Сын поиграла в компьютерную игру простил помиловал. Мой ребенок играет в компьютерные игры, что делать? Как совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка

"У моего ребенка компьютерная зависимость", "У него просто истерики, как только мы просим закончить игру", "Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?" — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании "компьютерных" детей можно отметить три основных "горячих точки".

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру . Покупка новой "машины" пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть . Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). "Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку, но еще и играть вместе с ребенком?" — спрашивают родители. Именно так.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде "субботних порок" . Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может "работать" на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение "компьютерного" времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает "Р" и "Ш".

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: "Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!" И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: "Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!" Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной...

Комментарий психолога . Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя "злым" персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что "наказать ни за что" в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект "запретного плода". Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: "Все дети твоего возраста играют по полчаса", "Маленькие играют только с родителями". Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: "Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!", "А мне так нравится, как ты играешь на пианино... Так ни один компьютер не сможет!".

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: "Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!".

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными... Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться "дружественный интерфейс".

Почему они предпочитают компьютеры?

  1. Один на один с компьютером ребенок приобретает свободу , которой ему может не хватать в реальной жизни. Снимается родительский контроль; обычные нормы поведения, требующие напряжения, координации, учета интересов других, меняются на правила игры, которыми управляет сам ребенок. Из зависимого исполнителя он превращается в активного игрока. Эта иллюзия управления реальностью — самый сильный мотив компьютерных игр . Особенно для мальчиков, которые стремятся расширить свои возможности, пространство и повысить свой психологический статус. Они получают шанс стать победителями в виртуальном мире.
  2. Игры до известной степени стимулируют воображение , вовлекая детей в новые подвижные, яркие миры. Неизученным, но явно действующим является гипнотический эффект экранных технологий. Подвижные картинки, как и любые движущиеся предметы, могут завораживать, приковывать внимание. Высокая концентрация на игре сродни гипнотическому погружению в сон. Время в таком состоянии летит незаметно, а пространство сужается до рамки экрана.
  3. Манипуляции с компьютером производятся легко . Легкость, с которой совершаются сложные операции, чрезвычайно привлекательна для ребенка, которому все пока дается с трудом. Она очаровывает и некоторых родителей, чье детство прошло без компьютера. Им кажется, что их дети — маленькие гении и наделены особыми способностями. И детей подбадривает чувство превосходства над взрослыми.
  4. Большинство игр построено по принципу сериала : заканчивается одна сессия — начинается другая, еще интереснее. Разработчики игр стараются изо всех сил сделать игру бесконечной, чтобы в нее можно было играть снова и снова.
  5. Персонажи игр исключительно привлекательны . С главным героем, который движется к цели, преодолевая трудности, приятно идентифицироваться, за ним интересно следовать, с ним почти всегда ждет победа.
  6. Компьютерная игра, как всякая азартная игра, сопровождается выработкой гормонов . Игры — это симуляторы не столько миров, сколько определенных ярких переживаний, сильных эмоций. Зависимость от игр — это гормональная зависимость. Если в реальной жизни ребенок не получает сопоставимых по силе эмоций, он предпочтет игру на компьютере.
  7. Компьютерные игры тренируют оперативное внимание и память . Дети любят учиться чему-то новому, а потом демонстрировать свои способности. Им приятно ощущать, как быстро появляются навыки.

Как совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка?

  1. Для начала решите: что значит компьютер в вашей семье , в жизни любого человека? Заветный приз? Показатель благосостояния? Окно в мир? Технический помощник? Приспособление, делающее жизнь удобней? Преувеличение значения компьютера взрослыми повышает его значимость в жизни ребенка. Преувеличенные страхи перед компьютером играют ту же роль. Сакрализуя компьютер, мы создаем вокруг него ореол сверхзначимости. Спокойное, почти равнодушное отношение к технике позволяет использовать ее с большим умом, аккуратностью и пользой. А главное, не приведет к такой деформации системы ценностей, при которой обожествляется бездушная железяка с проводами.
  2. Низкая самооценка у ребенка — вот почва для формирования любой нежелательной зависимости. Если приятных стимулов, которые доставляют радость, успокаивают, подбадривают, удивляют, смешат, вдохновляют, в жизни слишком мало, любое удовольствие, в том числе игра на компьютере, может вызвать зависимость. Это значит, что, не только преувеличивая значение компьютера, но и недооценивая себя, своего ребенка, мы толкаем его довольствоваться ролью простого исполнителя чужих программ, в том числе компьютерных. Большего ему и не надо. А низкая самооценка — результат слабой родительской любви.
  3. Компьютер займет особое место в жизни ребенка, если у него нет друзей и других существенных связей с миром . Это настоящая проблема в эпоху индивидуализма и жизни в больших густонаселенных городах. Если у вас есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее.
  4. Нормативы пребывания ребенка перед экраном примерно таковы. До 3 лет никаких компьютеров и приставок! Хотя бы до 3 лет... Потому что реальности трудно конкурировать с виртуальным миром, в котором отфильтровано все неинтересное и собрано все самое "прикольное". После 3 лет время игры должно быть дозировано и составлять максимум полчаса, лучше в перебивку, по 15 минут. Вы можете завести правило: "Компьютер только по выходным!", "Или компьютер, или телевизор!", "Играем только вместе!". Такие правила — основа культуры использования информационных ресурсов.
  5. Правило "Играем только вместе!" особо важно, поскольку гарантирует включенность взрослого в процесс игры. Но главное, мы учим ребенка манере игры, моделируем отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени — это условие игры.
  6. Как ответить на вопрос ребенка, зачем ограничивать время? В 4 года можно рассказать сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но объелась, и у нее заболел животик. Напомните, что у человечков есть не только голова и руки, которые так нужны для компьютера, но и ножки, спинка, животик. Им тоже хочется поиграть, побегать, попрыгать. Иначе вырастет не человек, а головастик со слабым тельцем. На малышей это производит впечатление! Ставьте в очередь подвижные игры и компьютерные. Дети любят то и другое и спокойно переключаются с одного интересного занятия на другое.

Возраст ребёнка: 15 лет

Сын много играет в компьютер и не умеет тратить деньги

Наболевшая проблема многих, наверное, родителей. Моему сыну 15 лет, ничего кроме компьютерных игр его не интересует, и, как следствие, все его друзья, а это 2 друга (всего лишь) такие же игроманы. С самого детского возраста пыталась найти для сына интересные занятия, но в итоге, попробовав несколько спортивных кружков, он так ни на чем и не остановился, по разным причинам. Любит сидеть дома, ("не с кем гулять") на улицу не выходит, все его друзья, так же сидят дома в играх. Стараюсь ограничивать его, отвлекать, но только стоит попасть домой, сразу это компьютер, или телефон, или телевизор, что-то одно, что доступно к просмотру, так как я время от времени в чем-то его ограничиваю. Сейчас занимаемся с репетиторами, задают много, так как готовимся к поступлению, но усердия нет, задача сделать быстро, что получается, а что нет, откладываем до разбора с педагогом. Мои просьбы старается выполнять, но тоже быстро, лишь бы сделать, неконфликтный. Очень переживаю, что он очень ведомый и податливый чужому влиянию. Рада была, когда его одноклассник занимался воркаутом и собрал возле себя ребят, заинтересовал, и они свободное время уделяли этому занятию, но по медицинским показаниям парню запретили заниматься и кружок распался, я пыталась поддержать огонек, но житейские проблемы, работа, не всегда было время и мой сын, опять погрузился в домоседство и компьютер. Полностью убрать и запретить включать компьютер я не могу, так как он подписан на курс онлайн по подготовке к ОГЭ и проводятся вебинары, а на телефон ему приходят разные оповещения по занятиям, и ему нужно отслеживать, поэтому у меня тупик. Уделять максимум времени я не могу, так как работаю и прихожу к семи вечера, отца нет, так как разведены, бабушка с ним справиться не может, так как ее не воспринимает (с бабушкой у нас отдельная больная тема), сестра взрослая, и работает в другом городе. Очень боюсь за него, так как возраст такой, характер слабовольный, слушает всех, не хочет обидеть, пока компьютерные игры, потом может алкоголь и игры посерьезнее. И еще, так увлеклась, что забыла написать еще одну важную для меня проблему. Сын очень любит деньги, когда был маленький не раз ловила на том, что берет деньги, однажды взял золотые украшения и носил в сумке, пока я не обнаружила, вела серьезные беседы с ним. Сейчас, конечно, сознание пришло, что нельзя делать, что нельзя трогать, но с большим удовольствием хочет и делает все, чтобы заработать деньги, сейчас летом пошел работать, но деньги у него не держатся, тратит быстро и, конечно же, на покупку различных балов или статусов в играх. Проводила с ним беседу про то, какой вред несут игры на деньги, как сохранить свой капитал, то, что заработал, положили даже часть зарплаты на карту, конечно, оставили и на карманные расходы, для вкусняшки, но когда спросила его про деньги сказал, что уже потратил на всякие вкусности, но я подозреваю, что на игры, хотя запретила ему это делать. Карманные деньги должны быть на походы в кино, летние мероприятия, на вкусняшки, игры на деньги – это табу. Слушает, соглашается, но делает по своему, конечно, я не могу проверить, но чувствую именно на игры и потратил деньги. Подскажите, пожалуйста, что делать в этом случае, очень хочется его увлечь чем-то полезным, интересным, и чтобы в будущем такое отношение к играм и деньгам у него не превратилось в манию, в зависимость. Дайте, пожалуйста, совет, что еще можно сделать с моей стороны, как матери, чтобы уберечь сына. Спасибо.

Ирина

Ирина, здравствуйте!

В вашем письме очень много тревоги, переживаний и точек, на которые стоит обратить внимание. Поэтому постараюсь максимально эффективно и полезно вам ответить. Но прошу вас обратиться за очной консультацией к психологу для того, чтобы проработать собственную личность. Именно с родителей начинаются проблемы у детей. И вот почему.

Вы пишите, что сына «всего лишь» два друга. Это оценка, причем явно негативная. Считывается так, как будто этого мало. Но для кого? Для вас? Но речь о сыне и ему в этом хорошо. Ведь не просит помощи в поиске друзей, верно? Каждый сам решает, сколько друзей у него будет, с кем общаться и насколько близким будут эти отношения. Разрешите сыну жить своей жизнью, не соответствовать вашим ожиданиям и самостоятельно принимать для себя решения.

Далее, ограничивать – не значит решать проблему. Важно показать альтернативу, дать максимальное количество способов провести время и позволить сыну самому выбирать. Предвосхищаю ваше возражение: но он выбирает игры! Давайте разбираться почему. В целом механизм увлечения компьютерными играми в том, что ребенок чувствует дискомфорт/стресс в реальной жизни и ищет способ решения проблемы. Находит его в замене реальности на виртуальный мир и живет спокойно до тех пор, пока реальность не напоминает о себе (запрет со стороны родителей, экзамены и т.д.). Мало найти другое хобби, нужно:

а) найти альтернативный способ расслабления, снятия стресса;
б) исключить травмирующий фактор в реальности.

Следующее – это потребность в сепарации. Ваш сын уже взрослый и он нуждается в самостоятельности (понятно, что не полной, а скорее речь о потребности самому принимать решения и нести за них ответственность). Сейчас ребенок учится быть взрослым, он допускает ошибки – это нормально, но свободу дать нужно. Примите за данность, что ваш сын поступает, а не вы с ним поступаете и готовитесь к экзаменам.

Вы пишите, что он ведомый, но при этом он все же находит точки, которые готов отвоевывать даже при условии, что вы не одобрите. Судя по всему мальчик просто адаптировался и научился выбирать/ставить приоритеты. Ваша задача – поддержать там, где сын самостоятелен, даже если его решение вам не нравится. По сути, вы сами учите его «слушаться» и «подчиняться». Просто посмотрите на ситуацию с его зарплатой. Он заработал и ему решать, как и куда потратить. Но вы настаиваете на том, чтобы он сдался и дал вам руководить собой.

Кроме того, вы не доверяете сыну, это чувствует ребенок. Вам нужно научиться доверять ему, только так у вас появятся доверительные, близкие отношения.

И последний важный момент: обратите внимание, что вы тревожитесь не о текущей ситуации, а возможной проблеме в будущем. То есть ее нет в реальности. Именно поэтому вам трудно говорить с ребенком на одном языке. Он мыслит настоящим, это нормально для подростка. Не стоит программировать его на манию. Доверьтесь мальчику, поймите, что у вас сильный умный парень, который не даст себя в обиду и никогда не сделает выбор в пользу игры. Просто пока он не умеет иначе расслабляться. А как только вы поможете ему в этом, вопрос сразу исчезнет.

Надеюсь, я дала понимание в каком направлении двигаться. Всего хорошего!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я - родитель»

Чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную реальность.
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.
Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.
Потребность в игре как таковой, свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Определенное место в ряду компьютерных игр занимают неролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.
Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками. Психологи считают, что до 10-11 лет для развития детей гораздо более полезно заниматься спортом, подвижными играми (боулинг, футбол, волейбол), музыкой, рисованием, ходить в походы, кататься на роликах, коньках, лыжах, велосипеде. Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.
Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию.
Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности.
Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.
Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.
Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре:
— наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
— отсутствие ответственности;
— реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
— возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
— возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.
Установлено, что ролевые компьютерные игры в большей степени, нежели неролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье и/или со сверстниками, потребность избежать физического и/или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр.
Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Компьютер позволяет подростку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить свои мечты. Подросток начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.
Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности - игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.
Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменение самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику ребенка, чем индивидуализированная форма. Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.
Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Компьютерные игры имеют небольшую историю, однако случаев полного угасания зависимости – единицы. Человек может остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее.
Еще больше усиливают подростковую компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами. Сеть тоже представляет собой сублимат ролевых игр. Здесь «играющий» придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая себя придуманного тысячам собеседников за себя реального.
«Играющий» действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса постоянно подталкивает ребенка, подростка создавать и описывать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни.
Признаки компьютерной зависимости:
— когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
— ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
— ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
— ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
— ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
— у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
— чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
— прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
— ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
— ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
— нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.
Факты, которые должны насторожить родителей:
— ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера;
— ребенок начал проводить ночи за компьютером;
— ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;
— как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;
— ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
— ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
— ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.
Несколько рекомендаций родителям:
1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
3. Будьте другом и помощником своему ребенку.
4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.
7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
9. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Любая игра, вне зависимости от жанра и возрастной направленности, неизменно приносит удовлетворение, в целом повышая качество жизни для человека. Однако с появлением компьютерных игр остро встал вопрос зависимости, которую они могут вызывать. И если взрослый способен сам расставить для себя приоритеты, то дети порой не могут с этим справиться. Для некоторых родителей увлечение ребенка становится проблемой, другие же наоборот активно используют игры и гаджеты, чтобы занять ребенка.

- Сынок, иди обедать!
- Не сейчас, мам, у меня рейд!

Как часто современным родителям приходится слышать такой ответ от своего чада в то время, как вкусный и полезный суп остывает, а уроки не сделаны? Дети сейчас проводят за компьютерами и гаджетами больше времени, чем на улице и за книгами. Строгие дамы с экрана телевизора все чаще вещают, что игры приводят ребенка «на кривую дорожку» и учат его насилию и ненависти. Так ли это? Что делать, если ваш наследник слишком много играет? И нужно ли ограничивать юное поколение в его стремлении погружаться в виртуальные миры?

Сколько людей - столько и мнений. Разобраться и найти золотую середину помогут истории реальных родителей, которые столкнулись с тем, что игры плотно вошли в нашу жизнь. Редакция GameXP поговорила с тремя мамами игроков, обладающими различными взглядами на все эти вопросы.

Мама не возражает против игр, но и не поощряет

Маме 34 года, дочке 3 года. Семья - мама, папа, дочь.

Я
играю, но не очень много. Я казуальный игрок, мобильный. Соответственно, игры люблю достаточно простые, а играю, чтобы убить время и отвлечься. Моя первая игра была про Гарри Поттера, еще на ПК, не онлайн, конечно. Как-то я сильно заболела в каникулы и пришлось их провести дома. Тогда я и поняла, что в играх что-то есть и я могу ими увлечься в целом.

Возраст:
Я считаю игры таким же хобби, как вязание крючком или катание на сноуборде, например. Не могу их как-то выделить отдельно. При том, что это такое хобби, которое можно превратить и в профессиональную деятельность.

Запреты:
Смысл запрещать есть всегда. Дети, по крайней мере, в трехлетнем возрасте (могу только о нем судить), не контролируют себя и могут провести целый день за игрой или мультиками. И, поскольку игры - это все-таки отдых и хобби, время должно быть ограничено. Как было в нашем детстве - сначала сделать домашнее задание, а потом можно идти гулять. Вот так и с играми.

Время:
Как управлять временем ребенка? Честно - не знаю. Моей дочери 3 года, и я пока что полностью могу управлять ее временем.

Поощрение:
Да, как вариант возможно. Но если только это интересно вашему ребенку, так как не всем понравятся игры. На самом деле, это возможно после того, как сделана основная учеба/работа. Игры - это отдых, а он у нас дозированный.

Насилие:
Как и любой адекватный человек, я понимаю, что насилие это плохо, но также я понимаю, что многие игры без этого не обходятся. Довольно неоднозначный вопрос. Конечно, сейчас я не разрешаю мужу играть при ребенке в игры, где присутствуют атрибуты насилия, и сама их дочери не показываю, так как она совсем маленькая еще, а перенимает все очень быстро. То есть, разграничивать контент по возрастному признаку – это все-таки решение. Задача меня как родителя - объяснить ребенку, что есть реальный и виртуальные миры и что все это только онлайн, фантазия и выдумка.

Развитие:
Если говорить как маме, то развивающие игры на планшете ничего плохого не принесут ребенку, потому что это только способ обучения. А если говорить уже как современному человеку, который иногда сам играет, то могу сказать, что порой игры бывают настолько сложные по механике, что порой нужно активно подключать мышление и логику, и это не может не влиять положительно. Но мое субъективное отношение к играм - это развлечение. И я лично сама предпочитаю играть в то, что меня развлечет и где мой мозг отдохнет.

Мама против игр

Маме 49 лет, сыну - 16. Семья - мама, сын, бабушка.

Я
мама 16-летнего сына. Мой сын играет в игры, и я этого не понимаю. Я сама играла в игры разве что на детской площадке когда-то в детстве. И в основном эти игры были либо активные на свежем воздухе с другими детьми, либо с соседскими девочками мы играли в реальную жизнь. Я думаю, что современным детям не хватает таких игр, потому что все их внимание сосредоточено в планшетах, компьютерах и в телефонах, и сегодня подростки уже забывают, что и во дворе можно найти себе друзей, а не только в интернете.

Возраст:
Я считаю, что можно позволять детям играть в компьютерные игры только в более старшем возрасте, когда у них уже сформировано мышление и ребенок сам способен психически верно оценивать ту, или иную игру. Но здесь важна задача родителя - помочь ребенку правильно распределять свое время, не забывая про самые главные составляющие в жизни.

Сегодня я все чаще вижу, как молодые мамы просто дают телефон или планшет ребенку, не задумываясь о том, что они сами вырабатывают у своего чада зависимость от игр и интернета. Мне очень печально смотреть на это, так как я осознаю, что у современных мам совсем нет времени на своего ребенка, что приведет к тому, что потом у подростка не будет времени на что-то другое.

Запреты:
В вопросе воспитания своих детей мы часто сталкиваемся с тем, что приходится что-либо запрещать. Родители всегда желают своему чаду только добра, но это не всегда совпадает с желаниями самих детей здесь и сейчас. И компьютерные игры тут вовсе не исключение, а наоборот, я все чаще слышу от своих знакомых и подруг, что дома у них частые скандалы из-за того, что ребенок хочет играть. Смысл запрещать игры ровно такой же, как и смысл запрещать ходить в 15 лет в ночные клубы или еще что похуже.

Время:
Мне кажется, то время, которое ребенок проводит за компьютером, пропорционально зависит не только от его увлеченности, а еще и от дисциплины, которая, в свою очередь, складывается из авторитета родителей и склонности ребенка к подчинению. Дети бывают разные - бывает и такое, что ребенок совершенно не воспринимает мнение родителей и делает все по-своему. А бывает, что родители с раннего детства своим поведением и примером показывают ребенку, что в жизни помимо интернета и игр есть еще много хороших вещей и развлечений. Тогда ребенку просто-напросто становится неинтересен этот мир онлайн. Но если все же ребенок уже играет, то стоит от него требовать дисциплины и выполнения сначала своих обязанностей, как уроки, например, а только потом он сможет использовать свое свободное время в интернете.

Поощрения:
Как можно считать поощрением то, что приводит ребенка к погружению в мир насилия, убийств и брани? Я удивляюсь родителям, которые за успехи в жизни дают ребенку возможность провести время в буйном и бесконтрольном мире. Психологически ребенок будет более зависим от этого. Я, если честно, не очень хорошо отношусь к манипуляциям или шантажу с детьми, а больше верю в уважение к старшим.

Насилие:
Мы все слышали про различные ситуации, когда у подростков «съезжала крыша» от игр и когда они переносили виды взаимодействия и возможностей из игр в реальную жизнь, что иногда заканчивалось и убийствами, и даже самоубийствами. Это печальные реалии нашего времени, и я считаю, что одна из серьезных задач родителей на сегодня - это максимально уберечь ребенка от агрессии в интернете, потому как и в жизни ее вполне бывает достаточно. Дети не всегда сами способны понять, что хорошо, а что плохо. Я лично очень не хотела бы, чтобы игры были настолько доступны, как сейчас, и желаю, чтобы большее количество родителей задумалось о том, что делают их дети, сидя за компьютером или в планшете.

Развитие:
Если мы говорим про компьютерные игры, то многие родители считают, что существуют только развивающие игры или совершенно безобидные. На мой взгляд, имея доступ к компьютеру, ребенок будет естественно больше тянуться не к этим продуктам, а к более популярным играм, в которые играют его друзья - а это уже игры, полные мата, крови, где подростки от отсутствия контроля ведут себя как звери.

А если говорить о физическом развитии, то здесь очевидны многие проблемы, связанные со зрением, осанкой от долгого сидения за компьютером, уже не говоря о том, что дети, которые совсем не занимаются спортом, а тратят все свое свободное время на игры, становятся слабыми и физически неразвитыми. Я не призываю вообще запретить все и сжечь, а лишь только хотела бы обратить внимание других родителей на этот вопрос

Мама за игры

Маме 32 года, сыну - 12. Семья - мама, папа, сын.

Я
Играю в игры давно и с удовольствием. Играю во все – дома «синглы» на PC, ММО – все зависит от настроения. По дороге я играю в мобильные игры. Моей первой ММО была Сфера - очень-очень давно. Потом были Аллоды... С тех пор игры занимают большую часть моей жизни.

Возраст:
Сейчас очень много развивающих игр, которые подойдут детям в самом разном возрасте. Например, можно учить цвета и формы с малышами, либо английский с более взрослыми детьми.

Запреты:
Запрещать играть? Нет, конечно! Но нужно объяснить, чем чрезмерное увлечение играми чревато. Нельзя запрещать ребенку быть современным. Достаточно странно, когда окружение ребенка играет в игры (например, школьные друзья), а дома ему играть в игры запрещают.

Время:
Ранее мы ставили ребенку таймер ровно на час, в который он мог играть, а потом час заниматься любым другим занятием. Сейчас это вошло в привычку, и таймер нам не нужен. Ребенок понимает, что время на игры кончилось и нужно заняться более полезными делами. Например, сделать уроки.

Поощрение:
Я против такой практики. Я против запрета на игры, игры должны быть повседневностью, а не поощрением.

Насилие:
Нужно понимать и объяснять ребенку, что все, что происходит в играх, происходит не по-настоящему. Невозможно оградить ребенка от жестоких игр, ведь даже шахматы игра жестокая в каком-то смысле - рано или поздно кто-то проиграет. Несомненно, я стараюсь не показывать сыну игры со скримерами, какие-то ужастики и слешеры. Но, к примеру, ММО, где присутствует соревнование, это нормально.

Развитие:
Развивающие игры влияют хорошо. Да и любые другие. Развивается внимательность, мелкая моторика, дети начинают играть в английские тайтлы и им проще в игровой форме выучить язык. Например, мой сын, вдохновившись небольшим инди-проектом, начал изучать 3D и пробует ваять простенькие фигурки в zbrush.

Как видите, у разных родителей мнение о том, нужно ли защищать детей от игр, может быть прямо противоположным. Тем не менее, подведем итог.

Компьютерные игры сегодня становятся все более популярными, и невозможно отрицать факт, что количество игроков разного пола и возраста неуклонно растет.

Иногда бывает трудно принять что-то новое, непонятное и одновременно противоречивое, а особенно, если это касается детей. Точно так же предыдущее поколение ворчало о том, что дети проводят много времени за телевизором. Мир развивается, технологии все больше занимают нашу повседневную жизнь и игры - не исключение. Сталкиваясь с такими вопросами внутри своей семьи и со своими детьми, стоит не забывать про то, что сегодня важной задачей для родителя является помочь своему ребенку сориентироваться не только в жизни, но и в интернет-пространстве и увлечениях.



Нарды