Проект игровой деятельности «Удивительный мир игры. Основные задачи проекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО:

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ № ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ

ОТ _____________________________ ЛЯЛИЧКИНОЙ С.В. ____________

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр »

Выполнила:

Антошкина П.Ф.

Актуальность проблемы. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, писал А.К. Бондаренко.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике.

В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.

Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.

Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что игровая деятельность как форма обучения отвечает актуальной задаче.

Классики русской педагогики В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко в своих творческих работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним.

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и по всякой другой относятся слова А.С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.

Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач.

Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Изучить роль дидактической игры как одной из форм организации обучения детей в детском саду;

Выявить степень эффективности проведения дидактических игр и их влияние на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Объектом – является воспитательно – образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования – систематическое исследование дидактических игр, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что включение дидактических игр в воспитательно – образовательный процесс будет способствовать наилучшему развитию интеллектуальных способностей дошкольников и окажет положительное влияние на развитие познавательной деятельности детей в целом.

Методы исследования:

Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

Наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

Использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;

Диагностика развития детей;

Включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников;

Анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение праздников.

Условия:

Обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

Правильное определение главной цели дидактической игры;

Необходимость сохранять положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

Использовать в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.

Новизна: заключается в том, что дидактическая игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений и навыков и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что дидактические игры вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования интеллектуального развития, повышению уровня умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом;

Учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный и игровой);

Наличие различных настольно – печатных игр: лото, домино, парные картинки, кубики, словесные игры, игры на выделение и классификацию качества предметов.

Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно – образовательной работы с детьми.

Познавательная значимость состоит в том, что:

В работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т.д.);

Соблюдение правил и игровых действий;

Применяется личностном – ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации её проведения.

Ожидаемый результат к концу реализации проекта.

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Дидактические игры способствуют подготовке дошкольников к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ, точно и чётко формировать свои мысли.

Внедрение нетрадиционных способов поможет расширить технический диапазон возможностей детей, а так же обеспечит высокий уровень эмоциональности и творческой активности детей.

Использование игровых технологий в режиме дня через все виды деятельности позволяет максимально реализовать задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I ЭТАП – аналитико – прогностический (подготовительный)

Подготовительные мероприятия

1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого- педагогической литературы.

2. Внедрение передового педагогического опыта по проблеме развития интеллектуально-творческих способностей детей.

3. Использование инновационных образовательных технологий и анализ программ по пред школьному образованию.

4. Повышение квалификации педагога.

5. Выявление уровня развития интеллектуально- творческих способностей детей 3-7лет.

6. Разработка перспективного плана работы.

7 Проведение диагностики интеллектуально-творческих способностей детей.

8. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II ЭТАП – рабочий (внедренческий)

  1. БЛОК – работа с детьми

Социально – личностное развитие

Ребенок и окружающий мир

Социализация

Д/и «Чудесный мешочек»;

Д/и «Найди ошибку»;

Д/и «Кто больше вспомнит»;

Д/и «Что было до …»;

Д/и «Узнай чей лист»;

Д/и «Найди игрушку»;

Д/и «Найди похожую»;

Д/и «Расскажи про свой узор»;

Д/и «Мастерская ковров»;

Д/и «Художник»;

Д/и «Путешествие по комнате».

Безопасность

Д/и «Путешествие»;

Д/и «Где что можно делать»;

Д/и «Пешеходы и транспорт»;

Д/и «Дорожные знаки»;

Д/и «Правила поведения»;

Д/и «Собери светофор»;

Д/и «Говорящие дорожные знаки»;

Д/и «Знай и выполняй правила движения».

Познавательно-речевое развитие

ФЭМП

Д/и «Сложи узор»;

Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»;

Д/и «Спортсмены строятся»;

Д/и «Какая фигура следующая?»;

Д/и «Сравни»;

Д/и «Найди ошибку»;

Д/и «Не ошибись»;

Д/и «Найди пару»;

Д/и «Сходства-отличия»;

Д/и «Что изменилось?»;

Д/и «Когда это бывает?»;

Д/и «Где что лежит?»

Д/и «Подбери по форме»;

Д/и «Какой цифры не стало?»;

Д/и «Пройди к домику».

Развитие речи

Д/и «Найди нестандартную фигуру»;

Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»;

Д/и «Назови группу одним словом»;

Д/и «Чем отличаются?»;

Д/и «Чего не стало?»;

Д/и «Что изменилось?»;

Д/и «Похвалялись звери»;

Д/и «Чудесный мешочек»;

Д/и «Узнай по описанию»;

Д/и «Лабиринты»;

Д/и «Назови правильно»;

Д/и «Назови ласково»;

Д/и «Оденем куклу на прогулку»;

Д/и «Назови части предметов»;

Д/и «Олины помощники»;

Д/и «Необычная песенка».

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Д/и «На что это похоже»;

Д/и «Волшебная краска»;

Д/и «Собери букет»;

Д/и «Раскрась по образцу»;

Д/и «Большие - маленькие»;

Д/и «Дорисуй»;

Д/и «Чего не хватает?».

Музыкальное творчество

Д/и «Музыканты»;

Д/и «Угадай инструмент»;

Д/и «Кто быстрее»;

Д/и «Делай как я»;

Д/и «Учись танцевать»;

Д/и «Музыкальные загадки».

Циклы занятий

Игры на развитие речи:

« Пустите в теремок »,

« Подбери по форме»»,

«Кто больше назовёт?»

«Закончи предложение»,

«Похоже – не похоже»,

«Кто пойдёт – пусть возьмёт»

Игры на ориентировку в пространстве:

«Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

«Художник»,

«Путешествие по комнате».

Игры по безопасности:

«Пешеходы и транспорт»,

«Дорожные знаки»,

«Где что можно делать?»,

«Автомобиль»,

«Польза и вред»,

«Какой знак спрятан?».

Игры для развития художественного творчества:

«Собери букет»,

«Дорисуй»,

«Чего не хватает?»,

«Раскрась по образцу».

Игры с геометрическими фигурами, цифрами:

«Геометрическая мозаика»,

«Подбери по форме»,

«Чудесный мешочек»,

«Кто больше назовёт?»,

«Уберём цифры»»,

«Задумай число»,
«Сосчитай, не ошибись»,

Игры по ознакомлению детей с окружающим:

«Парашютисты»,

«Времена года»,

«Школа»,

«Мышеловка»,

«Кто позвал?»,

«Чудесный мешочек»,

«Музыка для кукол»,

«Что из чего сделано?».

Учить слушать и понимать короткие рассказы;

Формировать эмоциональную отзывчивость;

Способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов через яркий образ и игровую деятельность;

Развивать творческую активность, наблюдательность, детское воображение, мышление, речь.

Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность;

Закреплять пространственные представления(слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади(за), далеко, близко, между, рядом;

Формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.

Расширять представления детей о правилах дорожного движения;

Формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину;

Формировать элементар- ные представления о способах взаимодействия с растениями и животными;

Учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении;

Знакомить с правилами поведения в лесу.

Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал;

Формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества;

Учить рисовать любую игрушку;

Развивать познавательные способности.

Расширять знания о геометрических фигурах;

Упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника;

Дать понятие об образовании чисел в пределах 10;
-знакомить с цифрами в пределах 10;

Формировать понятия о том, что предмет можно разделить на несколько частей.

Научить детей сравнивать и группировать предметы;

Закреплять умение выделять характерные признаки предметов;

Научить использовать предметы в быту и в труде в соответствии с их назначением;
-развивать слух, внимание и навыки звукоподражания;

Учить согласовывать движения со звуками;

Развивать интерес к музыкальным инструментам;

Углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металл, дерево, стекло, пластмасса.

Просмотр эпизодов сказок;

составление с детьми сказки по схеме;

индивидуальная работа;

НОД.

Прогулка,

самостоятельная деятельность,

беседа.

НОД,

Прогулка,

Индивидуальная

работа,

беседа.

Свободная игровая деятельность,

НОД,

Организация игр вне занятий.

Индивидуальная работа,

НОД,

Прогулка,

Самостоятельная деятельность,

Загадывание загадок.

НОД,

Совместная игровая деятельность.

2-3 год работы по проекту

(младший дошкольный возраст)

3-5 год работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

  1. БЛОК – работа с родителями

1. Предварительная работа

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми

Анкетирование, беседы

2. Повышение педагогической культуры родителей

Обогащение родительского опыта по развитию интеллектуально - творческих способностей детей

Консультации и беседы

В течение всего периода

3. «Успехи детей»

Показ достижений детей

«День открытых дверей»

2 раза в год

3. БЛОК – работа с педагогами

1. Выступление на педагогическом совете

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Доклады, презентации

В течение всего периода

2. Выступление на РМО, на конференции в МРИО

Обобщение опыта работы

Доклады, «Мастер - класс», публикации

В течение всего периода

III ЭТАП – коррекционный (внедренческий)

1. Анализ и корректировка

Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми

IV ЭТАП – обобщающий

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом

В конце каждого учебного года

2. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати

Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.

ВЫВОДЫ

Зная, что для успешного освоения программы дошкольного обучения, нужно не только знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, догадываться, проявлять умственное напряжение и проводив работу по развитию интеллектуальных способностей детей пришла к следующему выводу: проведение дидактических игр способствует умственному развитию способностей детей.

У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.

Позитивная динамика развития воспитанников за последние 3 года

Осуществление развития умственных способностей на современном этапе, возможно при проведении строгого анализа уровня знаний детей. В течение всей педагогической деятельности я провожу диагностику развития умственных способностей детей в начале и в конце учебного года, для выявления стартовых возможностей детей при осуществлении образовательного процесса. Осуществляю личностно – ориентированную модель образования, используя идею: «Не рядом, не над, а вместе». Целью образования является разносторонне – развитая, свободная, самобытная, творческая личность. Основной программой, реализуемой в ДОУ, обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса является программа «Детство» и др. Благодаря использованию эффективных методов и приемов, таких как: моделирование, проектирование, опыты и экспериментирование, веселые игровые упражнения, а также современные интеллектуальные игры, заметно повышается результативность воспитательно - образовательного процесса.

Кол-во дет.

Кол-во дет.

Кол-во дет.

Кол-во дет.

Кол-во дет.

Кол-во дет.

Кол-во дет.

Кол-во дет.

Кол-во дет.

Дидактические игры

Количество детей:

2010 - 2011 уч. год (средняя группа) – 25 человек

2011 - 2012 уч. год (старшая группа) – 25 человек

2012 - 2013 уч. год (подготовительная группа) – 24 человек

МОНИТОРИНГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ЗА 3 ГОДА

Литература

1. Антохина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте», М., 1999 г.;

2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. «Психологическое развитие дошкольников» - М., 1984;

3. Жуковская Р.И. «Развитие интересов детей в творческих играх»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 10;

4. Иванова Н.И. «Воображение и творчество детей»//Дошкольное воспитание – 1997 г. № 10;

5. Косенко Н.Т. «Формирование творческой активности в игре»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 12;

6. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М., Просвещение, 1992 г.;

7. Савенков Л.И. «Детская одаренность в познавательной сфере»// Дошкольное воспитание – 1988 г., № 5-6;

8. Семяшкина Н.И. «Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте»// Начальная школа, 1997 г. № 2;

9. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума», М., 1998 г.;

10. Эльконин Д.Б. «Символика и её функции в игре детей»// Дошкольное воспитание –1966 г., № 3.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 2530
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Играют все!»
(по созданию настольных дидактических игр гусек с правилами для детей старшего дошкольного возраста)
Гусек – это общее название игр на развороте картона, где есть старт, финиш и обозначенный точками путь, а также кубик для определения числа ходов и несколько фигурок или фишек. Такие игры существуют на основе великого множества сюжетов, которые придают игре смысл и азарт. Для дошкольников нужно выбирать понятный и близкий сюжет, в зависимости от индивидуальных интересов ребенка.

Скачать конспекты

В пять лет интересы и возможности ребенка существенно меняются, и в жизнь старшего дошкольника уверенно входят настольные игры с правилами. В младшем возрасте далеко не все дети не в состоянии мириться с очередностью, принимать разделение игрового поля на свое и чужое, понимать и принимать проигрыш. Педагогам и психологам хорошо известно, что дидактические игры способствуют формированию и развитию произвольного внимания, учат соблюдать правила, организовывать собственную деятельность, планировать ее. После пяти лет у ребенка пробуждается устойчивый интерес к изготовлению различных поделок из всевозможного материала, и это весомый повод к организации деятельности детей по созданию разнообразных настольных игр. Дети сейчас в основном играют в изготовленные игры. К сожалению, сюжет в них однообразный и ребенок быстро устает повторять этот сюжет снова и снова. Деятельность становиться монотонной и скучной. Идея нашего проекта — результат творческой работы, а результат нашего проекта — улучшение психологического климата среди детей. Совместная деятельность помогает детям стать партнерами: вести диалог, учитывать интересы друг друга, договариваться, разрешать возникающие конфликты. Взрослые занимают позицию наблюдателя: не навязывают свое мнение и уважают детскую позицию.
Покажем решение этих задач на примере создания игры «Книга Мастеров». Вместе с детьми педагоги решили создать такую игру, в которой можно менять правила, форму и длину игровой дорожки. Наша техническая находка состояла в следующем: к каждой ее съемной детали с обратной стороны приклеили шершавую сторону тканевой «липучки», что позволило легко отделять и вновь прикреплять эти детали к игровому полю. Благодаря этому можно всякий раз, в зависимости от желания игроков, прокладывать новую игровую дорожку, меняя на ней количество и последовательность ходов, в связи с этим будут изменяться правила игры.
Игра «Книга Мастеров» – вид ролевой игры, в которой игроки действуют за вымышленных или реальных (современных или исторических) персонажей, и совместно разыгрывают или создают сюжет игры – становятся участниками приключения. При этом главные аспекты – вербальное общение и живое взаимодействие.
Технология игры:
1.наличие ведущего (мастер игры).
2.определенная система правил (игровая система).
3.конкретное место действия (игровой мир).
4.сюжетная завязка игры, заранее обдуманная мастером-взрослым (запланированные элементы сюжета или весь сюжет), однако существует свобода детской импровизации в этих заданных рамках.
«Книга Мастеров»– это розыгрыш сюжета, придуманного Мастером. Как правило, игра происходит за столом или на полу и состоит из общения игроков между собой и с Мастером, а также взаимодействия игроков с миром, в котором происходит действие. Это взаимодействие может быть любым: общение с жителями деревни, замка или мегаполиса, бой с драконом или врагом, сражение отрядов или армий, расследование убийства или поиск древней реликвии. Сюжет историй может меняться, и стать основой для новой игры.
Участники, играющие каждый за своего персонажа, прилагают совместные усилия по разрешению сюжетных противоречий. Хотя это может быть не единая команда, а соперники и враги, задачей которых является помешать друг другу.
Процесс игры:
Игровой процесс состоит из четырех основных составляющих:
А) игроки вместе с ведущим создают персонажей, зависящих от конкретной игровой системы;
Б) ведущий рассказывает игрокам, что происходит, описывает мир вокруг них, дает сюжетную завязку, ставит игроков и их персонажей в определенную начальную ситуацию;
В) игроки обдумывают и заявляют действия своих персонажей.
Например, четверо друзей-подмастеров начинают игру в классических обстоятельствах – гончару недостает глиняного материала; нужно как можно быстрее отправляться в горы, чтобы там в ущелье найти глину.
Персонажи отправляются в путь, по пути преодолевая не только препятствия, но и выполняя определенные задания, например, переправиться через огненную реку, сразиться с драконом, построить корабль. Игра длиться до тех пор, пока первый мастер не достигнет цели – горного ущелья (он и будет победителем – Лучшим мастером).

При любом взаимодействии игроков включается механика игры – свод правил, по которым она происходит. Правила могут быть разными — это зависит от конкретной игровой системы. Во время игры участникам для прохождения уровня необходима помощь других участников (если ты мне поможешь, то на следующем ходе, если тебе понадобиться помощь — я тебе тоже помогу).

Детская ролевая игра носит прежде всего социальный характер, и является неотъемлемым психологическим механизмом создания детско-взрослого
Со-бытийного общества посредством:
1) максимальной свободы действий игроков.
Здесь нет ограничивающего поля и правил хода для каждой фигуры, как в шахматах. Единственным ограничением является фантазия ведущего и игроков и рамки соответствия образу (персонажу), которого ведет каждый из участников. К тому же, образовательный и развивающий аспекты ролевых игр предполагают, что игра за персонажа, которому игрок мало соответствует, может способствовать его развитию.
2) минимального уровня ресурсов.
Нет необходимости шить костюм, здесь главное – интересный сюжет, актерские способности ведущего и игроков.
3) творчества.
Творческие качества игроков и особенно мастеров проявляется, пожалуй, ярче, чем в других видах ролевых игр.

Во-первых, это коммуникативное, актерское творчество. В игре есть, куда приложить талант и продуманные усилия, чтобы создать запоминающийся, яркий и живой образ. Есть, где развернуться человеку, наделенному актерским талантом, умением убеждать других людей, вести за собой.
При выборе материала для изготовления фигурок мы остановились на глине, поскольку в этом случае фигурки более долговечны, чем из бумаги, объемны и удобны в обращении. Работа с глиной хорошо знакома нашим детям, потому что педагогом дополнительного образования с ними регулярно проводятся индивидуальные занятия в гончарной мастерской. Продумывая организацию лепки и последующей росписи, мы исходили из их индивидуальных различий детей. Многие дети пяти-шести лет, посещающие детский сад, уже имеют определенный опыт создания глиняного образа. Таким детям достаточно показать образец, и они сами выстраивают последовательность своих действий; помощь педагога им практически не требуется. Другим – нужна дозированная помощь: взрослые лепят части фигурок, а дети примазывают их друг к другу и самостоятельно украшают.

При этом педагог эмоционально сопереживает каждому ребенку, помогает ему обрести уверенность в себе (надо сказать, что среди наших детей было немало таких, кто, увидев красивый образец, засомневался в своих силах: «Я никогда такую красивую не смогу сделать!»).
В ходе работы для оформления игрового поля воспитатель помогал изготавливать старт, финиш. В случае необходимости тактично помогал детям договориться, кто из них какие детали будет склеивать.
Перед сборкой игры коллективно обсуждались ее правила: как должен поступать игрок, если его фишка попадет на кружок черного или белого цвета. Знакомые детям правила – бросание кубика и отсчитывание «шагов» по числу выпавших на кубике точек – были дополнены новыми, связанными с цветом круга, на который попадает фишка: например, черный круг означает «Пропусти ход!». Процесс подготовки игры чрезвычайно увлекает детей: каждый раз можно все изменять! Мы не раз наблюдали, как в свободное время они создавали свой, оригинальный, вариант игры, воплощая в нем собственные фантазии, устанавливая новые правила.
Первое время воспитатели играли вместе с детьми, помогали им договариваться о правилах. Постепенно взрослый переходит на роль равноправного партнера по игре, игроки перед каждой игрой договариваются о ее правилах уже сами и, в зависимости от этого, выкладывают игровую дорожку. Важно не упустить момент, когда детям можно предоставить самостоятельность, а педагогу стать лишь наблюдателем!

Введение

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В игре часто сложное становится доступным. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.

Таким образом, актуальностью данного проекта заключается в том, что в игре дети стремятся познакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

В ходе проведения анализа работы по развитию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста были выявлены следующие ключевые моменты:

В программе «Детство», реализуемой в детском саду «Дюймовочка», развитие игровых умений рассматриваются в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», где основной целью является обогащение игрового опыта каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Но, несмотря на то, что педагоги создают условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности, дошкольники знают мало игр, затрудняются в объяснении игровых правил своим сверстникам, ролевой репертуар беден, что подтверждается результатами диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностического обследования детей старшей группы ДОУ «Дюймовочка» (2008-2009 учебный год)

В соответствии с представленной проблемой мной был разработан данный проект как средство развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников посредством игры.

Новизна по сравнению с аналогами.

Данные современной психологии и дошкольной педагогики (психоанализ, когнитивная теория Пиаже, Л.С. Выготский и др.) видят в спонтанной, свободной игре специфическую для ребенка-дошкольника форму усвоения мира, компенсации переживаний и учения, которую нельзя заменить в пользу дидактических, учебных игр, направленных на осознанно поставленные взрослыми цели развития. Но, тем не менее, в современной системе дошкольного образования обозначается необходимость акцентировать внимание на целенаправленные, системные исследования особенностей развития игры на формирование коммуникативной компетентности у старшего дошкольника.

Основной идеей педагогического проекта является подборка, разработка и систематизация следующих видов игр:

  • творческие (игра-драматизация, сюжетно-ролевая игра);
  • дидактические;
  • игры-экспериментирование;

которые непосредственно будут направлены на развитие коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Коммуникативная компетенция , по определению Т.Б.Михеевой, – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Несмотря на разницу определений коммуникативной компетенции их объединяет то, в состав компетенции включаются знания, умения, способности, обеспечивающие эффективность общения в любых его формах и способности, которые помогают устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Поэтому главным критерием, по которому можно будет судить о сформированности коммуникативной компетенции у старшего дошкольника будет являться его успешность во взаимодействии с самим собой и другими в той или иной ситуации общения.

А успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем в частности в процессе игры.

Таким образом, в качестве параметров оценивания сформированности коммуникативной компетенции у старшего дошкольника мы выделили следующие показатели (см. приложение 1):

  • Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.
  • Умение получать необходимую информацию в общении.
  • Умение выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам.
  • Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  • Умение спокойно отстаивать свое мнение.
  • Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
  • Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).
  • Умение уважительно относится к окружающим людям.
  • Умение принимать и оказывать помощь.
  • Умение не ссорится, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Сфера применения: систематизированный сборник игр по развитию коммуникативной компетенции старшего дошкольника может быть реализован в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также и родителями воспитанников, что будет являться:

  • необходимой предпосылкой развития у старших дошкольников коммуникативной компетенции;
  • важным условием успешной познавательной деятельности ребенка в процессе будущего обучения в школе.

Прогнозирование негативных последствий: возможен риск переутомления воспитанников и педагогов, что будет разрешено правильным распорядком времени и продолжительности использования предложенных игр, а также психолого-педагогическим сопровождением участников воспитательно-образовательного процесса в старшей группе.
Постановка цели и конкретных, измеряемых и достижимых задач

Цель проекта: развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников через организацию игровой деятельности.

Основные задачи проекта:

  • Совершенствование организационных и психолого-педагогических условий для развития игровых умений у старших дошкольников.
  • Разработка алгоритма использования игр для развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников.
  • Обобщение и описание результатов реализации педагогического проекта.

Управленческо-кадровый аспект

  • Координатор проекта (разработчик проекта) – Куракина Т.Г., учитель-логопед (2 квалификационная категория).
  • Отслеживание эффективности внедрения игр в воспитательно-образовательный процесс по данной тематике – Филипченко Н.В., зам. заведующего по УВР (1 квалификационная категория).
  • Психологическое сопровождение проекта (проведение и анализ диагностических исследовательских процедур) – Куроптева И.В., педагог-психолог (2 квалификационная категория).
  • Реализация проекта (разработка/подборка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс игр, направленных на развитие коммуникативной компетенции) – Куракина Т.Г., учитель-логопед, Новикова О.А., воспитатель старшей группы № 2 (2 квалификационная категория).

С целью развития коммуникативной компетенции у старших дошкольников посредством игры в качестве критериев эффективности и результативности проекта будут использованы следующие показатели:

Основные
направления и задачи проекта

Важнейшие индикаторы проекта

Перечень методик (параметров),
периодичность

1. Совершенствование организационных и психолого-педагогических условий для развития игровых умений у старших дошкольников.

Диагностический материал, соответствующий теме проекта

1. Диагностика развития игровых умений (по программе «Детство» (см. приложение 2).

2. Диагностика коммуникативной компетенции (см. приложение 1)

Диагностическое обследование проводится 2 раза в год (октябрь, апрель)

2. Разработка алгоритма использования игр для развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников.

Алгоритм использования игр по развитию коммуникативной компетенции, включенная в содержание образовательной работы по программе «Детство»

Отслеживание эффективности внедрения алгоритма использования игр по теме проекта (оперативные поверки по изучению планирования игровой деятельности, посещение занятий, мероприятий с последующим анализом и консультацией, наблюдение за игровой деятельностью детей старшей группы № 2 и т.д.)

Перспектива на будущее

Разработать и реализовать проект по данной теме для воспитанников подготовительной группы.

План мероприятий по реализации педагогического проекта «Что наша жизнь … Игра!» (приложение 3)

Литература

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия», 1998.
  2. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. – М., «Просвещение», 1997.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.. – СПб, 2000.
  4. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. – М., 2008.

Наталья Владимировна Борисова
Педагогический проект «Игровая гостиная»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №9 «Чайка» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Педагогический проект

Тема : «Игровая гостиная »

Тип проекта : практико-ориентировочный, долгосрочный 2015-2016 учебный год (сентябрь – февраль) .

Место реализации : МБДОУ Детский сад №9 «Чайка»

Руководитель проекта : старший воспитатель МБ ДОУ Детский сад №9 «Чайка» Борисова Н. В.

Участники проекта : воспитатели 2 группы раннего возраста Шагиева Э. М., Баркалова А. Р., музыкальный руководитель Салахова Г. И.

Целевая группа (объект) : родители (законные представители обучающихся 2 группы раннего возраста, в количестве 28 человек.

Постановка проблемы :

Дети раннего дошкольного возраста много времени проводят в игре, но не только потому, что игра считается ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, но и потому, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша. Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребёнку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» , - рассуждают некоторые родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребёнок не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность заняться своими делами.

В настоящее время педагоги и психологи , работающие с детьми младшего дошкольного возраста, отмечают что дети, приходящие в детский сад играют мало, игры носят однообразный характер. При анкетировании родителей по вопросам игровой деятельности , выяснилось, что дома родители не знают, чем занять ребёнка младшего дошкольного возраста, в какие игры с ним можно поиграть, какие игрушки купить ребёнку, чтобы они были доступны для понимания, познавательны, эстетичны. Родители предпочитают, чтобы дети смотрели телевизор, играли в компьютер, в лучшем случае играли конструктором. Данная проблема существует по следующим причинам :

Недостаточный уровень педагогической игровой деятельности ;

Отсутствие целенаправленной работы педагогов по педагогическому просвещению родителей по вопросам игровой деятельности .

Взаимодействие педагогического коллектива с родителями по вопросам игровой деятельности необходимо начать с изучения условий, которые созданы для игровой деятельности ребёнка в семье. С этой целью проведено старшим воспитателем и педагогами младших групп начальное анкетирование родителей по вопросам игровой деятельности .

Цель проекта :

Оказание практической помощи родителям воспитанников раннего дошкольного возраста в организации совместной игровой деятельности с детьми.

Задачи :

1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах игровой деятельности .

2. Познакомить родителей с разновидностями детских игр с учётом специфики их применения в семейном воспитании.

3. Активизировать взаимодействие с родителями через работу игровой программы «Игровая гостиная » .

Стратегия и механизмы реализации.

Условия реализации проекта .

Кадровые : в детском саду работают специалисты : старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги групп , которые могут оказать методическую и практическую помощь родителям в вопросах игровой деятельности . Решение этой проблемы должно быть осуществлено в тесном сотрудничестве педагогов с родителями воспитанников.

Материально -технические : есть помещение – музыкальный зал с аудиоаппаратурой для проведения занятий с родителями, проектор , компьютер.

Программно-методические : имеется методическая литература по вопросам взаимодействия с родителями; картотеки игр.

Организационные : педагоги 2 группы раннего возраста ежедневно общаясь с родителями, могут решить вопросы времени, места занятий, организовать родителей для встреч в игровой гостиной . Педагоги ДОУ могут проводить занятия в «Игровой гостиной » в течение своего рабочего дня, встречи будут проходить 1 раз в месяц с 16.30 до 17.30. Между занятиями будет проводиться работа по педагогическому просвещению и промежуточные диагностики игровых умений детей , повторное анкетирование родителей.

Руководство проектом воспитателями :

Проведение занятий с родителями в «Игровой гостиной » .

Индивидуальные консультации с родителями и педагогами по мере необходимости по вопросам игровой деятельности .

Выпуск письменных консультаций для родителей.

Оформление картотеки игр «Играем дома, играем вместе» .

Разработка электронной презентации «Организация игровой деятельности с детьми дома» .

Руководство проектом старшим воспитателем :

Разработка анкет и анализ анкетирования родителей по вопросам игровой деятельности .

Анализ планирования и проведения консультативной работы педагогов с родителями по данной проблеме.

Изучение особенностей педагогического руководства игрой по следующим вопросам :

Какое место в режиме дня воспитатель отводит играм?

Как он обогащает опыт детей с целью развития игры?

Какие виды игровой деятельности педагоги предпочитают организовывать?

Умеет ли педагог включаться в игру , брать на себя роли? Как дети относятся к участию воспитателя в игре?

Как использует прямые и косвенные приёмы руководства игрой , проблемные ситуации, обогащение опыта детей?

Как воспитатель регулирует взаимоотношения детей по ходу игры?

Учитывает ли индивидуальные особенности детей при руководстве игрой ?

Использует ли игру с целью развития детей, коррекции их поведения?

Рабочий план реализации проекта .

п/п Мероприятие Сроки Ответственный

1 Подборка и изучение материалов по выбранной тематике. Сентябрь Воспитатели.

2 Анкетирование родителей по вопросам игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Сентябрь Воспитатели.

3 Анализ анкетирования родителей. 1 неделя октября Старший воспитатель.

4 1 встреча с родителями в игровой гостиной .

Тема 2 неделя октября

Старший воспитатель. Воспитатели. Музыкальный руководитель.

5 Выпуск консультации :

«Какие игрушки для детских игр необходимы ребёнку до 3 лет» . 3 неделя октября

Воспитатель первой младшей группы.

6 Выпуск консультации и индивидуальные консультации по теме : «Как и во что играть с ребёнком» . 1 неделя ноября

Воспитатели.

7 2 встреча в игровой гостиной

Тема «Игры, родившиеся на кухне» .

2 неделя ноября

Старший воспитатель.

Воспитатели

8 Анкетирование родителей.

Диагностика игровых умений детей 2-3 лет (наблюдения, беседы) .

Оформление папки–передвижки

. 3 неделя ноября

Воспитатели.

9 3 встреча в игровой гостиной .

Тема . 1 неделя декабря

Старший воспитатель.

Воспитатели

Музыкальный руководитель.

10 Выпуск консультаций :

«Пальчиковые игры. Их польза и значение» .

«Развиваем пальчики, учим рисовать» . 2 неделя декабря

Воспитатели

11 4 встреча в игровой гостиной .

Тема . 2 неделя января

Старший воспитатель.

Воспитатели.

12 Совместные развлечения с детьми и родителями «Как хорошо уметь играть!» . Январь Воспитатели.

13 Награждение активных участников проекта грамотами и благодарностями Январь Старший воспитатель

Воспитатели

14 Создание презентации в электронном виде «Организация игровой деятельности с детьми дома» . Январь Воспитатели

15 Создание картотеки игр «Играем дома, играем вместе» . Февраль Воспитатели

Ожидаемые результаты :

Качественные.

1. Повышение уровня родительской компетенции в организации игр с детьми раннего дошкольного возраста.

2. Обогащение репертуара игрового поведения родителей и навыков игровой деятельности с детьми.

3. Совершенствование способов взаимодействия педагогов и родителей по вопросам игровой деятельности .

Количественные.

1. Участие в занятиях в «Игровой гостиной » 50% родителей детей раннего дошкольного возраста.

2. Проведение 4 образовательно-игровых встреч с родителями «Игровая гостиная » .

3. Разработка сценариев проведения встреч.

4. 2 анкетирования родителей.

5. Выпуск 4 консультаций.

6. Оформление папки–передвижки «Игры нашего детства для наших детей» .

7. Создание презентации «Организация игровой деятельности с детьми дома» .

8. Создание картотеки игр «Играем дома, играем вместе» .

9. Проведение совместных развлечений «Как хорошо уметь играть» .

Оценка результатов.

Оценка достижения поставленной цели и задач будет осуществляться по следующим критериям :

Выполнение рабочего плана реализации;

Результаты анкетирования родителей;

Ведение документации по проведению встреч с родителями (дневник посещений, фото) ;

Отзывы родителей о проведении встреч.

Возможные риски :

Загруженность родителей на работе;

Отмена встреч по причине карантина в детском саду;

Изменение тематики проведения встреч из-за болезни педагогов .

Трансляция проекта .

1 трансляция : на родительских собраниях, педагогическом совете ДОУ – апрель 2016г.

2 трансляция : на заседании ШМВ – февраль 2016г.

3 трансляция – отчёт на общем родительском собрании и педагогическом совете ДОУ о реализации и дальнейшем развитии проекта – май 2016г .

Литература :

1. Бочкарёва О. И. «Взаимодействие семьи и ДОУ» . Волгоград, 2008 г.

2. Виноградова Н. В, Микляева Н. В. «Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы» . Методическое пособие. М.: Айрисс-пресс, 2008г.

3. Губанова Н. Ф «Игровая деятельность в ДОУ » . М.: Мозаика - Синтез, 2008г.

4. Доронова Т. Н., Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик «Вместе с семьёй» . - М.: Просвещение, 2004г.

5. Давыдова О. И., Богославец Л. Г. «Работа с родителями в ДОУ» . Управление ДОУ 2008г., №5

6. Зенина Т. Н. . - М.: Педагогическое общество России , 2006г.

7. Зимина М. С. «Домашние детские праздники» . Изд.: АСТ, ВКТ, 2008г.

8. Калугина В. А. «Организация и содержание работы с родителями» . Изд.: Школьная Пресса, 2008г.

9. Лысова В. Я., Яковлева Т. С. «Игры и развлечения с детьми младшего дошкольного возраста» . – М.: Аркти, 2000г.

10. Михальски Т. «Увлекательные детские игры» . – Москва, 2001г.

11. Миронова М. М. «Психология. Игры- занятия с детьми младшего дошкольного возраста» . – Изд.: «Корифей» , 2005г.

12. Свирская Л. «Работа с семьёй : необязательные инструкции» . Методическое пособие. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007г.

13. Журналы : «Дошкольное воспитание» , «Ребёнок в детском саду» , «Воспитатель ДОУ» , «Старший воспитатель» , «Управление ДОУ» .

Вводное анкетирование.

1. Помните ли Вы игры своего детства?

2. Играете ли Вы в них со своим ребёнком?

3. Как часто Вы приобретаете своему ребёнку игрушки? Задумываетесь ли об их педагогической ценности и значимости?

4. Знаете ли Вы, как можно использовать для игр с детьми бросовый и природный материал? Как использовать в игре предметы-заместители?

5. Как проводится детский день рождения? В какие игры играют дети на этом празднике?

6. В какие игры Вы играете с детьми в вечернее время? В выходные дни?

7. Какую полезную для Вас информацию по вопросам игровой деятельности Вы хотели бы узнать от педагогов ДОУ ?

Результаты вводного анкетирования :

В большинстве семей приобретается достаточно игрушек, но появление новой игрушки происходит случайно, покупают, не задумываясь о её педагогической ценности , влиянии на развитие ребёнка.

Родители помнят игры своего детства, но на вопрос : «Играете ли вы в них со своим ребёнком?» - подавляющее большинство родителей ответило отрицательно. Хотя на самом деле многие ролевые и подвижные игры нравятся современным детям.

Лишь немногие родители могут придумать, как использовать в играх с ребёнком различный бросовый материал, не знают, как пользоваться предметами–заместителями.

Дни рождения детей в семье проходят, как правило, с приглашением взрослых и детей. Лишь в некоторых семьях устраиваются детские дни рождения с проведением игр. Большинство родителей не знают, в какие игры, в соответствии с возрастом играть с детьми. Чем занять детей, кроме игр и т. д.

В выходные дни и вечерние часы некоторые родители заняты, предпочитают, чтобы дети посмотрели телевизор, DVD, играли самостоятельно. Вместе с тем многие родители просто не знают чем занять ребёнка, что ему предложить.

На вопрос «Какую хотели бы получить информацию и помощь по вопросам игровой деятельности от педагогов ДОУ ?», большинство родителей ответили, что хотели бы получить практическую помощь : научиться играть с ребёнком; узнать разнообразие детских игр для использования в домашней обстановке; приобрести знания о проведении детских праздников.

Программа занятий в игровой гостиной .

1 встреча

«Запомнившиеся игры прошедшего детства. Чем они дороги?» .

«Значение подвижных игр для всестороннего и гармоничного развития детей» (проводит Баркалова А. Р.) .

Тест–рассуждение о значении подвижных игр (проводит Шагиева Э. М.) . Литература : Т. Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду» .

Мини-анкета .

Играете ли Вы с ребёнком в подвижные игры?

Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые играете вместе с ребёнком.

Помните ли Вы считалочки? (напишите хотя бы одну) .

Знает ли Ваш ребёнок считалочки?

Кто его научил этому? (родители, в детском саду) .

«Вопросы – ответы» ; вывод (проводит старший воспитатель) .

Вопросы :

Скажите, кто из Вас прыгал в детстве через резиночку, играл в классики, салки? А учите ли вы играть в эти игры своих детей?

Какие ещё игры своего детства Вы помните? – «Игра с мячом» .

Во что играли с Вами родители в детстве во время прогулок?

Обучение родителей подвижным играм с детьми 2-3 лет (проводит Баокалова А. Р.) .

Литература : В. Я. Лысова, Т. С. Яковлева «Спортивные игры и развлечения. Младший дошкольный возраст» ; картотека подвижных игр по младшему дошкольному возрасту; журнал «Воспитатель ДОУ» , №7-2008 - «Подвижные игры и упражнения с детьми на природе» .

2 встреча

«Игры, родившиеся на кухне» .

«Значение развития мелкой моторики рук в процессе игр с детьми»

(проводит Шагиева Э. М.) .

Мини–анкета :

В какие игры любит играть Ваш ребёнок?

Когда вы заняты на кухне, находится ли ваш ребёнок рядом с Вами? Чем он занят в это время?

Знаете ли Вы, чем его можно занять в это время?

Если играете с ним на кухне, то как?

«Пальчиковые игры» - воспитатели групп (литература : С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста» ; журнал «Дошкольное воспитание» № 1-2003, стр. 50-53).

Игры :

«Раз, два, три четыре, пять» ; «Поиграли – отдохните» ; «В домике сидит волчок» ; «Сосчитаем помощников» ; Пальчики в перчатках»; «Солнечные зайчики» ; «Пять подружек из избушки» , «Смешные человечки» , «Разыгра» , «Две подружки» , «Семья могучая» .

«Речевые игры» (Баркалова А. Р.)

Проговаривание чистоговорок, потешек, разучивание небольших стихотворений.

Игры : «Помоги кукле накрыть стол и расскажи, что ты сделал (поставил на стол, «Помоги мишке найти предметы мебели на кухне» , «Где что лежит?» , «Расскажите, из чего приготовлен суп» , «Найди овощи (фрукты) и назови», «Найди круглый (квадратный, треугольный и т. д.) предмет» и другие (игры по возрасту и программе) .

«Рисование крупой, лепка из теста, выкладывание рисунка их макарон и т. д. (Шагиева Э. М.) .

Массаж кистей и пальцев рук (взрослый показывает и делает с ребёнком, затем взрослый говорит, а ребёнок делает).

(материалы семинара-практикума «Пальчиковый игротренинг » - нетрадиционные игровые приёмы ).

3 встреча

«Традиционные дни рождения в семье глазами детей» .

«День рожденья каждый год» - выступление старшего воспитателя о значении празднования дня рождения в семье, о подготовке к нему и проведении.

(материалы книги Т. Михальски «Увлекательные детские игры» , стр. 47, М. С. Зимина «Домашние детские праздники» ).

«День рожденья – праздник детства» - сценарий мероприятия с детьми.

(Литература «Работа с родителями в ДОУ» , стр. 128 - 131) - ответственные воспитатели, музыкальный руководитель.

Предложить родителям памятки с хороводными играми и играми–забавами для использования в домашней обстановке.

Хороводные игры : И. Е. Аверина «Динамические паузы в ДОУ» (музыкальный руководитель) .

Игры-забавы : (Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Социально-нравственное воспитание детей).

Советы опытных родителей (обмен опытом проведения праздников в семье для детей и с участие детей) .

Оформление списка-шпаргалок «Что подарить ребёнку от года до двух (от двух до трёх) – ответственный Шагиева Э. М. (М. С. Зимина «Домашние детские праздники» ).

4 встреча

«Вечерние игры с ребёнком перед сном»

Выступление : «Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста. Значение игры». (Старший воспитатель)

«Игры детей младшего дошкольного возраста в ДОУ» - Баркалова А. Р. (знакомство с программными задачами в игровой деятельности ).

(Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в ДОУ » , М. М. Миронова «Психология. Игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста» ).

Раздать памятки с играми для индивидуальной работы с ребёнком раннего дошкольного возраста, направленными на развитие психических процессов - ответственные воспитатели.

Знакомство с потешками для детей раннего дошкольного возраста. Их использование в режимных моментах дома (умывание, приём пищи, укладывание спать и т. д.) – воспитатели. (Литература : журналы «Ребёнок в детском саду» , «Воспитатель ДОУ» ).

Итоговое анкетирование.

1. Задумываетесь ли Вы при покупке очередной игрушки ребёнку об её педагогической ценности ?

2. Какую информацию и помощь по вопросам игровой деятельности Вы получили в течении года от педагогов ДОУ ?

3. Как применяете данную информацию?

4. Какие виды совместных игр наиболее интересны Вам и Вашему ребёнку?

5. Какую помощь хотели бы ещё получить?

6. Ваши предложения по работе «Игровой гостиной » .

7. Ваши отзывы и пожелания о дальнейшем совершенствовании работы по вопросам игровой деятельности

Критерии педагогической компетентности родителей в игровой деятельности :

Знание психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста; значимость игры для них.

Знание педагогической ценности детских игрушек : их правильный подбор в соответствии с возрастом.

Знания и умения совместной игры с ребёнком в домашней обстановке.

Знания и умение проводить детские праздники в семье.

Условия организации совместных игр с детьми дома :

Вступать в совместную игру с ребёнком можно только по желанию ребёнка.

В процессе игры важно развивать творчество ребёнка, побуждать его придумывать различные сюжеты.

Быть для ребёнка равным партнёром в игре, признавать его право на переживания, эмоциональные реакции, чутко реагировать на социальные потребности.

Учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его темперамент, опыт

Не критиковать ребёнка, способствовать его самовыражению в игре, поощрять его.

Организовывать различные игры; использовать природный, бросовый материал, окружающую среду дома.

Дальнейшее развитие проекта .

Использование опыта работы педагогами ДОУ .

Реализация проекта может быть продолжена в ДОУ с родителями других групп с изменением тематики проведения встреч.

Методическое обеспечение проекта :

Материалы для проведения бесед, консультации, мероприятия, рекомендации, памятки, анкеты.

5 встреча

Выступление : Значение сюжетно – ролевой игры в воспитании и развитии личности дошкольника. (Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в ДОУ » , М. М. Миронова «Психология» . (Баркалова А. Р.)

«Помощь взрослого в организации сюжетно – ролевой игры» (Материалы книги Т. Михальски «Увлекательные детские игры» , стр. 14-15, Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» ) (Шагиева Э. М.)

Мини-опрос «Как мы играем с ребенком» (Шагиева Э. М.)

Структура сюжетно-ролевой игры (рассказ воспитателей при просмотре видео «Один день из жизни детского сада) – Баркалова А. Р.

Чему обучается ребенок в сюжетно-ролевой игре? (БаркаловаА. Р.)

6 встреча

«Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

ОСТРОЕ БЛЮДО. Ситуации для анализа. (Шагиева Э. М.)

Видео презентация «Вопрос-ответ (дети) »

Как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

Сколько времени нужно уделять игре?

Роль родителей в игре.

Памятки для родителей. (Литература : О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец «Работа с родителями в ДОУ» ) (Шагиева Э. М.)

Ольга Лир
Педагогический проект «Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников»

Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста .

Представленный практико-ориентированный проект описывает интегрированный характер деятельности педагогов детского сада по созданию единого игрового пространства. В работе отражены актуальность и значимость, проекта , его характеристика, этапы реализации и предполагаемые результаты.

Предназначено педагогам ДОУ .

Актуальность проекта

Значимость и новизна проекта

Цель и задачи проекта

Характеристика проекта

Результаты проекта

Описание проекта

Этапы реализации проекта

Литература

Приложения

Приложение 1. Анкеты для родителей

Приложение 2. Конспекты мероприятий с детьми

Приложение 3. Картотека по использованию нестандартного оборудования

Приложение 4. Модель интеграции деятельности педагогов ДОУ

Приложение 5. Формы работы с родителями

Актуальность проекта

В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает «утончение» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре и постепенный уход в небытие в первую очередь игр, имеющих тысячелетнюю историю, без которых умирает народная душа. Сегодня все чаще раздаются тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что в силу разных причин происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра уходит из жизни детского коллектива. Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться » и «выиграться » .

В настоящее время игра ребенка - это уже не спонтанные сюжетные игры, не стихийно усвоенные от старших поколений игры с правилами, бытовавшие в разновозрастной «дворовой» среде . За последнее время в играх детей произошли существенные изменения. Дети дошкольного возраста стали меньше играть , особенно в сюжетно-ролевые игры.

Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты» , которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.

Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, и сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к игре у детей .

Анкетирование родителей с целью определения, как они понимают задачи воспитания через игру, умеют ли организовывать игры, создать для этого условия, выявлять интересы детей , показало заинтересованность родителей в сотрудничестве семьи и детского сада по развитию игровой деятельности

Значимость и новизна проекта

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника , являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игнорирование игры в дошкольных учреждениях и семье в угоду так называемому «раннему обучению» приводит к тому, что ребенок, пресытившись принудительными учебными занятиями, не хочет идти в школу или быстро утрачивает к ней интерес .

Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего интеллектуального воспитания , и в первую очередь формирования нравственной стороны личности ребенка. Например, игра , в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Цель и задачи проекта

Цель : предоставлять каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства .

Задачи :

Уважать свободу и достоинство каждого ребенка как маленького, но полноправного человека;

Использовать игры как формы, средства организации детской жизни, как методы интеллектуального развития ребенка , подготовки его к школе, развития «детского общества» .

Создавать условия для развития индивидуальности каждого малыша;

Обеспечивать атмосферу психологического комфорта для детей;

Учитывать возрастные психологические особенности детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения;

Использовать возможности игры в диагностических и коррекционных целях;

Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными .

Характеристика проекта

Направленность проекта : комплексный (разные виды детской деятельности : познавательно-речевая, изобразительная, ручной труд, физическая, игровая).

Тип проекта : практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность : долгосрочный (1 год)

Основополагающие принципы реализации проекта опираются на принципы программы Дороновой Т. Н. «Радуга :

преемственность и непрерывность;

интеграции разных видов деятельности;

учет индивидуальных особенностей;

чередование организованной деятельности и самостоятельного времени для свободной игры;

изменение работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости;

включение моментов, способствующих эмоциональной нагрузке, создающих у детей радостное настроение.

Результаты проекта :

Предполагаемые результаты :

Создание развивающей среды , которая включает зону для свободной самостоятельной игровой деятельности.

Оформление методической разработки для педагогов дошкольного учреждения о современных подходах к организации игрового пространства;

Обобщение материала для родительских собраний и консультаций;

Описание проекта

Проект «игра как средство развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников » разделен на три этапа.

Диагностический этап на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр детей через анкетирование, определить уровень владения воспитанниками игровой деятельности. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий п. Диагностику проводят воспитатели. (Г. Репринцева кандидат педагогических наук . Институт социальной педагогики РАО . Москва)

Так как проект реализуется на протяжении 1года, практический этап осуществляется согласно учебному и тематическому плану.

Практический этап включает в себя различные виды деятельности : познавательные занятия игровой направленности, использование игровых тренингов для развития мелкой моторики рук и речи на занятиях по развитию речи , многообразие игр в свободное от занятий время на развитие внимания , мышления, память, нравственно-волевых качеств, формирование детского сообщества и другое. Эффективность проекта достигается путем интеграции деятельности различных педагогов ДОУ .

Основным и значимым разделом проекта является сотрудничество с родителями. «Родители являются первыми педагогами » . Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закон РФ «Об образовании» ). На протяжении всего срока осуществления проекта в план воспитательно-образовательного процесса вносятся мероприятия по привлечению родителей к информационной, досуговой, продуктивной деятельности.

На заключительном этапе созданная развивающая среда , которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности, методическая разработка для педагогов дошкольного учреждения о современных подходах к организации игрового пространства, и материал для родительских собраний и консультаций будут являться продуктом проекта .



Преферанс