Не могу научиться играть в шахматы. Обучаем ребенка с нуля игре в шахматы: пошаговый метод. Как обдумывают ход чемпионы

56 34 177 1

Еще в древние времена много людей из разных социальных прослоек были увлечены этим загадочным миром и красотой такого искусства как шахматы. Впервые смотря на процесс этой интересной и увлекательнейший игры, можете подумать, что перед вами самая обыкновенная доска, которая состоит из 32 белых и 32 черных квадратов, на которой располагаются 32 фигурки. На самом деле, все не так уж и просто, как кажется!

Старт

Все зависит от планов – хотите быть простым любителем либо же стать профессионалом? Во втором случае потребуется обратиться к личному тренеру. Ведь чтобы познать все азы игры в шахматы, вам потребуется изрядно попотеть.

Для начала поставьте перед собой шахматную доску таким образом, чтобы в левом нижнем углу был расположен черный квадрат.

Итак, в первом ряду должны стоять пешки. После них идут ладьи. Потом кони. Затем следуют слоны, а уже по центру размещаются ферзь и король. Белый ферзь должен всегда находится на белом поле, и соответственно черный на черном.

Играть могут только два человека. Первый на белом поле, второй – на черном.

Ходить нужно по очереди.

За один ход передвигается только одна фигура.

Король

Это ключевая фигура (но в то же время самая слабая). Если он вдруг “погибнет” – считайте, партию вы уже проиграли. Король ходит на любое поле по соседству, правда всего на один квадрат. По сути, наша главная задача – это поставить короля соперника в безвыходное положение, которое называется мат. Если вы объявили мат – победа за вами!

Королева

Ферзь (или королева) – сильная фигура № 1. Она может двигаться вперед и назад, по диагоналям, в вертикальном и горизонтальном направлении. Всего за одну ходку может пройти как один квадрат, так и все поле.

Пешка

Это самая слабенькая фигурка в этой игре. Может ходить только вперед и всего лишь на один квадрат (или двойной ход, когда за один ход может побить сразу несколько фигурок соперника).

Интересный факт, что с самой слабой фигуры, пешка может превратиться в самую сильную, убрав другую фигуру на доске (помимо короля).

Как правильно играть

Теорию мы немножко разъяснили. Теперь о главном. Как же правильно играть в шахматы? Тем более, когда игра уже началась и одна фигурка преграждает путь другой. Итак, читаем и запоминаем.

Если на пути находится ваша фигура, то путь будет закрыт. В случае, когда стоит вражеская фигура другого цвета – вы можете побить ее и освободить дальнейший путь.

Рассмотрим конкретный пример. Представим, что путь белой пешке преградила черная. К примеру, побив ладью, белая пешка переходит на другую вертикаль и продолжает свое движение. Пройдя целое шахматное поле полностью, пешка может превратиться в любую фигуру.

Но есть одно исключение – это король. Его пешка побить не может, но объявляет ему шах. После шаха нужно немедленно защитить короля тому, кто за него играет. К примеру, защитить его другой фигурой и уйти в надежную зону (поле). Если “нападение” на короля вновь повторится, то будет объявлен мат. Партия закончена.

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.

Из этой статьи вы узнаете

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически . Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии . Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков : длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

Занятия шахматами улучшают память , учат ответственности и самостоятельности . Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Для чего вы хотите научить ребенка шахматам?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

    Развить логическое мышление 36%, 691 голос

    Выработать усидчивость 18%, 337 голосов

    Вырастить будущего чемпиона 4%, 69 голосов

23.05.2018

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет , когда дети живо интересуются всем вокруг.
  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 - 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное - на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод - сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Важно ! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре. Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут ). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут ).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры - лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:


Это интересно ! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку »: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля .
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода .
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском . Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная : ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

На заметку ! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо , иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий. На первых порах они должны носить краткий характер.
  • Заинтересовывайте дополнительно : рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход , какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка , хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит : проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках . Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:

Важно ! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение - однозначно.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Одна из самых древних игр на планете, забава королей и знати. Прикладной инструмент, позволявший побеждать в битвах многотысячных армий задолго до того, как Чапаев взял в руки картошку. Приготовьтесь, начинается экскурсия в волшебный мир фигур и клеток.

Чем полезны шахматы

Дорогие читатели, есть ли среди ваших знакомых родители, чьи дети не отличаются спокойствием и усидчивостью. Возможно, у них плохие отметки в школе, дефицит внимания. Да и многие взрослые не всегда смогут похвастаться умением сконцентрироваться. Вместе с этим не помешало бы развить наблюдательность и отточить логическое мышление.

Скажите, кто-нибудь хотел бы улучшить эти показатели? Вы спросите: как? Ответ прост - шахматы! Научиться хорошо играть может абсолютно любой. Не сказать, что легко, однако усовершенствование мышления вам обеспечено!

Это настолько потрясающая игра, что в Медфорде (Орегон) даже поставили памятник. Кстати, второй стул пуст, может, стоит присоединиться?

Где научиться играть в шахматы

Сегодня, в век Интернета и высоких технологий, это совершенно не проблема. Но к этому мы еще вернемся. Начнем с более реального и приземленного. Прогуляйтесь в выходной день по паркам вашего города в теплую погоду. Наверняка вы обнаружите несколько баталий на лавочках. Смело подходите и спрашивайте, знатоки непременно расскажут, где находится секция или кружок любителей шахмат.

Что делать, если дождь, снег, слякоть? Загляните на городской портал, задавайте вопросы на форумах. В советское время это был достаточно популярный вид спорта (да, кстати), и отголосок его вы точно обнаружите недалеко от дома.

Ну а если не судьба, как говорится, на помощь придет сеть со всей мощью виртуального мира. Здесь вы отыщите все! Даже то, как научиться играть в шахматы за 30 минут. Электронные и бумажные книги, бесплатно и на заказ, видео обучения и записи международных турниров. Всё в вашем распоряжении!

Главное желание, а найти источник знаний в наше время очень легко. Неким начальным учебником может стать и наша статья.

Расстановка фигур

Итак, учебник выбран, лекции прослушаны, теория усвоена. Пора приступать к практике. Доска состоит из 64 клеток. Квадрат со стороной в 8 полей. По горизонтали, обычно, пишут буквы латинского алфавита от А до Н, а по вертикали - цифры от 1 до 8. У каждой клетки есть свой адрес, например В6 или С4. Это облегчает возможность зафиксировать партию. Профессиональные игроки записывают каждый ход, свой и противника. Эти ребята знают точно, как научиться играть в шахматы.

На второй и седьмой горизонтали стоят пешки черного и белого цвета соответственно. Фигуры выставляют на первой и восьмой. По углам в начале игры размещаются ладьи, на вертикалях B и G - кони. Далее, на C и F, находятся слоны, а в центре - король и ферзь (иногда его называют королевой, хотя изначально это визирь). Главное правило расстановки - ферзь любит свой цвет. Таким образом, белый стоит на D1, а черный - на D8.

Игра начинается обычно ходом пешки. Знаменитое Е2-Е4. Реже первым идет конь. Право старта всегда за белыми.

Теперь давайте разберемся, какой возможностью обладают фигуры. Без этого невозможно научиться играть в шахматы быстро.

Кто как ходит

Итак, пехота, она, конечно, царица полей, но больно медленная. Пока построятся, передислоцируются, окопаются. Это потом - ура! И в бой.

Здесь точно так же. Пешка ходит только вперед и только на одно поле. Исключением является начало движения. Можно перескочить и сразу оказаться на 4-й и 5-й горизонтали соответственно. Атакует она только наискосок. Если дойдет до противоположного конца доски, превращается в любую фигуру, кроме короля. Вот такой скрытый потенциал.

А вообще, в умелых руках и с наметанным глазом, пешками можно сделать очень многое!

Схожим образом двигается и король. Он у нас особа царственная, ему спешить не пристало. Поэтому только одна клетка, господа, правда, в любую сторону. Исключением является долгая рокировка, но об этом позже.

Как научиться играть в шахматы, если не знать, что конь всегда ходит буквой «Г»? Малышей обычно учат присказке - «скок, скок и в бок», то есть 2 поля прямо и одно в сторону. Присмотритесь к рисунку, на нем кавалерия изображена внизу.


Следующая фигура - ладья. Это колесница. Она очень мощная, тяжелая, поэтому мчится только по прямой линии, правда, может очень далеко. Двигайтесь ею свободно по горизонтали и вертикали в любую сторону. На рисунке она изображена справа.

Самый сильный герой этой стратегии - ферзь. Советник, визирь, серый кардинал. В его руках вся власть в государстве. Поэтому и полномочия наивысшие. Он спокойно ходит в любую сторону на неограниченное количество клеток. Гляньте на чертеж, выше на странице. Корона на нем обозначает ферзя.

Слон, он же офицер, достаточно экстравагантный персонаж. Он может двигаться только по диагонали, причем исключительно того цвета, на котором стоял в начале игры. По силе он сравним с конем, правда, немного быстрее в плане реакции. Пока тот допрыгает зигзагами, слон уже все закончит.

Теория игры

Вы все еще спрашиваете, как научиться играть в шахматы? Не торопитесь. После того, как будет освоена база, переходим к более глубоким познаниям. Без них вам гарантированно обеспечен провал на этом поприще.

А теории очень много, тем более что всю ее придется прорабатывать на практике. Разделов мало, но накопленной информации - море!

Итак, существует деление партии на три части. Дебют - начало, миттельшпиль - середина и эндшпиль - конец. Каждую из них изучают отдельно, а после в игре стараются разыграть знакомую ситуацию.

Второй раздел - как взаимодействуют фигуры. От простых (атака, поддержка, ограничение, перекрытие) до сложных тактических и виртуозных стратегических сюжетов. Последние начинаются в дебюте, а понятными могут стать только в эндшпиле.

Кратко о композиции

Последнее, что стоит сегодня озвучить - это, конечно, искусство. Хотите узнать, как научиться играть в шахматы и при этом стать художником? Никак не связанные сферы?
Отнюдь! Здесь на помощь приходит такая дисциплина, как композиция.

Создавалась она вспомогательной для обучения. Разбирались отрывки партий, анализировались решения мастеров. Впоследствии она переросла в самостоятельную отрасль. Сегодня это вид деятельности, призванный развить наблюдательность, комбинаторику и логическое мышление.

Любите головоломки, а развиваетесь только с помощью судоку? Это вы не знакомы с шахматной композицией! Решите парочку этюдов, и посмотрим, не она ли станет вашим любимым способом отвлечься от рутины...

Удачи вам, дорогие читатели!

Шахматная доска и фигуры

Доска. Шахматная партия играется на доске, состоящей из 64 квадратов, попеременно светлых (белые поля) и темных (черные поля). Ряды полей называют линиями, которые могут быть вертикалями, горизонталями и диагоналями.
Каждая горизонтальная линия пронумерована от 1 до 8. Каждая вертикальная линия пронумерована латинскими буквами от "А" до "Н". Каждое поле доски имеет свои координаты, которые образуются путем написания наименования вертикали и номера горизонтали. Например: h2
d7
Доска во время игры располагается так, что бы у каждого партнера справа находилось белое угловое поле. Если это требование нарушено, возникшая позиция считается невозможной. Игру следует прервать. Исправляется положение доски. Затем на нее переносится создавшаяся позиция. После этого партия продолжается.

8
7
6
5
4
3
2
1

A

B

C

D

E

F

G

H

Фигуры. Различают королей, тяжелые (ферзи, ладьи), легкие (кони, слоны) фигуры и пешки. Иногда пешки не относят к фигурам.

Исходное положение фигур показано на диаграмме. Если они расположены иначе, позиция считается невозможной.

Понятие хода
Начинает партнер, у которого белые фигуры (право выступки). Затем, пока игра не закончится, ходы делают поочередно. Цвет фигур партнеров в любительских партиях определяется жребием, а в соревнованиях – правилами проведения. Если партия ошибочно начата участником, играющим черными фигурами, она аннулируется и играется заново. При подсчете сделанных ходов за один принимается ход белых с последующим ответом черных.
Играющим называют партнера, за которым очередь хода.
Определение хода. Ходом называют перемещение фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой противника. При рокировке изменяется положение короля и ладьи. Кроме коня и ладьи, когда она при рокировке перемещается через короля, фигуры не могут пересекать занятые поля.
Ход на поле, занятое фигурой противника, означает ее взятие, и она должна быть немедленно снята с доски (о взятии «на проходе» см. ниже).
Ходы фигур. Король ходит на любое соседнее поле, которое не атаковано.
Рокировка – это двуединый ход с перемещением короля и ладьи: вначале король передвигается на два поля по направлению к ладье, которая затем переносится на через него на соседнее с ним поле. Если играющий коснулся ладьи, а потом короля, то рокировка невозможна. Ход должен быть сделан в соответствие с правилом «Прикосновение к фигуре».
Если играющий коснется сначала короля, а затем ладьи (либо обеих фигур одновременно), но рокировка невозможна, то должны быть сделаны ход королем или рокировка в противоположную сторону. Может оказаться, что эти требования невыполнимы. Тогда прикосновение к фигуре никаких последствий не влечет. Играющий вправе продолжить партию любым ходом. Рокировка окончательно невозможна: 1) если король уже перемещался 2) с ладьей, которая ранее ходила.
При рокировке король не может пересекать поле, атакованное фигурами противника.
Если король одной из сторон на предыдущем ходу был атакован (был объялен шах), то на текущем ходу играющий обязан ликвидировать атакованность короля: уйти королем из-под удара, закрыть короля от нападающей фигуры, либо срубить атакующую фигуру.
Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали, на которых находится.

Ладья ходит на любое поле по вертикали и горизонтали, на которых находится.

Слон ходит на любое поле по диагоналям на которых находится.



Конь ходит своеобразным зигзагом – через соседнее поле (даже занятое) по вертикали или горизонтали, удаляясь затем от места исходного положения на одно из смежных полей по диагонали.


Пешка ходит только вперед. В общем случае – по вертикали на соседнее свободное поле, а с начального положения - и через одно. Взятие пешкой возможно лишь по диагонали на смежном поле и опять же с перемещением вперед.


Пешка, атакующее поле, которое пересечено ходом на два поля пешкой противника, может взять последнюю, как если бы та встала под ее удар. Такое взятие «на проходе» допустимо только на первом ответном ходу.


Белые ходят пешкой b2-b4, сразу в ответ на это черные могут осуществить взятие на проходе, сходив своей пешкой с c4 на b3 и сняв пешку белых с поля b4.

При достижении последней (восьмой для белых и первой для черных) горизонтали пешка немедленно заменяется (как часть этого же поля) на ферзя, ладью, слона или коня ее цвета. От оставшихся на доске выбор новой фигуры не зависит. Она может быть, например, вторым ферзем, третьим конем и т.д. Такая замена называется превращением пешки. Действие фигуры, появившейся на доске, начинается немедленно.
Завершение хода. Ход считается сделанным, когда: играющий, переместив на свободное поле фигуру, отнял от нее руку; снята с доски при взятии фигура противника, на место которой играющий поставил свою, прервав касание с ней руки; при рокировке играющий отнял руку от ладьи, поставленной на поле, пересеченное королем; пешка, перемещенная на последнюю горизонталь, заменена новой фигурой, от которой играющий отстранил (прервал касание) руку. Если отпущена рука от поставленной на поле превращения пешки, ход не завершен, но пойти пешкой иначе, т.е. изменить место ее превращения, нельзя.
Когда определяется, сделано ли установленное число ходов в заданное время, последний (контрольный) не считается завершенным, пока играющий не переключил часы. Это правило не применимо к некоторым ситуациям, отмеченным в статье Кодекса «Законченная партия».
Если на доске возникла позиция мата или пата, а играющий, переместив фигуру, не успел до падения флажка переключить часы, считается, что партия закончилась матом или патом соответственно независимо от показания часов.
Прикосновение к фигуре. Предупредив заранее о своем намерении (сказав «поправляю»), играющий может поправить расположение фигур на полях. В противном случае при намеренном касании: одной или нескольких фигур одного цвета он должен пойти первой тронутой, а если это фигура противника, то взять ее; одной своей фигуры и одной фигуры партнера последняя должна быть взята, а если это невозможно, выполняется ход тронутой фигурой либо взятие неприятельской, которой играющий коснулся. Если установить, какая фигура тронута первой нельзя, надо считать, что это своя фигура.
При касании фигур, которые не имеют возможных ходов и не могут быть взяты, играющий вправе выполнить любой ход. Заявление о нарушении партнером статьи Кодекса «Прикосновение к фигуре» надо делать, не притрагиваясь к фигурам.

Задача игры. Мат.
Целью игры в шахматах является постановка мата королю противника.
Мат - неотразимое нападение на короля. При мате он не может уклониться или быть прикрытым от удара, исключается и защита взятием атакующей фигуры.

Невозможные позиции
Возникновение невозможных позиций вызывается нарушением правил игры. Кодекс рассматривает ряд таких случаев. В других случаях рекомендуется принимать решения по аналогии.
Общий принцип: исправление невозможных позиций производится только при обнаружении неправильностей до окончания партии (в том числе когда результат определяется присуждением). В зависимости от характера нарушений партия может быть продолжена либо аннулирована и переиграна.

Ситуация Решение
Сделан невозможный ход Восстанавливается позиция, в которой допущена ошибка. Партия продолжается с применением правила «Прикосновение к фигуре». Если выявить неправильность не удается, партия играется заново.
Фигуры сдвинуты с мест и затем расставлены не правильно Если позицию не удается восстановить, партия играется заново.
Делая ход, играющий неумышленно опрокинул одну или несколько фигур Играющий должен восстановить положением фигур, не переключая часы, иначе судья может изменить показания часов.
В начальной позиции фигуры были расставлены не правильно Если ошибка обнаружена до окончания партии, доигрывание начинается заново.
Партия начата не тем цветом фигур Если истекла четвертая часть времени до общего контроля, то партия продолжается. Если ошибка обнаружена ранее, судья может назначить переигрывание партии (при этом расписание соревнования не должно быть существенно нарушено).
Неправильно положение шахматной доски Возникшая позиция переносится на правильно расположенную доску, после чего партия продолжается
Неверно выполнен ход с превращением пешки Ход аннулируется. Ошибка должна быть устранена с применением правила «Прикосновение к фигуре»
Неверно выполнена рокировка То же
Нарушено правило «Прикосновение к фигуре»: тронута одна, а ход сделан другой Судья может счесть ход невозможным и применить санкции, если был свидетелем нарушения.
Сделан ход после того, как на доске возникла позиция мата или пата, но на часах соперника упал флажок Ход признается невозможным. Партия заканчивается сразу, как только возникает позиция мата или пата. Падение флажка значения не имеет.
Сделан ход после просрочки времени Судья останавливает часы и, если требуется, проверяет число фактически сделанных ходов. Партнеру, просрочившему время, засчитывается поражение.

Выигрыш и ничья. Закончившаяся партия.

Ситуация Решение
Дан мат Партия выиграна партнером, который заматовал короля противника
Один из соперников сдался Сопернику, который сдался, засчитывается поражение
Играющий остановил часы Остановка часов равнозначна сдаче партии. Если это произошло по недоразумению, судья может ограничиться замечанием или оставить инцидент без последствий
У играющего нет ходов, и его король при этом не находится под шахом На доске – пат. Партия считается закончившейся вничью.
Партнеры согласились на ничью Ничья. Предложение ничьей может сделать только играющий в интервале между совершением хода и пуском часов.
Предложена ничья играющему Соперник играющего допустил нарушение, за что судья должен сделать ему предупреждение. Но ничья считается предложенной. Партнер может ее принять или отклонить
Играющий предложил ничью, не сделав хода Партнер может принять или отклонить предложением либо отсрочить решение до совершения хода
Не менее чем 50 последних ходов были без взятия фигуры и без движения пешки По требованию играющего партия считается законченной вничью. Это правило увеличивается до 75 ходов при позициях со следующим соотношением сил:
1. Король, ладья и слон против короля и ладьи
2. Король и два коня против короля и пешки
3. Король, ферзь и пешка перед полем превращения против короля и ферзя
4. Король и ферзь против короля и двух коней
5. Король и два слона против короля и слона
Кто-либо из партнеров опоздал к началу игры более чем на 1 час Считается, что партия опоздавшим проиграна
Возникла позиция, где возможность выигрыша по характеру оставшегося материала исключена для обеих сторон (Король против короля и пр.) Фиксируется ничья
Партнер просрочил время, когда у соперника остался лишь один король Фиксируется ничья. Партнер, имеющий одного короля, выиграть партию не может.
На доске в третий раз возникла одинаковая позиция Если потребует играющий, должна быть зафиксирована ничья.
Играющий делает ход, не требуя ничьей в связи с троекратным повторением позиции Партия продолжается. Право потребовать, чтобы в связи с троекратным повторением позиции была зафиксирована ничья, играющий получает, если одинаковое положение на доске возникнет снова.

Во всех случаях предложение ничьей можно отклонить устно или сделав ответный ход. До решения партнера предложивший ничью отказаться от нее не может.
Когда играющий требует зафиксировать ничейный результат в связи с троекратным повторением позиции или на основании правила 50 или 75 ходов, судья останавливает часы, чтобы проверить обоснованность заявления (если судьи рядом нет, играющий вправе остановить часы и обратиться к нему). Если требование окажется справедливым, партия заканчивается вничью. Если выяснится, что требование ошибочно, то на часах заявителя добавляется 5 минут. При этом лимит времени может оказаться перерасходованным. Если же этого не произошло, то партия продолжается. Причем должен быть сделан именно тот ход, с которым играющий связывал требование ничьей.
Проверка обоснованности требования ничьей при троекратном повторении позиции и согласно правилу 50 или 75 ходов производится на другой доске.
Если судья ошибочно признает справедливость требования, а партнер заявителя не укажет на ошибку во время проверки, ничейный результат не изменяется.
Если требование о ничьей отвергнуто, заявитель может потребовать дополнительную проверку за счет своего времени или, прекратив игру, обратиться в более высокую инстанцию. В последнем случае ему при подтверждении ошибочности требования засчитывается поражение.
За выигрыш партии участник соревнования получает 1 (одно очко), при поражении – 0 (ноль), а при ничьей каждому из партнеров начисляется по 1/2 (пол-очка).

Шахматные часы.
Каждый партнер должен сделать соответствующее число ходов в заданное время, Условия определяются заранее и включаются в регламент. Для контроля используются часы со специальным устройством – флажком.
Партия начинается с пуска часов участника, играющего фигурами белого цвета.
Время, оставшееся после выполнения требуемого числа ходов, накапливается. Если, например, сэкономлено 15 минут, а на последующей отрезок партии отводится час, то до второго контроля шахматист располагает одним часом с четвертью.
Проводятся также соревнования, где ограничение во времени на обдумывание устанавливается сразу на все ходы. В этом случае игра заканчивается с падением одного из флажков.
Показания часов при отсутствии явных дефектов неоспоримы. Возможны ситуации, требующие решения судьи. Бывает, скажем, что флажок остается в зависшем положении, хотя минутная стрелка соответствующую риску на циферблате прошла. Истекло ли контрольное время действительно? Тут последнее слово за судьей. Приняв во внимание фактическое показание часов, он может счесть флажок упавшим.
В отсутствии судьи заявление об истечении у соперника контрольного времени должен сделать партнер.
На дефект часов следует указывать, как только он обнаружен. Ссылка участника на их неисправность позднее, чем сразу после контрольного падения флажка, может быть отвергнута.
Неисправные часы подлежат замене. Время, использованное партнерами, точно устанавливается на новых. Если судья решает изменить его одному или обоим партнерам, то у них должно остаться не менее 5 минут или по 1 минуте на каждый ход.
Имея доказательства, что неверно отражают затраченное время часы только одного партнера, судья исправляет лишь их показание. Если таких оснований нет, время в равной мере корректируется на обоих часах.
Часы останавливаются судьей, когда игра прерывается по причинам, не зависящим от партнеров, - для исправления невозможных позиций, при замене дефектных часов и т.п., а также при требовании играющего зафиксировать ничью ввиду троекратного повторения позиции или согласно правилу 50(75) ходов. В этих случаях при отсутствии рядом судьи участник, чтобы обратиться к нему, может остановить часы сам.
Если игра продолжалась после невозможного хода лиюо ошибок при расстановке сдвинутых фигур и нельзя определить время, использованное каждым партнером, оно начисляется им пропорционально затраченному к моменту возникновения неправильности.
Пример. После 30-го хода черных, когда часы показывали 90 мин у белых и 60 мин у черных, обнаружено, что на 20-м ходу произошла неправильность. Время использованное на первые 20 ходов, устанавливается так: белые: 90:30х20=60 минут, черные: 60:30х20 = 40 минут. При этом у партнеров до контроля должно оставаться не менее 5 минут или 1 минута на каждый ход.
Сдача партии или соглашение на ничью остается в силе, если позже обнаружится, что флажок упал.
Если упали оба флажка и нельзя установить, какой первым, партия продолжается. С последующего хода начинается новый отсчет до очередного контроля.
Судье не следует обращать внимание партнеров на то, что соперник сделал ход, забыл переключить часы, предупреждать, сколько нужно сделать ходов до истечения контрольного времени, и т.д.

Запись партии
При проведении партии партнеры обязаны вести запись партии. Запись должна вестись разборчиво и ход за ходом. Прервать запись партии может партнер, у которого до истечения контроля времени осталось менее 5 минут. После падения флажка недостающие ходы должны быть немедленно дописаны.
Существует международная система записи партии и национальные. Которые, в свою очередь, подразделяются на полную нотацию и краткую нотацию.

В международной системе полной нотацией ход записывается следующим образом: Указывается номер хода, указывается фигура, которой производится ход, поле с которого ходит фигура и поле на которое ходит фигура.
Фигуры отражаются следующими буквами:
K - король
Q – Ферзь
R – Ладья
N - конь
B - слон
Пешка не обозначается ни как.

Например запись
22. Qh2-h8
Означает ход Ферзем с поля h2 на поле h8.

В случае, если необходимо указать ход черных, перед ходом указывается либо ранее сделанный ход белых, либо троеточие.
Например:
23. … Rd2-d6
Это ход черной ладьи с поля d2 на поле d6.
1. e2-e4 e7-e5
первый хода партии белых с поля е2 на поле е4, в ответ на это черные ходят пешкой с поля е7 на поле е5.

В случае если производится взятие фигуры, между полем откуда ходит фигура и полем куда она ходит ставится знак «х»
Например
2. e4xd5
Пешка е4 рубит на d5.
Если текущим ходом объявляется мат королю противника, то после хода ставится знак «#». Если ставится шах, то указывается знак «+».
Короткая рокировка обозначается как «О-О», длинная – «О-О-О».
Если пешка делает ход на последнюю горизонталь (белая на восьмую, черная – на первую), то после хода указывается фигура в которую она превратилась.
Например
8. e7-e8Q
Пешка сделала ход на поле е8 и превратилась в ферзя.
16. О-О-О g2xh1Q
Такая запись означает: На шестнадцатом ходу белые сделали длинную рокировку, черные пешкой, стоящей на g2 срубили фигуру, стоявшую на h1 и пешка превратилась в Ферзя.
При записи краткой нотацией не указывается поле с которого был сделан ход.
Например,
1. е4 е5
Такая запись означает ход белых пешкой на е4, в ответ черные сходили пешкой на е5.
Однако, когда запись краткой нотацией может быть трактован неоднозначно указывается либо ход полной нотацией либо указывается дополнительно часть поля с которого был сделан ход, которая позволяет сделать идентификацию хода.
Например, на первой горизонтали стоит только две белые ладьи на полях a1 и h1.
Допустим нужно указать ход ладьи с поля h1 на поле d1. Но при таком расположении фигур на поле d1 могут пойти обе ладьи и запись
12. Rd1
Будет не корректной. Необходимо указать часть поля с которого идет ладья, в данном случае:
12 Rhd1
Возможны разные ситуации, которые ведут к разным записям. Например:
34. N4e5 Rff5
Если при ходе происходит взятие фигуры противника, то знак «х» указывается после написания символа фигуры. Если взятие делает пешка, то указываются только вертикаль с которой пошла пешка и вертикаль на которой пешка срубила фигуру.
Например:
13. de
Пешка, стоявшая на вертикали d срубила фигуру, стоявшую на вертикали e. При этом идентификация должна быть однозначной. Если к примеру, на вертикали d стоит две пешки белых и обе могут произвести взятие на вертикаль e то необходимо точно указывать поле взятия.
Рокировка при записи краткой нотацией указывается также как и при полной.

Российская система записи отличается от международной обозначением фигур:
Кр – король
Ф – ферзь
Л – ладья
С – слон
К – конь
Пешка также не обозначается.
Знак взятия фигуры – «:»
Шах – «+»
Мат – «х»

Поведение партнеров
Запрещается во время игры:
Пользоваться записями или печатными материалами, обращаться к кому-либо за советом; это требование имеет также в виду запрет на любые разговоры с кем-либо кроме судьи или в его присутствии;
Делать заметки для памяти, кроме записи ходов и показаний часов;
Анализировать в турнирном помещении (в частности, свою партию на другой доске);
Любым способом отвлекать или беспокоить партнера (это относится и к случаям, когда партнер, предложивший ничью, повторит предложение без достаточных на то оснований до того, как соперник, в свою очередь, использует это право).
Нарушение правил поведения может повлечь за собой санкции, вплоть до зачета поражения в партии.
Соблюдение норм спортивной этики – условие нормальной обстановки на соревновании. В традиции шахматистов перед началом партии обмениваться рукопожатием, поздравлять партнера с успехом. Признаком плохого тона надо считать опоздание без веских причин на игру, «советы» противнику согласиться на ничью, демонстрация недовольства неудачно сложившейся партией и т.д.
Мнения партнеров друг о друге, как и их отношения, могут быть различными. Но во время соревнования должно проявляться взаимоуважение.

Шахматы -- это спортивная игра, признанная в 100 государствах. МОК в 1999 признал их спортивным мероприятием, а в 2018 состоялся дебют на зимних Олимпийских играх. Шахматам свойственен не только азарт, но еще мощная физическая подготовка и недюжинный интеллект соперников.

Зачем учиться шахматным партиям? Это способствует тренировке умственных способностей и ментальных умений, таких как:

  • Концентрация внимания.
  • Решение сложных проблем.
  • Критическое мышление.
  • Распознавание образов.
  • Стратегическое и тактическое планирование.
  • Пространственное воображение.
  • Логика и анализ.

Игра учит, что существует следствие после каждого действия. Что принимаемые решения, основанные на прогнозе и рассуждении, имеют благоприятные результаты, чем импульсивность и непродуманность.

Помимо получения навыков конкуренции (в шахматах вы узнаете, как атаковать и защищаться в одно и то же время), есть параллели между математикой, музыкой и шахматами.

Самостоятельное изучение шахмат с нуля

Чтобы самостоятельно научиться играть в домашних условиях, неплохо для начала разбить правила на составные части. При изучении ходов, проще использовать только одну фигуру на доске.

Лучшим способом научиться игре -- играть. Поражения -- это бесценные уроки и опыт. Вы вскоре узнаете, что каждая фигура имеет определенную ценность.

Из личного опыта многих игроков, шахматы можно легко изучить в онлайн-приложениях. Также, есть ряд онлайн-ресурсов для обучения. Всё зависит от того, какой способ предпочтительней: учиться «на ходу» или начать с азов.

Теперь рассмотрим варианты онлайн-обучения:

  • Chess-online (Chess.com). Лучшее бесплатное шахматное приложение для всех типов устройств и веб-сайт, чтобы начать изучать шахматы, играть онлайн с противниками вашего уровня. Отлично анализирует ваши игры с помощью функции машинного анализа. Этот ресурс предоставляет абсолютно все, начиная от обучения с нуля и ежедневной тренировки для мастеров. Их видео-уроки по теории открытия, тактике средней игры, стратегии шах -- и -- мата, структурам пешек, атакующей инициативы и т. д. Дают представление о том, как максимизировать вашу игру. Сайт поможет любому, кто пытается научиться основам, а также хочет совершенствовать свои способности.
  • Каналы Youtube. Достаточно напечатать в поиске Youtube необходимый запрос для обучения с нуля, как система предложит огромное множество каналов и видеоклипов. Выбирайте наиболее интересный материал и смотрите с удовольствием.
  • Специальная литература. Купите книгу, в которой представлены правила и основные положения шахмат. Я не буду рекомендовать ни одну, так как их очень много, и большинство из них замечательные. Ищите ту, где много картинок и мало текста. Большинство обучающих книг «для детей», работают и для взрослых.

Описание фигур, как они ходят


  1. Король – самая важная из всех фигур та, что с короной и крестом.
  2. У ферзя также есть корона -- это вторая высокая фигура.
  3. Слон – фигура с остроконечной шляпой.
  4. Ладью также легко запомнить, она похожа на башню замка.
  5. Коня очень легко запомнить.
  6. Пешки – их запомнить не составит труда, они самые «маленькие» и многочисленные.

Вот несколько правил, которые полезно освоить с самого начала:

  • Король должен быть всегда защищен, он двигается на одну клетку в любую сторону.
  • Ферзь – самый «универсальный солдат», который двигается по доске во всех направлениях.
  • Слоны имеют большой диапазон движения, но только строго по прямой, в перпендикулярных направлениях.
  • Ладью часто недооценивают новички. Она двигается «крест-накрест» по доске – диагонально, как «дамка» в шашках.
  • Конь хорош для продуманных, неожиданных атак, его движение всем известно – русской буквой «Г» во всех направлениях.
  • Пешки хороши в захвате фигур противника. Они ограничены в движениях – только на одну клетку вперед.

Видео урок

Различные техники игры


Основная техника игры:

  • Вы выбираете цвет фигур (белый или черный, либо другие контрастные цвета), противник берет противоположный цвет.
  • Вы по очереди делаете ходы. Белые фигуры ходят первыми.
  • Цель: Первый игрок, захвативший короля противника, выигрывает игру.

Установите правильно доску. Игра проводится на шахматной доске, состоящей из 64 квадратов -- восемь строк и восемь столбцов.

Стратегия для новичка – захватить как можно больше важных фигур противника, чтобы легче было добраться до короля. Это происходит путем перемещения фигур по квадратам, где находится половина противника. Захват фигуры производится путем изъятия ее с поля.

Вероятно, вы слышали слово «Шах» верно? Это означает, что вы (или ваш оппонент) поставили своего короля (или вашего оппонента) в положение, в котором он не может никуда двигаться, не будучи захваченным.

Теперь поговорим о пешках. Существуют некоторые исключения из правила одного шага: если пешка никогда не перемещалась раньше, она может двигаться на две клетки при первом перемещении. Кроме того, пешка не может захватить противника, который находится перед ней. Но если перед ней есть фигура противника по диагонали, она может сходить туда, чтобы ее захватить. Другое преимущество пешки: если она достигает другой стороны доски, где не может двигаться вперед, её можно поменять на любую другую фигуру (кроме короля).

Существует еще одно специальное движение под названием «рокировка». Оно касается положения короля и ладьи. Это сначала может быть непонятно для новичка, так что можете изучить ее позже, когда освоите основные правила.

Теперь задействуйте ваши фигуры! В частности, не позволяйте коням и слонам задерживаться на своих позициях, так как они полезны в начале игры.

Приведите вашего короля в безопасную область. Король в центре доски -- уязвимый король.

Управляйте центром! -- Это важная концепция для новеньких. 4 центральные квадрата важны для контроля.

Имейте в виду, что только конь может прыгать через клетки. Помните, что все фигуры могут перемещаться назад, за исключением пешек.

Вся стратегия игры заключается в том, чтобы заставить короля противника оказаться в ловушке. Неважно как вы это сделаете -- просто нужно сделать это один раз, чтобы выиграть!

Вы не можете сосредоточить все внимание на атаке, иначе можно получить ложное чувство безопасности и оставить возможность для оппонента использовать его. Есть много способов укрепить защиту – расставить свои фигуры на активные позиции (особенно хороши слоны и ладьи). Тщательно защищайте свою половину и, прежде всего, держите фигуры скоординированными. Последнее, что вам нужно, так это потерять ферзя, из-за того, что вы не смогли его защитить или сыграли поспешно.

Плохое открытие партии обычно приводит к негативным результатам. Работайте над перемещением вашего центра, чтобы уступить место слонам, и задействовать коней. Беспокойтесь о ферзе и ладьях позже. Нет ни одного универсального первого хода, хотя некоторые из них заслуживают внимания по сравнению с другими. Есть игроки, которые предпочитают оборонительные, пассивные позиции, либо агрессивные, динамичные стратегии. На первых этапах сосредоточьтесь на оборонительной, пассивной игре.

Анализируйте позиции для тактики. Гроссмейстеры обычно выигрывают от тактики. Ваша цель состоит в том, чтобы перехитрить противника и найти способы максимально задействовать ваши фигуры. Изучите основы вилок, штифтов, шампуров и других тактических концепций. Функция тактического тренера на Chess.com неоценима. Шахматы в большей степени полагаются на поиск одинаковых моделей на разных позициях. Использование этих идей значительно увеличит вашу силу.

Сколько времени займет изучение

Чтобы ускорить обучение, попробуйте следующее:

  1. Играйте в шахматы минимум 1 час ежедневно.
  2. Когда приобретете больше опыта, подключайте тактические головоломки по 30 минут, и 30 минут «живых» шахмат в день.

Само изучение займет около 1 месяца, если уделять внимание 30-60 минут игре ежедневно. Дальнейший прогресс не заставит себя ждать, так как игра всецело вас покорит!

Как учить играть в шахматы ребенка

Во многом обучение детей – более простая задача, чем взрослых. В век доступного интернета, дети легко самостоятельно могут научиться играть в шахматы. Тактика, приведенная выше, рассчитана на игроков всех возрастов.

Видео сюжет

Обучение в секциях

В различных кружках и секциях учат играть в шахматы «официально», то есть с пояснением всех шахматных терминов и названий стратегий. Предоставляют и показывают все возможные приемы и ходы. Самоучки, как правило, играют интуитивно, выстраивая собственные логические цепочки. Они не сильны в терминах, но при этом играют на весьма высоком уровне.

Знаменитые шахматисты мира и России


  • Сестры Полгар, Юдит и Сьюзен -- венгерские мастера. Младшая из сестер, Юдит (41 год), на данный момент, является сильнейшей шахматисткой планеты. Ее преимущество в том, что она участвует и выигрывает только в мужских чемпионатах. Звание мужского гроссмейстера Юдит получила в возрасте 15 лет, превзойдя достижения многих маститых чемпионов. Её старшая сестра Сьюзен сейчас развивает шахматный спорт в США, она также является мастером международного класса.
  • Антоанета Стефанова -- болгарская чемпионка мира и Европы по шахматам и быстрым шахматам 38 лет. В 2002 г. стала международным гроссмейстером.
  • Се Цзюнь -- китайская шахматистка, заслуженный тренер и чемпионка мира (47 лет). Стала чемпионкой в 10 лет, начала играть с 6.
  • Александра Костенюк -- чемпионка Европы и России. Ее девиз: «Шахматы - это здорово» и «Красота и ум неразделимы». Руководствуясь им, она продвигает шахматы, будучи моделью и «послом шахмат», стараясь зажечь интерес к этой игре во всём мире.
  • Анатолий Карпов (66 лет) и Гарри Каспаров (54 года) -- самые известные гроссмейстеры России. В данное время активно занимаются политической деятельностью. В прошлом -- неоднократные чемпионы мира, Европы и России.
  • Халифман Александр (52 года) -- трехкратный победитель Всемирной Шахматной Олимпиады. Сейчас тренирует подрастающее поколение, является автором книг по шахматной стратегии.
  • Магнус Карлсен (27 лет) -- действующий абсолютный чемпион мира из Норвегии, один из самых молодых гроссмейстеров планеты.
  • Ананд Вишванатан (47 лет) -- действующий индийский сильнейший чемпион мира по быстрым шахматам. Ананд играет очень быстро, тратит на обдумывание ходов минимальное время, даже соревнуясь с сильнейшими шахматистами мира.

Как стать профессионалом в шахматах


Вы уже изучили все правила шахмат и стоите на пути к совершенствованию? Вот что необходимо делать дальше:

  • Изучите алгебраические нотации. Это система используется шахматистами для записи партий или положения фигур на доске, чтобы читать и воссоздавать любую игру в дальнейшем.
  • Изучите ценность фигур. Не все шахматные фигуры одинаково сильны в партии. Научитесь определять их ценность и значимость в конкретной партии, тогда поймете, стоит ли ею пожертвовать.
  • Смотрите и анализируйте игры гроссмейстеров, прошлые и настоящие. Наблюдайте за профессиональной игрой между мастерами.
  • Начните с изучения игр древности начиная с 1600-х годов до начала 1900-х, их проще понять. Некоторые примеры мастеров той эпохи: Адольф Андерсен, Пол Морфи, Вильгельм Стейниц, Йоханнес Зукерерт, Эмануэль Ласкер, Хосе Рауль Капабланка, Александр Алехин.
  • Разгадывайте головоломки, которые помогут распознавать и идентифицировать тактические возможности и свои недостатки.
  • Научитесь использовать шахматный движок и искусственный интеллект для анализа. Сегодня самым полезным инструментом для игроков являются компьютеры. Для Windows и Linux популярным графическим интерфейсом является Arena. С его помощью вы сможете посмотреть игры в формате PGN, которые можно скачать с разных сайтов. Записывайте ваши игры для последующего анализа. Делайте то же самое, следя за живой игрой, осмысливайте позиции самостоятельно.
  • Следите за профессиональным шахматным миром. Знайте нынешних чемпионок и чемпионов мира, маститых и молодых игроков. Следите за мировыми турнирами.

Видео советы

Вступите в местный шахматный клуб. Играть с соперником лицом к лицу и быть частью шахматного сообщества -- это способ стать профессионалом. Сражайтесь с противниками вашего уровня и с теми, кто сильнее. Анализируйте каждую партию, запоминайте ключевые ходы в выигрышных и проигрышных партиях.

И еще несколько советов:

  • Решайте больше шахматных головоломок.
  • Эффективно и часто используйте коней.
  • Читайте книги по шахматам, биографии известных мастеров.
  • Учитесь на проигрышах.
  • Анализируйте ходы.
  • Размышляйте об игре противника.

С этого момента начинайте играть: проигрывать и снова, снова повторять. Всегда бросайте вызов себе. Обучение может занять и пару лет, но удовлетворение, которое получите, будет стоить потраченных сил.

Никогда не теряйте надежду и не пасуйте, если проиграли! Поражение -- это ступенька на пути к успеху!



Нарды