжении трех отдельных игр:

  • Wings of Liberty
  • Heart of the Swarm
  • Legacy of the Void

Попадание Starcraft 2 в топ стратегических игр обусловлено неизменным качеством для современных творений Blizzard и статусом «игры для всех». В стратегию рекомендуется играть как геймерам, предпочитающим однопользовательские сражения с классной графикой и эффектно поставленным сюжетом, так и настоящим онлайн маньякам, которые играют по сети, способны делать сто кликов в секунду по мышке компьютера и знают простые способы, как пятеркой строителей за пять минут разнести базу противника.

Важное замечание: с 2017 года игры трилогии Starcraft 2 стали совершенно бесплатные и это лучший подарок для всех, кто любит компьютерные стратегии.

3-ье место Sid Meier’s Civilization VI

За почти 30-летнюю историю серия Civilization завоевала репутацию настоящей кузницы, без устали выпускающей лучшие пошаговые стратегии на PC. Геймплейный костяк для всех стратежек одинаков: мы берем на себя роль Бога, который занимается строительством цивилизации от ее самых основ до создания сверхдержавы. Не стоит путать Spore, где все элементы игры рудиментарны. Civilization сфокусирован только на человеческом виде и предлагает настолько насыщенный и сложный геймплей, что у новичков в стратегиях может запросто начать кружиться голова от обилия возможностей.

Так почему же именно Civilization VI мы внесли в десятку лучших игр всех времен на ПК в жанре стратегии? Все просто: игра не только обзавелась новой графикой и сохранила концепт, где мы занимаемся захватом территорий, развиваем транспортную инфраструктуру и ведем исторические державы через мрачный каменный век и средневековье в счастливое (или не очень) будущее XXII века, но и методично развила все элементы стратегии.

Старых фанатов Civilization VI порадует:

  • Продвинутым ИИ компьютерных противников, которые отныне действуют согласно своим историческим прообразам
  • Разветвленным древом технологий
  • Возможностью победить с помощью одной религии
  • Обновленной системой генералов и великих людей

А вот для новичков в серии только грустные новости: игра стала еще более сложной, запутанной и явно не рассчитанной на геймеров, любящих легкие строительные стратегии, чтобы убить минутку-другую времени.

2-ое место Heroes of Might and Magic 3

Мы отлично представляем, как вам уже могло надоесть старое и избитое клише вроде «нестареющая классика». Но что поделаешь, если именно такие слова лучше всего подходят для описания третьей части великих «Героев». Популярная фэнтези игра в скором времени отметит второе десятилетие с даты выхода, но по-прежнему остается эталонным развлечением для поклонников пошаговых стратегий.

Формула успеха как всегда проста и гениальна:

  • 8 уникальных рас
  • Отменный баланс
  • Легкий и неперегруженный геймплей
  • И колоссальный простор для тактики из-за многочисленных, вроде как незначительных нюансов

Важное отличий от предыдущих частей: обилие ролевых элементов. Герой теперь не просто статист. Как и полагается любому полководцу, он принимает активное участие в сражении благодаря возможности использовать магию и примерять на себя уникальные предметы, позволяющих усилить армию. А добавьте к этому необходимость возводить свое государство, искать ценные ресурсы и путешествовать по полному опасностей миру игры и вы получите легальный и крутой наркотик.

К тому же для игры с друзьями нет необходимости выбираться в онлайн – достаточно всего одного компьютера и компании товарищей, знающих толк в компьютерных стратегиях.

1-ое место: Warcraft III

Признайтесь, вы наверное совершенно не удивлены лидером нашего топа лучших стратегий? Для подтверждения культового статуса Warcraft 3 достаточно лишь того факта, что спустя 16 лет стратегия до сих пор является одной из главных мировых кибердисциплин и дарит геймерам сотни тысяч долларов за призовые места. Но возведенный в абсолют стандартный геймплей со строительством баз, уникальными расами и юнитами, работающими по технике «камень-ножница-бумага» - это лишь половина успеха третьего «Варкрафта».

Другой момент – эпическая сюжетная компания с одним из лучших сюжетов в истории стратегий, подающийся с помощью привычных для Blizzard эффектных видео. За историей дезертирства Артеса по-настоящему интересно следить, а общий сюжет с десятком колоритных персонажей закручивается настолько стремительно, что после прохождения стратегии так и хочется поставить высшую оценку и кидать деньги в монитор, лишь бы увидеть продолжение интригующей истории. Но Bllizard хранит гробовое молчание. Однако король среди стратегий Warcraft 3 по-прежнему перед нами и ничто не помешает провести еще десяток счастливых часов в Лордероне.

Еще больше качественных компьютерных игр смотрите в подборке и в .

Действительно, кто-то больше предпочитает обращать свое внимание на шутеры, другим по душе стелс-игры, а третьим и вовсе больше нравятся различные моба-направленные проекты. Найдутся и те, кому нравятся пошаговые варианты, где каждый ход и каждое действие нужно обдумывать крайне тщательно. На самом деле лучшие пошаговые игры можно на данный момент перечислить на пальцах, так как часто выходят довольно посредственные и копирующие друг-друга решения, но сегодня мы попробуем отобрать лучшие пошаговые стратегии на ПК.

Heroes of Might and Magic III HD. Культовая без всяких преувеличений игра, которая до сих пор в почете у геймеров и даже относительно недавно получила ремастер в HD. Вам предстоит построить собственный замок одной из фракций доступных в игре, развить инфраструктуру, накопить уникальные войска, улучшить их и завоевать все возможные ресурсы на карте, чтобы в итоге нанести противнику поражение. В нее можно играть десятками часов и это не надоедает! Более того, есть возможность играть вдвоем на одном компьютере.

Системные требования Heroes of Might and Magic III HD:

  • Система: Windows 7 (SP1), Windows 8, Windows 8.1 (32- или 64-разрядные);
  • Процессор: Intel Core2 Duo E4400 с тактовой частотой 2,0 ГГц или AMD Athlon 64 X2 3800+ с тактовой частотой 2,0 ГГц;
  • Оперативная память: 2 Gb;
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce 8800 GT или AMD Radeon HD2900 с 256 Мбайт встроенной видеопамяти и поддержкой Shader Model 4.0
  • Место на диске: 27 Gb.

Disciples 2. Золотая середина в серии, которую с ностальгией вспоминают очень многие. Здесь передвижение по карте происходит аналогично с героями, а вот бои проходят немного иначе — вы набираете отряд с особыми возможностями, развиваете бойцов и атакуете с места без лишних передвижений по полю. Игра имеет прекрасно прописанный лор, интересные геймплейные фишки затягивает очень надолго!

Системные требования Disciples 2:

  • Система: Windows XP;
  • Оперативная память: 32Mb;
  • Место на диске: 1,2 Gb.

Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth. Пошаговая классическая стратегия, где вам предстоит не просто развить свое государство, но сделать это за пределами земли — на новой планете в космосе. Вам предстоит выбрать корабль, спонсора кампании и еще несколько особенностей, а затем отправиться в далекий и неизведанный космос, чтобы основать колонию и заключить мир с остальными колонизаторами или пойти на них войной.

Системные требования Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth:

  • Система: Windows XP;
  • Процессор: Pentium II с тактовой частотой 233 МГц;
  • Оперативная память: 32Mb;
  • Видеокарта: хотя бы на 128 Mb;
  • Место на диске: 1,2 Gb.

Master of Orion. Еще одна крайне красочная и продуманная пошаговая стратегия, которая стала отличной преемницей игры 1993 года. Здесь есть над чем задуматься и каждый ход дается не просто так. Игроку дают под контроль одну из 10 рас и далее нужно привести ее к величию благодаря сбору ресурсов, исследованиям, покорению миров и манипуляции лидерами.

Системные требования Master of Orion:

  • Система: Windows 7, Windows 8, Windows 10 (64 бита);
  • Процессор: Intel Core 2 Duo 2 ГГЦ или AMD Athlon X2 2,2 ГГц;
  • Оперативная память: 2 Gb;
  • Видеокарта: nVidia 240, ATI 4650, Intel Integrated HD3000 или лучше;
  • Место на диске: 15 Gb.

Лучшие пошаговые стратегии на ПК

King’s Bounty. Легенда о рыцаре. Очень похожая на предыдущую позицию, но со своей уникальной атмосферой, монстрами, историей и другими особенностями. В отличие от героев передвижение вне боевой карты происходит в реальном времени, так что пропускать ходы не нужно. Также присутствует ролевая система благодаря которой ваш персонаж может разговаривать с другими и взаимодействовать с различными предметами. Сражения же идет на шестиугольном поле в пошаговом режиме.

Системные требования King’s Bounty. Легенда о рыцаре:

  • Система: Windows XP / Vista;
  • Процессор: Intel Pentium 4 2,6 ГГц или производительнее;
  • Оперативная память: 1 Gb;
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce 6800 / ATI Radeon X800 с 256 МБ памяти или производительнее;
  • Место на диске: 5.5 Gb.

Darkest Dungeon. Довольно хардкорная игрушка с пошаговыми действиями в битве, где от каждого удара зависит успех. Вам предстоит собрать группу героев и затем отправиться по очереди в несколько подземелий. Враги могут нападать откуда угодно, открытие определенных предметов на карте накладывает положительные и намного чаще отрицательные эффекты, боссы безжалостны, факел постепенно гаснет и это тоже влияет не героев.

Системные требования Darkest Dungeon:

  • Система: Windows XP / Vista;
  • Процессор: Любой двухъядерный процессор с 2 ГГц;
  • Оперативная память: 2 Gb;
  • Видеокарта: Любая видеокарта с 512 МБ памяти (1080p, 16:9);
  • Место на диске: 2 Gb.

XCOM 2. Готовы дать отпор пришельцам и показать, что Земля пренадлежит только людям? Ну тогда вам однозначно стоит заглянуть в эту игрушку. На данный момент все проблемы уже пофиксили и перед нами предстала отличная пошаговая игрушка, которая радует количеством уникальных юнитов и вкраплениями ролевой системы.

Системные требования XCOM 2:

  • Система: Windows XP / Vista;
  • Процессор: Intel Core 2 Duo E4700 (2,6 ГГц) или AMD Phenom X4 9950 (2,6 ГГц);
  • Оперативная память: 4 Gb;
  • Видеокарта: Radeon HD 5770 1 ГБ или GeForce GTX 460 1 ГБ;
  • Место на диске: 45 Gb.

Hard West . Любите интересные истории, ковбоев и пошаговые игры? В таком случае добро пожаловать! В игре совмещен вестерн и потусторонняя тематика с отличной сюжетной линией, а точней сразу восьмью сюжетными линиями. Демоны, перестрелки, амулеты, магия, красивая графика, интересный геймплей — все это бросается в глаза сразу и отлично сочитается в пределах одной игры.

Системные требования Hard West:

  • Система: Windows XP / Vista;
  • Процессор: Intel 2 Quad Q6700 2,66 ГГц/AMD Athlon 64 X2 Dual Core 5000+ 2,6 ГГц;
  • Оперативная память: 4 Gb;
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GT 430/AMD Radeon HD 4670;
  • Место на диске: 6 Gb.

Total War: Warhammer. Этакий микс пошаговой стратегии и стратегии в реальном времени во вселенной Warhammer. В пошаговом режиме вам предстоит управлять государством и налаживать связи, отправлять дипломатические миссии или же вступать в бой — когда начинается сама схватка, то все переходит в режим реального времени. Возьмите под управление одну из многочисленных рас и постройте свое совершенное государство уничтожая всех противников на своем пути.

Системные требования Total War: Warhammer:

  • Система: Windows 7 64Bit;
  • Процессор: Intel Core 2 Duo 3.0Ghz;
  • Оперативная память: 3 Gb;
  • Видеокарта: AMD Radeon HD 5770 1024MB / NVIDIA GTS 450 1024MB / Intel HD4000 @720p;
  • Место на диске: 35 Gb.

Divinity: Original Sin 2. Ну а первое место по праву занимает игра, которую можно пройти почти любым способом, настолько шикарна система вариативности в квестах и обширна ролевая система. Это более десятка вариантов персонажей на выбор, подклассы, различные комбинации как персонажей, так и скиллов. На самом деле рассказывать можно долго, но лучше один раз попробовать — сюжет тут просто отличный и загрустить не даст. Соберите партию до 4 персонажей или же отправьтесь в путешествие самостоятельно чтобы пережить просто невероятное приключение.

Системные требования Divinity: Original Sin 2:

  • Система: Windows 7 SP1 64-bit / Windows 8.1 64-bit / Windows 10 64-bit;
  • Процессор: Intel Core i5 или аналогичный;
  • Оперативная память: 4 Gb;
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 550 / ATI Radeon HD 6XXX или лучше;
  • Место на диске: 25 Gb.


Пасьянс Коврик